Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеева Марина Петровна

Рассматриваются проблемы организации взаимодействия со средствами массовой информации в органах предварительного следствия и дознания системы МВД России и меры по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеева Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION IN THE BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION AND INQUIRY SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA INTERACTION WITH THE MEDIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Defines the problems of organization in the bodies of preliminary investigation and inquiry system of the MIA of Russia interaction with the media and measures for their resolution.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

МАРИНА ПЕТРОВНА КОРНЕЕВА,

старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Рассматриваются проблемы организации взаимодействия со средствами массовой информации в органах предварительного следствия и дознания системы МВД России и меры по их разрешению.

Ключевые слова: органы предварительного следствия и дознания системы МВД России, организация взаимодействия, средства массовой информации.

M.P. Korneeva, Senior lecturer of the Department of management bodies of crime investigation management, Academy of MIA Russia; e-mail: kmp1314@mail.ru, tel.: 8 (499) 745-82-23.

Organization in the bodies of preliminary investigation and inquiry system of the MIA of Russia interaction with the media: problems and solutions.

Defines the problems of organization in the bodies of preliminary investigation and inquiry system of the MIA of Russia interaction with the media and measures for their resolution.

Key words: preliminary investigation bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia, the organization of interaction, media.

Вопросы взаимодействия государственных органов исполнительной власти со средствами массовой информации (далее - СМИ) ранее рассматривались в рамках диссертационных исследований на протяжении достаточно длительного времени1. Однако они остаются актуальными и на сегодняшний день.

Повышенный интерес к данному направлению деятельности связан с информационной политикой государства об открытости и публичности деятельности государственных органов, что нашло свое отражение в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов2. В соответствии с обозначенными иными факторами взаимодействие государственных органов со СМИ выделяется в качестве приоритетного направления их деятельности. В частности, значимость данного направления актуальна для органов внутренних дел, в том числе в подразделениях, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам (органы предварительного следствия и дознания).

Потребность совместной деятельности данных органов и СМИ вытекает из задач уголовного судопроизводства, которые в УПК РФ обозначены через назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ):

на стадии возбуждения уголовного дела при рассмотрении сообщений о преступлениях, распространяемых в СМИ или полученных из иных источников, для их своевременного выявления, регистрации и разрешения;

на стадии предварительного расследования в процессе раскрытия преступлений; собирания доказательств; установления и (или) розыска лиц, совершивших преступление, свидетелей и потерпевших; принятия мер по профилактике преступлений и обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступными деяниями, реабилитации лиц и др.

Взаимодействие на стадиях уголовного судопроизводства осуществляется в ходе:

проведения постоянного мониторинга СМИ уполномоченными должностными лицами с целью выявления сообщений о преступлениях, распространяемых в СМИ;

изучения и анализа полученной информации, проверенной процессуальными средствами, на предмет полноты собранного материала и наличия признаков преступления либо их отсутствия;

контроля и анализа правильности принятого решения должностным лицом, осуществляющим проверку сообщения о преступлении;

S H

и

s <

< X

s s s a

О

СО

<

a С и О X

да <

$

и и и э о a X

О X со

О <

О

I-, ^

и О X со

О <

О и

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ

№ 4 2015

опубликования информации в СМИ в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 3 ст. 148 УПК РФ3;

тщательного отбора и проверки сведений и материалов по конкретному уголовному делу, подлежащих освещению в СМИ (в зависимости от решаемых задач);

определения совокупности сведений, подлежащих освещению в СМИ или размещению на интернет-сайте территориального органа МВД России, исходя из требований уголовно-процессуального закона о недопустимости разглашения данных предварительного следствия4;

обеспечения проведения рабочих встреч с представителями подразделений Информации и общественных связей территориального органа МВД России (далее - подразделения Информации) для обсуждения вопросов подготовки материалов, подлежащих освещению в СМИ, включающих: подбор авторов, сценаристов, постановщиков, консультантов и других лиц, участвующих в их реализации; определение жанра, в котором целесообразно «подать» материал; определение масштаба распространения информации (через центральные, региональные, районные СМИ); выбор СМИ (ведомственного, государственного, коммерческого или электронного); определение даты, времени, места проведения мероприятия и т.д.;

планирования совместно с представителями подразделений Информации проведения мероприятий с привлечением СМИ;

предварительного ознакомления с материалами, в которые были внесены корректировки подразделениями Информации, для проверки правильности изложения данных (фактов, обстоятельств).

Кроме того, потребность в таком взаимодействии вызвана необходимостью формирования общественного мнения о деятельности органов предварительного следствия и дознания системы МВД России (далее - ОПР) и соответственно обеспечения к ним доверия граждан. Как правило, совместная со СМИ деятельность ОПР реализуется в ходе:

1) предоставления ОПР информации населению через СМИ о результатах деятельности за определенный период времени; об определенном направлении деятельности, связанном с расследованием преступлений; об уголовных делах о деяниях, вызвавших повышенный общественный интерес; о высоких профессиональных достижениях руководителей ОПР и их сотрудников; о конкурсах профессионального мастерства, проводимых в этих подразделениях;

2) участия СМИ в мероприятиях, организованных ОПР и подразделениями Информации, с последующей подготовкой и размещением информационных материалов о научных форумах, посвященных актуальным проблемам деятельности ОПР; встречах с населением; торжественных мероприятиях, приуроченных к проведению профессиональных праздников; подведении итогов за отчетный период; следственных действиях по уголовному делу о преступлении, получившем общественный резонанс;

3) участия ОПР в мероприятиях, проводимых СМИ: тематических телепередачах, например, посвященных обсуждению проблемных вопросов о состоянии законности, и др.; радиопередачах, например, посвященных доведению до населения криминальной сводки о происшествиях и преступлениях, совершенных на обслуживаемой территории за сутки, и принятых мерах по их раскрытию и расследованию, и др.

Следует заметить, что проблематика формирования общественного мнения посредством привлечения органами внутренних дел СМИ фрагментарно затрагивалась в работах отдельных исследователей5 советского периода и остается актуальной по настоящее время.

Повышение эффективности взаимодействия со СМИ напрямую зависит от состояния его организации, которую, по мнению руководителей ОПР, нельзя признать удовлетворительной, что прежде всего связано с неурегулированием механизма взаимосвязей между обозначенными органами и подразделениями Информации.

Анализ научных работ А.А. Александрова, А.П. Ипакяна, В.Ю. Касьянова, С.И. Коновалова, Е.А. Ефремовой и других авторов, посвященных исследованию факторов в управлении правоохранительными органами, позволяет систематизировать следующие факторы, оказывающие влияние на деятельность субъекта управления по организации в ОПР взаимодействия со СМИ: 1) правовое регулирование; 2) количественные и качественные показатели преступности на обслуживаемой территории органа внутренних дел, в структуре которого находится ОПР; 3) состояние ресурсов ОПР (кадровые, материально-технические, финансовые), которыми располагает ОПР для решения поставленных задач в сфере взаимодействия со СМИ; 4) требования, предъявляемые руководством МВД России к организации в ОПР взаимодействия со СМИ; 5) состояние общественного мнения о деятельности ОПР и их должностных лиц.

Основываясь на общих положениях теории систем, разработанных А.Н. Аверьяновым,

В.Г. Афанасьевым, И.В. Блаубергом, В.Н. Садовским, В.С. Тюхниным, Э.Г. Юдиным и другими авторами, используя системно-элементный подход к исследованию системы организации в ОПР взаимодействия со СМИ и учитывая нормативное правовое регулирование, а также практическую составляющую данных органов, можно представить функционирование рассматриваемой системы как совокупности следующих взаимосвязанных элементов:

субъектов и объектов организации, где первые представлены руководителями ОПР, обладающими полномочиями по упорядочению и обеспечению деятельности подчиненных подразделений и их должностных лиц; вторые - соответственно подразделениями и должностными лицами ОПР, осуществляющими досудебное производство по уголовным делам и вступающими в связи с этим во взаимоотношения со СМИ;

методов, применяемых субъектами при организации в ОПР взаимодействия со СМИ;

процесса организации как определенных операций (процедур-действий) субъектов управления, направленных на упорядочение и обеспечение деятельности объектов по взаимодействию со СМИ.

Анализ как информационно-аналитических материалов, так и результатов опосредованного наблюдения за деятельностью ОПР позволяет сделать заключение о предопределении последовательности обозначенных выше операций (процедур-действий) задачами в стадиях досудебного производства, при осуществлении общей профилактики преступлений, по формированию позитивного и объективного общественного мнения о деятельности данных органов и их должностных лиц.

На основе классификационного подхода нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия со СМИ, можно выделить в три группы: 1) общие - регулирующие основные положения, цели, задачи, направления общественных отношений в сфере взаимодействия со СМИ, в том числе и при участии правоохранительных органов; 2) специальные - применительно к организации взаимодействия органов внутренних дел со СМИ и 3) частные - исключительно к организации в ОПР взаимодействия со СМИ. Путем сопоставления современного состояния правового регулирования с фактическим содержанием управленческой деятельности в рассматриваемой сфере выявлены недостатки правовой регламентации по отдельным вопросам организации в ОПР взаимодействия со СМИ (относительно содержания и объема полномочий субъектов управления, осу-

ществляемых ими операций (процедур-действий) по отдельным направлениям данного вида деятельности и др.).

Вышеизложенное, по нашему мнению, способствует разработке организационно-правовых и практических предложений по повышению эффективности организации в ОПР взаимодействия со СМИ по отдельным направлениям деятельности, таким как организация в ОПР взаимодействия со СМИ в стадиях досудебного производства, организация такого взаимодействия при осуществлении общей профилактики преступлений, организация в ОПР взаимодействия со СМИ по формированию позитивного и объективного общественного мнения о деятельности обозначенных органов и их должностных лиц, которые нашли свое отражение в методических рекомендациях по организации в ОПР взаимодействия со СМИ.

Кроме того, это позволяет пополнить научные знания в области организации правоохранительной деятельности и теории управления органами расследования преступлений, а также устранить пробелы в системе обозначенных научных основ, в части организации в ОПР взаимодействия со СМИ.

Также представляется, что изложенные нами выше положения могут быть использованы в практической деятельности руководителей ОПР по рассматриваемому направлению деятельности, а также в подготовке и повышении квалификации данных руководителей в рамках учебного процесса образовательных учреждений органов внутренних дел и в профессиональной служебной подготовки таких руководителей по месту их службы.

1 Кержнер М.Ю. Использование органами внутренних дел средств массовой информации в профилактике правонарушений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1979. С. 165; Ма-лушкина Н.С. Теоретико-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1994. С. 262; Сочнев Д.В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодежи: дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2004. С. 206.

2 О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ: с изм. и доп. от 6 апр. 2015 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. № 345 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ст. 2188; и др.

3 Часть 3 ст. 148 УПК РФ.

4 Часть 3 ст. 161 УПК РФ.

5 Павлов Н.Е. Вопросы теории и практики участия общественности в расследовании преступлений: атореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1965. С. 15-18; Клушин О.З. Руководитель МВД, УВД и средства массовой информации. - М., 1991. С. 3-4; и др.

К н

и

к <

<

X X

X а Ы

О

са

<

а X и О X

да <

$

и и и э о а X

О X са

О <

О

и

^

и О X са

О <

О и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.