Научная статья на тему 'Оценка консультационного обслуживания сельскохозяйственных организаций Пензенской области'

Оценка консультационного обслуживания сельскохозяйственных организаций Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / СИСТЕМА КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / CONSULTING SERVICES / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / INFORMATION CONSULTING SERVICES / SYSTEMS CONSULTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винничек Любовь Борисовна, Фудина Елена Васильевна

Рассмотрены направления консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Приведена оценка проблем и перспектив взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и консультационных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винничек Любовь Борисовна, Фудина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING CONSULTING SERVICES AGRICULTURAL ORGANIZATIONS IN PENZA REGION

In this article discusses the direction of consulting services to agricultural producers. An assessment of the problems and perspectives of cooperation of agricultural producers and consulting services.

Текст научной работы на тему «Оценка консультационного обслуживания сельскохозяйственных организаций Пензенской области»

УДК 061.66(470.40)

ОЦЕНКА КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. Б. Винничек, Е. В. Фудина

RATING CONSULTING SERVICES AGRICULTURAL ORGANIZATIONS IN PENZA REGION

L. B. Vinnichek, E. V. Fudina

Аннотация. Рассмотрены направления консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Приведена оценка проблем и перспектив взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и консультационных служб.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, система консультационного обслуживания, консультационные услуги, сельскохозяйственные организации.

Abstract. In this article discusses the direction of consulting services to agricultural producers. An assessment of the problems and perspectives of cooperation of agricultural producers and consulting services.

Key words: information- consulting services, systems consulting services, consulting services, agricultural organizations.

Сформировавшиеся на современном этапе развития экономические условия в АПК привели к значительному и прогрессирующему росту себестоимости сельскохозяйственной продукции и убыточности его производства. Большинство сельских товаропроизводителей различных форм собственности оказались неконкурентоспособными.

В этой ситуации перед регионами с особой остротой встали вопросы решения продовольственной проблемы их властными структурами, осуществляющими непосредственные экономические связи между сельскохозяйственными производителями, перерабатывающими и заготовительными организациями, торговлей и потребителями продовольствия. Власти регионов, решая данную проблему, вынуждены выстраивать экономическую политику сохранения собственного товаропроизводителя с одновременным решением проблемы конкурентоспособности производимой им продукции за счет повышения качества и снижения себестоимости.

От того, насколько эффективно региональные власти смогут решить данную проблему, во многом будут зависеть выход аграрной сферы из кризиса и ее дальнейшее развитие, обеспечение населения продовольствием, поскольку решение продовольственной проблемы напрямую связано с уровнем развития сельского хозяйства. В сегодняшней ситуации главнейшей проблемой, усугубляющей кризис всего агропромышленного комплекса страны и регионов, стал кризис кадрового обеспечения сельхозпроизводства [1].

Большинство регионов в этой ситуации, используя опыт многих стран мира, наряду с решением других вопросов начинают делать ставку на создание информационно-консультационных служб (ИКС), позволяющих сгладить дефицит кадров и сориентироваться в экономическом пространстве.

Информационно-консультационная деятельность в сельском хозяйстве заключается в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей информацией по различным областям знаний и инновациям в АПК с целью повышения эффективности их деятельности. Совершенствование механизма распространения новых знаний и технологий остается одной из наиболее актуальных задач информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России. Основным источником знаний сотрудников информационно-консультационных центров является научно-техническая, экономическая, статистическая и конъюнктурная информация.

Наукой накоплен значительный потенциал разработок, реализация которых может привести к повышению эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечить внедрение научно-технического прогресса в отрасли. Именно консультационная служба, функционируя в тесном контакте с сельскохозяйственными товаропроизводителями, должна обеспечить обратную связь производства с наукой. Информационно-консультационная служба - важнейшее звено по внедрению новейших достижений науки в агропромышленное производство [2].

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям выделено как отдельная часть Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая предусматривает создание региональных и районных информационно-консультационных центров [3]. Министерство сельского хозяйства России начало формирование информационно-консультационных систем АПК с 1993 г. Так, по состоянию на 2013 г. система сельскохозяйственного консультирования насчитывает 65 региональных и 574 районных служб. В них работают 3090 человек, в том числе 1399 в региональных центрах и 1667 в районных, в их составе трудятся как штатные работники, так и совместители [4].

Отношение сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области к деятельности информационно-консультационной службы достаточно разное. Это подтверждают и данные проведенного анкетирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. По результатам опроса, проведенного в 2012 г., 65,8 % респондентов отметили, что информационно-консультационная служба нужна, при этом затруднились ответить 22,5 % опрошенных. Поэтому можно предположить, что данные респонденты не проинформированы о деятельности данной службы. Такие ответы свидетельствуют о том, что потребность в актуальной и своевременной информации существует.

Выделили следующие варианты вопросов консультирования (табл. 1).

Таким образом, наибольшим спросом, востребованностью и актуальностью пользуются консультационные услуги по экономическим, бухгалтерским и нормативно-правовым аспектам. Это свидетельствует о слабой экономической и правовой грамотности потребителей консультационных услуг. Существенно снижается значимость консультирования по технологическим

вопросам в растениеводстве (с 37,0 до 15, 0 %), животноводстве (с 42,1 до 21,7 %) и технической оснащенности сельскохозяйственного производства (с 19,3 до 10,8 %).

Таблица 1

Направления необходимой информации для сельскохозяйственных товаропроизводителей*, %

Направление информационно-консультационных 2010 г. 2011 г. 2012 г.

услуг

Технологический процесс в растениеводстве 37,0 17,5 15,0

Технологический процесс в животноводстве 42,1 19,4 21,7

Рациональная техническая оснащенность 19,3 8,8 10,8

Бизнес-планирование 16,1 13,1 23,3

Бухгалтерский учет 13,8 11,9 17,5

Налогообложение и налоговый учет 11,8 11,3 13,3

Цены на тарифы, сырье и материалы ** 19,4 26,7

Цены на продукцию сельского хозяйства ** 20,0 33,3

Правовые вопросы 14,2 17,5 16,7

Другие 1,6 - -

Примечания:

1. * На данный вопрос допускается несколько вариантов ответа.

2. ** В 2010 г. В связи с изменением анкеты варианты не были предусмотрены.

В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители получают информацию из различных источников (табл. 2).

Таблица 2

Источники получения информации сельскохозяйственными товаропроизводителями в Пензенской области*

Источник получаемой информации 2010 г. 2011 г. 2012 г.

От информационно-консультационной службы 20,0 3,1 0,0

От структур АПК 23,8 19,4 42,5

От комитета по статистике 2,5 1,3 3,3

Из средств массовой информации 71,3 78,8 56,7

На курсах повышения квалификации 16,3 8,1 11,0

На семинарах 18,8 6,3 10,0

Из других источников 31,4 1,3 0,0

Примечание. * На данный вопрос допускается несколько вариантов ответа.

Наибольшее число опрошенных (56,7-78,8 %) получают информацию из средств массовой информации, что свидетельствует о стремлении сельскохозяйственных товаропроизводителей повышать свой образовательный уровень. Экономический кризис сказался на уровне доходов сельскохозяйствен-

ных товаропроизводителей и повлиял на посещение ими курсов повышения квалификации. Если в 2010 г. 16,3 % респондентов отметили их как источник информации, то в 2011 г. - лишь 8,1 %. От структур АПК в 2010 г. получали информацию 23,8 % респондентов, однако в 2012 г. данный показатель значительно увеличился и составил 42,5 %, что свидетельствует об увеличении потока актуальной специализированной информации. В 2010 г. на семинарах получали нужную информацию 18,8 %, в 2011 г. этот показатель снизился и составил 6,3 %, и ни один из респондентов в 2012 г. в качестве источника информации не отметил информационно-консультационную службу, когда в 2010 г. этот показатель составлял 20,0 %, что свидетельствует о низком уровне взаимодействия ИКС и товаропроизводителей. Однако часть товаропроизводителей получают информацию из нескольких источников одновременно. Анализ показал, что имеется тенденция к снижению потока активной информации.

Готовность товаропроизводителей обращаться в ИКС ежегодно увеличивается. Так, в 2010 г. 73,7 %, в 2011 г. 87,4 %, а в 2012 г. 92,5 % опрошенных были готовы обратиться за специализированной информацией и консультациями в ИКС.

Приведенные данные свидетельствуют о достаточно высокой потребности товаропроизводителей в сотрудничестве с ИКС и о высоком числе потенциальных клиентов службы.

Респонденты также отмечали возможные формы сотрудничества с информационно-консультационной службой (результаты опроса представлены в табл. 3).

Таблица 3

Формы возможного сотрудничества товаропроизводителей и информационно-консультационной службы, %

Форма возможного сотрудничества 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Разовые заявки 64,1 47,1 37,5

Сезонные контракты 16,9 22,4 14,2

Договор на год - 18,8 21,7

Договор на длительный период - 11,8 11,7

Другой вид сотрудничества - - -

В 2010 г. наибольшее число респондентов (64,1 %) ответили, что готовы обратиться в информационно-консультационную службу на основе разовых заявок, на втором месте находятся сезонные контракты (16,9 % респондентов). Однако в 2011 г. перечень форм сотрудничества расширился: добавились взаимоотношения на основе договоров на год (18,8 % опрошенных) и договоров на длительный период времени (11,8 %).

В 2012 г. наибольшее предпочтение сельскохозяйственные товаропроизводители отдают разовым заявкам (37,5 % от числа ответивших на данный вопрос) и договорам на год (21,7 %). Договора на длительный период считают целесообразными 11,7 % от числа ответивших на данный вопрос, а сезон-

ные контракты - 14,2 %. Данная статистика свидетельствует о намерениях сельскохозяйственных товаропроизводителей сотрудничать с ИКС, в том числе на долгосрочной основе.

Функционирующие региональные и районные информационно -консультационные службы являются основными проводящими каналами научно-технических разработок в производство и обеспечивают обратную связь сельскохозяйственных товаропроизводителей с научными организациями, реализуют практическое взаимодействие науки, производства и органов государственного управления сельского хозяйства.

Несмотря на отдельный положительный опыт развития информационно-консультационной деятельности в АПК регионов страны, многие организационные, финансовые, нормативно-правовые и кадровые проблемы ее обеспечения до сих пор не решены. Формирование единой отраслевой сети информационно-консультационной службы на уровне районов идет крайне медленно. В настоящее время еще недостаточно отработаны оптимальные модели региональных информационно-консультационных служб, нет программы их развития, слабо используется в этих целях научный и интеллектуальный потенциал научно-исследовательских институтов и аграрных вузов. Кроме того, ИКС должна оказывать помощь как в реализации полученной продукции, так и в обеспечении материальными ресурсами.

Система информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей на территории Пензенской области находится в начальной стадии своего развития. Следует констатировать тот факт, что это будет сложный и длительный процесс, который займет достаточно длительный период времени.

1. Перспективы развития информационно-консультационной деятельности. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=561218

2. Винничек, Л. Б. Организация внутриобластной системы сельскохозяйственного консультирования / Л. Б. Винничек, Л. В. Бученкова // Нива Поволжья. - 2011. -№ 4. - С. 89-92.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // СПС «Гарант».

4. Цыкин, В. В. Особенности организации региональных систем консультационного обслуживания сельскохозяйственных предприятий / В. В. Цыкин, А. Ю. Гусев // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза,

Список литературы

2014. - 246 с.

Винничек Любовь Борисовна доктор экономических наук, профессор, кафедра организации и информатизации производства,

Пензенская государственная сельскохозяйственная академия E-mail: [email protected]

Vinnichek Lubov Borisovna doctor of economic sciences, professor, sub-department of organization and informatization of production, Penza State Agricultural Academy

Фудина Елена Васильевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра организации и информатизации производства,

Пензенская государственная сельскохозяйственная академия E-mail: [email protected]

Fudina Elena Vasilyevna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of organization and informatization of production, Penza State Agricultural Academy

УДК 061.66(470.40) Винничек, Л. Б.

Оценка консультационного обслуживания сельскохозяйственных организаций Пензенской области / Л. Б. Винничек, Е. В. Фудина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.