Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Дудкина Светлана Юрьевна, Ураков Андрей Анатольевич

Современный образовательный процесс в высших учебных заведениях ведет, помимо деятельности по подготовке квалифицированных специалистов, эстетическую воспитательную деятельность, направленную на формирование личности студента с высокими нравственными устоями, эмоциональной чуткостью, способностью к восприятию эстетического. Такая воспитательная деятельность отвечает стратегии государственного развития в вопросе сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Авторы статьи подчеркивают, что без полноценного эстетического воспитания молодежи трудно добиться психологической устойчивости личности студента, прочности его моральных установок, общего уровня культуры - качеств, которые помогают сопротивляться индивиду неблагоприятным жизненным обстоятельствам, являются его преимуществом в конкурентной борьбе. В данной статье изучены определения понятий «воспитание», «эстетическое воспитание». Рассмотрены формы и методы организации культурно-досуговой деятельности, включая инновационные, с использованием информационно-технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Дудкина Светлана Юрьевна, Ураков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The modern educational process in higher educational institutions leads, in addition to training qualified specialists, aesthetic educational activities aimed at shaping the personality of a student with high moral principles, emotional sensitivity, and the ability to perceive the aesthetic. Such educational activities are in line with the strategy of state development in the matter of preserving traditional spiritual and moral values. The authors of the article emphasize that without a full-fledged aesthetic education of young people, it is difficult to achieve the psychological stability of the student's personality, the strength of his moral attitudes, the general level of culture - qualities that help the individual resist adverse life circumstances, are his competitive advantage.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Дудкина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. Современный образовательный процесс в высших учебных заведениях ведет, помимо деятельности по подготовке квалифицированных специалистов, эстетическую воспитательную деятельность, направленную на формирование личности студента с высокими нравственными устоями, эмоциональной чуткостью, способностью к восприятию эстетического. Такая воспитательная деятельность отвечает стратегии государственного развития в вопросе сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Авторы статьи подчеркивают, что без полноценного эстетического воспитания молодежи трудно добиться психологической устойчивости личности студента, прочности его моральных установок, общего уровня культуры - качеств, которые помогают сопротивляться индивиду неблагоприятным жизненным обстоятельствам, являются его преимуществом в конкурентной борьбе. В данной статье изучены определения понятий «воспитание», «эстетическое воспитание». Рассмотрены формы и методы организации культурно-досуговой деятельности, включая инновационные, с использованием информационно-технических средств.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, студенты, преподаватели, культурно-досуговая деятельность, воспитание, воспитательная деятельность, высшее образование.

Annotation. The modern educational process in higher educational institutions leads, in addition to training qualified specialists, aesthetic educational activities aimed at shaping the personality of a student with high moral principles, emotional sensitivity, and the ability to perceive the aesthetic. Such educational activities are in line with the strategy of state development in the matter of preserving traditional spiritual and moral values. The authors of the article emphasize that without a full-fledged aesthetic education of young people, it is difficult to achieve the psychological stability of the student's personality, the strength of his moral attitudes, the general level of culture - qualities that help the individual resist adverse life circumstances, are his competitive advantage.

Key words: aesthetic education, students, teachers, cultural and leisure activities, education, education activities, higher education.

Введение. Учебные заведения высшего звена представляют собой переходную ступень для студентов от детства к взрослой жизни, поэтому их эстетическое воспитание играет не менее важную роль, чем в дошкольном и школьном образовании, помогая формированию гармонично развитой личности, обладающей высоким уровнем духовной культуры. Духовная культура как система ценностно-смысловых ориентиров служит фундаментом для психологической устойчивости личности и адаптации индивида на фоне масштабности, глубины и динамизма происходящих в России политических, экономических и социокультурных процессов [5].

В условиях, когда в Российской Федерации идёт перманентное обновление образовательных структур всех уровней, в том числе, системы высшего образования, возникает необходимость пересмотра и, возможно, модернизации процесса эстетического воспитания студентов вузов (молодежи), с тем чтобы эстетическое воспитание отвечало современным требованиям государства и общества и одновременно соответствовало запросам студентов [3].

Изложение основного материала статьи. Современный образовательный процесс в высших учебных заведениях России направлен на формирование у студентов не только знаний, навыков и компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, но и на общекультурное развитие молодежи, которое осуществляется посредством воспитания, в частности, эстетического воспитания.

В.А. Сластенин трактует термин «воспитание» как процесс, результатом которого является формирование у обучающихся базовой культуры личности. Она складывается из комбинации компонентов, которые выступают в качестве направлений воспитательной деятельности в образовательной организации. Так, указанный автор выделяет шесть направлений: философско-мировоззренческую подготовку, воспитание гражданской позиции и патриотизма, формирование нравственной культуры личности, трудовое воспитание и профориентацию, формирование эстетической культуры личности, воспитание физической культуры личности [2].

И.П. Подласый определяет понятие «воспитание» как систему структурных взаимосвязанных элементов, включающую в себя знания, убеждения, навыки, личностные качества, устойчивые привычки.

Воспитательная деятельность - это деятельность по созданию благоприятных условий для развития личности, раскрытия ее способностей, реализации творческого потенциала в запланированном направлении. Воспитательная деятельность характеризуется системностью и целостностью, целенаправленностью, регулярностью, планомерностью и осуществляется в условиях образовательных организаций с учетом инициативности и самостоятельности самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Воспитание в государственных образовательных учреждениях, в том числе высших учебных заведениях, нацелено на формирование духовно-нравственных ценностей, которые должны способствовать «приобщению к социокультурным и духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, полноценному развитию, саморазвитию и самореализации личности при активном участии самих обучающихся» [7].

Для конкретизации понятий «духовно-нравственные ценности» обратимся к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 6 марта 2018 г.). В ней традиционные духовно-нравственные ценности определены как главенство духовного над материальным, приоритет семьи, служение Отечеству, созидательный труд, гуманизм, справедливость, общие нормы морали и нравственности, защита жизни человека, его прав и свобод, акцентируется внимание на исторической общности народов России, преемственность истории нашей Родины.

Таким образом, компоненты воспитательного процесса включают в себя не только ориентацию на развитие индивидуальных личностных качеств воспитуемого, но и тесно связаны с интересами государства [9].

Можно утверждать, что внедрение эстетического воспитания в систему высшего образования в России проводилось с момента становления этой системы. Первые российские высшие учебные заведения устраивались по образцу европейских, в которых эстетическая составляющая образовательного процесса была относительно высока в силу ряда причин. Первоначально университетское образование в Европе входило в систему духовного образования, тесно связанного с процессом воспитания. Впоследствии, в эпоху Возрождения, оно напитывалось идеями гуманизма, пронизавшими практически все сферы европейского общества.

В ходе смены социально-политических устройств в России наполнение эстетического образования претерпевало изменения, но оставалась неизменной его общая направленность - необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей способностью к эмпатии, восприятию прекрасного и возвышенного, личности, способной к созданию эстетических ценностей в сфере профессиональной деятельности, в искусстве, в быту, в общественной жизни.

Опыт отечественных исследователей эстетического воспитания показывает, что в студенческой среде эстетическое воспитание может осуществляться посредством как гуманитарного образования, так и через художественно-творческую деятельность, в том числе вне стен учебного заведения [11].

В русле гуманитарного, культурологического образования эстетическое воспитание осуществляется посредством комплекса гуманитарных дисциплин, включающих русский язык, иностранный язык, историю Отечества, историю искусств, философию, этику, психологию, педагогику, эстетику, физическую культуру и др., в результате чего у учащихся формируются эстетические воззрения и позиции. Эстетическое воспитание может осуществляться в рамках преподавания дисциплин естественно-научного цикла. Что касается художественно-творческой деятельности в рамках эстетического воспитания, то ее можно рассматривать двояко: как часть учебного процесса специальностей художественной направленности и как культурно-досуговую деятельность для специальностей всех профилей.

В первом случае происходит передача студентам художественного опыта, совокупности культурных достижений человеческого общества с целью реализации учащимися их творческого потенциала и дальнейшего профессионального роста. Выбор вузом дисциплин эстетического воспитания в этом случае определяется учебными планами образовательных программ вузов, составленных с учетом стандартов и рекомендаций Минобразования. В случае необходимости, учебные планы подвергаются корректировке с учетом конъюктуры в образовательной среде, запросов работодателей. В рамках образовательного процесса на специальностях художественно-творческой направленности делается акцент на развитии способности к художественному мышлению, стимуляции активной эстетической деятельности, приводящей впоследствии к появлению новаторского продукта [9].

Организация культурно-досуговой деятельности в высших учебных заведениях четко не регламентирована и зависит от выбора каждого конкретного вуза и, в некоторых случаях, инициатив, исходящих от студентов.

Культурно-досуговая деятельность в высшем учебном заведении реализуется через создание вузом творческих студий, курсов, клубов, спортивных секций, студенческого театра, посредством устройства библиотек, музеев, кинотеатра, организации выставок, фестивалей, творческих вечеров, праздников, игр, балов и пр. Эта деятельность студентов охватывает также художественно-творческие конкурсы, тренинги творческой направленности, мастер-классы.

В настоящее время в России большой подъем имеет волонтерское движение - добровольческая деятельность, в том числе студентов, на безвозмездной основе, в разных сферах общественной жизни. Волонтерство является одним из базовых компонентов воспитания, в том числе эстетического. Участие в волонтерской деятельности помогает в становлении духовно-развитой, нравственно зрелой личности, способной к милосердию, сопереживанию. Участием в этой деятельности будет и благотворительный концерт или спектакль в доме престарелых, бесплатный мастер-класс в больнице для пациентов, организация праздников для детей-сирот и многое другое. Любое направление эстетического воспитания, реализуемого в вузе, можно комбинировать с волонтерской деятельностью - эффект воспитательной деятельности будет выше [3].

Эстетическое воспитание, как целенаправленный и активный процесс, реализуется посредством использования различных методов и технологий деятельности. Л.Г. Абдуллина и Т.И. Петрова, отмечают, что методы рассматриваемой деятельности носят разнообразный характер [10]. Авторы выделяют следующие методы эстетического воспитания: наглядный метод; беседы, лекции на эстетические темы; анализ произведений искусства; упражнения в искусстве; решение эстетических задач.

Как видим, рассматриваемые авторы, в целом, выделяют традиционные педагогические технологии, не учитывая современные информационно-коммуникативные технологии, которые существенно повышают возможности преподавателей. Так, развитие и широкое распространение интернет-технологий позволяет проводить интерактивные экскурсии по крупнейшим мировым и российским музеям, прослушивать выступления наиболее талантливых исполнителей, осуществлять виды деятельности, присущей собственно молодежной культуре, например, вести в социальных сетях блоги художественно-творческой направленности, снимать видеоролики, создавать интерактивные игры.

Использование в рассматриваемой деятельности современных информационных и компьютерных технологий, существенно повышает результативность эстетического воспитания. Необходимо также уделять должное внимание повышению квалификации преподавательского состава в области использования средств информационно-коммуникативных технологий, с тем, чтобы они максимально использовали возможности этих технологий.

Современная жизнь предполагает поиск новых форм и методов ведения воспитательной деятельности. Только в связке с интересами студентов можно осуществлять полноценную эстетическую воспитательную деятельность. Можно и нужно вводить в эстетическое воспитание в вузе актуальные направления творческой деятельности. Рассмотрим, для примера в качестве перспективного вида эстетического воспитания, арттерапию, которая получила в последние годы широкое распространение. Арттерапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанная на применении для терапии искусства и творчества. Арттерапия может занять важное место в эстетическом воспитании студентов как механизм психологической защиты от негативных психоэмоциональных состояний. Об исцеляющем воздействии искусства ученые знали уже в древности. Так, например, Платон писал об оздоровлении психики человека через музыкальное искусство: «Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия - хотя в нем только и видят нынче толк, - но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой».

З. Фрейд, Р. Арнхейм, К. Юнг и ряд других ученых изучали терапевтическое воздействие изобразительного искусства. Исследователями накоплен богатый опыт в области арттерапии, разработаны многочисленные методические рекомендации для ее проведения.

Следует учитывать, что воспитательную деятельность студентов в высших учебных заведениях реализуют преподаватели, поэтому личность преподавателей, их морально-этические установки, эстетические ценности уже сами по себе могут выступать в качестве эстетического воспитательного элемента. Студенты, в большинстве случаев, - молодежь, которая легко поддается влиянию и еще испытывает потребность в подражании. Зачастую молодым людям требуется «ролевая модель», которая стала бы для них ориентиром. Следовательно, социальное окружение студентов должно

способствовать развитию их эстетического вкуса. В частности, как преподавателям, так и студентам, необходимо иметь опрятный внешний вид, соответствующий профессионально-этическим требованиям [11].

Важна культура речи студентов и преподавателей, которая также является частью эстетического воспитательного процесса. Недопустимо использование в образовательном учреждении обсценной лексики. Следует стремиться к тому, чтобы речь была грамотной, образной, включала обширный словарный запас. Возможно, будет полезно организовать при вузе объединение (например, студию ораторского искусства), целью которого станет развитие красивой грамотной речи. Умение грамотно излагать мысли, аргументировать свою позицию будет козырем для молодого человека не только в будущей профессиональной деятельности, но и в обыденной жизни.

Важную роль в воспитательной деятельности играет диспут, диалог между преподавателем и студентами. После совместного просмотра кинофильма, спектакля, посещения выставки будет полезно провести дискуссию, в ходе которой студенты и преподаватель обменяются своими мнениями об увиденном. Следует мотивировать преподавателей на поиск новых средств и методов ведения эстетической воспитательной деятельности, которые были бы интересны молодежи, с тем чтобы процесс эстетического воспитания проходил наиболее эффективно.

Существенным фактором, который сказывается на формировании эстетического вкуса, являются эстетические характеристики окружающего студентов пространства. Сюда входят архитектура зданий, интерьер образовательного учреждения, материально-техническая база (наглядные пособия, современные аппаратура и техника, проч.), облагороженная территория образовательного учреждения. Прекрасно, когда сами студенты участвуют в формировании эстетического облика окружающего пространства или просто поддержании порядка внутри образовательного учреждения, на прилегающей территории. Можно предложить факультетам взять «под контроль» по одному небольшому участку прилегающей к вузу территории, создать на нем ландшафтную композицию и затем провести конкурс, какой из созданных зеленых уголков получится самым привлекательным. Думается, элемент соревновательности добавит интереса к деятельности студентов по совершенствованию окружающей среды. Возможностей для организации эстетического воспитания студентов в рамках высшего учебного заведения достаточно.

Выводы. Для полноценной реализации эстетического воспитания студентов, помимо традиционных педагогических технологий, необходимо разрабатывать также инновационные, которые задействовали бы информационно-компьютерные технологии, последние достижения психологических и педагогических наук. Следует обучать информационно-компьютерным технологиям преподавателей, которые осуществляют эстетическую воспитательную деятельность, повышать компетентность преподавательского состава в области эстетического воспитания.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография / И.С. Абоимова, И.Л. Белова и др. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. - 90 с.

2. Белова, И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. -С. 10-13

3. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36).

4. Быстрова, Н.В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи (на примере нижегородской области) / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, Р.В. Сулейманова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 17-23

5. Быстрова, Н.В. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров / Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова, А.А. Симонова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167

6. Быстрова, Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33

7. Зиновьева, С.А. Особенности организации воспитательной работы в вузе / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, Н.А. Захарова, А.А. Пирогова // Школа будущего. - 2020. - № 3. - С. 90-99

8. Казначеева, С.Н. Методы воспитательной работы / С.Н. Казначеева, Н.В. Быстрова, О.В. Юдакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 157-160

9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1 (38).

10. Медведева, Т.Ю. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста / Т.Ю. Медведева, Г.А. Папуткова // Перспективы науки. - 2020. - № 5 (128). - С. 160-162

11. Швецова, Е.А. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну / Е.А. Швецова, И.Л. Белова // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми по ранней профессиональной ориентации. Раскрыта актуальность проблемы ранней профессиональной ориентации. Определены проблемы готовности педагогов при осуществлении ранней профессиональной ориентации детей. Показана роль дополнительной профессиональной программы в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации. Раскрыта структура дополнительной профессиональной программы по ранней профессиональной ориентации дошкольников. Дана характеристика методов и форм обучения слушателей дополнительной профессиональной программы.

Ключевые слова: ранняя профориентация, готовность педагогов к деятельности, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования, программа дополнительного профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.