Научная статья на тему 'Дистанционный курс "информатика" на портале электронного обучения Скиф'

Дистанционный курс "информатика" на портале электронного обучения Скиф Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SCIENCE / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Виктория Дмитриевна, Костенко Кристина Александровна, Захарова Ольга Алексеевна, Ядровская Марина Владимировна

В данной статье рассмотрен пример создания на основе системы управления обучением Moodle массового открытого онлайн-курса для дисциплины «Информатика».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева Виктория Дмитриевна, Костенко Кристина Александровна, Захарова Ольга Алексеевна, Ядровская Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, an example of creating a open online course for the discipline "Informatics" based on the Moodle training management system is considered.

Текст научной работы на тему «Дистанционный курс "информатика" на портале электронного обучения Скиф»

Дистанционный курс «Информатика» на портале электронного обучения СКИФ

Ткачева Виктория Дмитриевна магистрантка 1 курса Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 viktoriyatkachyova@,yandex. ru

Костенко Кристина Александровна магистрантка 1 курса Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 kristina.tsk@mail.ru

Захарова Ольга Алексеевна доцент кафедры «Информационные технологии», к.п.н., начальник Управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 oz64@mail.ru

Ядровская Марина Владимировна доцент кафедры «Информационные технологии», к.ф.-м.н.

Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 marinayadrovskaia@rambler. ru

Аннотация

В данной статье рассмотрен пример создания на основе системы управления обучением Moodle массового открытого онлайн-курса для дисциплины «Информатика».

In this article, an example of creating a open online course for the discipline "Informatics" based on the Moodle training management system is considered.

Ключевые слова

информатика, информационные технологии, электронное обучение, дистанционное обучение, массовый открытый онлайн-курс informatics, information science, e-learning, distance learning, massive open online courses

Информационные технологии и образование

Современное общество невозможно представить без информационных технологий. Информатизация затрагивает все сферы человеческой деятельности: производство, науку, образование. Информационные технологии находят широкое применение, как в управлении и организации образовательной деятельности, так и в обучении. Они активно используются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающегося в современных системах открытого и

дистанционного обучения [1]. Рассмотрим современные подходы реализации дистанционного обучения.

Электронное обучение

Отметим особенность, присущую современному высшему образованию: для успешного изучения большинства учебных дисциплин студентам приходится многое познавать самостоятельно. Это связано с увеличивающейся долей самостоятельной работы, требуемой для освоения содержания дисциплин. При самостоятельном изучении дисциплин студенты могут использовать разнообразные электронные ресурсы. Это могут быть ресурсы открытого доступа сети Интернет или учебно-методические материалы, представленные в информационно-образовательной среде вуза, в котором они обучаются. В этом случае осуществляется электронное обучение, в основе которого находятся учебные материалы, представленные в электронной форме.

При электронном обучении существует проблема, связанная со свойствами получаемой из открытых источников информации. А именно проблема достоверности, полноты, актуальности, полезности, своевременности, понятности и доступности информации. Также существует проблема времени. Чтобы подобрать информацию, обладающую указанными свойствами, необходимо потратить большое количество времени. По-другому обстоит дело, если сеть Интернет используется для электронного обучения с применением заранее разработанных и дидактически выверенных учебно-методических материалов.

Одной из форм электронного обучения является дистанционное обучение. Развитие системы дистанционного образования вносит значительный вклад в процесс глобализации образовательного контента и в управление учебным процессом. Основная цель дистанционного образования - возможность изучения дисциплин любого образовательного учреждения в любой точке мира. Вузы, которые в своей программе обращаются к технологиям дистанционного обучения, обеспечивают доступ студентов к информации различной тематики, формы представления и связанной с разными формами освоения. Также предоставляют средства для проверки полученных знаний.

Одной из форм дистанционного образования являются массовые открытые онлайн-курсы, позволяющие в обучении использовать технологии электронного обучения и открытый доступ через Интернет. Такие курсы дополняют традиционные учебные материалы и дают возможность при обучении использовать интерактивные форумы, поддерживающие сообщества студентов и преподавателей [2].

Проектирование и реализация массового открытого онлайн-курса

Исходя из актуальности массовых открытых онлайн-курсов, мы спроектировали и реализовали электронный курс для дистанционного обучения по дисциплине «Информатика». Программа курса ориентирована на студентов высших учебных образовательных учреждений. Основные задачи курса: подготовка и размещение учебного материала; администрирование и расширение системы электронного обучения; контроль учебного процесса; организация коммуникации студентов и преподавателей. Курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Такой подход дает возможность, с одной стороны, предоставлять актуальную информацию в оптимальном объеме, что в значительной степени

экономит время обучающегося, с другой стороны, позволяет студентам закрепить полученные знания на практике.

Чтобы учебные материалы курса действительно дополняли традиционные учебные материалы, во-первых, было решено теоретическую часть выполнить в форме электронных лекций и презентаций, а практическую - в форме примеров решения задач; во-вторых, содержание связать со структурой банка тестовых заданий дисциплины «Информатика» (табл. 1).

Таблица 1

Содержание курса_

Категории 1-го уровня Категории 2-го уровня

1.Информационное общество 1.1.Информационное общество

2.Информатика: предмет и задачи изучения дисциплины 2.1.Информатика: предмет и задачи изучения дисциплины

3.Информация 3.1.Определение понятия «информация».

3.2.Классификация и свойства информации.

3.3.Измерение информации

4.Представление данных в компьютере 4.1.Кодирование информации.

4.2.Системы счисления.

4.3.Двоичная арифметика.

5.Информационные процессы 5.1.Информационные процессы.

6.Технические средства реализации информационных процессов 6.1.Архитектуры компьютерных систем.

6.2.Базовые элементы компьютерных систем.

6.3. Основные понятия алгебры логики.

6.4.Функциональная организация персонального компьютера.

7.Программные средства реализации информационных процессов 7.1. Классификация программного обеспечения.

7.2.Операционная система (ОС). Файловая структура ОС.

7.3.Текстовые процессоры.

7.4.Табличные процессоры

7.5.Системы управления базами данных.

7.6.Графические редакторы.

7.7.Программы для создания презентаций.

7.8.Средства верстки web-страниц.

8.Модели решения функциональных и вычислительных задач 8.1.Моделирование как метод познания.

8.2.Классификация и формы представления моделей.

8.3.Информационная модель.

8.4.Компьютерные технологии как средства моделирования

9.Основы алгоритмизации 9.1.Понятие и свойства алгоритмов.

9.2.Способы записи алгоритмов.

9.3.Структурный подход к разработке алгоритмов.

9.4.Принципы разработки алгоритмов.

10.Компьютерные сети 10.1.Классификация сетей.

10.2.Программные средства реализации сетей.

10.3.Характеристики сетей.

10.4.Технические средства реализации сетей.

10.5.Адресация в компьютерных сетях.

10.6.Способы подключения к сети Интернет.

10.7.Сетевые стандарты и протоколы.

10.8.Сетевые сервисы.

11 .Информационная безопасность 11.1.Основные понятия информационной безопасности.

11.2.Классификация угроз.

11.3.Средства защиты компьютерных систем.

11.4.Классификация вирусов и борьба с ними.

11.5.Архивация и сжатие данных

С категориями 1-го уровня структуры банка тестовых заданий связаны презентации (рис.1), с категориями 2-го уровня — лекции. В презентации учебный материал представлен обобщенно, в лекции - наоборот, подробно. Отметим, что при разработке учебных материалов курса внимание уделялось анализу их дидактического качества [3].

Компьютерные сети

Классификация по территориальной распространённости

я

аЪ

BAN (Body Area Network — нательная компьютерная сеть) — сеть надеваемых или имплантированных компьютерных устройств.

MAN (Metropolitan Area Network) — городские сети между учреждениями в пределах одного или нескольких городов, связывающие много локальных вычислительных сетей.

LAN (ЛВС, Local Area Network) — локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Локальные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешён только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью.

Ф

CAN (Campus Area Network) — кампусная сеть, объединяет локальные сети близко расположенных зданий.

PAN (Personal Area Network) — персональная сеть, предназначенная для взаимодействия различных устройств, принадлежащих одному владельцу.

ЕШ]

WAN (Wide Area Network) — глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Глобальные сети являются открытыми и ориентированы на обслуживание любых пользователей.

СКИФ

Теория языков программирования

Я

Ой

Есть несколько областей исследования, которые либо лежат внутри теории языка программирования, или имеют большое влияние на эту теорию:

Теория Формальная семантика

Анализ программы и преобразование

1ИЯ типов

Обобщённое и метапрограммирование

Конструкция компилятора

П редметно-ориенти posa н н ые языки

Сравнительный анализ языка программирования

Среда выполнения

СКИФ

Рис.1. Пример страниц презентации курса

Банк тестовых заданий относится к традиционным учебно-методическим материалам, так как контроль является неотъемлемой составляющей процесса обучения, а тестирование — одной из форм его реализации. Отметим, что структура банка электронных тестовых заданий разрабатывалась на основе анализа учебных программ дисциплины для разных направлений и специальностей вуза [4]. Она представляет собой синтез наиболее общих и важных разделов, тем информатики (табл.). Таким образом, создание курса стало логическим продолжением работы, связанной с тестированием уровня знаний обучающихся (рис.2). С другой стороны, создание тестов не составило труда. Тесты включают десять заданий банка тестовых заданий, соответствующих модулю (рис.3). Задания при тестировании выбираются из банка случайным образом. Их прохождение осуществляется в произвольном порядке. Для этого в системе имеется навигационная панель (рис.4).

Тема №1. Классификация программного обеспечения.

Краткое содержание темы

(■) Классификация Программного обеспечения

Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Презентация по теме "Про! выполненный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест по теме "Классификация Программного обеспечения" Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Классификация Программ!

Рис.2. Скриншот электронного курса

Вопрос 1 Пока нет ответа

Балл: 1,00

Отметить

вогрос *

Редактировать вогрос

Программа «Проверка диска» выявляет Выберите один ответ:

О а. устаревшие файлы и дефекты жёсткого диска

b. типичные ошибки в файловой структуре и нал

c. неиспользуемые файлы в файловой системе Д1 О с1. логические ошибки в файловой структуре и ф1

Рис.3. Пример тестового задания

Рис.4. Навигационная панель для тестирования

Практическая составляющая модуля включает примеры выполнения заданий, которые может содержать тест, связанный с модулем.

Курс имеет модульную структуру и включает:

• Модуль с вводной информацией о структуре курса, включающий глоссарий и инструкцию по прохождению курса.

• Теоретические модули.

• Практические модули.

• Модуль для проверки полученных знаний.

• Модуль с ссылками на литературу и интернет-ресурсы.

• Форум, обеспечивающий учебную коммуникацию.

Модули отличаются функциональной целостностью и завершенностью, т. е. каждый отдельно взятый блок полностью реализует одну поставленную задачу. Успешное прохождение всех практических работ означает завершение учебного курса для студента.

Особенностью данного курса является поэтапное изучение тем. Доступ к следующим темам может быть открыт только после успешного прохождения предыдущих.

Заключение

Электронное и дистанционное обучение связаны с такими важными тенденциями современного образования, как открытость и непрерывность системы образования, переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к самостоятельной учебной деятельности. Поэтому необходимо формировать новые подходы и предлагать способы реализации дистанционного обучения. В статье описан пример разработки электронного курса, который может быть использован в качестве массового открытого онлайн-курса дистанционного обучения по информатике.

Литература

1. Рихтер, Т.В. Особенности создания дистанционной образовательной среды в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Т.В. Рихтер // Концепт. - 2012. - № 3 (март). - ART 1225. - 0,8 п. л.

2. Захарова, О. А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации/ О. А. Захарова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1(38). - С. 21-24.

3. Ядровская М.В. О дидактическом качестве электронных лекций. //Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2015. V.18 №3. С. 380 -396. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depositorv/v18 i3/pdf/4.pdf

4. Захарова О.А., Ядровская М.В. Опыт создания системы контроля знаний на основе компьютерного тестирования. // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" -2015. V.18 №2. С. 590 - 600. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v18_i2/pdf/14.pdf

5. Документация по Moodle 2.5. Ч. 4.8. Управление курсом в Moodle. Распределение пользователей по группам Пер. с англ. В.А. Тунда, Е.А. Тунда под ред. Ф.П. Тарасенко. - Томск: 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.