Научная статья на тему 'Организация выездной исследовательской школы: что и как делать'

Организация выездной исследовательской школы: что и как делать Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИЗУЧЕНИЕ МИРА ВОКРУГ СЕБЯ / "ТОПОС ШАХМАТОВО" / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OFFSITE RESEARCH SCHOOL / EXPLORING THE WORLD AROUND YOURSELF / "TOPOS SHAHMATOVO" / ORGANIZATION / PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рытикова Наталия Андреевна

В статье содержатся рекомендации по организации детских выездных программ, проводимых за пределами Москвы, а также обращается внимание на существенные моменты, позволяющие воплотить поездку в жизнь без осложнений и вопросов со стороны контролирующих структур. Рекомендации даются на примере выездной исследовательской школы «Топос Шахматово» (июнь 2019 года, Антроповский район Костромской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рытикова Наталия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational chart of the offcite research school “Topos Shahmatovo”

The article contains recommendations on the organization of children's offcite programs outside of Moscow. It also notes the essential points, that bring the trip to live without complications and questions from the supervising structures. The recommendations are given through the example of the offcite research school “Topos Shahmatovo” (June 2019, Kostroma Oblast, Antropovo district).

Текст научной работы на тему «Организация выездной исследовательской школы: что и как делать»

Выездные исследовательские школы

Рытикова

Наталия Андреевна,

координатор деятельности исследовательского центра «Точка варения», ведущий специалист Центра дополнительного образования Колледжа «26 КАДР»

e-mail:

rytikovana@26kadr.ru

Natalia A.

Rytikova,

coordinator of the Research Center "Boiling Point" activity, leading specialist of the Research Center "Boiling Point" of the "26 Frame" College

Организационная схема Выездной исследовательской школы «Топос Шахматово»

The organizational chart of the offcite research school "Topos Shahmatovo"

Аннотация. В статье содержатся рекомендации по организации детских выездных программ, проводимых за пределами Москвы, а также обращается внимание на существенные моменты, позволяющие воплотить поездку в жизнь без осложнений и вопросов со стороны контролирующих структур. Рекомендации даются на примере выездной исследовательской школы «Топос Шахматово» (июнь 2019 года, Антроповский район Костромской области). Ключевые слова: выездная исследовательская школа, изучение мира вокруг себя, «Топос Шахматово», организация, программа дополнительного образования.

Abstract. The article contains recommendations on the organization of children's offcite programs outside of Moscow. It also notes the essential points, that bring the trip to live without complications and questions from the supervising structures. The recommendations are given through the example of the offcite research school "Topos Shahmatovo" (June 2019, Kostroma Oblast, Antropovo district). Key words: offsite research school, exploring the world around yourself, "Topos Shahmatovo", organization, program of additional education.

В настоящее время только самые целеустремленные и отчаянные решаются на организацию детского выезда по просторам нашей Родины. В момент, когда знакомишься со всеми требованиями, предъявляемыми нормативными документами к организации и проведению подобных мероприятий, становится не по себе и хочется даже в какой-то миг слабости совсем отказаться от этого. Но глаза боятся, а руки делают. В настоящей статье мы попробовали описать основные этапы организации выездной исследовательской школы, проведенной с 7 по 12 июня 2019 года в деревне Шахматово Антроповского района Костромской области, и их содержание, обратить внимание на те моменты, которые могут сначала показаться несущественными (но на практике их точно не стоит игнорировать, если вы хотите, чтобы выезд прошел без осложнений и точно не стал для вас последним).

Организация выездной исследовательской школы: что и как делать

Рытикова Наталия Андреевна

Начиная планировать выезд, его инициатору и команде педагогов следует:

- Составить подробную программу мероприятия. При этом важно помнить требования, предъявляемые к выезду, чтобы не попасть под требования к организации палаточного лагеря. Это две разные истории. Образовательный туризм предполагает обязательное перемещение не реже, чем один раз в 5 дней и не от березы до березы. Разрабатывая маршрут, учитывайте это непременно. Наша рекомендация: перемещение должно быть один раз в три дня. В этом случае вопросов со стороны Роспотребнадзора к вам точно не возникнет.

- Разработать и утвердить программу согласно правилам образовательного учреждения.

- Согласовать с руководителем образовательного учреждения сроки, цели и состав выезжающей группы.

Разрабатывая программу выезда, также следует обратить внимание на то, кого именно вы собираетесь брать, особенно на уровень подготовки ребят, который должен соответствовать сложности маршрута. В противном случае, скорее всего, вы не пройдете мониторинг ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, так как ваш маршрут и степень подготовленности детей, а также заявленные руководители выезда не будут соответствовать предъявляемым требованиям.

Первый этап организации, после проработки содержательной концепции, подбора педагогов и формирования маршрута, постановки целей и задач - это формирование собственно группы детей, готовых принять участие в мероприятии. В случае с «Топосом Шахматово» - разработка двух образовательных программ дополнительного образования, местом реализации которых должен был стать Антроповский район Костромской области (несколько входящих в него деревень).

Формирование состава группы детей

Проработанное педагогами и руководителем исследовательской школы подробное описание для вовлечения ребят, обучающихся в нашем колледже, рассылается по образовательному учреждению и представляется педагогами обучающимся. Описание включает в себя:

• Подробное описание программы выезда;

• Визитная карточка педагогов, реализующих направления исследований;

• Список необходимых документов (в том числе требования к прививкам: у родителей заблаговременно должно быть понимание, какие прививки необходимы для того, чтобы принять участие в поездке);

• Список необходимых вещей, экипировки, с пояснениями и картинками. Например, в нашем случае мы специально

Выездные исследовательские школы

акцентировали внимание на том, что в том случае, если у ребенка не будет с собой резиновых сапог, то он не сможет выбрать себе в качестве темы исследований ничего связанного с работой у реки;

• Форма доверенности на сопровождение ребенка педагогом;

• Форма заявления на зачисление на программу дополнительного образования, которая будет реализована в рамках исследовательской школы. Для детей старше 14 лет -форма, заполняемая самим ребенком, для детей младше 14 лет - форма, заполняемая законными представителями;

• Форма согласия законного представителя на участие в выезде. В случае если едет школьник или студент, достигший возраста 18 лет, он пишет согласие на свое участие;

• Анкета, которую заполняют родители. Эта анкета содержит все сведения, которые могут быть важны для организаторов, такие как: наличие хронических заболеваний, необходимость принятия на постоянной основе лекарственных препаратов, выявленные аллергические реакции, характерные особенности ребенка (например, остро реагирует на критику, замкнутость и так далее). Все эти данные могут быть очень важны при работе с ребенком. Постарайтесь разработать анкету настолько полно, чтобы при ее обработке вам были максимально понятны как сильные стороны ребенка, так и его ограничения. Хотелось бы обратить внимание на термин «законный

представитель». По закону им являются только родители. Бабушки, дедушки, тети, дяди - только в случае наличия соответствующего документа, определяющего их как опекунов. Не редки случаи, когда дети проживают с бабушкой и дедушкой. При этом документы, подтверждающие их право на законное представительство ребенка, отсутствуют. Обращайте, пожалуйста, на это внимание. В случае форс-мажорных обстоятельств это будет иметь большое значение.

Одновременно с рассылкой открывается гугл-форма для записи ребят, желающих участвовать в программе. На каждом отделении образовательного учреждения должен быть ответственный педагог, который готов ответить на все вопросы как родителей, так и самих ребят.

Сроки

Наша рекомендация - начинать организацию выезда примерно за 4 месяца. Именно такой срок, по нашему опыту, является достаточным, особенно если в списке необходимых мероприятий есть обязательная вакцинация детей.

Прописанные необходимые действия и их сроки вы прочтете далее в настоящей статье.

Организация выездной исследовательской школы: что и как делать

Рытикова Наталия Андреевна

Транспорт

До фактического начала маршрута группа, как правило, добирается на поезде. Существуют нормативные требования к перевозке детей железнодорожным транспортом, которые подробно изложены здесь: ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ в разделе «Служба консалтинга по образовательному туризму» (https:// mducekt.mskobr.ru/files/organizaciya_bezopasnosti_pri_ perevozke_grapp_detej_zheleznodorozhnym_transportom.pdf).

Наша Школа предполагала проезд железнодорожным транспортом в течение 9 часов в ночное время, что предусматривает наличие сухого пайка. Продукты, которые могут быть включены в сухой паек, также строго регламентированы и должны быть согласованы с ответственным по питанию образовательного учреждения. Важно: не допускается никаких скоропортящихся продуктов, а также продуктов, содержащих арахис.

Внутримаршрутные передвижения на транспорте

Часто маршрут выезда проектируется таким образом, что пешая часть начинается не сразу после прибытия на поезде. В этом случае есть несколько вариантов.

- Передвижение на общественном транспорте (например, рейсовый автобус). В этом случае важным является сохранять проездные билеты.

- Передвижение на автобусе, специально арендованном для конкретного переезда. Здесь важно вовремя информировать местную ГИБДД о предстоящем передвижении, автобус должен быть оборудован системой ГЛОНАСС и ремнями безопасности. Фрахтование автобуса происходит согласно правилам, с которыми вы также можете ознакомиться на сайте ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ в разделе «Служба консалтинга по образовательному туризму».

Медицинское сопровождение

Оказание первой медицинской помощи детям на выездной программе может осуществляться медицинским работником или лицом, выделенным из числа лиц, сопровождающих детей в период отдыха, и прошедшим специальную подготовку по оказанию первой помощи. Однако наше субъективное мнение из личного опыта: не отказывайтесь от участия в выезде квалифицированного медицинского работника. Наличие такого человека в составе группы сэкономит вам нервы и время.

Участие медицинского работника может быть оформлено волонтерским договором с образовательным учреждением на определенный срок.

Вакцинация

Выездные исследовательские школы

В связи с тем, что наша Школа планировалась в эндемичный по клещевому энцефалиту район, сроки регистрации на программу были определены сроком, при соблюдении которого у всех желающих поехать была возможность сделать прививку.

Эта прививка делается в три этапа: первые две с интервалом один месяц, третья - через год. В дальнейшем необходимо каждые три года проводить ревакцинацию.

Организаторам важно обратить внимание на то, что многие поликлиники, проводя первое вакцинирование, не отслеживают наличие вакцины для второй вакцинации. Об этом стоит сообщить родителям, чтобы они имели это в виду. В том случае, если вдруг такое произошло - ребенок пришел ставить вторую вакцину, а в поликлинике говорят, что вакцины нет, - необходимо написать Главврачу поликлиники, и, уверяю вас, в течение двух дней вам позвонят и предложат сделать вторую вакцинацию. Организаторов призываю держать эту ситуацию на контроле и оказывать содействие родителям. Не все родители имеют опыт общения с госструктурами и могут просто растеряться, а в итоге у вас не будет возможности взять ребенка в поездку.

Организация связи с родителями

Родители бывают разной степени тревожности. Поэтому при формировании алгоритма связи с родителями мы исходили из того, что будем иметь дело с максимально тревожными родителями. Тем более что в нашей группе было достаточное количество ребят, которые в первый раз ехали куда-либо без родителей.

Таким образом, примерно за неделю до отъезда все родители получили памятку - список телефонов для связи, где были указаны следующие контакты:

- телефон руководителя Школы;

- телефон контактного лица в Москве, с которым можно было связаться в любое время;

- телефон руководителя структурного подразделения - организатора выезда - для связи в случае, если ни по одному другому телефону дозвониться не удалось.

Была создана группа в WhatsApp, где продублировали всю информацию по контактным телефонам и обозначили время, в которое организаторы обязались писать новости, присылать фотографии.

Как показывает практика, ребята, отрывающиеся от привычного образа жизни, от семьи, не всегда оказываются готовы выходить с родителями самостоятельно на связь. Они хотят прожить этот новый для них опыт полностью самостоятельно. Поэтому взятие организаторами на себя функции информирования

Организация выездной исследовательской школы: что и как делать

Рытикова Наталия Андреевна

родителей - хороший инструмент для полноценного включения ребят в поездку при сохранении нервной системы родителей.

Финансирование

Вопросы финансирования каждая образовательная организация решает самостоятельно. Есть разные варианты: организация берет все расходы на себя, частичное финансирование за счет средств организации и родителей и другие.

Важным является соблюдение правила: если выезд проводится в рамках бесплатной образовательной программы дополнительного образования или в рамках основной образовательной программы, даже частичное финансирование за счет средств родителей недопустимо.

Сроки и действия по временным интервалам

Далее для легкости использования алгоритма прописаны сроки и необходимые действия по временным интервалам:

Таким образом, если поездка стартует, например, 01 июля:

01.03 - 01.04 - подготовка программы, формирование пула педагогов, назначение руководителя, согласование с руководством образовательного учреждения, подготовка рассылки для родителей;

01.04 - 15.04 - рассылка описания выезда и всех сопутствующих документов для родителей, детей, регистрация желающих участвовать в гугл-форме;

15.04 - 01.05 - проведение родительского собрания, сбор документов. Внимание! Организатору стоит приложить максимум усилий, чтобы на самом собрании собрать все документы и заявления. В противном случае, сбор полного пакета документов может затянуться, отнять много нервов и времени. Также важно, чтобы на собрании присутствовали все педагоги, ответственные, сопровождающие. Это способствуют повышению градуса доверия родителей к организаторам, облегчению выстраивания контакта, и в дальнейшем снимает риск возникновения спорных и конфликтных ситуаций.

01.05 - 01.06 - начало вакцинации (рекомендуется назначить по каждой группе детей ответственного, который будет держать на контроле процесс вакцинации и, возможно, оказывать организационную поддержку, в том числе контакт с поликлиникой).

Разработка меню и утверждение списка продуктов для питания детей в поездке согласовывается с ответственным по питанию в образовательном учреждении.

Подписание приказа по образовательному учреждению о проведении выезда с указанием ответственных, сопровождающих, поручением об утверждении сметы.

Выездные исследовательские школы

образовательного

Публикация программы на сайте учреждения.

Направление заявки в МДЮЦ ЭКТ для согласования и выдачи заключения (полную информацию о мониторинге выездов, проводимых для школьников города Москвы, можно получить на сайте ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ в разделе «Служба консалтинга по образовательному туризму»).

01.06 - 20.06 - отправка уведомления в МЧС (г. Москвы и отделение местного МЧС) и Роспотребнадзор (г. Москвы и местного отделения). Отправляется не позднее, чем за 10 дней до выезда. Но наша рекомендация - по опыту - чтобы успеть получить обратную связь, отправляйте уведомления за 3 недели до даты выезда.

01.07 - день выезда. У вас, как организаторов, должно быть на руках:

I. Полностью собранное личное дело на каждого участника экспедиции, а именно:

1. копия документа, удостоверяющего личность. При этом каждый ребенок должен иметь с собой оригинал этого документа;

2. полный список детей: ФИО ребенка, ФИО законного представителя, адрес местожительства, контактные телефоны родителей;

3. согласие родителей (или самого совершеннолетнего участника) на участие в поездке;

4. справка установленного образца об отсутствии противопоказаний к участию в поездке;

5. справка о вакцинации в случае проведения выезда в эндемичном районе;

6. справка об отсутствии контактов с инфекционными больными (получается не ранее, чем за три дня до начала поездки);

7. доверенность от родителей ребенка на сопровождение педагогом, в случае, когда педагог сопровождает при переезде;

8. анкеты, заполненные родителями.

II. Приказ по образовательному учреждению о проведении выезда.

III. Отправленные уведомления в МЧС и Роспотребнадзор (всего 4 уведомления).

IV. Аптечка с согласованным с медицинским работником набором медикаментов.

В настоящей статье мы постарались изложить основной алгоритм и прояснить вопросы, которые считаем важными для организации выезда школьников. Если у вас остались вопросы, пишите по адресу rytikovana@26kadr.ru. СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.