Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная работа / среднее профессиональное образование / профессиональное воспитание / образование / upbringing / educational work / secondary vocational education / professional upbringing / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Кузин Михаил Александрович, Назарова Екатерина Николаевна

Потребность в организации и проведении воспитательной работы в стенах образовательных учреждений продиктована не только общественным запросом, но и закреплена в нормативных актах РФ. Воспитательная работа основывается на работе преподавателя, его личностных качествах, его знаниях и умениях в области психологии и педагогики. Главная цель воспитательной работы в системе среднего профессионального образования приобщение личности студента к ценностям культуры, нормам и образцам поведения, сложившимся в обществе, а также развитие личности. С целью успешного и продуктивного процесса организации и проведении воспитания следует прибегнуть к наполнению пространства колледжей, грамотной и продуктивной воспитательной работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Кузин Михаил Александрович, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to organize and conduct educational work within the walls of educational institutions is dictated not only by public demand, but also enshrined in the regulations of the Russian Federation. Educational work is based on the work of the teacher, his personal qualities, his knowledge and skills in the field of psychology and pedagogy. The main goal of educational work in the system of secondary vocational education is to introduce the student's personality to the values of culture, norms and patterns of behavior prevailing in society, as well as personal development. For the purpose of a successful and productive process of organizing and conducting education, it is necessary to resort to filling the space of colleges with competent and productive educational work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Кузин Михаил Александрович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Потребность в организации и проведении воспитательной работы в стенах образовательных учреждений продиктована не только общественным запросом, но и закреплена в нормативных актах РФ. Воспитательная работа основывается на работе преподавателя, его личностных качествах, его знаниях и умениях в области психологии и педагогики. Главная цель воспитательной работы в системе среднего профессионального образования приобщение личности студента к ценностям культуры, нормам и образцам поведения, сложившимся в обществе, а также развитие личности. С целью успешного и продуктивного процесса организации и проведении воспитания следует прибегнуть к наполнению пространства колледжей, грамотной и продуктивной воспитательной работой.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, среднее профессиональное образование, профессиональное воспитание, образование.

Annotation. The need to organize and conduct educational work within the walls of educational institutions is dictated not only by public demand, but also enshrined in the regulations of the Russian Federation. Bducational work is based on the work of the teacher, his personal qualities, his knowledge and skills in the field of psychology and pedagogy. The main goal of educational work in the system of secondary vocational education is to introduce the student's personality to the values of culture, norms and patterns of behavior prevailing in society, as well as personal development. For the purpose of a successful and productive process of organizing and conducting education, it is necessary to resort to filling the space of colleges with competent and productive educational work.

Key words: upbringing, educational work, secondary vocational education, professional upbringing, education.

Введение. Образовательный процесс подразделяется на две составляющие: обучение и воспитание. Воспитание рассматривается одновременно как процесс и деятельность, направленные на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся, на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Эффективно организованная воспитательная работа позволяет создать условия для формирования и развития у студентов целого комплекса ключевых личностных и профессиональных качеств. Компетентный специалист сегодня должен быть гибким к изменчивой среде. На уровне с высоким профессиональным мастерством работодатель оценивает и нравственные качества работника. Способность работать в команде, обладать коммуникативными навыками - это ценится в любом коллективе. Правильное применение всех методов воспитательного воздействия на обучающихся в учебной и внеучебной деятельности - залог успешного прохождения его обучения и освоения им всех компетенций.

Организация воспитания в системе среднего профессионального образования имеет четкую социокультурную направленность и влияет на общественное развитие непосредственно. Совершенствование досуга, улучшение психологического фона и развитие творческой самостоятельной деятельности - все это относится к воспитанию личности обучающихся. Современная воспитательная работа осуществляется в контексте определенной воспитательной системы, которая обуславливает тесную, научно обоснованную взаимосвязь разнообразных видов, форм воспитательной работы в деятельности педагога. Воспитательная деятельность формирует специальные обоснованные условия для осуществления воспитательной работы, оптимизирует воспитательные воздействия, формирует специальную воспитательную среду [5]. Воспитание является частью образовательного процесса в образовательной организации и осуществляется в рамках целостной системы.

Изложение основного материала статьи. Государственная политика в сфере образования определяет, что воспитательная деятельность имеет определенные направления: общекультурное, нравственно-духовное, социальное, оздоровительное, спортивное и т.д. Воспитательная деятельность выступает частью образовательного процесса, направленного на планируемый результат. Воспитательная деятельность, осуществляемая в условиях образовательной организации СПО, является частью образовательного процесса. Она носит организованный и системный характер и имеет определенную структуру.

В современных условиях, воспитательная деятельность осуществляется в рамках единой воспитательной системы. Согласно определению, данному Д.А. Караковским, воспитательная система рассматривается как совокупность студентов и преподавателей, объединенных единой целью и задачами, а также осуществляющих совместную деятельность по их реализации [1].

Д.В. Корыпалов определяет воспитательную систему как совокупность различных взаимосвязанных элементов, создаваемую в образовательных организациях с целью целенаправленного содействия развитию личности обучающихся.

Воспитание вносит колоссальный вклад в формирование личности. Многие отечественные ученые рассматривали воспитание, как важный этап обучения человека. Изучением процесса «воспитания» с точки зрения педагогики, занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Авторы, несмотря на идеологические догматы, видели в воспитании великую силу совершенствования личности [2].

В основу воспитательного процесса положены действия социальной направленности, которые, по мнению М. Вебера направлены на решение проблем личности через его осознание модели поведения людей в различных жизненных ситуациях. При этом человек имеет субъективное мнение о возможных вариантах поведения людей, взаимосвязанных между собой межличностными связями.

Важным аспектом воспитания является удовлетворение индивидуальных, познавательных потребностей обучающихся и организации деятельности направленной на развитие личности обучающегося.

Е.Ю. Ривкина отмечает, что воспитательная деятельность направлена на достижение личностных результатов освоения образовательной программы.

Г.А. Савина предлагает рассматривать характер воспитательной деятельности как компенсационный, как способность решения тех образовательных задач, которые не смогли или не успели решить во время занятий [3].

Сущность понятий «воспитание» и «воспитательная работа» рассматриваются В.А. Сластениным, И.П. Подласым. Особенности процесса воспитания и направления воспитательной деятельности, рассматриваются Г.В. Иванченко, В.А Байденко, И.А Зимней, З.И. Васильевой, Г.С. Сухобской.

По мнению С.М. Марковой и А.К. Наркозиева в процессе профессионального воспитания формируются индивидуальный стиль, интересы, нормы культурного поведения, раскрывается социокультурный потенциал профессии, развиваются межличностные отношения.

Воспитательная деятельность выступает важным ресурсом, позволяющим образовательному учреждению достичь нового качества образования и обеспечить конкурентоспособность выпускникам, через целенаправленно организованный и контекстно содержательный досуг. Воспитательная деятельности: - является неотъемлемой частью образовательного процесса, дополняя урочную деятельность.

На основании теоретического исследования, выделим следующие характеристики воспитательной деятельности:

- является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса;

- ориентирована на конкретный результат в виде модели выпускника СПО, т.е. качеств, которые необходимо у него сформировать;

- имеет структуру, перечень мероприятий (конкурсы, встречи, семинары, подготовка проекта и т.д.);

- реализуется через современное техническое и технологическое обеспечение. Это могут быть инновационные, интерактивные, проектные, цифровые, креативные и другие технологии;

- базируется на интересах и потребностях студентов (без желания студентов, мотивов, понимания необходимости осваивать общие компетенции не представляется возможным качественно осуществлять воспитательную работу);

- носит универсальный характер, так как предполагает не только развитие студентов в определенном запланированном направлении, а также в необходимости педагогам осваивать новые технологии, внедрять их;

- имеет компенсационный характер, так как решает те задачи, которые не удается решить во время урочной деятельности (развитие индивидуальных особенностей, мотивации, успеваемости, развитие у студента межпредметных универсальных способностей).

Воспитательная деятельность в колледже, выполняется администрацией, коллективом педагогов через методические объединения, внеурочную работу, взаимодействие с внешними организациями, в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями обучающихся на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей [4].

Принципы организации воспитательной работы выражаются в том, что она осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов различного уровня. Общее руководство воспитательной системой в организации СПО осуществляет руководитель (директор). Непосредственным организатором воспитательной работы является заместитель директора по воспитательной работе. Его должностные обязанности связаны с выполнением функций по руководству процессом воспитания. В качестве объектов воспитательной работы выступают участники образовательных отношений.

Воспитательная работа осуществляется с использованием механизмов социального партнерства. Н.А. Дроздов определяет понятие «социальное партнерство» как совместную деятельность, осуществляемую различными социальными группами. Посредством данной деятельности достигаются позитивные и полезные для всех участников эффекты.

0.В. Балалиева определила понятие «социальное партнерство» как цивилизованную форму социальных отношений. Оно организуется для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Отличительной чертой социального партнерства является его добровольный характер и соблюдение интересов всех участников.

Преподавателям нужно участвовать не только в формировании личности обучающегося, но и в воспитании у обучающегося прилежного отношения к своей будущей профессии, к ответственному и добросовестному выполнению своих обязанностей.

Помимо этого, педагогам нужно таким образом организовать свою воспитательную работу, чтобы помочь подростку пройти адаптацию и социализацию в новых условиях. В организациях, осуществляющих подготовку специалистов на базе СПО, проводится множество мероприятий, направленных на формирование духовных, нравственных, культурных качеств личности. В соответствии с основными требованиями, которые выдвигаются колледжам и техникумам по подготовке обучающихся на базе СПО можно выделить следующую классификацию направлений воспитания [1,3]:

1. Гражданско-патриотическое воспитание. Реализует гражданские, патриотические, социально-политические, правовые элементы воспитания через воздействие на сознание, чувства и волю обучающихся с целью формирования у них таких личностных качеств, как активная гражданская позиция, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, чувство ответственности, гражданского долга, патриотизма, уважение к Родине и семье, развитие нравственных представлений о достоинстве, чести и долге, любви к Отчеству.

2. Интеллектуальное воспитание человека. Главная цель - развитие умственных способностей студента, активация мыслительного процесса, познание окружающего мира и себя, как личности.

3. Духовно-нравственное воспитание обучающихся. Именно данное направление помогает сформировать культуру общения у студентов, привить нравственные и этические ценности, развивать человеческие качества - доброту, милосердие, сочувствие.

4. Трудовое воспитание. Специфика обучения профессиональным дисциплинам, внедрение в учебный план производственных практик по профессиональным модулям, позволяет привлекать студентов к трудовому воспитанию.

5. Физическое воспитание. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, формирование здорового образа жизни, психофизическая подготовка и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. А также сформировать у обучающихся любовь к спорту и физической культуре, активному образу жизни, психологическому здоровью, развитие крепкого духа. Данное направление формирует потребность у студентов заниматься спортом не только в образовательной организации, но и за ее пределами, в повседневной жизни.

6. Правовое воспитание обучающихся. Данное направление содействует развитию знаний у обучающихся правовых аспектов жизни, конституционных обязанностей, основ правомерного поведения, развитие правовой культуры и правосознания.

7. Экономическое воспитание. Особенно актуальным данное направление стало в последние годы, когда увеличился спрос на финансово-грамотных специалистов.

8. Экологического воспитания. Данный вид воспитательного направления акцентирует внимание на формировании у обучающихся ценностей бережливого отношения к природе, эстетических взглядов на окружающую среду, ее охраны.

В системе среднего профессионального образования применяется система кураторства, в которой преподаватель-куратор помогает социализироваться студенту как личности и адаптироваться в учебной группе.

Слово «куратор» пришло из латинского языка. Толковый словарь Даля определяет куратора как «попечителя, опекуна». Куратор в группе - это лицо, которое помогает обучающимся в процессе обучения в колледже, способствует функциям самоуправления в группе.

Обязанности куратора студенческой группы обширны и требуют от него высоких интеллектуальных, профессиональных и морально-волевых качеств. Наставническая работа куратора требует знаний педагогики и психологии. Для эффективного общения со студентами, для проведения профилактической работы куратору необходимо иметь представление о современных субкультурах, о политических и социальных проблемах общества, особенно молодежи.

Многие педагоги выделяют несколько функций куратора на уровне СПО [6]:

- информационная функция - направленная на информирование группы обо всех положениях и новостях;

- работа по сплочению коллектива - учебной группы;

- формирование легитимности в учебной группе;

- досуг и культурно-развивающая работа со студентами;

- создание морально-психологического климата в группе.

Куратор вправе использовать педагогические методы и формы воспитания для повышения эффективности воздействия на обучающихся.

В системе СПО реализуют различные методы воспитания студентов. К таким методам относят: самообслуживания, соревнование и самоуправление. Сюда же относят группу методов, основанных на формирование сознания студентов: поощрение, убеждение, требование, дискуссия и т.д. Воспитательная работа со студентами, в рамках внеурочной деятельности, может осуществляться с использованием потенциала системы дополнительного образования, а также посредством вовлечения их в различные формы социально-полезной деятельности. В частности, в настоящее время, востребованной является такая форма деятельности как волонтерство Г41.

Выводы. Важнейшей целью системы среднего профессионального образования является подготовка компетентных, творчески мыслящих, конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации. Для достижения этой цели важное значение имеет воспитательная работа со студентами, формирование у них профессиональной компетенции посредством разнонаправленной воспитательной деятельности и работы, развивающие профессионально значимые качества личности, а также её способность и готовность реализовываться. Для оценки эффективности воспитательной системы колледжа, можно выделить следующие критерии: ИТ-технологии, применяемые в процессе воспитания и владение ими преподавателями; применение демократического стиля во взаимодействии между педагогами и обучающимися; применение системы студенческого самоуправления в СПО; активная внеаудиторная работа студентов и их участие в мероприятия учебного заведения. В результате воспитательного процесса, выпускник способен быть самостоятельным, обучаемым, коммуникабельным.

Литература:

1. Бахор, Т.А. Организация воспитательной работы как важнейший компонент образовательного процесса в профессиональном колледже / Т.А. Бахор, И.А. Жукова, H.A. Егоренкова // Инновационная наука. - 2023. - № 1-1. -С. 66-68

2. Быстрова, Н.В. Профессиональное воспитание в системе среднего профессионального образования как средство формирования компетентного выпускника / Н.В. Быстрова, A.M. Воронцов, П.А. Грашина, Н.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-1. - С. 50-53

3. Казначеева, С.Н. Методы воспитательной работы / С.Н. Казначеева, Н.В. Быстрова, О.В. Юдакова // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 67-4. - С. 157-160

4. Мальцева, С.М. Особенности и проблемы молодой Российской семьи / С.М. Мальцева, E.H. Назарова, E.H. Мольков // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-теоретической конференции, Нижний Новгород, 24 ноября 2022 года. - Нижний Новгород: ИП Гладкова О.В., 2022. -С. 182-188

5. Пономарева, М.В. Процесс организации профессионального воспитания в учреждении среднего профессионального образования села / М.В. Пономарева, А.И Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-3. - С. 240-243

6. Зиновьева, С.А. Особенности организации воспитательной работы в вузе / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, H.A. Захарова, A.A. Пирогова // Школа будущего. - 2020. - № 3. - С. 90-99

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов. Раскрыта актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов. Определены уровни коммуникативной компетентности студентов и мотивация к ее повышению. Показана роль проектной технологии в формировании профессионализма будущих педагогов. Раскрыта структура проектной компетенции на основе анализа образовательных и профессиональных стандартов. Сформулированы критерии для разработки проектов студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компетентностный подход, уровни сформированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.