Научная статья на тему 'Дидактические условия реализации дистанционного образования в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза (на примере курса методики преподавания иностранных языков)'

Дидактические условия реализации дистанционного образования в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза (на примере курса методики преподавания иностранных языков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожухов К. Ю.

The article is devoted to the problem of distance learning in training teachers of the English language. The article contains the experiment description of the distance course model "Methods of teaching foreign languages" and specific conditions necessary for their successful functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожухов К. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic conditions of distance learning realization in the process of students' vocational training at the pedagogical institution of higher education (on the example of the course of methods of teaching foreign languages)

The article is devoted to the problem of distance learning in training teachers of the English language. The article contains the experiment description of the distance course model "Methods of teaching foreign languages" and specific conditions necessary for their successful functioning.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия реализации дистанционного образования в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза (на примере курса методики преподавания иностранных языков)»

4. Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Поступила в редакцию 12.01.2007 г.

Вып. 1 (2).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

К.Ю. Кожухов

Kozhukhov K.Y. Didactic conditions of distance learning realization in the process of students’ vocational training at the pedagogical institution of higher education (on the example of the course of methods of teaching foreign languages). The article is devoted to the problem of distance learning in training teachers of the English language. The article contains the experiment description of the distance course model “Methods of teaching foreign languages” and specific conditions necessary for their successful functioning.

Для рассмотрения дидактических условий реализации дистанционного образования в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза был избран курс методики преподавания иностранных языков для студентов Курского государственного университета, получающих квалификацию «учитель английского языка».

В настоящее время происходит значительное переосмысление общих целей обучения в системе непрерывного образования личности. В Концепции модернизации Российского образования до 2010 г. указывается на необходимость выстраивания оптимальной системы профессионального образования. Определен ряд мер, направленных на повышение требований к его качеству. Одним из путей реализации данного стратегического направления является внедрение дистанционного образования в систему подготовки педагогических кадров, в том числе - будущих учителей английского языка. Особое место в подготовке учителей отводится методике преподавания иностранных языков.

Основополагающая дидактическая категория - это цель профессионального образования, она является также важной социальнопедагогической и методической категорией. Социально-педагогическая сущность цели диктует необходимость рассматривать ее, во-первых, в контексте социального заказа общества и государства по отношению к языковому образованию своих граждан и, во-

вторых, с учетом общеобразовательной концепции, принятой в обществе на определенном этапе его развития и развития системы образования. Последнее объясняется тем, что иностранный язык является лишь одним из учебных предметов в рамках этой системы, и определение целей обучения этому предмету должно осуществляться с ориентацией на общеобразовательный контекст.

Социальный запрос по отношению к языковому образованию в течение целого ряда десятилетий изменялся, а следовательно, изменялись и требования к профессиональным навыкам педагога, его основной смысл сводился всегда к практическому овладению иностранными языками. Правда, само понятие «практическое владение иностранными языками» уточнялось по мере развития методики и смежных с нею наук (именно в этом и заключается «методический» смысл такого феномена, как цель обучения иностранным языкам) [1].

Важнейшими целями обучения будущих преподавателей иностранного языка являются: формирование коммуникативной и методической компетенции.

Выделяют несколько составляющих коммуникативной компетенции:

1) Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой.

2) Социолингвистическая компетенция или способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом. Для этого важно знать семантические особенности слов и выражений, как они изменяются в зависимости от стиля и характера общения, какой эффект они могут оказать на собеседника.

3) Социокультурная компетенция позволяет многое понять и узнать о культуре различных стран изучаемого языка. Сегодня, говоря о том, что целью обучения является общение на иностранном языке, мы подразумеваем не просто диалог на уровне индивидуумов, но готовность и способность к ведению диалога культур.

Методическая компетенция предполагает, что в процессе обучения учитель не только объясняет новый материал и организует его правильную обработку, но и предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их различным приемам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами словарей и справочников, а также приемам работы с текстом, в том числе и собственным. Необходимо также научить учащихся проводить социокультурные наблюдения в процессе соизучения языков и культур [2].

Необходимо отметить, что информатизация образования является актуальным направлением развития современной высшей школы. В настоящее время информационно -технические средства активно внедряются в процесс обучения. Информационные технологии хорошо зарекомендовали себя среди точных наук; в последнее время они получили достаточно широкое распространение и среди предметов гуманитарного профиля, где особенно часто наблюдается применение информационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранных языков, в свою очередь, не должна оставаться в стороне от современных направлений модернизации образования.

Реализация и развитие дистанционного образования тесно переплетены с современными информационными и телекоммуникационными технологиями, они уже практически не мыслимы друг без друга. В русле выше сказанного для реализации эксперимента по разработке и внедрению дистанционных

технологий в курсе методики преподавания иностранных языков необходимо конкретизировать понятие и дидактические условия применения новой образовательной технологии, возникающие в русле теории дистанционного обучения.

Основными методическими признаками дистанционного обучения являются:

• изменение характера взаимодействия учащегося с учителем (учащийся становится субъектом обучения, способным управлять процессом);

• увеличение объема самостоятельной работы учащегося;

• осуществление самостоятельной работы в компьютерной среде с использованием «компьютерных» и «новых информационных технологий» [3].

Образовательная технология должна давать ответы на вопросы, как организовать в компьютерной среде учебный процесс с учетом специфики конкретной дисциплины, учебных и практических целей обучения, как применить компьютерные и новые информационные технологии, какие специальные программные средства применить, каким содержанием их наполнить, как контролировать качество и т. д. Это целый комплекс вопросов, на которые невозможно ответить, не проводя специальных педагогических экспериментов, имеющих целью определение содержания образовательной технологии [4].

Экспериментальная работа по исследованию дидактических условий организации и внедрения дистанционного образовательного курса по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» ведется на кафедре методики преподавания иностранных языков и на факультете информатики и вычислительной техники Курского государственного университета.

Проведенная исследовательская работа позволила выявить ряд условий успешной реализации модели дистанционного образования в русле современных информационных и педагогических технологий, ими являются: построение курса на базе интерактивных учебно-методических комплексов, использование в них электронных учебников и учебных пособий, разработанных специально для дистанционного обучения и основанных на гипертекстовой модели.

Построение интерактивного учебнометодического комплекса должно начинаться с проектирования организации учебного процесса - системы, имеющей модульный характер, полностью описывающей дидактический процесс обучения. Такая организация комплекса дает возможность использовать его студентам и преподавателям, не имеющим специальной подготовки. Важность использования интерактивных учебно-методических комплексов обусловлена тем, что работа с такими комплексами предполагает активную позицию самого обучаемого в процессе усвоения знаний. Новый вид познавательной деятельности исключает пассивное восприятие информации. Учебный процесс осуществляется на основе напряженной мыслительной деятельности, требующей сосредоточенности и максимального внимания, результатом которой является открытие новых знаний.

Электронный учебник как центральный компонент дистанционного образовательного комплекса должен представлять собой сборник всех основных, как теоретических, так и практических, материалов, а также должен включать, помимо знаний о самом предмете, знания о способе реализации учебной деятельности с гарантированным получением результата силами самого учащегося, что крайне важно в новых условиях дистанционного образования.

Значительную практическую эффективность показало использование гипертекста в интерактивных образовательных комплексах. Использование гипертекста позволяет фиксировать отдельные мысли, факты, а потом связывать их друг с другом, двигаясь в любых направлениях, определяемых ассоциативными связями. В результате образуется нелинейный текст, позволяющий отразить

многообразие и разноуровневость связей между заложенными в нем понятиями и, соответственно, между элементарными смысловыми блоками текста [5].

По результатам работы с дистанционным образовательным комплексом, разработанным для студентов Курского государственного университета, можно судить о возросшем интересе к предмету и повышению уровня мотивации студентов, кроме того, применение новых информационных технологий обеспечивает готовность студентов к их использованию в учебной и профессиональной деятельности. Итоговый контроль показал повышение качества образовательного процесса, а также уровня знаний и умений студентов. Все эти факторы в целом свидетельствуют о положительных результатах эксперимента и подтверждают целесообразность дальнейшей разработки дистанционных образовательных курсов для высшей школы.

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2004.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М., 2005.

3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004.

4. Крюкова О.П., Лаврененко Л.Я., Голици-

на Е.Ю. // Новые информационные технологии в преподавании иностранных языков: сб. научн. тр. / Совр. теории и методики обуч. иностр. языкам. М., 2004. С. 17-25.

5. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

Поступила в редакцию 7.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.