Научная статья на тему 'Развитие региональной системы информационно-консультационных услуг в АПК'

Развитие региональной системы информационно-консультационных услуг в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION AND ADVISORY SERVICES / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / AGRICULTURAL CONSULTING / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / MARKET INFORMATION AND CONSULTING SERVICES / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Помогаев Виталий Михайлович

Представлены результаты оценки развития системы информационно-консультационных услуг в АПК. На примере Омского региона выполнена сегментация рынка информационно-консультационных услуг и предложена концептуальная модель организации региональной системы информационно-консультационного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Помогаев Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of regional system information and consulting services in the agribusiness

The results of evaluation of development of information and consultancy services in the agricultural sector. On an example of Omsk region made market segmentation information and consulting services and pre-lozhena conceptual model of the organization of a regional system of information and consultation of-maintenance.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной системы информационно-консультационных услуг в АПК»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ

УДК 338.436.33:005.591.6 В.М. Помогаев

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В АПК

Представлены результаты оценки развития системы информационно-консультационных услуг в АПК. На примере Омского региона выполнена сегментация рынка информационно-консультационных услуг и предложена концептуальная модель организации региональной системы информационно-консультационного обслуживания.

Ключевые слова: информационно-консультационные услуги, сельскохозяйственное консультирование, инфраструктура рынка информационно-консультационных услуг.

Введение

С середины 90-х годов в Росси пытаются создать конструкцию, которая по своей сути смогла бы заменить существовавшую ранее систему научно-технической информации. Если быть более точным, даже не саму конструкцию, а связи, позволяющие обеспечить коммуникации между субъектами предпринимательства в АПК и различными учреждениями, генерирующими инновации, новые знания, актуальную рыночную информацию и т. д. Наибольший след в истории оставили программы АРИС (Аграрная российская информационная система) и СИР (Служба рыночной информации), реализация которых должна была позволить создать в России информационно-консультационную службу АПК (ИКС) и систему рыночной информации [1]. Организованные в рамках этих программ ИКС в некоторых регионах достаточно успешно продолжают функционировать и по сей день. Анализ деятельности этих служб и других, созданных в результате частных инициатив властей и субъектов предпринимательства, позволяет по-новому взглянуть на процесс организации взаимодействия между сельскохозяйственными товаропроизводителями и рыночными субъектами, обеспечивающими поддержку их деятельности.

Объекты и методы

Целью исследования является изучение современного состояния и уровня развития системы информационно-консультационных услуг и разработка предложений по совершенствованию модели создания информационно-консультационной службы в АПК регионов.

В настоящее время в России сформировалась определенная сеть консультационных служб, которые действую в 50 регионах. В услугах задействовано порядка 65 организаций, которые в основном функционируют за счет средств субъектов РФ. К 2013 г. сложилась следующая структура информационно-консультационной сети (рис. 1) [2].

© Помогаев В.М., 2015

0 Государственные учреждения

И Казенные предприятия

Щ Центры в составе учреждений ВПО

■ Центры в составе учреждений ДПО

ЕЗ Центры в составе

отр аслевых объединений ЕЗ Некоммерческие организации

□ Коммерческие организации

@ Центры при органах управления АПК

Рис. 1. Организационно-правовая структура информационно-консультационной сети

Самыми массовыми формами организации стали центры в виде государственных учреждений (23 центра) и центры в составе отраслевых объединений, в основном в составе ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств (17 центров).

Проделана большая работа по созданию выделенной системы сельскохозяйственного консультирования. Общее количество региональных и районных центров в 2013 г. -626 единиц. Количество консультантов, работающих на постоянной основе и привлекаемых в качестве внешних совместителей, превысило 2000 человек.

Существенная доля на рынке услуг принадлежит государственным учреждениям (86%). Речь в данном случае идет о тех услугах, которые регистрирует Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК. По данным самого центра, на долю входящих в информационно-консультационную сеть учреждений ВПО и ДПО приходится чуть более 1% услуг, что явно не соответствует фактическому объему присутствия этих учреждений на рынке.

По нашим оценкам, объем услуг только научно-технического и консультационного характера по всей системе аграрных образовательных учреждений превышает 1 млрд руб. В то время, как доходы организаций сельскохозяйственного консультирования от ведения коммерческой деятельности в 2013 г. составили лишь 107,9 млн руб., а объем реализованной инновационной продукции превысил немногим 390 млн руб. При этом необходимо отметить, что расходы бюджетов разных уровней на содержание сети в 2013 г. превысили 700 млн руб. [3].

Очевидной проблемой является некая обособленность деятельности учреждений системы сельскохозяйственного консультирования, которая, в свою очередь, обусловлена специфическими организационно-экономическими особенностями создания учреждений. Эти особенности выразились, прежде всего, в делегировании ответственности за развитие этого сектора на регионы, отсутствии внятной бюджетной политики по финансированию службы, а также в полном отсутствии какой-либо законодательной базы.

В этих условиях, помимо решения указанных проблем, целесообразно изменить подход к формированию информационно-консультационной системы в АПК региона. В деятельность действующих центров сельскохозяйственного консультирования должно быть вовлечено как можно больше субъектов, обеспечивающих по отношению к сельским товаро-

производителям сервисные функции. Должен быть определен некий интегратор, способный по принципу «одного окна» обеспечить доступ к всевозможной информации и услугам.

Результаты исследований

Для целей нашего исследования, а именно определения возможных форм организации системы информационно-консультационного обслуживания и способов взаимодействия субъектов внутри нее, целесообразно сегментировать рынок информационно-консультационных услуг на примере Омского региона. Сегментирование, на наш взгляд, целесообразно выполнить по функциональному принципу, с учетом существующих в России принципов административно-территориального деления, а также сложившихся исторических особенностей развития научной и производственной сфер.

Рынок консультационных услуг представлен учреждениями прежней системы НТИ, органами управления АПК и различными специализированными рыночными институтами. Структуры эти имеют различные функции и степень влияния на информационно-консультационный процесс в АПК.

Учреждения прежней системы НТИ на рынке консультационных услуг в АПК представлены, как правило, следующими организациями: научно-исследовательскими институтами, высшими и средними учебными заведениями аграрного профиля и т. д.

В последние годы на рынке консультационных услуг появилось множество организаций, работающих с сельскими товаропроизводителями. Основные области предоставляемых ими услуг: аудит, налогообложение, стратегия развития предприятия, реорганизация бизнеса, налаживание финансового менеджмента, подготовка и осуществление инновационных сделок, инженерно-технические разработки и т. д.

Вместе с тем, наибольший объем услуг оказывают организации и учреждения, относящиеся непосредственно к АПК. Ведущая роль здесь принадлежит органам управления АПК всех уровней, НИИ, вузам, центрам сельскохозяйственного консультирования. Вузы и НИИ осуществляют научно-технические разработки, сбор и обработку информации, консультационное обслуживание, анализ производственного процесса и формирование заказа для науки.

Прочие учреждения, оказывающие услуги сельским товаропроизводителям, действуют в рамках собственной специфики и решают лишь узко профильные задачи (правовое, финансово-кредитное, посредническое, информационное обслуживание и т. д.).

Рынок информационно-консультационных услуг можно представить в виде четырех блоков (рис. 2) [4]. С учетом функций учреждений и их интегрированности в информационно-консультационном процессе целесообразно выделить административный, научный и образовательный блоки, блок самодеятельных организаций и неспе-циализированных учреждений, оказывающих услуги сельским товаропроизводителям.

Различные учреждения имеют различные функции, ресурсы и степень влияния на информационно-консультационный процесс в АПК [5]. Очевидно, что учреждения административного блока в связи с институциональным характером своей деятельности по большей части несут административную нагрузку, связанную с планированием, организацией, координацией, контролем и распоряжением финансовыми средствами. Такой состав функций обусловливает и наличие соответствующего ресурсного потенциала - административного, финансово-распорядительного и организационного.

Сугубо специфичны функции учреждений научного и образовательного блока - обучение, научно-технические изыскания, информирование, консультирование и внедрение научно-технических достижений. Эти функции обеспечили концентрацию в данных учреждениях интеллектуального, информационно-консультационного, материально-технического и организационного потенциала.

Рис. 2. Классификация рынка информационно-консультационных услуг в АПК

У самодеятельных организаций (союзов, ассоциаций и др.) более узкий круг функций. Такие объединения в основной своей массе создаются для защиты и продвижения собственных интересов на рынке, для совместной хозяйственно-финансовой деятельности и т. д. Однако данные учреждения имеют значительный ресурсный потенциал с точки зрения развития процесса информационно-консультационного обслуживания (организационный и производственный потенциал, позволяющий одновременно охватить услугами и вовлечь в инновационный процесс значительное количество сельских товаропроизводителей). Материально-технический и финансовый ресурс объединений и ассоциаций позволит на их базе проводить инновационные и информационно-консультационные мероприятия с использованием финансовых средств данных образований.

Еще более специфичны для АПК функции неспециализированных структур. Эти функции напрямую связаны с характером деятельности учреждений данной сферы -посредническо-сбытовой деятельностью, финансово-кредитными операциями, информационно-консультационными и социальными услугами. Учитывая, что учреждения интегрированы в воспроизводственный процесс в АПК в среднем не более чем на 30%, ресурсный потенциал их ограничивается финансовыми и информационно-консультационными возможностями.

Анализ показывает, что в каждом блоке есть учреждения, потенциально способные выполнять интеграционные функции, но опыт развития системы сельскохозяйственного консультирования в России говорит об обратном. На сегодняшний день структуры, входящие в систему сельскохозяйственного консультирования, не смогли обеспечить комплексного взаимодействия учреждений и товаропроизводителей на рынке информационно-консультационных услуг.

Основная цель деятельности системы информационно-консультационного обслуживания - через комплекс соответствующих институтов обеспечить восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, а также бесперебойное и эффективное функционирование предприятий АПК путем повышения их научно-технического, образовательного, правового, информационного, социального уровней. Анализ современного состояния АПК и системы сельскохозяйственного консультирования, мониторинг информационно-консультационных потребностей позволяют сформулировать основные параметры модели системы информационно-консультационныого обслуживания в АПК региона:

1. Основным рабочим звеном системы могут быть как уже сформировавшиеся в регионах центры сельскохозяйственного консультирования, так и учреждения, имеющие значительный научный, интеллектуальный и прочий потенциал. Но наиболее приемлемой, на наш взгляд, является форма автономного учреждения, учредителем которой должны стать органы власти регионов. При такой организационно-финансовой конструкции информационно-консультационные службы будут обладать автономией в части оказания платных услуг, могут претендовать на получение субсидий из регионального и федерального бюджета на исполнение государственных заданий (например, в рамках ФЦП), могут быть наделены имуществом, будут обладать достаточным объемом административных полно-мочий и, что немаловажно, будут исполнять одну, самую главную задачу, для которой они и созданы, -обеспечение сельских товаропроизводителей информационно-консультацион-ными услугами.

2. Согласно ст. 10 ФЗ от 3 ноября 2006 г. № 174 «Об автономных учреждениях» с целью содействия в развитии при учреждении может быть создан наблюдательный совет. На наш взгляд, в системе ИКС это один из основных атрибутов, способных вывести на новый качественный уровень организацию информационно-консультационного обслуживания в АПК региона. Наблюдательный совет должен состоять из представителей органов власти, отраслевых объединений, научных и образовательных организаций, крупных инфраструктурных предприятий и других заинтересованных сторон.

3. Функции, прежде всего регионального центра, должны быть принципиально иными, нежели те, которые сложились на сегодняшний день или широко представлены в печати и научной литературе. С новым функционалом региональный информационно-консультационный центр должен представлять собой некий «хаб», обеспечивающий на высоком технологическом и техническом уровне стыковку интересов сельских товаропроизводителей и учреждений и организаций, предоставляющих для них на рынке товары и услуги. При такой концепции не потребуется значительного количества штатных высокопрофессиональных и, как правило, высокооплачиваемых консультантов. Эти специалисты должны будут осуществлять сертификацию консультантов и аккредитацию организаций в системе региональной ИКС, обрабатывать запросы товаропроизводителей и формировать универсальные информаторы или заказы для научных или образовательных учреждений на НИР, ОКР и т. д. Что касается районных центров, то их территориальная доступность для товаропроизводителей делает обоснованным содержание в штате профессиональных консультантов. Однако вопрос организационно-правовой формы не может быть решен унифицированным способом. Решение будет завесить от финансовых возможностей региона, и прежде всего района, наличия крупных товаропроизводителей, федеральных и транснациональных холдингов, объединений товаропроизводителей и т. д. Наиболее целесообразно с помощью методов государственной поддержки простимулировать создание в районах частных консультационных служб, кооперативов, центров в составе объединений товаропроизводителей. Доступ в систему ИКС подобных организаций должен быть осуществлен через процедуру аккредитации.

Предлагаемая модель схематично может быть представлена следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Принципиальная схема организации региональной информационно-консультационной системы

Заключение

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что сельскохозяйственное производство - это стратегический ресурс государства. В условиях вступления в ВТО возможности государства по стимулированию развития сельского хозяйства сильно ограничиваются. Приоритетными становятся задачи, которые можно решить в рамках «зеленой корзины», - финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов, субсидирование информационно-консультационных услуг, финансирование мероприятий по охране окружающей среды и т. д. Опыт развития системы сельскохозяйственного консультирования в России показывает, что сложившаяся система не в состоянии решить задачи нового уровня, особенно в условиях бюджетного дефицита регионов. Предложенная модель, в свою очередь, лишена недостатков действующей системы, а новый функциональный и организационно-финансовый механизм позволит эффективно использовать бюджетные ресурсы, обеспечить доступ товаропроизводителям к наиболее качественным услугам, усилить обратную связь в звене «наука - производство» и т. д. Выстроенная по такой модели информационно-консультационная служба АПК России сможет создать новые условия для качественного роста сельскохозяйственного производства.

Список литературы

1. Отечественный и зарубежный опыт становления и развития информационно-консультационной службы / Е.Л. Золотарева [и др.] // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -Курск : Изд-во Курской ГСХА им. профессора И.И. Иванова, 2012. - № 7. - С. 35-38.

2. Демишкевич, Г.М. Методические подходы к формированию организационно-экономического механизма развития консультационной деятельности в АПК / Г.М. Демишкевич, А.В. Олонцев // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 12. - С. 25-34.

3. Отчет об оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс] : официальный сайт Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК. - Режим доступа: http://mcx-consult.ru/d/77622/d/doklad-2013-(-na-sayt).pdf.

4. Стукач, В.Ф. Информационно-консультационные услуги в АПК (региональный аспект) : учеб. пособие / В.Ф. Стукач, В.М. Помогаев, С.Л. Петуховский ; Ом. гос. аграр. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2003. -С. 246-248.

5. Помогаев, В.М. Развитие системы трансфера технологий в АПК Омской области / В.М. Помогаев // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки СО РАСХН. - 2012. - № 6. - С. 95-100.

SUMMARY

V.M. Pomogaev

Development of regional system information and consulting services in the agribusiness

The results of evaluation of development of information and consultancy services in the agricultural sector. On an example of Omsk region made market segmentation information and consulting services and pre-lozhena conceptual model of the organization of a regional system of information and consultation of-maintenance.

Keywords: information and advisory services, agricultural consulting, infrastructure, market information and consulting services.

УДК 338.43:331.51 А. Ф. Дорофеев

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА АПК

Изложены основные методы оценки человеческого капитала. Дан конструктивно-критический анализ существующих подходов к измерению человеческого капитала. Предложена модель, характеризующая размер человеческого капитала предприятия. Предложен авторский подход к измерению человеческого капитала АПК региона. Представлены результаты оценки человеческого капитала АПК Белгородской области.

Ключевые слова: человеческий капитал, трудовые ресурсы, агропромышленный комплекс, Белгородская область.

Введение

Период экономической рецессии, наметившейся в России после периода относительного благополучия, показал, что резервы экстенсивного роста экономики практически исчерпаны. Данная ситуация актуализирует поиск путей интенсивного роста и развития экономики, основной составляющей которых является человек, его знания, интеллект, умения адаптироваться в условиях постоянных изменений. Одной из главных проблем исследований, посвященных роли человеческого капитала, является проблема его адекватной качественной и количественной оценки на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях. Анализ существующих методик, посвященных измерению человеческого капитала, позволяет констатировать, что решение данной проблемы заключается в разрешении противоречия между имеющимися в распоряжении исследователя информационными ресурсами, инструментарием, а также профессиональными навыками, целями и задачами качественно новых характеристик непрерывного развития человеческого капитала. При анализе и оценке человече-

© Дорофеев А.Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.