Научная статья на тему 'Гимназический сетевой образовательный ресурс как форма интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося'

Гимназический сетевой образовательный ресурс как форма интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / DISTANCE EDUCATION / CЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / NETWORK EDUCATIONAL RESOURCE / MODULAR TRAINING TECHNOLOGY / PROGRAMMED EDUCATION TECHNOLOGY / READING AND WRITING FOR CRITICAL THINKING TECHNOLOGY / DISTANCE CASE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Наталья Николаевна, Руденок Елена Александровна

данная статья представляет опыт работы учителей гимназии «Лаборатория Салахова» г. Сургута по созданию сетевого образовательного ресурса по разным предметам. Разработанный курс дает возможность обучающимся и учителям повысить уровень самостоятельной деятельности гимназистов и расширить рамки дистанционного обучения в гимназии. Преимущество курса, разработанного педагогами гимназии, в том, что задания учитывают индивидуальные особенности конкретного класса. В статье в качестве примера приводится технологическая карта урока истории с заданиями и текстами, предложенными для изучения и проверки освоенной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Наталья Николаевна, Руденок Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article presents the experience of the Surgut gymnasium «Laboratory Salahova» teachers in creating a network educational resource on various subjects. Developed course gives students and teachers an opportunity to increase the level of self-employment high-school students and to expand the distance learning in high school. The individual characteristics of every class are considered in the tasks, and this is an advantage of the course developed by the teachers of the gymnasium. The article gives examples of history lesson technological map with assignments and texts proposed for study and already-learned topic check.

Текст научной работы на тему «Гимназический сетевой образовательный ресурс как форма интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося»

УДК 37

DOI 10.21661/r-463829 Н.Н. Сидорова, Е.А. Руденок

Гимназический сетевой образовательный ресурс

как форма интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося

Аннотация

N.N. Sidorova, E.A. Rudenok

Gymnasium network educational resource as a form of interactive communication of a teacher and a student

Abstract

This article presents the experience of the Surgut gymnasium «Laboratory Salahova» teachers in creating a network educational resource on various subjects. Developed course gives students and teachers an opportunity to increase the level of self-employment high-school students and to expand the distance learning in high school. The individual characteristics of every class are considered in the tasks, and this is an advantage of the course developed by the teachers of the gymnasium. The article gives examples of history lesson technological map with assignments and texts proposed for study and already-learned topic check.

I Keywords: network educational resource, distance education, modular training technology, programmed education technology, reading and writing for critical thinking technology, distance case technology.

Данная статья представляет опыт работы учителей гимназии «Лаборатория Салахова» г Сургута по созданию сетевого образовательного ресурса по разным предметам. Разработанный курс дает возможность обучающимся и учителям повысить уровень самостоятельной деятельности гимназистов и расширить рамки дистанционного обучения в гимназии. Преимущество курса, разработанного педагогами гимназии, в том, что задания учитывают индивидуальные особенности конкретного класса. В статье в качестве примера приводится технологическая карта урока истории с заданиями и текстами, предложенными для изучения и проверки освоенной темы.

I Ключевые слова: сетевой образовательный ресурс, дистанционное обучение, технология модульного обучения, технология программированного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, дистанционная кейс-технология.

Комплексный образовательный ресурс по английскому, русскому языкам и истории реализуется в информационно-образовательном пространстве МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова», г. Сургута. Доступ к ресурсу: http://elang. sdo86.ru и http://langen.sdo86.ru Ресурс располагается на хостинге Beget. Данный курс был разработан учителем английского языка, заведующей лабораторией

дистанционного обучения гимназии Руденок Еленой Александровной в 2013 г., позднее к ней присоединились 5 педагогов английского языка, учителя русского языка и истории. При разработке курса была сформулирована проблема: отсутствие дистанционных учебных курсов в едином информационно-образовательном пространстве, обеспечивающих доступность, технологичность и непрерывность образования в гим-

назии «Лаборатория Салахова». На базе сетевого ресурса разработано интерактивное учебное пособие к УМК К. Барановой «Звёздный английский», которое обеспечивает непрерывность гимназического языкового образования. При разработке сетевого образовательного ресурса использовались следующие педагогические технологии:

- технология программированного обучения;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- дистанционная кейс-технология;

- проектная технология;

- технология проблемного изложения материала.

Данный комплексный сетевой образовательный

ресурс представляет собой форму открытого обучения с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие педагога и ученика на разных этапах обучения, активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, индивидуализацию обучения одарённых детей, лёгкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстродоступность статистики для анализа. Разработанный комплексный сетевой образовательный ресурс обеспечивает непрерывность образовательного процесса и в форс-мажорных условиях (все виды карантина, актированные дни) [11; 12]. Содержание ресурса составляют дистанционные курсы поддержки основного, дополнительного и профильного образования. Эффективность изучения данных курсов обеспечивается применением современных педагогических технологий, педагогическим сопровождением и мониторингом, с помощью которых формируется информационная культура, создаётся индивидуальный сетевой контент и активизируется самообразовательный потенциал ученика.

Методологическую базу составляют такие ключевые понятия как «образовательная среда» «педагогическая технология», «информационно-коммуникативная среда», «деятельностный подход» в обучении, «учебная автономия», «познавательная деятельность», «личностно-ориентированное» обучение, «компетенция», «интерактивность», «метапредметные компетенции».

Разработанный электронный комплекс является практико-ориентированным и рассматривается в качестве методической и ресурсной поддержки дистанционного обучения. Под дистанционным образованием понимается способ обучения вне непосредственной коммуникации между преподавателем и обучающимся. Такой способ обучения может реализовываться в различных формах: очное, заочное, экстернат, смешанное (Ыended-learmng). При этом самостоятельная работа учащихся становится преобладающей в структуре учебно-образовательной деятельности.

Необходимость разработки и внедрения комплексного сетевого информационного учебно-методического комплекса электронных средств поддержки

дистанционного обучения обусловлена сложившимися противоречиями между:

- информационной перегруженностью и недостаточной компетентностью обучаемых в самостоятельном структурировании, обработке, преобразовании этой информации;

- ресурсным дефицитом и необходимостью повышения качества образовательных услуг в условиях информационного образовательного пространства;

- необходимостью непрерывного образования и отсутствием средств обеспечения непрерывности обучения;

- формированием образовательной автономии гимназистов и неразработанностью механизмов управления самостоятельной деятельностью учащихся [13-15].

Разработка и внедрение данного сетевого образовательного ресурса направлены не только на овладение учащимися определенной суммой знаний в деятельнос-тном режиме, но и на развитие их образовательной автономии. Важно также, чтобы учащиеся в своей самостоятельной работе смогли увидеть способы познавательной деятельности, на которых построен комплекс, овладеть ими и в дальнейшем применять в условиях самообразования для решения различных проблем, связанных с компетенциями в жизненно-практической деятельности. Курс предполагает, что учитель, формируя условия выполнения заданий, учитывает особенности класса, для которого предлагается данное задание, например, время выполнения задания, число попыток, все это курс фиксирует, что дает возможность индивидуальной оценки самостоятельной работы [1; 4; 5].

Разработанный сетевой образовательный ресурс по различным предметам в современных условиях вариативности образования становится одним из средств методического обеспечения качества учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм.

Наиболее полно разработаны Е.А. Руденок дистанционные курсы по английскому:

- «Чудеса света» для гимназистов 10 класса;

- «Английская литература» для гимназистов 1011 классов;

- «Подготовка к итоговой аттестации по английскому языку» для гимназистов 10-11 классов.

Целеполагающей основой программы дистанционного учебного курса The Blue Blanket of Earth (Голубое покрывало Земли) в филологической области «Английский язык» является повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, создание условий для формирования способности и готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Программа реализуется при индивидуальной работе с одарёнными детьми и предназначена для гимназистов 7-8 классов. Не вызывает сомнений тот факт, что одаренные дети нуждаются в специальной организации образовательного процесса, в специальных формах и методах педагоги-

Таблица 1

Задание

1. Тестовое задание

2. Найти общее и различное

3. Тестовое задание

4. Ответить на вопросы по тексту

5. Словарь (термин и пояснения)

6. Приведите в соответствие автора и произведение искусства

7. Тестовое задание

8. Назвать картину и автора произведения

9. Назвать кинофильм и режиссера

ческой и психологической работы. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Поэтому в данном курсе предусмотрена интеграция с такими предметными областями как география, биология, экология. Предметное содержание курса изучается на уроках биологии (В.Б. Захаров, Н.И. Со-нин «Биология. Многообразие живых организмов», В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Биология. 8 класс (тема «Человек и окружающая среда»), географии (Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеев-ский География. Материки и океаны. 7 класс. Часть 2, Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова География. Материки и океаны. 7 класс), английского языка (К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. «Звёздный английский 7 класс» тема «Матушка природа», 8 класс тема «Поступай правильно»), вместе с тем содержание курса значительно расширено за счёт включения дополнительных тем и онлайн ресурсов. Интеллектуальное развитие одарённых детей выше средневозрастного уровня, поэтому в курсе представлены аутентичные тексты, задания на овладение инструментарием работы с информацией любого вида. Включение регионального компонента («Обь - моя река») призвано решить задачу воспитания ответственного отношения к природе родного края.

В качестве примера разработанного модульного курса и апробированного в практике работы учителей истории гимназии «Лаборатория Салахова» приводим технологическую карту урока по теме

«Духовная жизнь советского народа в 20-30-е годы XX века».

Изучение культурологической темы по истории в 9 классе проходит в форме дистанционного модульного курса. Модульный курс рассчитан на самостоятельное изучение темы и выполнение заданий в on-line режиме.

Учитель выдает навигатор изучения темы, чтобы обучающиеся не выпустили какие - либо задания, все баллы за задания суммируются и гимназист после выполнения задания видит свой результат.

1. Уважаемые гимназисты, для успешного выполнения заданий вам необходимо внимательно изучить предложенные тексты (печатные и видеотексты).

Вступление к теме: приход к власти большевиков в 1917 г. принес революционные (коренные) преобразования во всех сферах общественной жизни (экономике, политике, культуре, общественном сознании).

Преобразования большевиков носили название «культурная революция», целью которой было сформировать человека будущего с коммунистическим (социалистическим) мировоззрением и коллективистской-классовой моралью. Достижение поставленных целей предполагалось следующими путями:

1. Ликвидация неграмотности. Развития народного образования.

2. Борьба с церковью, религиозными верованиями и традициями.

3. Борьба с дореволюционной российской интеллигенцией, которая критически приняла новую власть.

4. Формирование советской рабоче-крестьянской интеллигенции.

5. Развитие науки.

6. Развитие литературы и искусства (социалистический реализм) [2].

Часть 1. Вам предлагается текст видеофильма. Просмотрев видеофильм вам необходимо выполнить предложенные задания, которые покажут ваше понимание изученной темы.

Демонстрация части видеофильма (Духовная жизнь в 20-е годы) (00-13-04-00) [7].

Выполнить задания:

1. В 1919 г. большевики издали декрет Совнаркома, который предусматривал, что «все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте...». Как называлась политика большевиков?

1) культурная революция;

2) борьба с неграмотностью;

3) социалистический реализм;

4) философский пароход.

2. В случае уклонения от обязательного обучения власть предусматривала санкции:

1) не выдавались продуктовые карточки;

2) отправляли на фронт;

3) привлекали к уголовной ответственности;

4) обвиняли в контрреволюции.

3. Закон о всеобщем начальном образовании был принят в:

1) 1921 г.;

2) 1923 г.;

3) 1925 г.;

4) 1927 г.

4. Преимуществом при поступлении в высшие учебные заведения пользовались:

1) выпускники школ, показавшие хорошие знания на вступительных экзаменах;

2) выпускники гимназий, т.к. их знания были более качественными;

3) рабоче-крестьянская молодежь;

4) никаких ограничений при приеме в вуз [3].

Часть 2. Прочитать текст и сравнить систему образования 20-х и 30-х годов, на основе текста и просмотренного ранее видеофильма, отметив общее и различное из предложенных вариантов.

«Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х годов завершился переход к всеобщему начальному четырехлетнему образованию. В 1937 г. обязательным стало семилетнее образование. В школу были возвращены отмененные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марскистско-ленинских оценок событий и явлений» [2].

Выполнить задание:

Записать в таблицу цифры, под которыми обозначены общие и различные черты в развитии народного образования.

1. В советскую школу были возвращены уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина - меры, которые в начале 20-х годов были отменены.

2. Советское правительство повышало грамотность населения и развивало систему образования.

3. Важным мероприятием советской власти было ликвидация неграмотности.

4. Народное образование для советского правительства большевиков было важной частью политики по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции.

5. Создание государственной системы образования.

Часть 3. Демонстрация части видеофильма (Духовная жизнь в 20-е годы) (05-22-06-50, 07-3608-24) [7].

1. Кто из деятелей культуры поддержал Советскую власть в 20-е гг.?

1) И.А. Бунин;

2) Ф.И. Шаляпин;

3) С.С. Прокофьев;

4) В.В. Маяковский.

2. Кто из деятелей культуры эмигрировал из России в 20-х гг.? (Может быть несколько правильных ответов.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Д.С. Мережковский;

2) И.А. Бунин;

3) С.М. Эйзенштейн;

4) Ф.И. Шаляпин.

3. В 20-е годы среди творческой интеллигенции были популярны общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организаций: Пролеткульта, РАПП, АХРР. Это явление можно считать:

1) появлением в России нового революционного искусства;

2) отказом от пропаганды коммунистических идей;

3) высоким культурном уровне российского населения;

4) преобладанием застойных явлениц в сфере культуры.

4. В 20-е гг. были созданы такие организации как Главлит, Главре-петком? Это свидетельствовало:

1) о ликвидации цензурных ограничений;

2) о высоком уровне советской науки;

3) о преодолении безграмотности населения;

4) об усилении партийного контроля над духовной жизнью общества [3].

Задание 4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы: приводится документ «Философский пароход» (Хрестоматия по истории России XX - начала XXI века).

1. Сколько представителей российской интеллигенции были высланы по приказу В. Ленина «без права возвращения на родину»?

2. Какова цель большевистского правительства при высылке ученых, философов, писателей?

3. Какова судьба изгнанных из России ученых, философов, писателей?

Задание 5. «Сменовеховство» -движение в эмиграции, в 1921 г. в Праге вышел сборник «Смена вех», авторы сборника говорили о примирении с новой властью в России

и надеждой на возвращение на родину.

Прочитать §22, учебного пособия «История России» стр. 167-169 «Начало «нового искусства», §26, стр. 192-197, «Власть и наука», «Научные достижения», «Социалистический реализм. Советский кинематограф», «Музыкальное и изобразительное искусство», «Литература. Театр» [2].

Составьте словарь из 10 понятий с объяснениями, которые появились в Советской культуре в 20-30 годы XX века.

Задание 6. Приведите в соответствие автора и произведение искусства. Обратите внимание, что произведений искусства приведено больше, чем авторов (таблица 2).

Задание 7. Выполните тестовое задание:

1. В 30-е гг. эта наука была объявлена буржуазной, что затормозило ее развитие и привело к репрессиям ученых?

1) математика;

2) история;

3) ядерная физика;

4) генетика.

2. Выдающийся советский ученый-генетик, репрессированный в 1940 г.:

1) Н.И. Вавилов;

2) В.Э. Мейерхольд;

3) П.Л. Капица;

4) В.И. Вернадский.

3. Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, изображавший советскую действительность в идеализированном виде?

1) советский реализм;

2) социалистический реализм;

3) критический реализм;

4) утопический социализм.

Таблица 2

Автор Произведение искусства

1. В.В. Маяковский а) плакат «Ты записался добровольцем?»

2. Д.С. Моор б) «Башня III Интернационала»

3. А.А. Фадеев в) поэма «Двенадцать»

4. С.М. Эйзенштейн г) стихотворение «Левый марш»

5. Б.М. Кустодиев д) картина «Большевик»

6. М.А. Шолохов е) фильм «Броненосец «Потемкин»

7. В.Е. Татлин ж) роман «Разгром»

з) книга «Донские рассказы»

4. Талантливый композитор, автор музыки ко многим советским фильмам 30-х гг.:

1) А.К. Глазунов;

2) Ф.И. Шаляпин;

3) И.О. Дунаевский;

4) С.В. Рахманинов.

5. Советский кинорежиссер - автор фильма «Веселые ребята»:

1) И.А. Пырьев;

2) С.А. Герасимов;

3) Г.В. Александров;

4) С.М. Эйзенштейн.

В процессе изучения темы, обучающиеся в текстах различных форматов (печатных и видео) рассма-

тривают особенности развития советской культуры 20-30 годы XX века. Следующее задание направлено на обобщение изученного материала и представление дополнительных форматов текстов (картины и отрывки из художественных фильмов) [3].

Задание 8. Определите произведение и его автора (в модуле даны картины и плакаты:

1) «Ты записался добровольцем?» Д. Моор;

2) «Рабфак идет» Б. Иогансон;

3) «Будущие летчики» А. Дейнека;

4) «Новая Москва» Ю. Пименов.

Задание 9. Определите кинофильм и режиссера (в модуле даны отрывки из фильмов 20-30 годов: 1. Чапаев 2. Броненосец Потемкин 3. Веселые ребята).

Таблица 3

Ключи к заданиям

Задание Ответы

1. Тестовое задание 1.2; 2.3; 3.1; 4.3; 5.3

2. Найти общее и различное 2, 4, 5/1, 3

3. Тестовое задание 1.4; 2.1, 2,4; 3.1; 4.4;

4. Ответить на вопросы по тексту 1. 160 человек. 2. «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» (Л. Троцкий). Главной целью высылки было запугать интеллигенцию и заставить ее молчать. 3. Благодаря своему высокому интеллектуальному и профессиональному уровню все изгнанники не только нашли возможность работать по специальности, но создали культурные и научные ценности, которые стали достоянием Европы и Америки.

5. Словарь (термин и пояснения) Культурная революция Ликбез Рабфак Социалистический реализм Пролеткульт Философский пароход

6. Приведите в соответствие автора и произведение искусства 1Г; 2А; 3Ж;4Е; 5Д; 6З; 7Б

7. Тестовое задание 1.4; 2.1; 3.4; 4.2; 5.3; 6.3; 7.4

\

Литература

1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова [и др.]. - СПб.: БХВ - Петербург, 2010.

2. История России XX - начало XXI века: Учебн. для 9 кл. общеобразовательных школ / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. - Просвещение, 2014. - 381 с.

3. История развития российской культуры / Р.В. Пазин. - Ростов н/Д: Легион, 2013. - 300 с.

4. Дистанционные курсы. Методические рекомендации по созданию дистанционных курсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.curator.ru/method.html

5. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. - М.: АРКТИ, 2002.

6. Маркова Е.С. Теоретические основы построения интегративно-модульных курсов английского языка для профильной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2004. - 233 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/112115.html

7. Интернет урок ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interneturok.ru/

8. Резапкина Г.В. Методика «Эрудит» / Г.В. Резапкина // Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.

9. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. - М.: Изд. ИНТ, 2004.

10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2000.

11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М.: Астрель, 2010.

12. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2000.

13. Полат Е.С. Дистанционное обучение каким ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петров [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

14. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sigma. fwebsite.net/для-студентов/юцявичене-п-теория-и-практика-модульн.html

15. Oliver R. Exploring strategies for online teaching and learning / R. Oliver // Distance Education. - 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deakin.edu.au/artsed/research/education

16. Roblyer M.D. How interactive are your distance courses? / M.D. Roblyer, L. Ekhami // Online Journal of Distance Learning Administration. - 2000. - 3 (2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.westga. edu/~distance/roblyer32.html

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.