Научная статья на тему 'Организация вводного коррективного курса английского языка в условиях дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих'

Организация вводного коррективного курса английского языка в условиях дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишкина И. А.

This article shows the possibility of organization of English language introductory corrective course in distance education of civil and municipal servants. The author describes some processes, which cause the introduction of innovatory distance technologies in English language learning of civil and municipal servants. The basic principles and components of distance education being a foundation for the English language introductory corrective course for civil and municipal servants are also revealed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тишкина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of English language introductory corrective course in distance education of civil and municipal servants

This article shows the possibility of organization of English language introductory corrective course in distance education of civil and municipal servants. The author describes some processes, which cause the introduction of innovatory distance technologies in English language learning of civil and municipal servants. The basic principles and components of distance education being a foundation for the English language introductory corrective course for civil and municipal servants are also revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Организация вводного коррективного курса английского языка в условиях дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих»

По итогам опытного обучения было сделан вывод о том, что студенты научились применять коммуникативные стратегии, повысили уровень коммуникативной компетенции в целом и прагматической компетенции в частности за счет повышения прагматической осведомленности.

1. Bachman L.F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford, 1990.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург; М., 2003.

Поступила в редакцию 4.03.2006 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДНОГО КОРРЕКТИВНОГО КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

И.А. Тишкина

Tishkina I.A. Organization of English language introductory corrective course in distance education of civil and municipal servants. This article shows the possibility of organization of English language introductory corrective course in distance education of civil and municipal servants. The author describes some processes, which cause the introduction of innovatory distance technologies in English language learning of civil and municipal servants. The basic principles and components of distance education being a foundation for the English language introductory corrective course for civil and municipal servants are also revealed in the article.

Достижение целей устойчивого развития России невозможно без радикального улучшения владения английским языком государственных и муниципальных служащих. Для приведения их языковой квалификации в соответствие с выдвигаемыми требованиями реформирования государственной и муниципальной служб в качестве эффективного и надежного пути требуется создать языковой образовательный потенциал с устойчивой динамикой развития.

Кризисное развитие российского общества тяжело отражается на его образовательном потенциале, на материально-технической базе, ее кадрах, на состоянии научно-методического обеспечения, информационных ресурсах. Перед системой образования на всех ее уровнях возникают конкретные задачи, которые не могут быть решены без всесторонней информатизации. Информатизация образования может создать невиданные ранее возможности для решения проблем сохранения и приумножения образовательного потенциала. По мере того, как все больше расширяются возможности использования компьютерных систем и более доступным становится телекоммуникационное оборудование, появляется уникальная возможность

организации обучения английскому языку кадров органов государственной власти и местного самоуправления непосредственно на рабочих местах, дома или в специальных обучающих центрах.

Потребности во внедрении инновационных дистанционных технологий при обучении государственных и муниципальных служащих английскому языку обусловлены рядом происходящих в стране процессов:

- продвижение в стране экономических, социальных реформ и реформ в области государственного строительства требует адекватного уровня профессионализма государственных и муниципальных служащих;

- создание открытой системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, которая объективно должна опираться на современные достижения в области информатизации и телекоммуникаций;

- развитие информатизации образования государственных и муниципальных служащих как элемента целостного процесса развития информатизации государственной службы и возможностей подготовки служащих к эффективному использованию совре-

менных коммуникационных средств для выполнения государственных обязанностей;

- интеграционные процессы по вхождению российского образования в мировое информационное и образовательное пространство [1].

Открытость современного образования, появление инновационных дистанционных технологий обучения, расширение платных образовательных услуг - все это, с одной стороны, делает высшее образование более доступным, а с другой стороны, способствует увеличению среди числа обучающихся людей с разным уровнем языковой подготовки. В одной и той же учебной группе могут обучаться люди разного возраста, с разным уровнем образования; те, кто только что окончил школу, и те, кто сошел со школьной скамьи много лет назад; те, кто изучал английский язык в специализированных классах, и те, кто поверхностно ознакомился с ним в сельской школе. К сожалению, методика обучения языку дистанционно еще не совсем разработана. Возраст обучающихся, фактический бюджет их времени, большие перерывы в обучении, а также особенности восприятия и памяти взрослых учащихся совершенно не учитываются методикой преподавания английского языка в условиях дистанционного образования. В учебных программах не уточнено количество часов, отводимых на повторение, значение которого для взрослых обучающихся очень велико [2]. Обзорное повторение дает возможность преподавателю ликвидировать разрыв между фактическими знаниями обучающихся и программными требованиями, который возникает, благодаря перерывам в обучении, у большинства студентов дистанционного обучения и ведет к формализму в знании английского языка. Целесообразно сосредоточить внимание обучающихся на главных аспектах материала предыдущих лет обучения, необходимых для практического овладения английским языком в элементарной форме. В связи с этим возрастает актуальность введения в программу дистанционного обучения английскому языку вводного коррективного курса.

Способность восстанавливать в памяти полученные знания, логически выстраивать и адаптировать их к новым жизненным потребностям в ряде исследований называют

«активной памятью». Тренировка «активной памяти», в том числе с помощью самоконтроля обучения, самооценки уровня знаний и других оценочных методов может сделать ее более разносторонней.

Ориентация государственного и муниципального служащего на самооценку базиса личных знаний, динамику приобретения языковых навыков и умений стали отправными в определении структуры вводного коррективного курса английского языка.

Для того чтобы внедрение вводного коррективного курса было успешным необходим тщательный комплексный анализ компонентов учебного процесса традиционных академических форм обучения с целью, с одной стороны, определения потенциальных возможностей элементов информационно-образовательных технологий обеспечить действенную электронную поддержку учебного процесса, а с другой стороны, определения тех его этапов, где эта электронная поддержка возможна. Такой анализ позволит выявить и новые качества в организации учебного процесса, которые могут быть получены благодаря использованию современной компьютерной техники, телекоммуникационных средств и новых информационных образовательных технологий.

Комплексный анализ показывает, что в общем учебный процесс может быть представлен следующими основными компонентами:

- обеспечение обучающихся учебным материалом;

- самостоятельная работа обучающихся с основным и дополнительным учебным материалом, которая определяет заданный уровень знаний, обеспечивающий успешное прохождение промежуточного и итогового контроля;

- формирование и отработка у обучающихся навыков и умений в процессе практических занятий;

- выполнение письменных работ - контрольных работ, тестов;

- промежуточный и итоговый контроль знаний обучающихся.

Вводный коррективный курс английского языка в условиях дистанционного обучения строится на основе электронного учебнометодического комплекса и базируется на ряде основополагающих принципов, позво-

ляющих обучающимся приобрести устойчивые навыки самостоятельной работы с учебными программами и обеспечить широкий доступ к ним [3]. Это принципы:

- интерактивности;

- модульности;

- иерархичности;

- дидактической эффективности.

Раскроем их сущность применительно к

создаваемой модели вводного коррективного курса при дистанционном обучении английскому языку государственных и муниципальных служащих.

Принцип интерактивности является одним из важнейших, т. к. именно он во многом определяет продуктивность применения технологий дистанционного обучения. Этот принцип реализуется через интерактивный контент курса. Формирование этого контента является очень сложным.

В электронном учебно-методическом комплексе содержательная часть дисциплины представлена по существу текстовым материалом, перенесенным на электронный носитель, включая материалы справочного и иллюстративного характера. Предлагаемый слушателю компьютерный вариант учебного материала не имеет ограничений по объему.

В чем же отличие интерактивного контента языкового материала на электронном носителе от традиционного учебника? Традиционный учебник может задавать вопросы, но сам не реагирует на ответы. Печатный тест пассивен и не способен к диалогу. Учебник не откроется на определенной странице, не отреагирует быстро на поиск интересующего фрагмента текста и т. д.

Технология дистанционного обучения, в широком смысле этого понятия, позволяет решить данную проблему. Соответствующие программные и аппаратные средства позволяют новые знания, переложенные в текстовый материал, схемы, таблицы и иной иллюстративный материал перевести на электронные носители. Обучающийся с помощью компьютера получает доступ к учебным материалам, может активно вмешиваться в учебную программу, запрашивать, вести поиск - электронная система адекватно реагирует. Он получает возможность в любой для себя последовательности осваивать учебный материал, оценить степень самостоятельного его усвоения. Компьютер, содержащий в па-

мяти интерактивный контент, объективно оценит эту степень, подскажет, где и в чем обнаружились пробелы.

Таким образом, активное использование инновационных дистанционных технологий в совокупности с высоким содержанием учебных и методических материалов позволяют, опираясь на принцип интерактивности, создавать образовательные продукты с максимальной самодостаточностью для их самостоятельного освоения обучаемым.

Принцип модульности не менее важен. Модульное построение компьютерной программы вводного коррективного курса английского языка позволяет пользователю изучать дисциплину в выбранном темпе в удобном для него порядке. На базе 10 занятий во вводном коррективном курсе предлагаются 50 тематических модулей.

Модульный принцип обеспечивает возможность гибкого варьирования объемов учебного материала для формирования, например, программ дистанционного обучения обучающихся с различным уровнем подготовки (на базе среднего или среднего специального образования), с различным количеством часов в зависимости от учебного плана. Использование принципа модульности в учебном процессе, организованном с использованием новых компьютерных технологий, дает возможность свободного доступа к любому фрагменту, части или полному модулю содержания вводного коррективного курса.

Принцип иерархичности определяет многоуровневое построение содержания курса в зависимости от начальной подготовки обучающихся. От низшего уровня, предполагающего пошаговое консультирование с преподавателем до самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Введение принципа дидактической эффективности направлено на достижение высокого качества усвоения обучающимися учебного материала в режиме дистанционного обучения и выдерживание определенного темпа обучения. Принцип дидактической эффективности позволяет в процессе обучения собрать важную информацию об объемах знаний, посильных для освоения обучающими - взрослыми людьми и их скоростных возможностях усвоения образовательной информации, и, следовательно, определить оптимальные сроки обучения. Опреде-

ление реального объема знаний и условий их полного освоения имеет также огромное значение для оптимизации образовательного процесса. Принцип дидактической эффективности позволяет провести оценку эффективности компьютерной обучающей программы, в частности, организации и проведения интегрального контроля, который достаточно точно определяет качество усвоения учебного материала. Принцип дидактической эффективности позволяет провести оценку заложенных в экзаменационно-тестовой системе электронного учебно-методического комплекса возможностей процесса обучения: изучение учебного материала по индивидуальному графику, закрепление знаний в режиме самоконтроля, проведение текущего контроля.

Организация вводного коррективного курса фокусируется на ряде компонентов учебного процесса дистанционного обучения:

- организация самостоятельной работы обучаемых с использованием учебных ком-

пьютерных программ, проведение входного тестирования, установочных занятий;

- поддержка обучаемых: организация консультаций, установление обратной связи с учебным учреждением, организация коммуникаций обучаемых на удаленных территориях;

- выполнение практических заданий: упражнений, письменных работ;

- оценка продуктивности работы обучаемого: результаты текущего и итогового контроля.

1. Тихомиров В.П. // Дистанционное обучение. 1997. № 2.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.

3. Методика создания дистанционной среды для обучения и консультирования государственных служащих: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А.В. Кононенко. М., 2003.

Поступила в редакцию 6.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.