УДК 061.66
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИОБЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Л. Б. Винничек, доктор экон. наук, профессор; Л. В. Бученкова, аспирант
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. 88412-628563, е-таП: [email protected]
Раскрыты основные направления деятельности консультационной службы в сельском хозяйстве. Разработана организационная структура региональной системы консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей на базе ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА».
Ключевые слова: консультационная служба, сельское хозяйство, система консультационного обслуживания, сельскохозяйственный товаропроизводитель.
Одним из путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в аграрном секторе является его инновационное развитие. Наличие большого потока информации об инновациях в сельском хозяйстве привело к тому, что сельскохозяйственным товаропроизводителям сложно ориентироваться в нем, трудно выбирать наиболее целесообразную информацию для принятия управленческих решений. Поэтому товаропроизводителям требуется затратить немалую сумму денежных средств и времени для получения необходимой информации. Ведение сельскохозяйственного производства традиционными методами приводит как к недополучению прибыли, так и снижению конкурентоспособности производимой продукции. Опыт деятельности передовых хозяйств свидетельствует, что внедрение технологических, продуктовых и организационных инноваций способно повысить эффективность сельскохозяйственного производства.
Консультационные службы призваны помочь сельскохозяйственным товаропроизводителям не только ориентироваться в потоке инноваций, но и адаптировать получаемую информацию до уровня понимания потребителя.
Наукой накоплен значительный потенциал разработок, реализация которых может привести к повышению эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечить внедрение достижений научно-технического прогресса в отрасли. Именно
консультационная служба, функционируя в тесном контакте с сельскохозяйственными товаропроизводителями, должна обеспечить обратную связь производства с наукой. Консультационная служба - важнейшее звено по внедрению достижений науки в агропромышленное производство [1].
В России ежегодно разрабатывается множество инновационных проектов, в том числе и в АПК. Однако инновационный проект может дать желаемый результат только в случае внедрения его в производство, иначе все разработки останутся на бумаге, образцы новой техники будут служить выставочными экземплярами, а Россия будет закупать продукцию сельского хозяйства у зарубежных стран.
Доведение инноваций до потребителя может происходить через инновационные проекты, разработанные научно-исследовательскими организациями на основе бюджетного финансирования и на договорной основе.
Инновационные проекты, разработанные на бюджетные средства, должны передаваться сельскохозяйственным товаропроизводителям через консультационную службу, а проекты, которые выполнены на договорной основе, передаются непосредственно заказчику, он становится их собственником и имеет право распоряжаться ими.
Консультационная служба может доводить инновации до сельскохозяйственных товаропроизводителей следующими способами:
Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 89
Министерство сельско го хозяйства Пензенской области
Информационно-консультационные управления администраций районов
> к > 1
Сельскохозяйственные товаропроизводители
— система консультационного обслуживания -О- система обучения -----информационные взаимосвязи
Рис. 1. Система консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в Пензенской области
- информирование о существующих инновационных проектах в различных отраслях деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством издания и распространения информационных листов, проспектов, через СМИ и т. д.;
- распространение рекомендаций по применению новых технологий;
- демонстрационная деятельность, проведение семинаров;
- консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей непосредственно в хозяйстве;
- обучение сельскохозяйственных товаропроизводителей на курсах повышения квалификации.
Целью деятельности консультационной службы в АПК является распространение научно-технической и рыночной информации, мотивация сельскохозяйственных товаропроизводителей к принятию решений по эффективному использованию ресурсов, оказание им содействия в освоении инноваций и передового производственного опыта. Непосредственно с сельскохозяйственными товаропроизводителями работа должна осуществляться через региональные и районные консультационные центры.
При создании системы консультационного обслуживания сельского хозяйства необходимо исходить из социально-экономических особенностей и тенденций
развития отечественного сельского хозяйства [4, 5, 6].
Нами разработана система консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в Пензенской области, которая представлена на рис. 1.
Широкие связи высших аграрных учебных заведений с научными, административными, коммерческими и другими организациями, а также с сельскохозяйственными организациями, их авторитет в регионах позволяют оказывать значительное влияние на формирование аграрной политики. В то же время доверие товаропроизводителей к консультантам, преподавателям и специалистам служб, напрямую не связанным с административным аппаратом, значительно выше, чем к чиновникам, что создает исключительно благоприятные условия для эффективной реализации службой своих основных функций.
Поэтому считаем, что наиболее приемлемой является модель региональной консультационной службы на базе высшего аграрного учебного заведения, а в Пензенской области - на базе ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА».
В структуру региональной системы консультационного обслуживания входят региональная консультационная служба и районные консультационные центры.
Рис. 2. Взаимосвязи региональной консультационной службы и районных консультационных центров
Основная функция сотрудника районного консультационного центра - организационная, но он также может оказывать и консультационные услуги. В обязанности сотрудника входит:
- информировать сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности о семинарах, выставках и ярмарках, организуемых районным центром;
- организовывать в своем районе группы для обучения и повышения квалификации;
- оказывать консультационные услуги по отдельным вопросам;
- предоставлять информацию о ценах на сельскохозяйственную продукцию и о каналах сбыта;
- заключать договоры с товаропроизводителями на оказание информационно-консультационных услуг.
Деятельность внутриобластной системы консультационного обслуживания основана на взаимосвязи отделов региональной консультационной службы и районных консультационных центров с сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности, что отражено на рис. 2 [7].
Отделы растениеводства, животноводства и технической оснащенности аналогичны как на районном, так и на региональном уровне. Более сложная ситуация с экономическим направлением. Так, эконо-
мико-юридический отдел районного консультационного центра взаимодействует одновременно с несколькими отделами регионального центра: планово-экономическим отделом, бухгалтерского и налогового учета, правового обеспечения и маркетинга.
Модель консультационной службы, образованной на базе высшего аграрного учебного заведения, наиболее приемлема, по нашему мнению, в создавшихся условиях для сельского хозяйства Пензенской области. Постоянно общаясь с сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и обмениваясь с ними информацией, консультанты будут знать проблемы развития сельского хозяйства и, используя свой опыт, предложат решения, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Считаем, что данная модель лучше, чем другие, выполняет функции консультационной деятельности. Аграрные вузы и их научные кадры являются непосредственными сторонниками, а зачастую и активными участниками аграрной политики. Консультационная деятельность многообразна, в ее процессе осуществляется непосредственный контакт со специалистами и руководителями хозяйств, что влечет непрерывное поступление актуальной производственной информации.
Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 91
Созданная в 2006 г. при сельскохозяйственной академии информационно-консультационная служба занимается проведением конференций, оказанием консультационных услуг для товаропроизводителей, а также в рамках подготовки к инвестиционному форуму Пензенской области разрабатывала инвестиционную стратегию для Бе-ковского района и бизнес-планы: «Организация садоводства», «Организация переработки свекловичного жома (производство пектина)» и «Зона отдыха в р. п. Беково».
В 2007 г. в состав академии включен факультет повышения квалификации за счет реорганизации Института переподготовки кадров АПК. Он занимается проведением курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций и районных информационно-консультационных управлений по вопросам сельского хозяйства. При этом академия имеет значительный потенциал для проведения тематических семинаров для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В апреле 2008 г. по договоренности с администрацией Белинского района проходил семинар в г. Белинский по вопросам инноваций в сельском хозяйстве, которые могут предоставить преподаватели академии.
С осени 2009 г. информационно-консультационная служба имеет свой веб-сайт, на котором размещена информация не только об имеющихся инновациях и консультантах, но и торговая площадка для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Аграрные учебные заведения имеют опытные поля и лаборатории, где отрабатываются новые технологии и создается новая техника. Они занимаются подготовкой молодежи, часть которой по окончании учебы может заниматься консультационной деятельностью.
Для активизации и развития консультационной деятельности в регионе необходимо:
- продолжить работу по формированию внутриобластной системы консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- разработать концепцию и программу развития консультационной деятельности в регионе на перспективу;
- разработать систему базовой подготовки и переподготовки кадров, работающих в сфере консультационного обслуживания в регионе;
- повышать уровень квалификации специалистов-консультантов, которые должны обеспечивать восприятие и передачу знаний, необходимых сельскохозяйственным
товаропроизводителям для ведения эффективного производства в конкретно складывающихся условиях.
Литература
1. Алексеева, А. Ю. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства республики Бурятия / А. Ю. Алексеева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 7. - С. 42-44.
2. Бученкова, Л. В. Развитие информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве / Л. В. Бученкова // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - С. 77-79.
3. Веселовский, М. Я. Состояние и проблемы функционирования службы сельскохозяйственного консультирования / М. Я. Ве-селовский // Региональные особенности и освоение инноваций: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2004. - С. 3.
4. Винничек, Л. Б. Организация информационно-консультационной службы на базе высшего аграрного учебного заведения / Л. Б. Винничек, Т. А. Терехина // АПК: экономика, управление. - 2004. - № 1.- С. 73-77.
5. Винничек, Л. Б. Организация информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве / Л. Б. Винничек, Т. А. Максимова. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 160 с.
6. Винничек, Л. Б. Необходимость деятельности ИКС в сельском хозяйстве / Л. Б. Винничек, Л. В. Бученкова // Образование, наука, практика: инновационный аспект: сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. Ф. Бли-нохватова. - Пенза: РИО ПГСХА, 2008. - С. 296-297.
7. Винничек, Л. Б. Формирование внутриобластной системы сельскохозяйственного консультирования / Л. Б. Винничек, Т. А. Максимова, Л. В. Бученкова // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 44-46.
8. Михалева, Т. А. Консультационная служба по вопросам АПК. Оценка условий для развития региональной информационно-консультационной службы / Т. А. Михалева, А. В. Быков // Российское предпринимательство. - 2009. - № 1-2. - С. 126-130.