Научная статья на тему 'Организация взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в целях выявления и пресечения преступлений и правонарушений, связанных с подготовкой и проведением выборов'

Организация взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в целях выявления и пресечения преступлений и правонарушений, связанных с подготовкой и проведением выборов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
512
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Олег Юрьевич

Рассмотрены организационные формы взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов. Предложены рекомендации по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел в целях выявления нарушений законодательства о выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination a police's and an election committee's team-work to bring to light and stop crimes and torts in a field of preparation and holding of election

In this article an author consider forms of polices and election committees team-work at the time of preparation and holding of election. There are guidelines about some courses of police working to bring to light torts in a field of the elections legislation in this article.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в целях выявления и пресечения преступлений и правонарушений, связанных с подготовкой и проведением выборов»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

Правоведение

УДК

О.Ю. Антонов

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ

Рассмотрены организационные формы взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов. Предложены рекомендации по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел в целях выявления нарушений законодательства о выборах.

Ключевые слова: органы внутренних дел, выборы, избирательная компания, избирательные комиссии, преступление, правонарушение.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел в период подготовки и проведения выборов составляют различные нормативные акты, в первую очередь Конституция РФ и законодательство о выборах, а также закон РФ «О милиции» (ст. 10, п. 1, 4, 5, 7, 23, 28) как специальный нормативный акт, устанавливающий следующие обязанности милиции в ходе избирательной кампании:

- предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения;

- выявлять и раскрывать преступления;

- возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

- осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

- оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, членам избирательных комиссий, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

- принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 3, 5, 13) на аппараты криминальной милиции возложены обязанности принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных. Оперативные подразделения органов внутренних дел наделяются правом проводить оперативно-розыскные мероприятия при получении информации о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе предусмотренных ст. 141, 1411, 142, 1421 УК РФ и других, связанных с проведением избирательной кампании. Следует отметить, что органам внутренних дел запрещено проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения, а также принимать негласное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления, в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий и общественных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Помимо этого, деятельность органов внутренних дел по обеспечению избирательных прав граждан регулируется обширным перечнем подзаконных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, а также ведомственными нормативными актами, обновляемыми, как правило, в период подготовки к очередной избирательной кампании.

Дополнительно следует отметить наличие Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и МВД России от 21 февраля 2005 г., которым на милицию возлагаются задачи обеспечения правового режима избирательных кампаний, организации участия региональных и местных органов внутренних дел в проведении необходимых мероприятий по охране и защите избирательных прав граждан и их объединений. Министерство организует и контролирует проведение профилактических мероприятий и заданий, направленных на создание благоприятных условий для проведения различного уровня выборов.

Наибольшую сложность для сотрудников милиции, как показали проведенное нами исследование и личный опыт работы автора в МВД Удмуртской Республики в период 9 избирательных кампаний и работы в окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ в 1999, 2003 гг., представляет деятельность по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, связанных с подготовкой и проведением выборов. Осуществление данного направления оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел невозможно без взаимодействия с другими правоохранительными органами и избирательными комиссиями, которые играют главную роль в сфере организации и проведения выборов, охраны и защиты избирательных прав граждан.

Законодательство о выборах в отношении всех государственных органов в избирательном процессе использует словосочетание «оказание содействия избирательным комиссиям», не раскрывая его содержания. По мнению Н.А. Алексеева, оказание содействия органами внутренних дел избирательным комиссиям есть результат созданного законодателем особого правового

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

режима, влекущего за собой появление элементов системы социального управления - канала прямой связи, когда в качестве субъекта управления, от которого исходят команды воздействия, выступает избирательная комиссия, а в качестве объекта, подвергающегося управленческому воздействию, - органы внутренних дел [1 С. 43]. Указанное содействие осуществляется в ходе различных мероприятий, классифицируемых Н.А. Алексеевым на организационные, профилактические, правоприменительные и правоохранительные. При этом организационную форму оказания содействия органами внутренних дел избирательным комиссиям он характеризует созданием органами внутренних дел необходимых условий для исполнения избирательными комиссиями правовых актов, регламентирующих их деятельность по подготовке и проведению выборов, совершенствованием с этой целью организационных структур [1 С. 93, 124, 94].

К организационным формам взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий, по нашему мнению, относятся следующие мероприятия.

1. Проведение совещаний с избирательными комиссиями по организации взаимодействия в период подготовки и проведения выборов.

Так, 25 сентября 1999 г. в МВД России состоялось Всероссийское совещание руководящего состава МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВД на транспорте, режимных объектов, командного состава внутренних войск по вопросам взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск с избирательными комиссиями, обеспечения законности и правопорядка в период подготовки и проведения выборов в Государственную думу ФС РФ. По результатам обмена мнениями было принято соответствующее решение, в котором даны конкретные рекомендации по улучшению координации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск [2 С. 25].

В декабре 2002 г. на коллегии МВД с участием Центральной избирательной комиссии РФ был определен ряд приоритетов во время избирательных кампаний [3 С. 23].

Необходимость в проведении данных совместных совещаний, на наш взгляд, вызвана не только решением возникающих в ходе подготовки и проведения выборов организационных вопросов, включая охрану общественного порядка, но и организацией взаимодействия по борьбе с электоральными правонарушениями и преступлениями, для чего нужно повышать правовую культуру сотрудников милиции.

Так, Ю.Н. Климова выделяет следующие причины неисполнения органами внутренних дел предписаний избирательной комиссии: низкий уровень правовой культуры, а также ведомственная нескоординированность действий в период выборов либо отсутствие четкого инструктажа производства процессуальных действий и составления процессуальных документов по делам о нарушениях избирательного законодательства [4 С. 78].

В этих целях следует отметить положительный опыт Новосибирской городской избирательной комиссии в период избирательной кампании по выборам депутатов городского Совета г. Новосибирска, состоявшимся 3 апреля

2005 г. Данная комиссия в порядке оказания методической и правовой помощи провела три совещания с окружными избирательными комиссиями с участием руководителей оперативных штабов УВД. В результате чего сотрудниками правоохранительных органов по 60 административным правонарушениям (из 80 выявленных) приняты решения о составлении протоколов об административном правонарушении и направлении их в суды для рассмотрения. Не останавливаясь на достигнутом, для обобщения указанной административной практики избирательная комиссия совместно с УВД г. Новосибирска провела семинар-совещание с инспекторами УВД районов города [5. С. 28,30,31].

2. Привлечение сотрудников милиции к участию в специальных структурах, которые образуются органами внутренних дел (ВКЦ) и избирательными комиссиями (рабочую группу для проведения проверки достоверности подписных листов и контрольно-ревизионную службу).

При этом наиболее оптимальным, по нашему мнению, является включение в состав избирательных комиссий сотрудников милиции.

Так, в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы ФС РФ второго созыва по предварительной договоренности с руководителем Правового управления Государственного совета Удмуртской Республики на основе ходатайства общественной организации ветеранов МВД Удмуртской Республики в состав окружной избирательной комиссии по Ижевскому одномандатному избирательному округу № 28 был включен автор настоящей работы, состоящий в то время в должности руководителя группы МВД по связям с органами государственной власти Удмуртской Республики и общественными объединениями и входящий в состав ВКЦ МВД в качестве руководителя рабочей группы. Это позволило в кратчайшие сроки организовать проверки сведений о кандидатах на наличие судимости и автотранспорта, предварительные проверки материалов по фактам нарушений законодательства о выборах, рассмотренным окружной избирательной комиссией, а также составить избирательной комиссией 11 протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушений избирательного законодательства.

3. Получение в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях сведений о количестве и местонахождении избирательных участков, об ответственных должностных лицах и их служебных телефонах необходимо для проведения следующих профилактических мероприятий:

- комплексных обследований объектов, на которых будут проводиться выборы, включая проверку избирательных участков на предмет обнаружения взрывных устройств;

- определения мест парковки транспортных средств у объектов выборов; выбора маршрута сопровождения автомобилями дорожно-патрульной службы транспортных средств при перевозке избирательных бюллетеней и другой документации по выборам; обследования дорог по данному маршруту и принятия мер к устранению выявленных недостатков.

4. Получение в избирательных комиссиях сведений о кандидатах в депутаты, их доверенных и уполномоченных лицах, местонахождении и коор-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

динатах их избирательных штабов, об изготовлении и распространении ими законных и незаконных агитационных печатных материалов, а также перечня средств массовой информации и типографий, опубликовавших свои расценки по изготовлению и размещению агитационных материалов.

Данную информацию необходимо разместить в дежурных частях органов внутренних дел для оперативного реагирования на сообщения о преступлениях и происшествиях для выявления связанных с избирательной кампанией, например:

- фактов совершения преступлений в отношении кандидатов, их доверенных и уполномоченных лиц, а также имущества, находящегося в помещении их избирательных штабов;

- фактов распространения агитационных материалов, по которым избирательной комиссией выносились постановления о признании их выпущенными с нарушением законодательства о выборах и вносились представления в органы внутренних дел о пресечении их распространения и изъятии; либо агитационных материалов, копии которых не были заблаговременно предоставлены в избирательные комиссии и не были оплачены из избирательного фонда кандидата;

- фактов распространения зарегистрированных печатных изданий, которые не имеют права публиковать агитационные материалы, поскольку не опубликовали на них свои расценки, но содержат агитационные материалы;

- фактов распространения агитационных материалов, выпущенных в типографиях, которые не имеют права изготавливать агитационные материалы, поскольку не опубликовали на них свои расценки.

Кроме того, при выявлении сотрудниками милиции фактов распространения агитационных материалов, имеющих признаки клеветы в отношении кандидатов, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела либо привлечении к административной ответственности их распространителей необходимо установить местонахождение и опросить кандидатов, в отношении которых распространяются сведения в целях решения вопроса о несоответствии их действительности.

5. Предоставление по запросам соответствующей избирательной комиссии в установленный срок сведений о наличии у кандидатов неснятой и непогашенной судимости, а также автотранспорта.

Данная работа проводится закрепленными сотрудниками информационного центра и ГИБДД, ведущими соответствующий оперативно-справочный алфавитный учет и учет регистрируемого автомототранспорта.

6. Оказание помощи избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов в специфических условиях (ограничивающих свободу подозреваемых, обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания), а также на территории воинских частей МВД осуществляется в рамках предложенных нами выше мероприятий.

Организация профилактических мероприятий осуществляется в рамках соответствующего плана МВД, а особенности оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступных нарушений законодательства о выбо-

рах, а также предотвращению проникновения представителей криминала в выборные органы государственной власти и местного самоуправления требуют дополнительного исследования. Можно только отметить, что в ходе ее осуществления невозможно проведение оперативно-технических мероприятий, поскольку электоральные преступления не относятся к категории тяжких и особо тяжких, несмотря на наличие квалифицирующего признака «совершено организованной преступной группой», доказать который без проведения данных мероприятий практически невозможно.

Вопросы правоприменительной деятельности органов внутренних дел достаточно полно раскрыты в работе Н.А. Алексеева [1 С. 122-124], а в рамках настоящей статьи можно предложить только некоторые рекомендации по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел в целях выявления нарушений законодательства о выборах (схема 1, на которой сплошными линиями указаны обязательные связи, прерывистыми - возможные).

Деятельность милиции по выявлению нарушений законодательства о выборах

1. Сбор информации от населения на обслуживаемой территории о

фактах:

1) сбора подписей избирателей с последующим выяснением вопросов;

2) его оплаты из избирательного фонда (ст. 5.18 КоАП РФ РФ);

3) предложения денег за подпись в поддержку конкретного кандидата (ст. 5.47 КоАП РФ РФ);

4) раздачи агитационных материалов:

- содержащих клевету (ст. 129 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ),

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

- выпущенных СМИ в нарушение установленного порядка (ст. 5.5 КоАП РФ РФ),

- изготовленных до регистрации кандидата (ст. 5.8 КоАП РФ РФ),

- изготовленных с нарушением требований закона (5.12 КоАП РФ РФ),

- изготовленных минуя его избирательный фонд (ст. 5.18 КоАП РФ РФ);

5) параллельного осуществления подкупа или благотворительной деятельности (п. «а» ч.2 ст. 141 УК РФ, ст. 5.16 КоАП РФ РФ) с изъятием распространяемой продукции;

6) распространения агитационных материалов с изъятием их образцов в целях последующей проверки их законности (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18, 5.51 КоАП РФ РФ) с выяснением вопроса о параллельном осуществлении подкупа или благотворительной деятельности (п. «а» ч.2 ст. 141 УК РФ, ст. 5.16 КоАП РФ РФ);

7) бесплатного распространения газет, ранее распространявшихся только на платной основе в торговых точках и через подписку (ст. 5.16, 5.5 КоАП РФ РФ);

8) изъятия из почтовых ящиков либо с информационных (рекламных) стендов агитационных материалов неустановленными лицами в целях их уничтожения (ст. 5.14 КоАП РФ);

9) оказания физического воздействия на агитаторов конкретного кандидата неустановленными лицами в целях изъятия распространяемых ими агитационных материалов (ст. 115, 116, 213 (и др.) УК РФ, ст. 5.16 КоАП РФ);

10) размещения на обслуживаемой территории избирательных штабов кандидатов в целях проверки законности выделения данного помещения, оплаты его аренды из избирательного фонда, а также выявления «черных штабов», занимающихся электоральной преступной деятельностью (ст. 129, 130, 141, 1411, 142, 1421 и др. УК РФ, ст. 5.18 - 5.20 и др. КоАП РФ);

11) привлечения граждан к участию в избирательной кампании конкретного кандидата с выяснением вопросов об оплате работ на договорной основе либо наличными средствами без оформления, а также о характере работы и ее возможной связи с нарушениями законодательства о выборах (ст. 5.18 КоАП РФ, иные правонарушения и преступления);

12) проведения агитационной деятельности по месту работы или в иных местах в целях выявления фактов ее проведения в запрещенных местах, а также лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст.ст. 5.10, 5.11 КоАП РФ).

2. Сбор информации от преподавательского состава и учащихся учебных заведений на обслуживаемой территории о фактах:

1) привлечения учащихся к участию в избирательной кампании конкретного кандидата с выяснением вопроса об оплате работ на договорной основе либо наличными средствами без оформления, либо бесплатно по указанию преподавательского состава (ст.ст. 5.11, 5.18 КоАП РФ);

2) о характере работы и ее возможной связи с нарушениями законодательства о выборах.

3. Сбор информации в избирательных штабах кандидатов о нарушениях законодательства о выборах, допущенных другими кандидатами.

4. Проверки избирательных штабов в целях выявления:

1) отсутствия оплаты из избирательного фонда аренды данного помещения (ст. 5.18 - 5.20 КоАП РФ);

2) наличия большого количества подписных листов предыдущих избирательных кампаний, а также электронных баз данных граждан, проживающих на соответствующей территории (ч.2 ст. 142 УК РФ, ст. 5.46, 5.18 КоАП РФ);

3) изготовления (подготовки макетов, черновиков) или размещения в данном помещении агитационных материалов с последующей проверкой их законности, оплаты расходных материалов и бумаги из избирательного фонда кандидата (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.13, 5.18 КоАП РФ);

4) квитанций филиала Сберегательного банка РФ о переводе денежных средств граждан на счет избирательного фонда кандидата (ст. 5.18 КоАП РФ);

5) договоров и финансовых документов с типографиями об изготовлении агитационных материалов для проверки законности их изготовления и распространения (ст.ст. 129, 130 УК РФ, ст.ст. 5.8, 5.12, 5.18 - 5.20, 5.51 Ко-АП РФ);

6) граждан, получивших за участие в избирательной кампании кандидата наличные денежные средства без оформления договора и квитанций об их получении (ст. 5.18 КоАП РФ);

7) черновых записей о расходовании наличных денежных средств, минуя избирательный фонд кандидата (ст. 5.18 КоАП РФ).

5. Проведение проверок типографий в целях:

1) установления изготовления ими агитационных материалов с последующей проверкой законности их распространения, своевременной оплаты из избирательного фонда кандидата, а также законности изготовления агитационной продукции данной типографией (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18 - 5.20, 5.51 КоАП РФ);

2) выявления фактов незаконного изготовления, хранения либо перевозки незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (ч.3 ст. 142 УК РФ);

3) составления списка типографий на обслуживаемой территории с указанием количества и вида используемого оборудования, вида и способа печати, получения свободных (экспериментальных) образцов для возможного последующего экспертного исследования при возбуждении уголовных или административных дел, связанных с распространением клеветнических (оскорбительных) сведений в отношении кандидатов (ст. 129, 130 УК РФ).

6. Охрана общественного правопорядка в местах проведения кандидатами митингов и встреч с избирателями в целях выявления фактов:

1) распространения агитационных материалов с изъятием их образцов в целях последующей проверки их законности (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18 - 5.20, 5.51 КоАП РФ);

2) подкупа или благотворительной деятельности (ст. 5.16 КоАП РФ);

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

3) нарушения установленного законодательством о выборах права кандидатов на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями (ст. 5.52 КоАП РФ);

4) подготовки или проведения в ходе данного агитационного мероприятия рассмотренных нами «партизанских атак» против данного кандидата (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.8 КоАП РФ).

7. Проверка автотранспорта с целью установить факты перевозки агитационных материалов с последующей проверкой законности их изготовления и распространения, а также оплаты их перевозки (хранения или аренды помещения в месте хранения) из избирательного фонда кандидата (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18 - 5.20, 5.51 КоАП РФ).

Так, автором в ходе проведения административного расследования в качестве члена окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной думы РФ третьего созыва № 29 установлено следующее. 29 ноября 2003 г. сотрудниками полка дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД по Удмуртской Республике была остановлена для проверки автомашина ГАЗ-330210 «Газель» в сопровождении гр-на Б., уполномоченного по финансовым вопросам кандидата в депутаты Государственной думы РФ гр-на З. В кузове автомашины перевозился агитационный материал (листовки), а накладная на перевозимый груз не соответствовала установленным требованиям. В ходе осмотра указанной автомашины сотрудниками Ленинского РОВД г. Ижевска обнаружено около 150 тыс. экземпляров четырёх видов незаконных агитационных материалов, по одному из которых окружной избирательной комиссией в МВД уже вносилось представление о пресечении его распространения и изъятии.

8. Проверка распространителей печатной продукции в целях установления фактов:

1) распространения незаконных агитационных материалов (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18 - 5.20, 5.51 КоАП РФ);

2) оплаты работы распространителей без заключения договора, минуя избирательный фонд кандидата (ст. 5.18 КоАП РФ);

3) установления места хранения данных незаконных агитационных материалов (автотранспорта, использованного для перевозки) с последующим выяснением вопроса оплаты их перевозки (хранения или аренды помещения в месте хранения) из избирательного фонда кандидата (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18 - 5.20, 5.51 КоАП РФ);

4) установления личности организаторов изготовления их распространения незаконных (клеветнических, оскорбительных) агитационных материалов (ст. 129, 130 УК РФ, ст. 5.5, 5.8, 5.12, 5.18 КоАП РФ).

Таким образом, органы внутренних дел в период подготовки и проведения избирательной кампании обязаны выявлять и раскрывать электоральные преступления и административные правонарушения, связанные с распространением незаконных агитационных материалов, подделкой подписных листов, подкупом избирателей и благотворительной деятельностью кандида-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тов, а также финансовыми нарушениями. Они имеют максимальные возможности для выявления и пресечения данного рода преступлений и правонарушений и необходимые законные средства для проведения данной работы совместно с другими правоохранительными органами и избирательными комиссиями, а использование иных контрольных органов для пресечения указанных нарушений нецелесообразно и может повлечь обвинения в использовании административного ресурса [6].

На основании изложенного можно согласиться с Е.И. Колюшиным, полагающим, что с учетом степени общественного резонанса нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов значительная роль в принятии своевременных и достаточных мер для пресечения и предупреждения правонарушений принадлежит органам прокуратуры и органам внутренних дел [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.А. Организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

2. Федоров В.И. Задачи органов внутренних дел в период избирательной кампании // Вестн. МВД России. 1999. № 6.

3. Шкуркин С. МВД России и избирательные кампании // Профессионал. 2005. № 1.

4. Климова Ю.Н. Взаимодействие избирательной комиссии с правоохранительными органами при обеспечении законности и правопорядка на территории избирательного округа // Вестн. ЦИК России. 2006. № 11.

5. Петухов Ю.Ф., Благо О.А. Выборы в Новосибирске: итоги и особенности // Журн. о выборах. 2005. № 6.

6. Бузин А. Пермский избирательный феномен // http://www.votas.ru/perm1.html.

7. Колюшин Е.И. Доклад на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Законодательная и правоприменительная практика реализации избирательного законодательства в современной России» (г. Саратов, 23 мая 2007 г.) //

http://www.cikrf.ru/cikrf/aboutcik/activity/int/dokl_kolushin_050607_2.jsp.

Поступила в редакцию 12.01.08

O. Yu. Antonov

Coordination a police's and an election committee's team-work to bring to light and stop crimes and torts in a field of preparation and holding of election

In this article an author consider forms of polices and election committees team-work at the time of preparation and holding of election. There are guidelines about some courses of police working to bring to light torts in a field of the elections legislation in this article.

Антонов Олег Юрьевич

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.