Научная статья на тему 'Система открытого образования в Республике Корея: перспективы внедрения'

Система открытого образования в Республике Корея: перспективы внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1475
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ / OPEN EDUCATION SYSTEM / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TEACHING MOTIVATION / SOCIOLOGY OF EDUCATION / MANAGEMENT SOCIOLOGY / FOREIGN EXPERIENCE / EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Алексей Викторович, Тагаев Алексей Васильевич, Котлярова Ольга Владимировна

В представленной статье коллектив авторов рассматривают вопросы взаимообусловленности социально-экономического развития Республики Корея и динамичности он-лайн образования. Статья состоит из трех основных частей, первая из которых посвящена развитию образования в Республике Корея и выявлению приоритетных факторов его динамики, одним из которых являются массовые открытые он-лайн курсы (МООК). Во второй части статьи в диахронном аспекте рассматривается система формирования, внедрения и масштабирования корейских массовых открытых он-лайн курсов (К-МООК), направленных на непрерывное образования всех граждан Республики Корея, в том числе и государственных служащих. В заключительной части анализируется открытая система корейского образования для государственных служащих и возможность внедрения массовых открытых он-лайн курсов в систему российского дополнительного профессионального образования. В статье перечислены факторы, определяющие приоритетную роль образования в государственной политике Республики Корея. Систематизированы положительные тенденции внедрения системы открытого образования для государственных служащих в Южной Корее. В диахронном аспекте представлено развитие массовых открытых он-лайн курсов. Определены перспективы внедрения массовых открытых он-лайн курсов в систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих современной России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the presented article the team of authors touches upon the issues of the interdependence of the socio-economic development of the Republic of Korea and the dynamism of on-line education. The article consists of three main parts, the first of which is devoted to the development of education in the Republic of Korea and the identification of priority factors for its dynamics, one of which is the mass open online courses (MOOC). In the second part of the article, a system for the formation, implementation and scaling of Korean mass open online courses (C-MOOC) aimed at the continuous education of all citizens of the Republic of Korea, including civil servants, is considered in a diachronic aspect. In the final part, an open system of Korean education for civil servants is analyzed and the possibility of introducing massive open on-line courses into the system of Russian additional professional education. The relevance of the presented work is confirmed by the expediency of studying the experience of the Republic of Korea in the educational paradigm of Russian education. The need for further research is determined by the possibility of introducing leading trends in education into the system of Russian education, with their subsequent adaptation, reform and promotion. The article lists the factors that determine the priority role of education in the state policy of the Republic of Korea. The positive tendencies of introduction of the system of open education for civil servants in South Korea are systematized. In the diachronic aspect, the development of mass open on-line courses is presented. Prospects for introducing mass open on-line courses into the system of additional professional education of state civil and municipal employees of modern Russia are determined.

Текст научной работы на тему «Система открытого образования в Республике Корея: перспективы внедрения»

УДК:37.014(519.5) DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-6-40-55

СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ

Баранов А.В., Тагаев А.В., Котлярова О.В.1

В представленной статье коллектив авторов рассматривают вопросы взаимообусловленности социально-экономического развития Республики Корея и динамичности он-лайн образования. Статья состоит из трех основных частей, первая из которых посвящена развитию образования в Республике Корея и выявлению приоритетных факторов его динамики, одним из которых являются массовые открытые он-лайн курсы (МООК).

Во второй части статьи в диахронном аспекте рассматривается система формирования, внедрения и масштабирования корейских массовых открытых он-лайн курсов (К-МООК), направленных на непрерывное образования всех граждан Республики Корея, в том числе и государственных служащих. В заключительной части анализируется открытая система корейского образования для государственных служащих и возможность внедрения массовых открытых он-лайн курсов в систему российского дополнительного профессионального образования.

В статье перечислены факторы, определяющие приоритетную роль образования в государственной политике Республики Корея. Систематизированы положительные тенденции внедрения системы открытого образования для государственных служащих в Южной Корее. В диахронном аспекте представлено развитие массовых открытых он-лайн курсов. Определены перспективы внедрения массовых открытых он-лайн курсов в систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих современной России.

Ключевые слова: система открытого образования, инновационные образовательные технологии, мотивация обучения, социология образования, социология управления, зарубежный опыт, образование в Республике Корея.

SYSTEM OF OPEN EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KOREA: PROSPECTS OF IMPLEMENTATION

BARANOV A.V. - Director of the Center for Innovative Technologies, South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration(Russian Federation, Rostov-on-Don), e-mail: bav.skags@gmail.com

Баранов Алексей Викторович - директор Инновационно-технологического центра, Южно-Российского института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Южно-Российский институт управления, адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70, е-mail: bav.skags@gmail.com

Тагаев Алексей Васильевич-кандидат экономических наук, директор Центра оценки и личностного развития управленческих кадров, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Южно-Российский институт управления, адрес: 344 002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70, е-гтаН: bav.skags@gmail.com

Котлярова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заместитель начальника отдела обеспечения качества образовательных программ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал; адрес: 600017, г. Владимир, ул. Горького, д. 59а; е-гтаН: olya-apriori@yandex.ru

TAGAEV A. V. - Candidate of Economic Sciences, Director of the Center for Evaluation and Personal Development of Management Personnel, South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration(Russian Federation, Rostov-on-Don), e-mail: bav.skags@gmail.com

KOTLYAROVA O. V. - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Social-Humanitarian Disciplines, Deputy Head of Quality Assurance of Educational Programs,Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir branch (Russian Federation, Vladimir), e-mail: olya-apriori@yandex.ru

In the presented article the team of authors touches upon the issues of the interdependence of the socio-economic development of the Republic of Korea and the dynamism of on-line education. The article consists of three main parts, the first of which is devoted to the development of education in the Republic of Korea and the identification of priority factors for its dynamics, one of which is the mass open online courses (MOOC). In the second part of the article, a system for the formation, implementation and scaling of Korean mass open online courses (C-MOOC) aimed at the continuous education of all citizens of the Republic of Korea, including civil servants, is considered in a diachronic aspect. In the final part, an open system of Korean education for civil servants is analyzed and the possibility of introducing massive open on-line courses into the system of Russian additional professional education.

The relevance of the presented work is confirmed by the expediency of studying the experience of the Republic of Korea in the educational paradigm of Russian education. The need for further research is determined by the possibility of introducing leading trends in education into the system of Russian education, with their subsequent adaptation, reform and promotion.

The article lists the factors that determine the priority role of education in the state policy of the Republic of Korea. The positive tendencies of introduction of the system of open education for civil servants in South Korea are systematized. In the diachronic aspect, the development of mass open on-line courses is presented. Prospects for introducing mass open on-line courses into the system of additional professional education of state civil and municipal employees of modern Russia are determined.

Keywords: open education system, innovative educational technologies, teaching motivation, sociology of education, management sociology, foreign experience, education in the Republic of Korea.

Не вызывает сомнения факт социально-экономического прорыва, совершенного Южной Кореей за последние пятьдесят лет. На современном этапе развития мировых цивилизаций Республика Корея является одной из самых высокодинамичных стран в сфере информационных технологий, что не могло не отразиться на важнейших сферах жизнедеятельности корейского общества. Прорыв в социальной и экономической сферах, подразумевающий в том числе улучшение качества жизни, развитие информационных технологий, первенство в индустрии красоты, успех бизнес-стартапов и многие другие факторы, подтверждает мысль о значимой роли Южной Кореи на мировой арене.

В связи с вышесказанным закономерным кажется возрастание интереса к разным аспектам развития корейского общества. Перспективные направления научной парадигме определяются современными исследованиями, посвященными государственной внешней и внутренней политики республики Корея: экономическому росту, развитию человеческого потенциала, здравоохранению, грамотному использованию и экономии природных ресурсов и мн.др. В этой

связи интересны исследования А.Н. Гусева, К.Р. Кашфуллиной, К.А. Насонова1, В.И. Денисова2, Е.В. Лачиной3, Михалевой И.В.4, Рязановой А.Н.5, Улумбекова Г. Э.6 и др.

Безусловно, одной из самых перспективных сфер, формирующих динамику государственной политики республики Корея, является качественное развитие образовательной сферы: «ближайшие годы станут эпохой значительных перемен в сфере образования»7, что уже демонстрируется в общемировой образовательной парадигме.

Высокое качество образования, регулируемое на государственном уровне, стало одной из главных причин экономического роста Республики Корея, внеся существенный вклад в развитие человеческого капитала, способного к поглощению передовых технологий и разработке собственных технологий как в количественном, так и в качественном отношении. В этой связи необходимым, на наш взгляд, является определение основных факторов, аргументирующих приоритетность корейского образования на уровне государственной политики.

Факторы, определяющие приоритетную роль образования в государственной политике Республики Корея

Во-первых, на официальном государственном уровне признается, что система корейского образования является основным приоритетом в области развития государственной политики, что подтверждается экспертной оценкой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНИСЕФ), признавшей корейское образование в качестве самого эффективного образования в мире. Согласимся с исследователями, утверждающими, что происходит «ускорение развития общества и повсеместная информатизация среды»8, что наиболее наглядно можно проследить в развитии образовательной парадигмы Республики Корея.

Во-вторых, приоритетность корейского образования подтверждается высокими результатами академических достижений, продемонстрированными представителями нового поколения южнокорейцев по итогам открытого статистического исследования в рамках «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (англ. «Programme for International Student Assessment», Pisa). Высокая оценка образовательных

1Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р. Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. - № 1. - С. 149-224

2 Денисов В.И.Особенности внешнеполитического процесса в корейско-демократической Республике // Вестник МГИМО Университета. - № 1. - 2010. - С. 237-244

3Лачина Е.В. Исторический обзор основных направлений государственной политики Республики Корея в области физической культуры и спорта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. № 22.. - 2013. -С. 134-145

4 Михалева И.В. Особенности функционирования ядра исполнительной власти в Российской Федерации и Республике Корея в условиях современных трансформационных процессов // Теория и практика общественного развития. 2012. - №1. - С. 293- 296

5Рязанова А.Н. Государственная политика в отношении человеческого потенциала как фактор успешного технологического развития Южной Кореи// Вестник Томского государственного университета. 2012. - №357. - С.96-99

6 Улумбекова Г. Э. Анализ и оценка системы здравоохранения Республики Корея. Уроки для России// Менеджер здравоохранения 2011. - № . - С. 47-54.

7Баранов А. В., Агаджанян А. С., Андриянчик Р. В., Мамотенко Д. С., Тагаев А. В. Формирование профессиональных компетенций как фактор построения успешной карьеры. Волонтерский проект «Мой помощник» // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сборник методических материалов и статей / науч. ред. канд. соц. наук И. А. Газиева. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 168 с.

8Ермачков Д.А., Зимонина О.В. Технология «планирования карьеры» как возможность реализации селфменеджмента студентов // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сб-к метод. материалов и статей / науч. ред. И. А. Газиева. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 168 с.

компетенций подтверждена вниманием международного сообщества, которое признало стремительный рост Республики Корея в качестве наиболее успешной модели экономического развития.

«Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» представляет собой масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Целью проекта являются анализ и оценка компетентностных возможностей представителей современного общества, а именно оценка уровня грамотности в разных аспектах гуманитарных и точных наук: грамотности читательской, математической, естественно-научной, компьютерной. Тестирование проводится раз в три года, и в нем традиционно принимают участие тысячи пятнадцатилетних школьников из десятков стран. В связи с многофакторностью и масштабностью проводимых исследований «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» определяет один из ведущих международных рейтингов в области образования.

В-третьих, ведущая роль образования в духовном и социально-экономическом развитии Республики Корея поддерживается интенсивным внедрением информационных технологий в учебный процесс.

История внедрения информационных технологий в образовательный процесс Республики Корея начинается в 1998 г. Бюджет проекта составил примерно 1,1 млрд. долларов. Реальным результатом стал зафиксированный индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира (ICT DevelopmentIndex), в соответствии с которым Южная Корея занимает второе место в мире.

В этой связи немаловажным кажется пояснить значения индекса развития информационно-коммуникационных технологий (ICTDevelopmentIndex), который является комбинированным показателем, характеризующим достижение стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Индекс развития ИКТ рассчитывается по методике Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union), специализированного подразделения ООН, определяющего мировые стандарты в области информационно-коммуникационных технологий. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий разработан в 2007 г. и в структурном отношении включает одиннадцать показателей (критериев). В исследовании, посвященном определению индекса развития информационно-коммуникационных технологий, проведенном в 2017 году, представлен рейтинг ста семидесяти шести стран мира по итогам 2016 года.

В-четвертых, одним из решающих факторов, определяющих приоритетную роль образования в государственной политике Республики Корея, стало признание электронного обучение (e-learning) в качестве наиболее эффективного инструмента для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни и обеспечения равных возможностей гражданам по доступу к образованию. В таблице 1 представлены подындексы индекса развития ИКТ, составляющие критерии оценки внедрения информационных технологий.Экономия человеческих, временных и пространственных ресурсов, открытость и общедоступность электронного обучения, масштабность получаемых он-лайн контентов, возможность регулирования образовательного процесса самим обучающимся и многие другие факторы сделали электронное обучение основной формой потребления образовательного контента. Прогрессивность электронного обучения, в свою очередь, сделала образовательный процесс быстрым, мгновенно реконструируемым под меняющиеся реалии современного мира, интерактивным и удобным.

Таблица1 - Составляющие индекса развития информационно-коммуникационных технологий Table 1 - Subindexes of the index of the development of information and communication technologies

_Подиндекс доступа к ИКТ (ICTAccessSub-index)_

Число телефонных аппаратов местной телефонной сети на 100 человек населения (Fixedtelephonelinesper

100 inhabitants)._

Число подключенных терминалов подвижной радиотелефонной связи на 100 человек населения

(Mobilecellulartelephonesubscriptionsper 100 inhabitants)._

Число подключенных терминалов подвижной радиотелефонной связи на 100 человек населения (Mobilecellulartelephonesubscriptionsper 100 inhabitants).

Пропускная способность международных каналов Интернета (InternationalInternetbandwidch (bit/s)

perInternetuser)._

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домашних хозяйств (Proportionofhouseholdswithacomputer).

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домашних хозяйств (ProportionofhouseholdswithInternetaccessathome).

Подиндекс использования ИКТ (ICTUseSub-index) Удельный вес населения - пользователей Интернета - в общей численности населения (ProportionofhouseholdswithInternetaccessathome).

Число абонентов фиксированного широкополостного доступа в Интернет на 100 человек населения

(ProportionofhouseholdswithInternetaccessathome)._

Число абонентов мобильного широкополостного доступа в Интернет на 100 человек населения

(Mobilebroadbandsubscribesper 100 inhabitants)._

Подындекс практических навыков использования ИКТ (ICTSkillsSub-index)

Уровень грамотности взрослого населения (Ad u ltliteracyrate)._

Удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения

(Secondarygrossenrolmentratio)._

Удельный вес учащихся высших учебных заведений в общей численности населения (Tertiarygrossenrolmentratio).

Основываясь на приведенных выше фактах, можно говорить о том, что благодаря развитой инфраструктуре информационно-коммуникационных технологий и технологии электронного обучения уровень информатизации в области высшего образования в Корее соответствует высокому международному уровню, а сам образовательный процесс и его результаты являются приоритетами государственной политики Республики Корея.

В этой связи интересным и новым является внедрение и развитие системы открытого образования в Южной Корее.

Среди инновационных системообразующих факторов открытой образовательной системы необходимо выделить массовые открытые он-лайн курсы (МООК - Massive Open On-line Course), которые уже стали национальным образовательным трендом Южной Кореи и становятся инновационным мировым образовательным трендом в развитии образовательных ресурсов, дающих новые возможности в сфере дистанционного образования.

По мнению авторского коллектива, в качестве основных причин внедрения массовых открытых он-лайн курсов в образовательную систему Республики Корея необходимо отметить,

во-первых, высокий уровень образовательного контента, во-вторых, его многофункциональность и доступность.

Лекции, составленные и прочитанные известными профессорами всемирно известных университетов, входящих в топ мировых рейтингов, авторитетом своих авторов и широтой картины исследовательских подходов привлекают потенциальных обучающихся и впоследствии оправдывают их ожидания. В отличие от традиционных аудиторных лекций, ограниченных в количественном и временном планах, массовые открытые он-лайн курсы позволяют обучаться неограниченному количеству слушателей в любое удобное для них время, в любом удобном месте (в любой точке мира). Доступность и удобство не просто увеличивают аудиторию, а делают разнообразным контингент слушателей.

Внедрение массовых открытых он-лайн курсов в Южной Корее (диахронный аспект)

Обоснованным последствием апробирования массовых открытых он-лайн курсов стало создание собственной национальной платформы (К-МООК - KoreanMassiveOpenCourse), в целях формирования которой ведущими корейскими университетами были заключены контракты с edX, Coursera и другими ведущими корпорациями для создания совместного контента. В качестве примера стоит привести Сеульский национальный университет ( SNU), создавший платформу SNUxи в 2014г., на которой изначально было представлено четыре открытых он-лайн курса.

«Понятие о справедливости является важнейшей морально-нравственной и социальной ценностью любого человека»1, тем более, когда затрагивается вопрос возможности получения качественного образования.В этой связи актуальным, на наш взгляд, является упоминание предпосылок внедрения национальной образовательной платформы К-МООК, среди которых приоритетными являются реализация на государственном уровне образовательной концепции «обучение на протяжении всей жизни» (Life-longLearning), что обуславливает высокий спрос на дополнительное профессиональное образование в Корее, а также необходимость повышения доступности образования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.Профессиональное развитие, получение дополнительного образования и карьерный рост в корейской образовательной системе реализуются в совокупности. Логично согласиться с некоторыми исследователями, утверждающими, что «карьерный рост есть итог индивидуального планирования карьеры и обеспечения организацией поддержки работников для реализации его возможностей, а в идеале - это процесс сотрудничества»2. Важно отметить, что развитие инклюзивного образования, то есть внедрение общедоступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, наравне с открытым он-лайн обучением является современным общемировым трендом.

Корейские массовые открытые он-лайн курсы и сама национальная платформа для их внедрения были разработаны по образцу уже существующих платформ массовых открытых он-лайн курсов. Отличительные национальные особенности, определяющие историко-культурные характеристики корейских МООК, основываются на гуманистических ценностях

^аврентьев Д.С. Социальная справедливость как ключевой элемент политического ландшафта региона: практики и идеологии // Вестник Поволжского института управления. - № 3 (54). - 2016. - С. 17- 22.

2Потапова Е.П., Юнева Ю.И. Определение характеристик карьерного и профессионального роста выпускников как фактор востребованности выпускников (опыт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина) // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов V Международной заочной научно-практической конференции, Белгород, 20 декабря 2013 г.: в 2 ч. Ч.2. / под ред. С.А. Михайличенко, С.Н. Шевцовой - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2013. - 369 с.

корейского менталитета, включающих трепетное отношение к сей стране и ее достоянию, соблюдение профессиональной и личной субординации, доверительное отношение к органам власти, к государству, к представителям государственной службы, открытость и честность по отношению к коллективу и общественности, неприемлемость фальсификации фактов или предоставления неверифицированной информации обществу. В соответствии с вышеперечисленными характеристиками к национальным особенностям К-МООК можно отнести:

- субтитры на корейском языке, то есть логичное предпочтение государственного языка -корейского,

- службу контроля и поддержки образовательного контента,

- рекомендации по прохождению курсов,

- аналитику,

- контроль и предотвращение плагиата и списывания,

- учебные материалы (цифровые учебники).

Национальная платформа корейских открытых образовательных он-лайн курсов открыта с одобрения Министерства образования Республики Корея с сентября 2015 г. Среди десяти ведущих университетов, формирующих инновационный проект, важное место занимает Университет Сонгюнгван (старейший государственный вуз мира). Представленные университеты были отобраны Министерством образования из сорока семи ведущих вузов страны. На первом этапе реализации проекта в общем доступе находилось двадцать девять образовательных курсов. Престижность участия в создании национальной платформы К-МООК подкрепляется финансированием отобранных для участия в проекте университетов. Сумма, выделенная каждому ВУЗу на развитие К-МООК, составила восемьдесят пять тысяч долларов США (100 млн. вон) в год в течение трех лет.

В качестве последующего этапа развития он-лайн проекта необходимо выделить стремительное и масштабное расширение корейских массовых образовательных курсов, подразумевающее включение большего количества университетов, разрабатывающих лекционный материал. С 2017 г. в системе формирования национальной платформы К-МООК принимают участие около семидесяти университетов Республики Корея, что доказывает востребованность инновационного образовательного проекта и его стремительное развитие. Результатом масштабной работы стала доступность для обучающихся более трехсот открытых он-лайн курсов разнообразной направленности, сложности и объема. К 2018 г. планируется увеличение открытых образовательных контентов до пятисот. Тотальная заинтересованность представленным проектом подтверждается количеством обучающихся, подписанных на лекционные курсы, которое в июне 2017 г. достигло двухсот восьмидесяти тысяч слушателей, а количество посещений электронной платформы составило 3,2 миллиона слушателей.

Еще одним показателем эффективности реализации массовых открытых он-лайн курсов является процентный показатель, отражающий возрастной критерий обучающихся. Немаловажным кажется отметить практически равномерную заинтересованность каждой возрастной группы в представленном образовательном контенте. На наш взгляд, показательным является и то, что самую активную группу обучающихся составляет кластер от 20 до 30 лет. Процентное соотношение обучающихся сообразно возрастному критерию представлено на рис. 1 .

Рисунок 1 - Процентное соотношение возрастных кластеров, обучающихся корейских массовых открытых образовательных он-лайн курсов

Figure 2 - Percentage ratio of age clusters of students of Korean mass open educational online courses

В 2017 году Министерство образования разработало и добавило на платформу более ста шестидесяти новых лекций в дополнение к представленным ста сорока трем, целью проекта было расширение количества лекционных курсов до трехсот.

Важно отметить, что на момент октября 2017 г. на национальной платформе К-МООК представлены уже триста семнадцать реализующихся образовательных курсов. Содержательная направленность новых лекций затрагивает темы общемировой межкультуной значимости: динамику Четвертой промышленной революции, формирование и развитие искусственного интеллекта, эффективную работу с большими (глобальными) данными и т.д.

В качестве дополнительной мотивации к он-лайн обучению выступают оф-лайн мероприятия различного формата, организованные Министерством образования, в рамках которых слушатели открытых курсов могут встретиться с ведущими учеными и профессорами, лекции которых представлены в рамках К-МООК. Коммуникация оф-лайн, «лицом к лицу» с ведущими профессорами мирового уровня, возможность личного взаимодействия, во-первых, увеличивают интерес к массовым образовательным открытым курсам, во-вторых, восполняют потенциальные и реальные пробелы он-лайн обучения, вызванные отсутствием непосредственного общения преподавателей с аудиторией.

Можно с уверенностью говорить о том, что одной из составляющих современной корейской культуры стала информационно-технологическая реальность, обеспечивающая личное и профессиональное взаимодействие между людьми.

Кажется правомерным утверждение некоторых исследователей о том, что «неподготовленному сотруднику, особенно старшего поколения, крайне сложно использовать в работе обновленное программное обеспечение и электронные базы данных»1.

В этой связи предсказуемыми и оправданными стали разработка и применение Мобильного приложения К-МООС в 2017 г. Среди значимых плюсов представленного приложения необходимо назвать тотальную доступность образовательного контента и удобство его использования.

!Мироненко Н.В., Леонова О.В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2017. - № 6 (102). - С. 65- 72.

На современном этапе развития корейских массовых открытых он-лайн курсов в качестве приоритета выступает взаимодействие между корейскими университетами, ведущее за собой обмен опытом, восполнение интеллектуального и креативного дефицита посредством совместной работы. Сотрудничество в области знаний и образования открывает новые перспективы развития К-МООК. К примеру, Сеульский национальный университет, KAIST и POSTECH подписали соглашение о совместной разработке научно-технических лекций. А начиная с 2017г. действует консорциум для разработки востребованного лекционного материала, в котором могут участвовать несколько научно-исследовательских институтов.

В этой связи правомерным становится обозначение новой категории МООК - внутренних (локальных) массовых открытых он-лайн курсов (I-MOOC- Internal Massive Open On-line Course). Такие локальные открытые он-лайн курсы являются результатом совместной работы нескольких университетов по приоритетным для них направлениям, такие лекции имеют более узкую специфику и конкретную профессиональную значимость.

Взаимообусловленность мировой, национальной и локальной (внутренней) площадок внедрения массовых открытых он-лайн курсов представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Взаимообусловленность мировой, национальной и локальной (внутренней) площадок внедрения массовых открытых он-лайн курсов

Figure 2 - The interdependence of the world, national and local (internal) platforms for the introduction of mass open on-line courses

На современном этапе развития корейского общества корейские массовые открытые онлайн курсы определяются как значимая часть образовательной системы и государственной политики.

Еще одним фактом, подтверждающим приоритетность и необходимость развития массовых открытых курсов в Республике Корея, является их внедрение в систему дополнительного профессионального образования для государственных служащих.В этой связи создана Правительственная платформа электронного обучения, образовательные контенты которой доступны всем представителем государственной службы.

В представленной статье делается попытка анализа системы открытого образования для государственных служащих в Южной Корее с целью определения возможности внедрения инновационного образовательного тренда в систему российского образования.

Положительные тенденции внедрения системы открытого образования для государственных служащих в Южной Корее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Одним из основных достоинств внедрения системы открытого образования для государственных служащих является общедоступность образовательного контента. Правительственная платформа электронного обучения доступна всем государственным служащим и обеспечивает примерно триста семьдесят образовательных программ.

2. Другим немаловажным фактором можно считать многоплановостьи многоаспектность представленных образовательных курсов, которые реализуются в четырех приоритетных направлениях, среди которых ценности государственной службы, развитие лидерских качеств, профессиональная компетентность современных государственных служащих и глобальная конкурентоспособность.

В связи с тем, что «проблема использования образовательных технологий в реализации кадровой политики через профессиональное развитие кадров и кадрового потенциала является одной из ключевых...»1, помимо образовательных курсов, направленных на совершенствование профессиональной деятельности, на электронной платформе представлены программы обобщённого характера, к примеру, программы по управлению экономикой или бизнесом, программы, посвященные гуманитарным наукам, иностранным языкам, развитию информационных технологий. Такие курсы помогают госслужащим расширить компетентностную картину мира, не замыкая профессиональные интересы в рамках непосредственных служебных обязанностей, помогают понимать новые тенденции в различных областях развития науки и культуры, развивать навыки творческого мышления и междисциплинарный кругозор.

3. Еще одним благоприятным фактором внедрения образовательной он-лайн парадигмы является экспертное консультирование. На платформе размещены тридцатиминутные или часовые видеозаписи лекций ведущих экспертов в сфере государственного и муниципального управления, ранее проведенные в традиционном, академическом лекционно-семинарском формате. На таких занятиях в дискуссионном формате между экспертами и обучающимися поднимаются и обсуждаются конкретные примеры проблем системы государственного управления. И если в силу собственной занятости или по причине большого количества обучающихся госслужащий не смог посетить подобные занятия, у него есть возможность просмотреть эти лекции в он-лайн режиме в удобное время.

4. Значимым положительным фактором является инновационность обсуждаемых на лекции вопросов. В декабре 2016 г. на площадке были доступны шестьдесят две лекции, в том числе по проблематике Четвертой промышленной революции, работе с большими (глобальными) данными, виртуальной реальности Интернет-вещей.

5. Внедрение открытого образовательного пространства в системе государственного управления невозможно без применения новых методов обучения. В этой связи интересен, к примеру, южно-корейский опыт использования социального обучения и методики перевернутого обучения.

Социальное обучение заключается в динамичном переходе от односторонней передачи знаний (академическая лекция, начитывание материала обучающимся) к двустороннему интерактивному обучению на основе коммуникации и сотрудничества. Электронная правительственная платформа облегчает процесс обмена вопросами и ответами между преподавателями (или экспертами) и обучающимися (государственными служащими),

1 Газиева И.А. Конкурсные образовательные мероприятия как технология разработки и реализации кадровой политики организации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 133- 142.

поощряет обмен идеями среди пользователей, а также создает пространство для «Сообщества практики», которое направлено на обмен профессиональным опытом и сотрудничество между должностными лицами в разных учреждениях.В табл. 2 представлены тематика и количество курсов на правительственной электронной образовательной платформе.

Таблица 2 - Тематика и количество курсов на правительственной электронной образовательной платформе

Table 2 - Subjects and number of courses on the government electronic educational platform

Тематическое направление он-лайн курса Электронное Правительственные

обучение массовые открытые он-лайн курсы

Ценности государственной службы 25 21

Развитие лидерских качеств 36 23

Профессиональная компетентность госслужащих (общий уровень) 142 7

Профессиональная компетентность госслужащих (экспертный 11 2

уровень)

Глобальные (общекультурные, гуманистические) ценности 20 7

Развитие информатизации 64 12

Общее количество лекций 298 72

В свою очередь методика перевернутого обучения «перевернутый класс» заключается в трансформации традиционной структуры образовательного процесса. Обучающимся изначально предоставляется он-лайн лекция, обучающий материал, который еще до начала курса погружает слушателей в процесс активного восприятия проблемного вопроса. Последующая аудиторная работа проходит в дискуссионном формате, с активным обсуждением заданной темы. Обучающиеся приходят на занятия уже с определенной, сложившейся позицией по освещенному ранее вопросу, они информированы и готовы к последующему обсуждению предоставленного материала. Помимо углубленного метода автономного обучения, такого как дискуссия, часто используются методы командной работы и выполнение проектных работ.

6. В целях кастомизации образовательного продукта и удовлетворения потребностей обучающихся разработчики правительственной платформы открытого электронного обучения создали программы обучения DIY (do it yourself), которые также можно назвать современным трендом корейской образовательной системы. Каждая программа состоит из отдельных уроков. Слушатели курса по своему желанию выбирают актуальный для них спектр дисциплин, по которым впоследствии обучаются. Предпочтение государственных служащих одних дисциплин другим дает возможность отследить образовательные потребности представителей государственного управления. Выстраивание образовательной программы в соответствии с потребностями обучающихся дает возможность сформировать индивидуальные, кастомизированные курсы, удовлетворяющие запросы и потребности слушателей.

7. Еще одним образовательным трендом открытого он-лайн образования для государственных служащих стала предоставляемая возможность самостоятельно создавать образовательный контент для электронного обучения. Начиная с 2018 г. на электронной правительственной платформе планируется проведение мероприятия с предварительным названием «Конкурс публичных должностных лиц». Этот проект будет направлен на поощрение

внедрения индивидуального положительного профессионального опыта и последующего создания образовательного он-лайн контента электронного обучения.

8. Одним из современных трендов, характеризующих образовательную систему Южной Кореи и в последнее пятилетие набирающих популярность, является так называемая корейская «Закусочная культура» (ЭпаскОиНиге). Этот термин определяет скоростной характер потребления культурного ресурса обществом - в течение 5-15 минут. Планируется применение вышеназванной тенденции в образовательных программах, представив образовательный контент в формате, клипа и предоставлять его слушателям образовательных курсов на мобильных устройствах. К примеру, такой формат применяется в Академии Хана (англ.: МапАсаСету). Это некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 г. выпускником Гарварда Салманом Ханом. Основная миссия Академии заключается в предоставлении высококачественного образования каждому и всюду. Сайт Академии предоставляет доступ к коллекции из более чем четырех тысяч двухсот бесплатных микролекций, посвященных актуальным вопросам в областях математики, истории, здравоохранения, финансов, физики, химии, биологии, астрономии, экономики, космологии, основам американской гражданственности, истории искусств, информационному образованию и мн.др. Немаловажен факт существования проекта по переводу представленных лекций с английского на другие языки.

9. Взаимозависимость открытого образования и Интернет-реальности поддерживает спрос на мобильные программы электронного обучения. В соответствии с этой тенденцией правительственная платформа электронного обучения предоставляет более ста семидесяти мобильных программ, число которых растет ежемесячно.

В связи со всеми вышеперечисленными факторами думается, что результаты внедрения системы открытого образования для государственных служащих в Южной Корее могут быть спроектированы и в направлении российской системы дополнительного профессионального образования для государственных гражданских и муниципальных служащих.

Большинство исследователей сходятся во мнении о необходимости реформации развития кадровой политики современной России. На сегодняшний день приоритетным аспектом такого развития становится ориентация на динамику ценностного потенциала нового поколения, его духовности, потребности приносить значимую пользу своему народу, государству и человечеству в целом.

Необходимость развития и совершенствования системы государственного управления отражена в Указе Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012, в Указе Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы»1.

В.В. Путин в Послании Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. акцентировал внимание на том, что: «.Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы,

1 Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601 http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379.

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» - и^: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41183.

улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры»1.

В этой связи дополнительное профессиональное образование государственных гражданских и муниципальных служащих современной России становится приоритетным направлением в развитии государственной кадровой политики. В этой связи, по мнению авторов представленной статьи, тенденции открытого образования, успешно реализуемые в образовательной парадигме корейского общества, могут быть применимы в системе дополнительного профессионального образования российских государственных и муниципальных служащих с учетом ментальных и социальных различий.

Перспективы внедрения массовых открытых он-лайн курсов в систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих современной России:

1. Представители государственного и муниципального управления смогут самостоятельно делать выбор в пользу заинтересовавших их образовательных контентов.

2. Анализ и классификация наиболее востребованных дополнительных профессиональных программ будут демонстрировать не только профессионально-образовательные предпочтения госслужащих, но и компетентностные лакуны представителей госслужбы. Другими словами, востребованность конкретной дополнительной профессиональной программы демонстрирует дефицит профессиональной компетентности и опыта в выбранном направлении.

3. В зависимости от уровня выбранной программы появляется возможность создать систему самооценки государственных гражданских и муниципальных служащих, что является дополнительным фактором оценивания системы государственного и муниципального управления в целом.

4. По мнению некоторых исследователей «государственная политика России направлена на возрождение и усиление культурных позиций...»2, в связи с чем возникает необходимость единой системы оценивания профессиональных компетенций, а также ценностных приоритетов представителей государственной службы. Массовые открытые образовательные курсы в системе дополнительного профессионального образования создадут единую систему оценивания компетентностных возможностей современных государственных служащих.

5. Безусловно, важным фактором можно считать обогащение методик преподавания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

6. С появлением открытых курсов становится реальной экономия материальных ресурсов при организации дополнительного профессионального образования. Для реализации он-лайн образования не потребуются помещения для занятий, будет задействовано меньше человеческих ресурсов (преподавателям необходимо записать видеолекции, которые будут неоднократно просматриваться), экономия временных ресурсов связана с возможностью просматривать он-лайн лекции в удобное для обучающихся время.

7. Система российского дополнительного профессионального образования для государственных гражданских и муниципальных служащих отличается своей разнородностью. Разные вузы реализуют программы разного уровня и разного качества. Соответственно в процессе обучения слушатели приобретают (или не приобретают) профессиональные

1 Послание Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 r. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53379

2Котлярова О.В. Коммуникативная компетентность современного государственного служащего // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология . 2017. - № 4. - С. 8 - 17.

компетенции, эффективность которых невозможно адекватно оценить. Система массовых открытыхон-лайн курсов предоставляет прежде всегоединые условия получения дополнительного профессионального образования для всех представителей профессиональной страты государственного и муниципального управления.

8. Кастомизация образовательных продуктов обуславливает учет экстра- и интрасистемных факторов, который, в свою, очередь дает возможность совершенствовать открытые образовательные курсы в соответствии с меняющимися потребностями современного общества и системы государственного и муниципального управления в частности.

9. И наконец, первостепенно важным является предоставление госслужащим возможности получать непрерывное образовании на протяжении всего карьерного пути.

Библиография/References:

1. Баранов А. В., Агаджанян А. С., Андриянчик Р. В., Мамотенко Д. С., Тагаев А. В. Формирование профессиональных компетенций как фактор построения успешной карьеры. Волонтерский проект «Мой помощник» // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сборник методических материалов и статей / науч. ред. канд. соц. наук И. А. Газиева. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 168 с.

2. Газиева И.А. Конкурсные образовательные мероприятия как технология разработки и реализации кадровой политики организации // Среднерусский вестник общественных наук. -2017. - Т. 12. - № 2. - С. 133 - 142.

3. Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014. - №1. -С. 149- 224.

4. Денисов В.И. Особенности внешнеполитического процесса в корейско-демократической Республике // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - № 1. - С. 237-244.

5. Ермачков Д.А., Зимонина О.В. Технология «планирования карьеры» как возможность реализации селфменеджмента студентов // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сборник методических материалов и статей / науч. ред. канд. соц. наук И. А. Газиева. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 168 с.

6. Котлярова О.В. Коммуникативная компетентность современного государственного служащего // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. - 2017. - № 4. - С. 8- 17.

7. Лаврентьев Д.С. Социальная справедливость как ключевой элемент политического ландшафта региона: практики и идеологии // Вестник Поволжского института управления. -2016. - № 3 (54). - С. 17- 22.

8. Лачина Е.В. Исторический обзор основных направлений государственной политики Республики Корея в области физической культуры и спорта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 22. - С. 134-145.

9. Мироненко Н.В., Леонова О.В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом // Управленческое консультирование. - 2017. - № 6 (102). - С. 65- 72.

10. Михалева И.В. Особенности функционирования ядра исполнительной власти в российской Федерации и республике Корея в условиях современных трансформационных процессов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №1. - С. 293-296.

11. Потапова Е.П., Юнева Ю.И. Определение характеристик карьерного и профессионального роста выпускников как фактор востребованности выпускников (опыт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина) // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях:

сборник материалов V Международной заочной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч.2. / под ред. С.А. Михайличенко, С.Н. Шевцовой - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2013. -369 с.

12. Рязанова А.Н. Государственная политика в отношении человеческого потенциала как фактор успешного технологического развития Южной Кореи // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 354. - С. 96-99.

13. Улумбекова Г.Э. Анализ и оценка системы здравоохранения Республики Корея. Уроки для России // Менеджер здравоохранения. - 2011. - № 11. - С. 47-54.

1. Baranov, A. V., Agadzhanian, A. S., Andriianchik, R. V., Mamotenko, D. S., Tagaev, A. V. (2016) Formirovanie professional'nykh kompetentsii kak faktor postroeniia uspeshnoi kar'ery. Volonterskii proekt «Moi pomoshchnik» [Formation of professional competencies as a factor in building a successful career. Volunteer project "My assistant"] // Luchshie praktiki v obrazovanii i proforientatsii Prezidentskoi akademii [Best practices in education and vocational guidance of the Presidential Academy]: sbornik metodicheskikh materialov i statei / nauch. red. kand. sots. nauk I. A. Gazieva. — M.: Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS. - 168 p. (In Russ.)

2. Gazieva, I.A. (2017) Konkursnye obrazovatel'nye meropriiatiia kak tekhnologiia razrabotki i realizatsii kadrovoi politiki organizatsii [Competitive educational activities as the technology of development and implementation of the personnel policy of the organization] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 12. - № 2. - P. 133-142. (In Russ.)

3. Gusev, A.N., Kashfullina, K.R., Nasonov, K.A. (2014) Reformy vysshego obrazovaniia v Kitae i Respublike Koreia: ispol'zovanie zarubezhnogo opyta v modernizatsii sistemy [Reforms of higher education in China and the Republic of Korea: the use of foreign experience in the modernization of the system] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaia ekonomika [International Organisations Research Journal]. - № 1. - P. 149-224. (In Russ.)

4. Denisov, V.I. (2010) Osobennosti vneshnepoliticheskogo protsessa v koreisko-demokraticheskoi Respublike [Features of the foreign policy process in the Korean Democratic Republic] // Vestnik MGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations]. - № 1. -P. 237- 244. (In Russ.)

5. Ermachkov, D.A., Zimonina, O.V. (2016) Tekhnologiia «planirovaniia kar'ery» kak vozmozhnost' realizatsii selfmenedzhmenta studentov [Technology "career planning" as an opportunity to implement self-management students] // Luchshie praktiki v obrazovanii i proforientatsii Prezidentskoi akademii [Best practices in education and vocational guidance of the Presidential Academy]: sbornik metodicheskikh materialov i statei / nauch. red. kand. sots. nauk I. A. Gazieva. — M.: Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS. - 168 p. (In Russ.)

6. Kotliarova, O.V. (2017) Kommunikativnaia kompetentnost' sovremennogo gosudarstvennogo sluzhashchego [Communicative competence of a modern civil servant] // Vestnik MGOU. Seriia: Russkaia filologiia [Bulletin of MGOU. Series: Russian philology]. - № 4. - P. 8- 17. (In Russ.)

7. Lavrent'ev, D.S. (2016) Sotsial'naia spravedlivost' kak kliuchevoi element politicheskogo landshafta regiona: praktiki i ideologii [Social justice as a key element of the political landscape of the region: practice and ideology] // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration]. - № 3 (54). - P. 17- 22. (In Russ.)

8. Lachina, E.V. (2013) Istoricheskii obzor osnovnykh napravlenii gosudarstvennoi politiki Respubliki Koreia v oblasti fizicheskoi kul'tury i sporta [Historical overview of the main directions of the state policy of the Republic of Korea in the field of physical culture and sports] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [MSLU Bulletin]. - № 22. - P. 134-145. (In Russ.)

9. Mironenko, N.V., Leonova, O.V. (2017) Evoliutsiia razvitiia proektnogo upravleniia v Rossii i za rubezhom [Evolution of the development of project management in Russia and abroad] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting]. - № 6 (102). - P. 65-72. (In Russ.)

10. Mikhaleva, I.V. (2012) Osobennosti funktsionirovaniia iadra ispolnitel'noi vlasti v rossiiskoi Federatsii i respublike Koreia v usloviiakh sovremennykh transformatsionnykh protsessov [Peculiarities of the functioning of the core of the executive power in the Russian Federation and the Republic of Korea in conditions of modern transformational processes] // Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development]. - №1. - P. 293-296. (In Russ.)

11. Potapova, E.P., luneva, lu.I. (2013) Opredelenie kharakteristik kar'ernogo i professional'nogo rosta vypusknikov kak faktor vostrebovannosti vypusknikov (opyt Povolzhskogo instituta upravleniia imeni P.A. Stolypina) [Determination of the characteristics of career and professional growth of graduates as a factor in the demand for graduates (the experience of the Volga Stolypin Institute of Management)] // Sodeistvie professional'nomu stanovleniiu lichnosti i trudoustroistvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviiakh [Promoting the professional development of the individual and the employment of young professionals in modern conditions]: sbornik materialov V Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 ch. Ch.2. / pod red. S.A. Mikhailichenko, S.N. Shevtsovoi - Belgorod: Izd-vo BGTU im. V.G. Shukhova. - 369 p. (In Russ.)

12. Riazanova, A.N. (2012) Gosudarstvennaia politika v otnoshenii chelovecheskogo potentsiala kak faktor uspeshnogo tekhnologicheskogo razvitiia Iuzhnoi Korei [State Policy on Human Potential as a Factor of Successful Technological Development of South Korea] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal]. - № 354. - P. 96- 99. (In Russ.)

13. Ulumbekova, G.E. (2011) Analiz i otsenka sistemy zdravookhraneniia Respubliki Koreia. Uroki dlia Rossii [Analysis and evaluation of the health care system of the Republic of Korea. Lessons for Russia] // Menedzher zdravookhraneniia [Manager of Health Care]. - № 11. - P. 47- 54. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.