Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Матвиевская Елена Геннадьевна, Тавстуха Ольга Григорьевна

Необходимость организации воспитательной деятельности образовательных организаций подчеркивается и со стороны государства. Приоритеты государственной политики в области воспитания прописаны в ФЗ №273 «Об образовании в РФ», Стратегии развития воспитания РФ до 2025 года, Национальном проекте «Образование», Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Вместе с тем, результаты исследования «ВЦИОМ-Спутник», а также коллектива ученых Государственного университета управления подтверждают необходимость усиления воспитательной деятельности и расширения практики работы с молодежью. Так, каждый шестой опрошенный молодой человек считает, что не смог влиться в образовательную среду. Пятая часть молодежи (20%) не может согласиться с окружающей действительностью, они не интегрированы в позитивные практики, демонстрируют нигилизм, используют девиантные формы поведения, антипатриотизм, не доверяют государственным институтам и пессимистично смотрят в будущее. Сложившаяся картина позволяет подтвердить своевременность изучения исследуемой проблемы. Воспитательная деятельность пронизывает всю деятельность педагога, основана на концептуальной составляющей теории воспитания, определяет набор инструментов для решения профессиональных задач, встраивается в образовательный процесс и способствует качественным изменениям личности. Основное предназначение данной деятельности - приобщение личности к ценностям культуры, нормам и образцам поведения сложившихся в обществе, а также развитие личности. Важная составляющая организации воспитательной деятельности при этом организация воспитательного пространства - места взаимодействия педагогов и обучающихся. Воспитательная работа решает узкие, ограниченные конкретным мероприятием воспитательные задачи. Для эффективного и результативного процесса организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании необходимо обратиться к наполнению пространства колледжей, создающего условия реализации исследуемого процесса. Педагогические условия, связанные с мотивацией субъектов воспитания, обогащением их деятельности и применением инновационных способов воспитательной работы, позволят расширить педагогический опыт, распространить результаты экспериментальной работы в систему профессионального образования с целью. Укрепления воспитательного потенциала образования в колледжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Матвиевская Елена Геннадьевна, Тавстуха Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION

The need to organize the educational activities of educational organizations is also emphasized by the state. The priorities of the state policy in the field of education are spelled out in the Federal Law No. 273 “On Education in the Russian Federation”, the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation until 2025, the National Project “Education”, the Decree of the President of the Russian Federation “On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024 of the year”. At the same time, the results of the VTsIOM-Sputnik study, as well as a team of scientists from the State University of Management, confirm the need to strengthen educational activities and expand the practice of working with young people. Thus, every sixth young person surveyed believes that he could not join the educational environment. A fifth of young people (20%) cannot agree with the surrounding reality, they are not integrated into positive practices, demonstrate nihilism, use deviant forms of behavior, anti-patriotism, do not trust state institutions and look pessimistically into the future. The current picture allows us to confirm the timeliness of studying the problem under study. Educational activity permeates all the activities of a teacher, is based on the conceptual component of the theory of education, defines a set of tools for solving professional problems, is built into the educational process and contributes to qualitative changes in the personality. The main purpose of this activity is to familiarize the individual with the values of culture, the norms and patterns of behavior that have developed in society, as well as the development of the individual. An important component of the organization of educational activities is the organization of educational space - a place of interaction between teachers and students. Educational work solves narrow educational tasks limited to a specific event. For an effective and efficient process of organizing educational activities in vocational education, it is necessary to turn to filling the space of colleges, which creates conditions for the implementation of the process under study. The pedagogical conditions associated with the motivation of the subjects of education, the enrichment of their activities and the use of innovative methods of educational work, will expand pedagogical experience, disseminate the results of experimental work in the system of vocational education for the purpose. Strengthening the educational potential of education in colleges.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-236-13 УДК 378

Ганаева Е.А., Матвиевская Е.Г., Тавстуха О.Г.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: elganaeva@mail.ru; ipk@ospu.ru; olgritav@yandex.ru

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Необходимость организации воспитательной деятельности образовательных организаций подчеркивается и со стороны государства. Приоритеты государственной политики в области воспитания прописаны в ФЗ №273 «Об образовании в РФ», Стратегии развития воспитания РФ до 2025 года, Национальном проекте «Образование», Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Вместе с тем, результаты исследования «ВЦИОМ-Спутник», а также коллектива ученых Государственного университета управления подтверждают необходимость усиления воспитательной деятельности и расширения практики работы с молодежью. Так, каждый шестой опрошенный молодой человек считает, что не смог влиться в образовательную среду. Пятая часть молодежи (20%) не может согласиться с окружающей действительностью, они не интегрированы в позитивные практики, демонстрируют нигилизм, используют девиантные формы поведения, антипатриотизм, не доверяют государственным институтам и пессимистично смотрят в будущее. Сложившаяся картина позволяет подтвердить своевременность изучения исследуемой проблемы.

Воспитательная деятельность пронизывает всю деятельность педагога, основана на концептуальной составляющей теории воспитания, определяет набор инструментов для решения профессиональных задач, встраивается в образовательный процесс и способствует качественным изменениям личности. Основное предназначение данной деятельности - приобщение личности к ценностям культуры, нормам и образцам поведения сложившихся в обществе, а также развитие личности. Важная составляющая организации воспитательной деятельности при этом организация воспитательного пространства - места взаимодействия педагогов и обучающихся. Воспитательная работа решает узкие, ограниченные конкретным мероприятием воспитательные задачи.

Для эффективного и результативного процесса организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании необходимо обратиться к наполнению пространства колледжей, создающего условия реализации исследуемого процесса. Педагогические условия, связанные с мотивацией субъектов воспитания, обогащением их деятельности и применением инновационных способов воспитательной работы, позволят расширить педагогический опыт, распространить результаты экспериментальной работы в систему профессионального образования с целью. Укрепления воспитательного потенциала образования в колледжах.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное воспитание, воспитательная деятельность, воспитание студента колледжа.

Ganaeva E.A., Matvievskaya E.G., Tavstukha O.G.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: elganaeva@mail.ru; ipk@ospu.ru; olgritav@yandex.ru

THE PRACTICE OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION

The need to organize the educational activities of educational organizations is also emphasized by the state. The priorities of the state policy in the field of education are spelled out in the Federal Law No. 273 "On Education in the Russian Federation", the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation until 2025, the National Project "Education", the Decree of the President of the Russian Federation "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024 of the year".

At the same time, the results of the VTsIOM-Sputnik study, as well as a team of scientists from the State University of Management, confirm the need to strengthen educational activities and expand the practice of working with young people. Thus, every sixth young person surveyed believes that he could not join the educational environment. A fifth of young people (20%) cannot agree with the surrounding reality, they are not integrated into positive practices, demonstrate nihilism, use deviant forms of behavior, anti-patriotism, do not trust state institutions and look pessimistically into the future. The current picture allows us to confirm the timeliness of studying the problem under study.

Educational activity permeates all the activities of a teacher, is based on the conceptual component of the theory of education, defines a set of tools for solving professional problems, is built into the educational process and contributes to qualitative changes in the personality. The main purpose of this activity is to familiarize the individual with the values of culture, the norms and patterns of behavior that have developed in society, as well as the development of the individual. An important component of the organization of educational activities is the organization of educational space - a place of interaction between teachers and students. Educational work solves narrow educational tasks limited to a specific event.

For an effective and efficient process of organizing educational activities in vocational education, it is necessary to turn to filling the space of colleges, which creates conditions for the implementation of the process under study. The pedagogical conditions associated with the motivation of the subjects of education, the enrichment of their activities and the use of innovative methods of educational work, will expand pedagogical experience, disseminate the results of experimental work in the system of vocational education for the purpose. Strengthening the educational potential of education in colleges.

Key words: vocational education, vocational education, educational activities, education of a college student.

Современные социокультурные условия определяют новые требования к системе профессионального образования, в частности к процессу воспитания, находящегося в центре науки, политики и государства. В настоящий момент востребован выпускник колледжа, обладающий креативным мышлением, способный к творческой преобразовательной деятельности, мобильный и гибкий, готовый к общественным и индивидуальным переменам, к участию в них и принятию нового как ценности. Развитие личностного потенциала, ориентир на перспективу жизненного роста и изменения важные направления образования личности, значимая роль в которых принадлежит воспитательной составляющей.

Степень научной разработанности проблемы исследования позволяет утверждать, что в педагогической науке и практике собрано достаточно концептуальных тезисов для более тщательного рассмотрения представленной темы. Так, например, в изучении проблемы основу составили исследования, направленные на познание деятельности как научной категории: философы (М.М. Бахтин, В. Библер, М.С. Каган, В.А. Лекторский); психологи (К.А. Абуль -ханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин); педагоги (Г.И. Щукина, А.Н. Ксенофонтова). Определенный интерес в контексте разрабатываемой проблематики представляют исследования в различных областях воспитания: А.В. Иващенко (самовоспитание личности) [6]; С.В. Лаптева (компоненты воспитательной деятельности) [9]; П.В. Степанов (методы воспитания) [15]. Вместе с тем следует отметить, что сегодня недостаточно освещены инновационные способы, формы и средства организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании, отсутствует методическое обеспечение по исследуемой проблеме.

Актуальность и степень разработанности научной проблемы позволили определить противоречия между:

- возрастающими ожиданиями современного общества в воспитании человека с широкими, глубокими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, самодостаточного, осознающего себя частью многонациональной, многоконфессиональной общности и недостаточным уровнем организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании;

- возросшей потребностью обучающихся к развитию личностных качеств, востребованных в новых социально-культурных условиях и традиционными подходами, сложившимися в профессиональном воспитании;

- потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса организации воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования и его недостаточной разработанностью в педагогической науке.

Теоретической основой исследования выступили следующие позиции: концептуальные идеи научной школы Л.И. Новиковой (И. Д. Де-макова, Н.Л. Селиванова, В.П. Степанов); идеи конструирования воспитательной деятельности Н.М. Борытко; концепция гуманистической направленности в воспитании Т.К. Ахаян; идеи о профессиональном воспитании Ю.Б. Дроботен-ко, Н.С. Макаровой, Н.В. Чекалевой.

Современные педагогические исследования все чаще обращены к проблеме организации воспитательной деятельности. На сегодняшний день работы педагогов раскрывают проблему понимания сущности воспитания, воспитательной системы, воспитательного процесса и деятельности на разных уровнях образования. Например, в рамках системного подхода (Л.И. Новикова[11], Демакова И.Д. [3], Дубасенюк А.А. [5], Степанов П.В. [14]) обоснована педагогическая сущность целостного процесса организации воспитательной деятельности. Исследователи определяют ком -понентный состав воспитательной системы, уточняют основные и взаимодополняющие направления воспитательной деятельности как системного феномена.

Междисциплинарный анализ научной литературы, систематизация теоретических позиций ведущих авторов в рамках концепции организации воспитательной деятельности (Борытко Н.М. [1], Караковский В.А. и Новикова Л.И. [7], Селиванова Н.Л. и Степанова П.В. [12]) позволил определить, что воспитательная деятельность - это целенаправленная и специально организованная система действий, направленных на освоение норм, правил, образцов воспитания и духовно-нравственного развития, обусловленная контекстом, содержанием и взаимодействием субъектов [4]. В результате воспитательной

деятельности происходит развитие, самоопределение и социализация личности.

Процесс воспитательной деятельности в профессиональном образовании состоит из определенных этапов. Так, в результате обобщения концептуальных идей об этапности исследуемого процесса (И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова [2]), определено, что в составе воспитательной деятельности реализуется в три этапа:

1. Адаптационно-мотивационный этап. Цель воспитательной деятельности на данном этапе сформировать положительное отношение к воспитательно-образовательной деятельности в целом.

Задачи данного этапа:

- познакомить студентов с основными направлениями воспитательной работы в профессиональном образовании;

- выявить дефициты студентов в развитии творческой инициативы, активности, самостоятельности;

- сориентировать студентов в системе ценностей профессионального образования;

- заинтересовать и мотивировать студентов (в частности 1 курса) к участию в воспитательных мероприятиях.

2. Деятельностно-идентификационный этап предполагает непосредственное осуществление воспитательной деятельности и активное включение в нее студента, поэтому основная цель его - включить студента в воспитательную деятельность учреждения профессионального образования.

Задачи этапа:

- обогатить деятельность студента мероприятиями воспитательной направленности;

- помочь осознать ему свои способности, возможности в духовно-нравственном развитии, трудовом, физкультурно-спортивном, культурном и других направлениях воспитательной деятельности;

- включить студента в воспитательную деятельность за счет разнообразных форм и методов работы для развития личностных качеств.

На данном этапе у студентов формируется готовность к самореализации и готовность к изменениям, обеспечивается осознание личностной потребности к участию в воспитательной деятельности.

3. Оценочно-прогностический этап предполагает использование сформированных личностных качеств в осуществлении как воспитательной, так и образовательной деятельности, овладение субъектным опытом, нацеленность на саморазвитие и самосовершенствование, проектирование жизненных целей и траектории личностного развития с использованием умений самоорганизации, самоопределения, ответственности.

Задачи данного этапа научить студента:

- анализировать и оценивать свою деятельность и сопоставлять результаты данной деятельности с ожидаемыми целевыми ориентирами;

- оценивать уровень готовности к профессиональной деятельности;

- осознавать личностные смыслы образования и формулировать цели саморазвитии и самосовершенствования;

- проектировать траекторию личностного развития.

Организация воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования возможна при создании и реализации совокупности определенных педагогических условий [8]. По мнению Степанова П.В., данные условия направлены на мотивацию участников воспитательной деятельности, обогащение ее содержания, а также использование новых воспитательных способов в образовательной организации. Так, с целью наиболее эффективной организации воспитательной деятельности в системе профессионального образования были отобраны следующие педагогические условия: повышение мотивации субъектов воспитательно-образовательной среды системы профессионального образования; обогащение содержания образовательного процесса в колледже воспитательной направленностью; включение субъектов воспитательно-образовательной среды в сетевые проекты.

Апробация данных условий проводилась на базе учреждений профессионального образования города Оренбурга (колледжи), в ко -торой приняло участие более 300 студентов, а также педагогические коллективы (83 человека). В рамках экспериментальной работы были апробированы способы технологии самопрезентации, технологии формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной

профессиональной деятельности, технологии развития позитивности в системе отношений студентов, технологии повышения коммуникативной компетентности.

Ведущим методом реализации первого условия выступили ситуации успеха. Педагогам колледжей был представлен алгоритм проектирования ситуаций успеха: «констатирующий успех», «предвосхищенный успех», «разделенный успех». В организации воспитательной деятельности колледжей были предложены технологические операции создания ситуаций успеха: снятие страха («У нас все получится! Главное начать!», «Поиск оптимального решения: алгоритм и состояние уверенности»); авансирование успешного результата («Нет сомнений в результате», «Прогнозирование успешного результата»); скрытое инструктирование («Программа по выполнению задания.....», «Решение начнется с.....»); внесение мотива («Нам

необходима твоя помощь...»); персональная исключительность («Только тебе под силу это сделать», «Это можешь выполнить только ты»); мобилизация активности («Скорее бы начать делать...», «Я уже представляю результат.»); высокая оценка («Наиболее успешным в твоей работе выступило...», «Эта чать работы заслуживает внимания в большей степени»).

Одним из способов актуализации мотива-ционного потенциала, апробированным в ходе практической подготовки, выступило наставничество в студенческой сфере. Было предложено выделить направления наставничества в воспитании («Послушай, как это лучше сделать», «Взгляни на пример выполнения», «Совместная работа», «Я направлю в нужную сторону и помогу», «Расскажи как ты делал и чего достиг»), что способствует активизации участия в воспитательных мероприятиях колледжа, развитию инициативности и позитивного отношения личности к наставничеству как форме воспитательной деятельности.

Помимо этого, в ходе организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании осуществлялось включение обучающихся в неформальное и информальное образование. Интеграция данных форм дополнительного образования позволяет создавать активную практико-ориентированную среду обучения и воспитания личности, обеспечиваю-

щую ее непрерывное саморазвитие [10]. В программу воспитательной работы колледжей было предложено включение программ неформального образования: «Успешный студент», «Молодежь в социуме», «Это твоя жизнь!», «Проектная деятельность», «Управление временем», «Навигатор образования». В ходе апробации был проведен фрагмент тренинга на сплочение коллектива (тимбилдинг), направленный на превращение группы отдельных обучающихся в единую группу, ориентированную на совместную работу для решения потребностей в адаптации через решения коллективных задач. Для педагогов колледжей были представлены упражнения «Повернуться в одну сторону», «Прирожденный лидер», «Вавилонская башня», «Дух группы», «Зачем мне нужна эта группа», «Хорошие и плохие поступки», «Эмблема группы».

При организации тренинга были учтены организационные аспекты:

- стадия тимскилс, предполагающая формирование и развитие у обучающихся колледжей навыков командной работы;

- стадия тимспирит, позволяющая сосредоточить усилия на формировании командного духа (устойчивого чувства «мы», мотивации совместной деятельности, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга) [13].

В ходе регионального методического семинара среди педагогов колледжей г. Оренбурга был проведен тренинг «Тайм-менеджмент: секреты личной эффективности», способствующий развитию навыка целеполагания, управления своим временем, там необходимым студентам. На первом этапе тренинга раскрыты правила тайм-менеджмента, приведен обзор способов планирования и целеполагания, расстановки приоритетов, исполнения, анализа опыта и мотивации. Педагогам были предложены выполнить на выбор несколько упражнений (на персональное ощущение времени, «поглотители времени) и описать свои ощущения. Были получены следующие описания: Ольга Н. «Очень интересные и полезные упражнения, хотя и не все получилось выполнить. Упражнение на чувство времени так и не удалось - слишком тороплюсь». Наталия Н. «Упражнения очень интересные, жаль, что раньше не обращала на это внимание. Только после упражнения «Поглотители времени» поняла, что

у меня много «поглотителей времени». Необходимо предварительно планировать свой день и меньше отвлекаться на второстепенные дела». Галина П. «Упражнения оказались довольно полезными и легко применимы на практике, следовательно, их можно использовать в повседневной жизни значительно сокращая время на издержки и концентрируясь на главном. Ощущение времени очень важно для любого человека и педагога в особенности».

Одним из наиболее эффективных мероприятий по организации выступило проведение веб-квестов для студентов первого курса «Воспитательный дайвинг», «Путешествие по колледжу» с целью знакомства с направлениями воспитательной работы колледжа, флэшмобов «Я студент Педагогического колледжа», «Молодежь за здоровый образ жизни». Педагоги коллежей предложили в ходе одного из заседаний научно-исследовательской лаборатории разработать сценарии данных мероприятий, методические рекомендации по их проведению для включения в программу воспитательной деятельности колледжей.

В ходе экспериментальной работы также было принято решение о внедрении курсов повышения квалификации в систему дополнительного профессионального образования педагогов и привлечении их к обучению. В рамках методического семинара с педагогами коллежа была представлена тематика программы повышения квалификации. Практическая значимость программы - продукт (проект программы по воспитательной деятельности в ПОО) для дальнейшего применения в процессе своей образовательной деятельности.

Цель реализации программы: совершенствование компетентности педагогических работников в организации и координации учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях.

Задачи реализации программы:

- познакомить слушателей с изменениями законодательства в сфере профессионального образования в области воспитания;

- развивать умения анализировать, разрабатывать критерии оценки и объективно оценивать эффективность воспитательной работы в ПОО, реализации программ и проводимых воспитательных мероприятий;

осуществлять мониторинг качества воспитательной деятельности;

- совершенствовать у преподавателей практические умения и навыки использования в процессе обучения современных образовательных технологий;

- познакомить слушателей с новыми технологиями воспитательной работы;

- формировать у педагогических работников систему психолого-педагогических знаний об особенностях обучающихся «группы риска», планировании и разработке программ воспитательных мероприятий для обучающихся с девиантным поведением.

Пример содержания программы повышения квалификации представлен в таблице 1.

Реализация программы повышения квалификации в области организации воспитательной деятельности у педагогов колледжей осуществлялась на базе Института непрерывного образования ФГБОУ ВО «Оренбургского государственного педагогического университета» и повысило уровень их компетентности в области воспитательной деятельности при проектировании рабочих программ и реализации инновационных методов и формы взаимодействия с обучающимися.

Реализация третьего педагогического условия по организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании обеспечила активное участие студентов в разработку и реализацию сетевых проектов воспитательной направленности, позволяющих организовать информационно-коммуникационное взаимодействие по решению различных проблем воспитания. К каждому направлению представлена тематика проектов: «Гражданин и патриот», «Культура и творчество», «Я - профессионал», «Точка роста», «Здорово жить», «Социализация и адаптация», «Старт в науку».

В основе использования сетевых проектов в воспитании лежат следующие особенности:

- во-первых, сетевой проект - это совместная познавательная деятельность межпредметного характера, что требует интегрированного внимания. Имеется возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения, что позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;

- во-вторых, обучающиеся обсуждают проблемы в реальных условиях, в основном в сети (в сети Интернет, в сетевых сообществах);

- в-третьих, организация взаимодействия студентов отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы. При этом систематиче-

ская практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;

- в-четвертых, основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.

Таблица 1 - Фрагмент курсов повышения квалификации

Модуль Тема Краткое содержание

Модуль 1. Образование и право Тема 1.1. Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности Тема 1.2. Нормативно-правовые аспекты в сфере охраны прав и законных интересов несовершеннолетних Воспитание как приоритетное направление в развитии образования. Современная парадигма воспитания. Нормативно - правовое сопровождение воспитательной работы и внеурочной деятельности. Локальные нормативные акты в части, определяющей порядок деятельности и полномочия педагогического работника (классного руководителя, куратора), локальные акты ПОО по представлению и защите интересов группы и отдельных студентов

Нормативно-правовые документы (законы, акты, распоряжения). Организация и содержание деятельности педагогов ПОО по охране прав и законных интересов обучающихся. Правовая культура субъектов образовательного процесса. Консультативная помощь обучающимся и родителям, законным представителям, в области права.

Модуль 2. Содержание воспитательной деятельности в образовании Тема 2.1. Теория и методика воспитания Сущность воспитания, принципы воспитания. Современные воспитательные системы. Типы, виды и модели воспитания. Воспитывающее обучение: психолого-педагогические аспекты. Методика воспитательной работы в ПОО.

Тема 2.2. Система организации воспитательной деятельности в ПОО Организация воспитательной работы в ПОО. Методика планирования воспитательной работы. Методические требования и рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся. Социальное проектирование и волонтерская деятельность как механизмы стимулирования и развития социально значимых качеств личности.

Тема 2.3. Направления воспитательной деятельности педагогического коллектива ПОО Приоритетные направления воспитательной работы в профессиональной образовательной организации и формирование у педагогов компетенций по ее организации и координации. Профессионально-трудовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, культурно-эстетическое, творческое, спортивно-оздоровительное воспитание, информационная культура, экологическое воспитание. Мероприятия по организации воспитательного процесса в ПОО. Структура, алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы.

Тема 2.4. Критерии эффективности воспитательной работы в ПОО Координация учебно-воспитательной деятельности кураторов студенческих групп. Обновление содержания форм и методов воспитательной работы в условиях реализации ФГОС, профессиональных стандартов. Проблема оценки качества воспитательной работы в условиях реализации ФГОС СПО. Мониторинг эффективности воспитательных мероприятий.

Тема 2.5. Психолого- педагогические основы воспитания обучающихся ПОО Общие закономерности воспитания, их психолого-педагогические основы. Принципы воспитательной работы. Возрастная психология. Возрастные, психологические особенности обучающихся юношеского возраста. Формирование учебно-профессиональной мотивации обучающихся.

Таким образом, актуальность исследования подтверждена происходящими изменениями в обществе в аспекте глобальной информатизации, в связи с которыми возникают новые требования к процессу воспитания молодежи, в том числе в системе профессионального образования. Необходимость организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании подтверждается как результатами аналитических исследований, так и законодательным уровнем. Вносятся изменения в основной закон в сфере образования, ставятся задачи по обновлению образовательных программ за счет усиления воспитательной составляющей, подчеркивается необходимость единства учебной и внеучебной деятельности в образовательном процессе.

Воспитательная деятельность организуется поэтапно (адаптационно-мотивационный, деятельностно-идентификационный, оценочно-прогностический) и включает в себя реализацию инновационных способов, которые отбираются для каждого этапа по принципу постепенного усложнения. Их использование направлено на стимулирование и создание положительного отношения участников воспитательной деятельности, обогащение содержания и включение в деятельность. В процессе опытно-экспериментальной работы свою эффективность показали такие способы, как ситуации успеха, тренинги и коучинг-сессии; система наставничества и формы ее реализации на семинарах, встречах, веб-квестах; формальное и неформальное образование; курсы повышения квалификации; проектная деятельность.

Таким образом, проведенное исследование позволило решить поставленную задачу, а также подтвердить выдвинутую гипотезу. Цель исследования была достигнута. Перспективными направлениями дальнейшего исследования выступают: изучение возможностей воспитательно-образовательной среды, определение цифровых технологий в организации воспитательной деятельности.

14.07.2022

Список литературы:

1. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко ; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2011. - 181 с.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

3. Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И. Д. Демакова. - СПб.: КАРО, 2007. - 160 с.

4. Дроботенко, Ю. Б. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза / Ю. Б. Дроботенко, Н. С. Макарова, Н. В. Чекалева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. -№4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-problemam-professionalnogo-vospitaniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza

- в-пятых, студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т. д.), могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

В ходе итогового методического семинара педагогам колледжей был представлен перечень сервисов для разработки материалов сетевого проекта: анкетер: www.anketer.ru, гугл www.google.com, глог www.glogster.com, лай-ноит www.linoit.com, ментальные карты www. bubbl.us, www.mindmeister.com, ленты времени http://www.dipity.com, http://www.timerime. com, http://www.timetoast.com, сервисы для кроссвордов http://www.kubbu.com/, http:// www.toolsforeducators.com/crossword/, http:// cross.highcat.org/, http://www.armoredpenguin. com/crossword/, http://puzzlecup.com/crossword-ru/, сервисы для флеш-карт www.quizlet.com/, www.flashcardfriends.com/,http://wordstash.com/, www.brainflips.com/,www.ediscio.com/, www. funnelbrain.com/, www.cobocards.com/en/, вики-газеты www.wikiwall.ru.

Результатом опытно-экспериментальной работы по организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании выступил педагогический хакатон «Модель организации воспитательной работы в ПОО: новые вызовы и современные тенденции». Во время проектной работы обозначены актуальные проблемы организации воспитательного процесса в колледжах, развитие наставничества, использование инновационных форм организации, необходимость внедрения цифровых технологий. Также в ходе педагогического хакатона была определена необходимость внедрения цифрового портфолио с использованием облачных сервисов (Google, Yandex и др), странички в соцсетях, блога, который позволит не только разместить продукты, достижения, но и рассказать о пути развития студента.

5. Дубасенюк, А. А. Теория и практика профессиональной воспитательной деятельности педагога: монография / А. А. Дубасе-нюк. - Житомир: Изд-во ЖГУ имени И. Франко, 2015. - 367 с.

6. Иващенко, А. В. Самовоспитание личности: механизмы и функции его осуществления / А. В. Иващенко // Акмеология. -2004. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/samovospitanie-lichnosti-mehanizmy-i-funktsii-ego-osuschestvleniya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова. - М.: Педагогическое сообщество, 2000. - 256 с.

8. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат / под ред. П. В. Степанова. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 111 с.

9. Лаптева, С. В. Специфика и основные компоненты воспитательной деятельности в современном вузе / С. В. Лаптева // Вестник ВятГУ. - 2011. - №1-3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-osnovnye-komponenty-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-sovremennom-vuze

10. Лимонов, B. Воспитательная деятельность университета / В. Лимонов // Высшее образование в России. - 2006. - №10. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-deyatelnost-universiteta

11. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Л. И. Новикова ; под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. е. И. Соколова. - М., 2010. - 335 с.

12. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства / под ред. Н. Л. Селивановой. П. В. Степанова. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011. - 176 с.

13. Поляков, С. Д. О феноменологии воспитательной деятельности / С. Д. Поляков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2012. - №1-1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-fenomenologii-vospitatelnoy-deyatelnosti

14. Степанов, П. В. Воспитательная деятельность как система / П. В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика. -

2018. - №4 (52). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitatelnaya-deyatelnost-kak-sistema

15. Степанов, П. В. К вопросу о методах воспитания / П. В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. -№6. - С. 140-152.

References:

1. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya [In the space of educational activity: monograph]. Scientific ed. N. K. Sergeev. Volgograd: Change, 2011, 181 p.

2. Kolesnikova I. A., Borytko N. M., Polyakov S. D., Selivanova N. L.; under total ed. Slastenin V. A., Kolesnikov I. A. Vospitatel'naya deyatel 'nost' pedagoga: ucheb.posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Educational activities of the teacher: textbook for students of higher education. textbook institutions]. M.: Academy, 2005, 336 p.

3. Demakova I.D. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga v sovremennyh usloviyah [Educational activity of a teacher in modern conditions]. St. Petersburg.: KARO, 2007, 160 p.

4. Drobotenko Yu.B., Makarova N.S., Chekaleva N.V. Modern approaches to the problems of professional education of students of a pedagogical university. Vestnik YUUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. [Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical Sciences],

2019, No. 4. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-problemam-professionalnogo-vospitaniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza

5. Dubasenyuk A.A. Teoriya i praktikaprofessional 'noj vospitatel 'noj deyatel 'nostipedagoga: monografiya [Theory and practice of professional educational activities of a teacher: monograph]. Zhytomyr: Publishing House of ZhGU named after I. Franko, 2015, 367 p.

6. Ivashchenko A.V. Personal self-education: mechanisms and functions of its implementation. Akmeologiya [Akmeology], 2004, No. 1. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/samovospitanie-lichnosti-mehanizmy-i-funktsii-ego-osuschestvleniya

7. Karakovsky V. A., Novikova L.I. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie! Teoriya i praktika vospitatel'nyh sistem [Education? Education. Education! Theory and practice of educational systems]. M.: Pedagogical community, 2000, 256 p.

8. Stepanova P.V. (ed.) [Designing the educational activities of the teacher: work for the result]. M.: Pedagogical Society of Russia, 2017, 111 p.

9. Lapteva S.V. Specificity and main components of educational activities in a modern university. Vestnik VyatGU [Bulletin of VyatGU], 2011, No. 1-3. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-osnovnye-komponenty-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-sovremennom-vuze

10. Limonov V. Educational activities of the university. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2006, No. 10. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-deyatelnost-universiteta.

11. Novikova L.I., ed. Selivanova N.L., Mudrik A.V.; comp. Sokolova E.I. Pedagogika vospitaniya: Izbrannyepedagogicheskie trudy [Pedagogy of education: Selected pedagogical works]. M., 2010, 335 p.

12. ed. Selivanova N.L. , Stepanova P.V. Perspektivy i mekhanizmy razvitiya vospitatel'nogopotenciala rossijskogo uchitel 'stva [Prospects and mechanisms for the development of the educational potential of Russian teachers]. Tver: IPF Viart LLC, 2011, 176 p.

13. Polyakov S.D. On the phenomenology of educational activities. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2012, No. 1-1. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-phenomenologii-vospitatelnoy-deyatelnosti

14. Stepanov P.V. Educational activity as a system. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2018, No. 4 (52). Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-deyatelnost-kak-sistema

15. Stepanov P.V. To the question of the methods of education. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2017, No. 6, P. 140-152.

Сведения об авторах: Ганаева Елена Аркадьевна, заведующий кафедрой управления образования ИНО Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

Матвиевская Елена Геннадьевна, первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Тавстуха Ольга Григорьевна, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор,

460000, Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.