Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2016, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 4 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Войнов Д.А. «Эмодзи» как технология политической коммуникации в Интернете // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №4. С. 103-112. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/416007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК: 32.019.51
«Эмодзи» как технология политической коммуникации в Интернете
Аннотация. В статье проводится анализ «интернет-картинок» - «эмодзи» - как технологии, позволяющей создавать невербальные смысловые конструкции и отражать политический контекст в коммуникации. Отмечается, что коммуникаторы с помощью «эмодзи» способны выполнять ряд важных задач, в частности, информировать публику о своих политических пристрастиях и мобилизовывать целевые сообщества. Автор делает вывод о возрастающем влиянии на политическую жизнь виртуальной политической символики как коммуникативной интернет-технологии, которая позволяет ускорять обмен политической информацией и побуждать граждан к участию в политических событиях.
Ключевые слова: эмодзи, политическая коммуникация, политические технологии, интернет, символ, социальные сети, политика
В современном обществе динамика появления новых инструментов политической коммуникации в арсенале межличностного или межгруппового взаимодействия граждан напрямую связана с развитием инфокоммуникационных технологий. Одним из способов манифестирования среди интернет-аудитории своих политических предпочтений становится включение в текстовые сообщения эмотиконов - «эмодзи».
Дмитрий Александрович Войнов
кандидат политических наук, старший научный сотрудник Институт управления и права, 109559, г. Москва, ул. Ставропольская, д. 70, стр. 2
voynovd@yandex. ги
«Эмодзи» (с япон. - «картинка-характер») - это небольшие картинки, распространяемые посредством соцсетей или месенджеров с целью придания тексту большей эмоциональной окраски за счет визуального эффекта от изображения. Первые «эмодзи» создали в конце 90-х годов в Японии, для платформы мобильного Интернета i-mode с целью облегчения электронного общения. В первом наборе пиктограмм содержалось 172 символа. В Unicode 9.0, выпущенном в июне 2016 г., насчитывается уже более 14 тыс эмодзи-пиктограмм, которые способны отразить не только как эмоциональные состояния, но и дать оценочные характеристики той или иной информации. Это свидетельствует о том, что эмотиконы становятся всё более важной частью международной коммуникации. Исследование, проведенное компанией Instagram, показывает, что «эмодзи» постепенно вытесняют сленг из межличностного общения интернет-пользователей. Ежедневно посредством интернет-коммуникаций отправляются около 6 млрд эмоциональных «картинок».
По мере развития «эмодзи» начинают отражать не только эмоции (смайлы-улыбки) или социально-культурную атрибутику повседневной деятельности (еда, сон, спорт, работа), но все чаще затрагивают сферу политики. Яркий пример - распространение в интернете политических «эмодзи», отражающих символы и персоны участников избирательной кампании президента США в 2016 г. - Д.Трампа и Х.Клинтон. Инициатором создания «картинок» стала -Ким Кардашьян, чья популярность способствовала быстрому распространению и использованию «эмодзи» в социальных сетях.
В политический дискурс «эмодзи» начали включать относительно недавно, как правило, с целью усиления креативной составляющей политического обращения. Так, в 2014 г. министр иностранных дел Австралии Дж. Бишоп стала первым политиком, давшим интервью для интернет-портала при помощи «эмодзи»: на все вопросы политик отвечала со своего смартфона смайлами и иконками. На вопрос о ее отношении к политике России и президенту РФ В.Путину глава МИД разместила красное «гневное лицо» [4]. Другой пример политизации эмодзи - внедрение в 2014 г. компанией Apple серии толерантных иконок, доступных в операционной системе iOS 8.3. [9]. Эти действия вызвали негативную реакцию в патриотически настроенном сегменте Рунета и стали поводом для создания национально ориентированных «эмодзи», отражающих «традиционные российские ценности»: изображение президента В.Путина, человека, держащего в руках плакат с надписью «Путин», православного священника, иконы, советского солдата со знаменем Победы над Рейхстагом, а
также российский паспорт, танк «Армата» и др. В общей сложности пользователям предложено включить в свой креативный интернет-арсенал около 200 патриотических «эмодзи» [10].
Интернет как глобальный коммуникационный канал способен объединить миллиарды людей, организуя транснациональный общественно-политический дискурс по наиболее острым вопросам современности (экологическая безопасность, угроза распространения ядерного, химического, бактериологического оружия и противодействие терроризму). Фактически мгновенная скорость передачи и получения данных повышают координацию электронных СМИ и сетевых сообществ в их воздействии на целевые аудитории для создания определенного общественного мнения. Для усиления эффективности воздействия и большей эмоциональной вовлеченности в политический процесс в обязательном инструментарии политтехнологов присутствуют и активно используются определенные символы и знаки.
Символы придают политике особый эмоциональный смысл, делают ее более значимой и привлекательной для людей, так как воздействуют и на разум, и на эмоционально-бессознательную часть человеческой психики. Политические символы обладают большой мотивирующей и побудительной силой. Они направляют и упорядочивают действия людей, выступают как средство мобилизации и интеграции масс. Как отмечает Дж. Маркус, «в действительности эмоции являются предпосылкой проявлений рассудка и, следовательно, неотъемлемы от рационального анализа и политических оценок в условиях демократии. Попытки очистить публичную жизнь от эмоций не только обречены на провал, но, в конечном счете, могут лишить демократии одного из главных источников обновления и изменения» [1].
Политические символы - иррациональны по своей природе, поэтому легко используются для различного рода манипуляций с общественным сознанием и идеологических провокаций. Эффективность провокативного воздействия символа связана с его заранее заданной истинностью. Поэтому с помощью эмодзи можно создавать у интернет-пользователей иллюзию причастности к политическим событиям, мнимой включенности в политический процесс.
«Эмодзи» - символика, вторгаясь в сферу политики, несет в себе мощный идеологический заряд, становясь частью политического мейнстрима, органично вплетаясь в ткань политических манифестаций, дискуссий, идеологий, вокруг которых объединяются единомышленники, в стремлении повлиять на действия политической власти. «Эмодзи» начинают воплощать идеалы, представления и ценности, которые используются субъектами политики для смыслового
построения социально-политической действительности. Культурологи отмечают, что «эмодзи» это элемент расширения грамматики визуального языка, а мировоззрение человека с «эмодзи» имеет больший спектр для переживаний, включая дополнительный визуальный код [8]. Именно посредством политической символики, полагают исследователи, происходит интерпретация политической реальности общественным сознанием, обеспечивается идейно-политическая и практическая перестройка политического пространства. Символ обладает мощным коммуникативным потенциалом, может нести в себе и эффективно доставлять адресату несоизмеримо большее содержание, нежели любой другой знак [11].
Политически окрашенные «эмодзи» многофункциональны:
1. «эмодзи» могут мобилизовывать участников политического процесса, сплотить единомышленников;
2. политические «картинки» способны информировать и выполнять коммуникационные задачи;
3. «эмодзи» выполнябт функцию политической социализации, т.е. приобщают к политической деятельности ранее не аффилированные персоны, сообщества или организации;
4. «эмодзи» решают задачи внешней идентификации сторонников какой-либо политической идеи, партии или государственной структуры;
5. при помощи «эмодзи» возможно конструирование в общественном сознании политических иллюзий не соответствующих реальному положению дел, т.е. манипулирование общественным мнением.
В пространстве Интернета «эмодзи» способны создавать диалоговое пространство не только среди носителей одного языка, но и на межнациональном уровне, и в кросс-культурной языковой практике. Поэтому наиболее важной проблемой во всемирной сети становится унификация информационно-смысловой нагрузки того или иного политического «эмодзи» для представителей разных рас, национальностей, религиозных или идеологических течений, которые могут по-разному интерпретировать определенные политические символы-эмозди, наделяя иными эмоциональными и смысловыми содержаниями одни и те же пиктограммы. Они могут не замечать политической коннотации символа или придавать политическое содержание «повседневному» эмотикону-улыбке. Как отмечают исследователи, в зависимости от конкретной ситуации далеко не всякая политическая информация становится семантически значимой, однако элементом политически значимой информации может стать содержание
сообщения о событии из другой сферы общественной жизни, непосредственно затрагивающее его частные интересы. Следовательно, информация о любой общественной проблеме может приобрести политическое значение, политический характер, если она связывается с вопросами власти или властных отношений [5, с. 40].
Очевидно, что политическая коммуникация осуществляется в конкурентной среде. Поэтому главным критерием эффективности политической коммуникации является способность сообщения побудить личность и социальные группы включиться в политическую жизнь общества, то есть участвовать в динамических процессах постоянного поиска и уточнения целей политического развития. Аудитория, имея возможность выбора того или иного коммуникационного канала, в зависимости от информационных потребностей, вкусов, идейных установок и предпочтений индивидов, может не заметить жизненно важные информационные сообщения. Поэтому креативный подход к процессу создания, трансляции и восприятия политической информации позволяет повысить эффективность политических трансакций и вносит новые смыслы в социально-политический дискурс. «Человек политический» в креативном проявлении своих взглядов и ретрансляции их широкой аудитории объективно влияет на развитие системы массовых политических коммуникаций, внося новое качество в уже известное ранее сообщение, тем самым сокращая энтропию читателей вокруг конкретного политического события или относительно своих собственных политических убеждений [2].
Как показывает практика, для усиления креативной составляющей политически значимой информации е-акторы используют в невербальной коммуникации «пиктографическую» символику (международные условные обозначения), символы-жесты (кукиш, «средний палец», кулак), интернет-символику (смайлик) и др. Особенностью Интернета по сравнению с «классическими» СМК стало формирование собственной языковой (сленговой) и знаковой системы взаимодействия участников, где государственные структуры фактически бессильны что-либо противопоставить. Субкультуры всегда разграничивали пространство между собой и крупными социальными объединениями «изобретая» свой язык. Это хорошо известная коммуникативная технология, в основе которой лежит желание разрушить конвенциональное диалоговое пространство между «посвященными» и «простецами» [3]. «Эмодзи» в этой связи могут стать частью символического
обмена в закрытых сообществах, пополнив репертуар средств для совершенствования системы деструктивных коммуникаций.
Коммуникации, в рамках которых человек получает признание как рационально действующая личность, которые построены на базе взаимовлияния и открытого обсуждения любых общезначимых вопросов, направлены на созидание. Деструктивные технологии даже оставаясь в рамках закона, нарушают эти нормы и выражаются в агрессивном (насильственном) воздействии на оппонента, манипулируя политической информацией и уничтожая диалогическое пространство, рассматривая человека лишь как объект внешнего воздействия [6].
Для профилактики деструктивных коммуникаций в некоторых социальных сетях и медиа намеренно не применяют иконки означающие «Не нравится». Такой политики в сети придерживается компания «Фейсбук» (БаееЬоок), которая в феврале 2016 г., проигнорировав ожидания интернет-сообщества, ограничилась расширение панели «лайков» только пятью дополнительными эмотиконами: «Супер!», «Ха-ха!», «Ух-ты!», «Сочувствую» и «Возмутительно». Отсутствие эмотикона «Не нравится» позволяет сократить возможности для троллинга пользователей и, очевидно, является частью политики толерантности. Как показывает практика, деструктивные эмотиконы, как технология влияния на общественное мнение, чаще всего применяют к виртуальным страницам политический партий и общественных деятелей, чей контент подвергается особенно пристальному вниманию в Интернете. На политическую авансцену все чаще выходят смысловые категории виртуального пространства, которые имея «обидную и оскорбительную» коннотацию в сети и в реальном мире не теряют свой негативный смысл, но при этом не подпадают под действие официального законодательства. Очевидно, что массовая коммуникация должна стремиться избегать двусмысленности, чтобы исключить повышенную напряженность, связанную с декодированием неопределенных сообщений [7, с. 11]. Различное понимание смысла распространяемой «деструктивной» (провокационной) информации среди интернет-аудитории существенно затрудняет противодействие негативному влиянию такой коммуникации.
Таким образом, «эмодзи», как коммуникативная технология, становится все более значимой частью межличностных и публичных информационных взаимодействий в виртуальном пространстве. По мере роста популярности эмотиконы приобретают не только знакомые всем эмоциональные характеристики, но и органично включают в свое содержание социально-
политическое смыслы, стремятся отразить актуальные политические события и идеологические установки. «Эмодзи» - символика оказывает влияние на формирование и воспроизводство политической идентичности нации или государства, отображая национально-государственные символы и идеалы: флаги, гербы, характерные национальные архитектурные и топонимические изображения, представителей фауны/флоры (клен, кедр, медведь, осел, орел и т.д.). Становясь частью политической культуры, «эмодзи» имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве инструмента для коммуникации. Любой символ, и «эмодзи» не исключение, начинает проявлять свою политическую сущность только в связке с реальной действительностью, в диалоге гражданского общества и власти. С разрушением диалоговых принципов символы способны оказывать деструктивное воздействие, разрушая ткань общественно-политического консенсуса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Marcus G.E. The Sentimental Citizen: Emotion in Democratic Politics. Pennsylvania State University Press. 2002.
2. Войнов ДА. Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 1. - С. 117-126.с.120
3. Войнов Д.А. Политические интернет-коммуникации: самоуправление vs контроля // Электронный научный журнал «Век качества», №1 (2016) http://www.agequal.ru/pdf/2016/116006.pdf (доступ свободный)
4. Глава МИД Австралии описала Путина смайлом / ВВС - [Электронный ресурс] URL:
http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2015/02/150217_rn_tr_bishop_emoji_inter view.shtml (дата обращения: 08.09.2016).
5. Грачев М.Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». — 2003. — № 4.
6. Дружинин А.М. Коммуникации: созидательные и деструктивные // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2010. Т. 55. С. 172182.
7. Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решений // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. № 2. С. 11.
8. Закурдаева К. Эмодзи и политика: почему виртуальные символы сегодня важны / http://www.currenttime.tv/a/27902320.html (дата обращения: 09 августа 2016)
9. На Apple в России завели дело за пропаганду гомосексуализма / ВВС -[Электронный ресурс] - Режим чтения - URL: http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2015/09/150924_rn_apple_russia_gay_pro paganda.shtml (дата обращения: 08.09.2016)
10.Путин, Кадыров, танк "Армата": кому нужны патриотические эмодзи? / ВВС -[Электронный ресурс] - Режим чтения - URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2015/10/151030_tr_patriotic_emoji.shtml (дата обращения: 08.09.2016
11. Соловей Т.Г. Политическая символика как способ политической коммуникации // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы VI междунар. науч.-теорет. конф., Минск, 22 апр. 2013 г. - Минск: БГПУ, 2013. -С.108-109.
"Emoji" as a technology of political communication on the Internet
Dmitry Voinov,
PhD, Institute of Management and Law,
Moscow [email protected]
Abstract. the article analyzes the "Internet pictures" - Emoji - like technology to create a non-verbal semantic structure and to reflect the political context in communication. It is noted that communicators using the "Emoji" are able to perform several important tasks, in particular, to inform the public about their political allegiances and mobilize the target community. The author concludes that the increasing influence on the political life of a virtual political symbolism as a communicative Internet-technologies that allows you to accelerate the exchange of political information and encourage citizens to participate in political events.
Key words: Emoji, political communication, political technologies, Internet, symbol, social networking, politics
REFERENCES:
1. Marcus G.E. The Sentimental Citizen: Emotion in Democratic Politics. Pennsylvania State University Press. 2002.
2. Vojnov D.A. Kreativnost' internet-kommunikacii kak sposob individual'nogo politicheskogo uchastiya grazhdan [Creativity online communication as a way of individual political participation] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the Russian University of friendship of peoples]. Seriya: Politologiya. 2012. № 1. - S. 117-126.
3. Vojnov D.A. Politicheskie internet-kommunikacii: samoupravlenie vs kontrolya [Political online communication: self-management vs control] // 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Vek kachestva [Electronic scientific journal Century quality], №1 (2016) http://www.agequal.ru/pdf/2016/116006.pdf (dostup svobodnyj).
4. Glava MID Avstralii opisala Putina smajlom [The Australian foreign Minister has described Putin smiley] / VVS - [Elektronnyj resurs] - Rezhim chteniya - URL: http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2015/02/150217_rn_tr_bishop_emoji_inter view.shtml(data obrascheniya: 08.09.2016).
5. Grachev M.N. K voprosu ob opredelenii ponyatij «politicheskaya kommunikaciya» i «politicheskaya informaciya» [To the question of the definition of "political communication" and "political information"] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Politologiya» [Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series "Political Science"]. - 2003. - № 4.
6. Druzhinin A.M. Kommunikacii: sozidatel'nye i destruktivnye [Communications: constructive and destructive] // Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of Institute of system analysis of Russian Academy of Sciences]. 2010. T. 55. S. 172-182.
7. Druzhinin A.M. Mediateksty v strukture prinyatiya reshenij [Media texts in the decision-making framework] // 'Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manah Prostranstvo i Vremya [Electronic scientific edition Almanac Space and Time]. 2015. T. 9. № 2.
8. Zakurdaeva K. Emodzi i politika: pochemu virtual'nye simvoly segodnya vazhny [Emojis and politics: why virtual characters today is an important] / http://www.currenttime.tv/a/27902320.html (data obrascheniya: 09 avgusta 2016).
9. Na Apple v Rossii zaveli delo za propagandu gomoseksualizma [At Apple in Russia opened a case for the promotion of homosexuality] / VVS - [Elektronnyj resurs] -Rezhim chteniya - URL:
http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2015/09/150924_rn_apple_russia_gay_pro paganda.shtml (data obrascheniya: 08.09.2016).
10.Putin, Kadyrov, tank "Armata": komu nuzhny patrioticheskie emodzi? [Putin, Kadyrov tank "Armata": who needs a Patriotic emojis?] / VVS - [Elektronnyj resurs] - Rezhim chteniya - URL:
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/10/151030_tr_patriotic_emoji.shtml (data obrascheniya: 08.09.2016).
11. Solovej T.G. Politicheskaya simvolika kak sposob politicheskoj kommunikacii [Political symbolism as political communication] // Evropa: aktual'nye problemy etnokul'tury: materialy VI mezhdunar. nauch.-teoret. konf. [Europe: current issues of
ethnoculture: materials of the VI Intern. scientific.-theoretical Conf], Minsk, 22 apr 2013 g. - Minsk: BGPU, 2013. - S.108-109.