Научная статья на тему 'Организация волонтёрской практики студентов (социальный эксперимент)'

Организация волонтёрской практики студентов (социальный эксперимент) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1696
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ ВОЛОНТЁРСКАЯ ПРАКТИКА / ВОЛОНТЁРСТВО / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL WORK / INNOVATION / SOCIAL EXPERIMENT / SOCIAL VOLUNTEER PRACTICE / VOLUNTEERISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Надежда Викторовна

Для подготовки современных специалистов актуальным и значимым становится использование наряду с традиционными принципиально новых активных форм обучения, позволяющих формировать общекультурные и профессиональные компетенции. Одной из таких инновационных форм является включение студентов в прохождение социальной волонтёрской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of Students' Volunteer Practice (Social Experiment)

The use of new practical forms of teaching as well as traditional methods is becoming very important and up to date for the training of contemporary specialists. These new forms promote the formation of cultural and professional competence of students. One of such innovative forms is engaging students to the social volunteer practice.

Текст научной работы на тему «Организация волонтёрской практики студентов (социальный эксперимент)»

УДК 316.74:37 ББК С 55.55

Н. В. Щербакова г. Чита, Россия

Организация волонтёрской практики студентов (социальный эксперимент)

Для подготовки современных специалистов актуальным и значимым становится использование наряду с традиционными принципиально новых активных форм обучения, позволяющих формировать общекультурные и профессиональные компетенции. Одной из таких инновационных форм является включение студентов в прохождение социальной волонтёрской практики.

Ключевые слова: общекультурные и профессиональные компетенции, социальная работа, инновация, социальный эксперимент, социальная волонтёрская практика, волонтёрство.

N.V. Shcherbakova Chita, Russia

The Organization of Students’ Volunteer Practice (Social Experiment)

The use of new practical forms of teaching as well as traditional methods is becoming very important and up to date for the training of contemporary specialists. These new forms promote the formation of cultural and professional competence of students. One of such innovative forms is engaging students to the social volunteer practice.

Keywords: common cultural and professional competence, social work, innovation, social experiment, social volunteer practice, volunteerism.

Непрерывно меняющиеся социальные процессы, внедрение инновационных технологий в различные сферы общественной жизни, рост внимания государства к проблемам социального характера, переход от знаниево-ориентированой модели образования к компетентностной модели указывают на необходимость постоянного поиска, совершенствования, развития, разработки и внедрения инновационных форм подготовки специалистов социальной сферы.

На сегодняшний день существует потребность в подготовке высококвалифицированных и компетентных специалистов, в полной мере владеющих теоретическими знаниями и обладающих профессиональными компетенциями в сфере социальной работы. Существующая программа подготовки социальных работников,

включающая теоретический и практический курс, решает свои конкретные цели и задачи, постепенно формируя у студентов необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, способствуя их профессиональному становлению. Но, как показывает опыт организации обучения на кафедре социологии и социальной работы в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г Чернышевского (далее ЗабГГПУ), теоретическое обучение в сочетании с непродолжительной практической подготовкой не даёт эффективных результатов, ожидаемых от выпускников современным обществом. Теоретическая и практическая подготовка проходит в разных условиях и сильно различается. Содержание теоретического материала не совпадает с реальными проблемами, с

© Щербакова Н. В., 2011

которыми сталкивается студент при выходе на практику. Практика в учреждениях социального обслуживания заставляет критически относиться к теории, реальность обычно не совпадает с теми представлениями, которые студенты получают в университете в процессе теоретической подготовки. Это связано с тем, что теоретическая подготовка занимает несравнимо больше времени, а знания студентов слишком теоретизированы. Особенно заметны эти образовательные изъяны в подготовке специалистов междисциплинарных отраслей, к каким относится социальная работа.

Для подготовки качественных социальных специалистов, наряду с традиционными нужны принципиально новые, активные формы обучения, занимающие промежуточное место между теорией и практикой, позволяющие целенаправленно формировать у студентов умения применять полученные знания в практической деятельности в различных профессиональных и жизненных ситуациях, соответствующие меняющимся требованиям современного общества. В этой связи особое значение в обучении приобретают игровые, проектные, имитаци-онно-моделирующие, исследовательские технологии. Одним из инновационных направлений обучения студентов в рамках компетентностного подхода, включающих в себя выше обозначенные технологии, должно стать включение студентов в социально значимую волонтёрскую деятельность посредством прохождения социальной волонтёрской практики.

Социальная волонтерская практика - это инновационный вид деятельности, направленный на практическую подготовку социальных работников, представленный в форме системы самостоятельных практических заданий и призванный качественно дополнить существующий уровень подготовки студентов, повысить их социальную и гражданскую активность на основе оказания безвозмездной помощи социальным учреждениям,

благотворительным и общественным организациям в реализации мероприятий, направленных на решение актуальных социальных проблем, требующих участия волонтёров.

Для выявления значимости внедрения социальной волонтёрской практики в процесс практической подготовки студентов, обучающихся на 1-3 курсах направления «социальная работа», был проведён социальный эксперимент «Значение социальной волонтёрской практики в системе практической подготовки студентов». Эксперимент длился в течение двух с половиной лет (сентябрь 2006 - май 2009 гг) на базе социального факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г Чернышевского. Включал три основных этапа: подготовительный (до введения экспериментального фактора, сентябрь 2006 - январь 2007 гг), основной (процесс ввода экспериментального фактора и после его введения, февраль 2007 - январь 2009) и заключительный (аналитический) (экспериментальный фактор после окончания эксперимента, февраль - май 2009 г). Инициаторами эксперимента выступили члены кафедры социологии и социальной работы ЗабГГПУ, студенты старших курсов направления «социальная работа».

Цель эксперимента: формирование

общекультурных и профессиональных компетенций студентов посредством «погружения» в профессиональную среду через освоение социальной роли волонтёра в процессе прохождения социальной волонтёрской практики.

Задачи эксперимента:

1. Проанализировать научную литературу по организации социальной волонтёрской практики студентов.

2. Дать оценку существующей системе практической подготовки студентов, обучающихся на 1-3-х курсах направления «социальная работа» на социальном факультете ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

3. Разработать и реализовать программу проведения социального эксперимента.

4. Выделить этапы прохождения студентами социальной волонтёрской практики.

5. Оценить результаты проведения социального эксперимента и разработать методические рекомендации по внедрению социальной волонтёрской практики.

Объект эксперимента - студенты, обучающиеся по направлению «социальная работа», разделённые на две группы: экспериментальную и контрольную.

Экспериментальная группа - студенты 1 курса, 19 человек. Характеристика выборки: по полу - 84,2 % женщин, 15,8 % мужчин; по возрасту - 17 лет 57,9 %,

18 лет 42,1 %, 21 год 5,3 %; по образованию: общее среднее - 100 %.

Контрольная группа - группа студентов 2-го курса, 20 человек. Характеристика выборки: по полу - женщин 95 %, мужчин 5 %; по возрасту - 18 лет 10 %,

19 лет 75 %, 20 лет 15 %; по образованию: общее среднее - 100 %.

Гипотеза эксперимента: введение в процесс обучения социальной волонтёрской практики позволит сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, посредством «погружения» в профессиональную среду через освоение социальной роли волонтёра.

Переменные в эксперименте. Независимая переменная (планируемые изменения) - общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые путём систематического выполнения ими ряда самостоятельных практических заданий не менее трёх часов в неделю в течение учебного года:

1) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

2) формирование готовности оказания социальной помощи и поддержки лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

3) развитие личностных качеств (дисциплинированность, ответственность, ис-

полнительность инициативность, активность и умение рационально организовать свою деятельность);

4) умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

5) формирование готовности к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе;

6) стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

7) развитие творческого мышления и способности к инновационному решению задач в профессиональной деятельности;

8) умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы;

9) формирование готовности соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;

10) расширение социально значимых связей.

Зависимая переменная (последствия нововведений) - представления студентов о сущности будущей профессии и области деятельности социального работника.

В рамках проведения социального эксперимента была создана специальная экспериментальная ситуация, которая позволила выявить влияние социальной волонтёрской практики на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Экспериментальная группа студентов не знала, что находится в эксперименте, и была помещена в условия обязательного прохождения социальной волонтёрской практики, как дополнительного вида практической подготовки. В рамках её прохождения студенты должны были осуществлять определённые виды деятельности на базе учреждений социальной сферы в течение трёх часов еженедельно во внеучебное время без отрыва от учебного процесса. Время и форму прохождения студент выбирал самостоятельно из предложенно-

го перечня заданий: оказание помощи в оформлении документации специалистами по социальной работе учреждения социального обслуживания; комиссии и подразделения по делам несовершеннолетних; проведение различных тематических праздников в детских домах, школах, социально-реабилитационных центрах и т. д.; наставничество над трудными подростками или студентами младших курсов; адресная социальная помощь престарелым и одиноким гражданам; проведение профилактических бесед, обучение различным волонтёрским программам, разработка и реализация социально значимого проекта и т. д.

Для студентов были определены условия успешного прохождения практики: трудоемкость не менее 35 ч за семестр, своевременное и систематическое заполнение документации согласно установленным требованиям, получение положительных отзывов от руководителей с места прохождения практики.

Методы исследования и обоснование их применения. Среди основных методов исследования был использован метод социального эксперимента; среди дополнительных - анкетирование, наблюдение и анализ документов.

Социальный эксперимент был использован в качестве основного метода исследования в связи с тем, что этот вид соци-

ологического исследования, осуществляемый путём наблюдения за изменениями изучаемого объекта под воздействием факторов, позволяет наиболее углублённо проанализировать результаты и последствия внедряемых инноваций с помощью планомерного и подконтрольного управления созданной ситуацией.

Наблюдение помогло фиксировать особенности поведения участников контрольной и экспериментальной группы и своевременно получать оперативную и объективную информацию.

Анкетирование позволило получить достоверную, последовательную, упорядоченную, систематизированную и субъективную информацию об уровне сформированности у участников экспериментальной и контрольной группы общекультурных и профессиональных компетенций на «входе» и «выходе» социального эксперимента.

С помощью анализа документов была проанализирована ранее фиксированная в дневниках, отчетах студентов и отзывах руководителей практики информация.

По результатам проведенного социального эксперимента нами были получены следующие данные. В экспериментальной группе отмечены положительные изменения по ряду намеченных пунктов (оценивалось студентами по 5-балльной шкале):

Таблица 1

Изменение независимых переменных в процессе проведения эксперимента

Независимые переменные (планируемые изменения) В начале эксперимента (2007 г.) В конце эксперимента (2009 г.)

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности 5 баллов - 15,8 % 4 балла - 42,1 % 3 балла - 42,1 % 5 баллов - 52,6 % 4 балла - 31,6 % 3 балла - 15,8 %

Формирование готовности оказания социальной помощи и поддержки лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию 5 баллов - 52,6 % 4 балла - 36,8 % 3 балла - 10,5 % 5 баллов - 73,7 % 4 балла - 21,1 % 3 балла - 5,3 %

Развитие личностных качеств (дисциплинированность, ответственность, исполнительность, инициативность, активность и умение рационально организовать свою деятельность) (средний балл по группе) 5 баллов - 36,8 % 4 балла - 21,1 % 3 балла - 10,5 % 2 балла - 31,6 % (средний балл по группе) 5 баллов - 52,6 % 4 балла - 26,3 % 3 балла - 21,1 %

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков 5 баллов - 10,5 % 4 балла - 21,1 % 3 балла - 21,1 % 2 балла - 31,6 % 1 балл - 15,8 % 5 баллов - 21,1 % 4 балла - 31,6 % 3 балла - 31,6 % 2 балла - 15,8 %

Формирование готовности к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе 5 баллов - 31,6 % 4 балла - 26,3 % 3 балла - 15,8 % 5 баллов - 42,1 % 4 балла - 31,6 % 3 балла - 10,5 %

Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства 5 баллов - 31,6 % 4 балла - 26,3 % 3 балла - 21,1 % 2 балла - 21,1 % 5 баллов - 52,6 % 4 балла - 31,6 % 3 балла - 10,5 % 2 балла - 5,3 %

Развитие творческого мышления и способности к инновационному решению задач в профессиональной деятельности 5 баллов - 10,5 % 4 балла - 15,8 % 3 балла - 26,3 % 2 балла - 31,6 % 1 балл - 15,8 % 5 баллов - 36,8 % 4 балла - 26,3 % 3 балла - 26,3 % 2 балла - 10,5 %

Умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы 5 баллов - 15,8 % 4 балла - 31,6 % 3 балла - 26,3 % 2 балла - 21,1 % 1 балл - 5,3 % 5 баллов - 47,4 % 4 балла - 42,1 % 3 балла - 5,3 % 2 балла - 5,3 %

Формирование готовности соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности 5 баллов - 10,5 % 4 балла - 26,3 % 3 балла -26,3 % 2 балла - 21,1 % 1 балл - 15,8 % 5 баллов - 26,3 % 4 балла - 26,3 % 3 балла - 26,3 % 2 балла - 21,1 %

Расширение социально значимых связей 5 баллов - 5,3 % 4 балла - 26,3 % 3 балла - 36,8 % 2 балла - 31,6 % 5 баллов - 31,6 % 4 балла - 31,6 % 3 балла - 26,3 % 2 балла - 10,5 %

В контрольной группе так же произошли изменения, которые можно объяснить нахождением студентов в непрерывном учебном процессе, познанием будущей профессии на лекционно-семинарских занятиях и традиционной практической подготовке. Но все же итоговые показатели были гораздо ниже, чем у студентов в экспериментальной группе.

По итогам постоянного наблюдения за экспериментальной и контрольной группой, анализа документации (дневники студентов-волонтёров с отзывами и само-рефлексией) можно сделать следующие выводы:

- социальная волонтёрская практика понимается студентами как вид непрофессиональной социальной работы, средство саморазвития и самосовершенствования, формирования компе-

тенций и получения дополнительных углубленных знаний для последующего целенаправленного успешного обучения и трудоустройства;

- социальная волонтёрская практика гармонично дополнила существующую систему обучения студентов, позволила закрепить полученные теоретические знания в процессе прохождения учебной практики и подкреплять практическими знаниями свои ответы в процессе теоретического обучения;

- в результате прохождения практики были приобретены практические знания и умения, которые в дальнейшем облегчили профессиональную адаптацию студентов при прохождении других видов практики (учебной, производственной и т. д.);

- изменилось отношение к профессиональной деятельности, появился мотив

к профессиональному росту в результате систематического проведения самореф-лексии по итогам выполнения порученных заданий;

- значительно расширилось представление о деятельности социального работника в решении социальных проблем клиентов;

- студенты отмечают положительное влияние на формирование и развитие личных качеств и социально активной гражданской позиции.

- Помимо положительных моментов, в ходе проведения эксперимента был выявлен ряд негативных факторов, которые препятствовали эффективному внедрению социальной волонтёрской практики.

Уровень руководителя практики:

- отсутствие опыта в организации подобного рода практики и методических рекомендаций по проведению социальной волонтёрской практики;

- недостаточное взаимодействие с руководителями практики социальных учреждения;

недостаточно времени у руководителя практики для постоянной координации деятельности студентов-практикантов;

- несвоевременное поступление информации о ходе реализации практики студентами до руководителя практики.

Уровень практиканта (по отзывам студентов, входящих в экспериментальную группу):

- недостаточный опыта, психологическая неподготовленность для решения определённых социальных проблем;

- недостаточное внимание куратора к практиканту;

- несвоевременное поступление информации о ходе реализации практики до студентов-практикантов.

В процессе реализации социального эксперимента своевременно вносились определённые коррективы и изменения по организации и контролю над процессом организации социальной волонтёрской практики. В итоге был утвержден окончательный поэтапный план (табл. 2).

Таблица 2

Этапы организации и прохождения социальной волонтёрской практики

Этап Содержание

Подготовительный этап Руководитель от учебного заведения/куратор: - разработка форм прохождения социальной волонтёрской практики; - заключение договоров с предприятиями и организациями; - проведение «круглого» стола с руководителями учреждений по организации социальной волонтёрской практики

Установочная конференция по организации и прохождению социальной волонтерской практики Руководитель от учебного заведения/куратор: 1. В рамках установочной конференции проведение инструктажа для студентов по следующим вопросам: - социальная волонтёрская практика в системе подготовки бакалавров социальной работы; - цели и задачи социальной волонтерской практики; - права и обязанности участников практики; - выбор места и формы прохождения практики; - закрепление за местом прохождения практики; - заполнение отчетной документации - промежуточная аттестация; - проведение открытой отчетной конференции. 2. Организация встречи студентов-практикантов с: - руководителем практики от учреждения; - куратором/руководителем акции, социально значимого проекта и т. д.

Руководитель с места прохождения практики: проведение инструктажа для студентов-практикантов по специфике работы и распределение заданий на период прохождения практики. Студент-практикант: выбор места прохождения практики из перечня, который составляют руководитель и кураторы практики. В некоторых учреждениях составляется график прохождения практики, в котором указываются дни и время, наиболее подходящие и специалисту и студенту-практиканту

Прохождение социальной волонтерской практики Руководитель от учебного заведения: контроль над процессом прохождения практики (проведение собраний с практикантами, промежуточных аттестаций, конференций; проверка отчётной документации, взаимодействие с руководителями практики от учреждений и т. д.) и решение возникающих проблем Руководитель с места прохождения практики: - поручение задания и контроль над его выполнением; - подтверждение личной подписью и печатью в зачётной книжке волонтёра трудоёмкости в необходимом объёме. Студент-практикант: - систематическое посещение места прохождения практики в течение всего периода согласно установленному графику или по согласованию с руководителем с места прохождения практики; - систематическое заполнение отчётной документации

Промежуточная аттестация (проводится в рамках общефакультетской один раз в середине учебного семестра с целью осуществления контроля над процессом прохождения практики) Руководитель от учебного заведения / ответственные за социальную деятельность в академических группах: - проверка заполненных зачетных книжек волонтёра; - занесение полученных данных в специальный бланк; - информирование студентов о результатах проверки документации; - вынесение рекомендаций по дальнейшему прохождению практики или заполнению документации (в частном порядке). Студент-практикант: сдача руководителю практики от учебного заведения заполненной зачетной книжки волонтёра, с подписью и печатью от учреждения по месту прохождения практики

Прохождение социальной волонтёрской практики (по итогам промежуточной аттестации) Руководитель от учебного заведения: - контроль над процессом прохождения практики; - решение возникающих проблем. Студент- практикант: - учёт и исправление полученных замечаний от руководителя практики до отчётной конференции; - посещение места прохождения практики в течение всего периода согласно установленному графику или по согласованию с руководителем с места прохождения практики; - систематическое заполнение отчётной документации. Руководитель с места прохождения практики: - поручение задания и контроль над его выполнением; - подтверждение личной подписью и печатью в зачётной книжке волонтёра выполнения задания или наработки нужного количества часов

Подготовка и сдача отчётной документации по практике согласно полученным требованиям Руководитель от учебного заведения: сбор и проверка отчётной документации за 7 дней до проведения отчётной конференции. Студент-практикант: подготовка отчётной документации, согласно установленным требованиям, и её сдача руководителю от учебного заведения за 7 дней до проведения отчётной конференции

Продолжение таблицы 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчётная конференция по итогам прохождения практики Руководитель от учебного заведения: - проведение отчетных конференций по итогам работы за учебный семестр; - курирование подготовки и проведения открытой отчётной конференции по итогам работы за учебный год Студент-практикант: - подготовка докладов на отчётные конференции согласно требованиям организаторов (руководителя от учебного заведения, куратора, студента-старшекурсника); - подготовка и проведение открытой отчётной конференции по итогам работы за учебный год (для студентов 3 курса обучения)

Выставление зачёта по практике Руководитель от учебного заведения: выставление зачёта при условии своевременного выполнения всех требований прохождения практики. Зачёт складывается из: - посещения запланированных учреждений/трудоемкость; - отзывы руководителя практики от учреждений; - оценка умения чётко и грамотно представить результаты своей работы в отчётном материале по практике и её презентации на итоговой конференции

Все этапы эксперимента были проведены согласно установленному плану, гипотеза доказана: введение в систему практической подготовки социальной волонтерской практики позволило сформировать общекультурные и профессиональные компетенции посредством «погружения» в профессиональную среду через освоение социальной роли волонтёра.

По итогам проведения социального эксперимента, с учетом выявленных положительных моментов и затруднений, было разработано учебно-методическое пособие «Социальная волонтёрская практика студентов, обучающихся по направлению “социальная работа”: опыт организации».

Список литературы

1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие. 3-е изд. М. : КДУ 2003. 296 с.

2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т. II : Эмпирическая и прикладная социология. М. : ИНФРА-М, 2004. 984 с.

3. Федеральный государственный стандарт образования высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного Министерством РФ 8.12.2009 г. № 709.

4. Щербакова Н. В. Социальная волонтерская практика студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»: опыт организации: инструктивно-методическое пособие Чита, 2011. 162 с.

Рукопись поступила в редакцию 18.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.