УДК 34
Сухорученко Д.А.
Слушатель 2 факультета (Академии управления МВД России)
Лепехин Д.И.
Заместитель начальника кафедры организации оперативно-разыскной деятельности (Академии управления МВД России)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УГОНАМИ И КРАЖАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации деятельности оперативных подразделений при раскрытии угонов и краж автомобильного транспорта. Кроме того, проанализированы особенности взаимодействия оперативных подразделений при раскрытии и расследовании краж и угонов автотранспорта с экспертными подразделениями и Министерством обороны в рамках оперативно-розыскного предупреждения угонов и краж автомобильного транспорта.
Ключевые слова: ОВД, оперативные подразделения, угон автомобиля, кража автомобиля, раскрытие преступлений, автотранспортные преступления.
В оперативно-разыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию кражам и угонам автотранспорта организационно -тактические вопросы занимают центральное положение, так как от их правильного решения, в конечном счете, зависит результативность борьбы с данным видом преступлений.
Эффективность борьбы с противоправным завладением транспортными средствами остается одной из актуальнейших в противодействии преступности.
Данный вид преступлений имеет широкое распространение и является одним из наиболее доходных в криминальном бизнесе.
В настоящее время угоны автомобилей учащаются и стали острой проблемой для правоохранительных органов. Рост количества угонов объясняется высокими ценами на автомобили и их комплектующие. Автомобиль является товаром, который пользуется высоким спросом на «черном» рынке, что позволяет субъектам незаконного автобизнеса не просто быстро сбывать похищенные автомобили, а еще и принимать заказы на конкретные марки автомобилей, так как спрос даже превышает предложение.
Практика свидетельствует о недостатках в работе, которые обусловлены плохой организацией взаимодействия между подразделениями. Причинами этого может быть некачественное руководство следствием, избыточная бюрократия в общении между подразделениями, неопытность сотрудников, которые некачественно проводят первоначальные следственные действия, неверная оценка следователем первоначальной следственной ситуации.
Поиск эффективных путей расследования краж и угонов должен начинаться с определения способов взаимодействия оперативных подразделений, начиная с первоначального этапа расследования и заканчивая передачей дела в суд.
В настоящее время перед правоохранительными органами в сфере расследования хищений автотранспорта встают все новые задачи вследствие постоянного развития рынка, внесения изменений в уголовно-процессуальное и уголовное законодательство и реформы системы правоохранительных органов. В таких условиях необходимы новые методические рекомендации по расследованию хищений автотранспорта и новые способы взаимодействия оперативных подразделений, которые бы не нарушали процессуального порядка расследования и ускоряли обмен информацией между подразделениями.
Автомобильный парк России растет, поэтому увеличивается число хищений
автомобильного транспорта. На момент получения сообщения о хищении
автомобильного транспорта еще трудно определить, какое преступление было
совершено: кража или угон автотранспорта. Однако именно расследование по
«горячим» следам чаще дает положительные результаты, поэтому уже на
235
первоначальном этапе необходимо организовать взаимодействие оперативно -розыскных подразделений, независимо от того, как впоследствии будет квалифицировано преступление. Успешное выявление и раскрытие краж, угонов автотранспорта зависит от многих факторов и включает три самостоятельных группы мероприятий:
- организационные меры предварительного характера;
- оперативно-розыскные мероприятия на первоначальном этапе;
- последующие этапы работы.
Для организации быстрых и планомерных действий, личный состав ОВД заранее готовится к неожиданным обострениям оперативной обстановки. Это достижимо вследствие взаимодействия сотрудников криминальной полиции с другими службами и подразделениями ОВД. В рамках такого взаимодействия составляются совместное планирование, происходит обмен информацией и проводятся совместные мероприятия.
Следующее важное направление организации деятельности подразделений ОВД по борьбе с кражами и угонами автомобильного транспорта является обеспечение оперативной готовности органов внутренних дел с целью раскрытия данной категории преступлений.
Управление раскрытием всех совершенных преступлений в большей мере затрагивает руководство подразделений криминальной полиции, так как носит управленческое направление. Согласно действующему законодательство, которое регламентирует деятельность органов МВД России деятельностью по раскрытию наиболее тяжких преступлений занимаются начальники ОВД и начальники криминальной полиции ОВД. Организационные функции, кроме того, выполняются:
- оперативными дежурными по органам внутренних дел;
- следователи, являющиеся руководителями следственно-оперативных групп;
- сотрудники оперативных подразделений, на которых возлагаются обязанности по организации и взаимодействия с другими оперативными подразделениями ОВД.
Следует выделить значение, которое имеет в рамках раскрытия краж и угонов
автомобильного транспорта, организация деятельности дежурных частей органов
внутренних дел. Именно ими обеспечивается оперативное управление силами и
236
средствами, которые задействованы в процессе борьбы с преступностью и охране общественного порядка.
В подчинении оперативных дежурных ОВД находятся все суточные наряды патрульно-постовых и иных служб ОВД, включая дежурных следственно-оперативных групп.
Оперативными подразделениями при взаимодействии с другими органами осуществляется деятельность, направленная на предупреждение совершения угонов и краж транспортных средств. К профилактическим мерам, применяемым оперативными подразделениями в сфере противодействия незаконному завладению транспортными средствами, относятся следующие группы:
- социально-экономические меры: улучшение благосостояния населения для исключения питательной среды для формирования корыстных побуждений;
- социально-психологические меры: снижение коммерциализации сферы образования, обеспечение должного воспитания несовершеннолетних и преждевременная психологическая коррекция лиц, склонных к преступности;
- организационно-управленческие меры: увеличение количества охраняемых парковок, разработка мер по обязательному производству транспортных средств с охранными сигнализациями и маркировкой основных узлов и агрегатов;
- меры уголовно-правового характера: изменение квалифицирующих признаков угона, исключив конструкцию «без цели хищения», и ужесточение санкций за угон до степени, соответствующей хищению;
- меры гражданско-правового характера: возложение на преступников, первоначально завладевших имуществом, полную имущественную ответственность не только за повреждение автомобильного транспорта, но и за его утрату вследствие действий третьих лиц; для стимулирования самих собственников более осмотрительная охрана своего имущества предусмотреть ограничение виндикации посредством защиты приобретателей, добросовестно покупающих похищенный автотранспорт на открытых рынках и публичных торгах;
- информационные меры: широкое освещение в СМИ состояния законодательства об ответственности за деяния против собственности и статистические данные о выявленных и раскрытых правонарушениях.
Оперативным уполномоченным нужно организовывать связи с населением, чтобы получать оперативно значимую информацию о деятельности членов криминального автобизнеса, чтобы использовать добровольцев для поиска угнанных автомобилей.
Сравнительно недавно был возрожден институт добровольной народной дружины, которые могут осуществлять патрулирование улиц совместно с сотрудниками органов внутренних дел, могут проводить различные мероприятия, направленные на разъяснение для автовладельцев правовых норм, мер безопасности транспорта и многих других вопросов. Члены ДНД могут распространять памятки, повышающие бдительность владельцев транспортных средств относительно безопасности своего имущества. Важным шагом в деятельности оперативных подразделений должно стать сотрудничество в сфере обмена информацией о похищенных автомобилях и организованных преступных группах.
Список использованных источников
1. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона РФ от 06.07.2016 г. № 374-Ф3) // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - №33. - ст. 3349.
2. Загвоздкин Н.Н. Особенности расследования угонов и краж автомобилей и иных транспортных средств на первоначальном этапе: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2016. - 86 с.
3. Сорокун Н.С. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (уголовно-правовые и криминологические аспекты): Учебное пособие. - 100 с.
4. Суденко В.Е., Ахмяров Р.Ш. Особенности уголовно-правовой характеристики хищений автотранспортных средств. - М.: Издательство Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II // Транспортное право и безопасность. - 2017. - №8(20). - С. 28 - 33.
5. Суденко В.Е. Транспортные преступления: особенности квалификации. - М.: Издательство Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II // Транспортное право и безопасность. - 2016. - №11(11). - С. 15 - 20.