Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / НАЛОГИ / КАРТА РИСКОВ / ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ / INTERNAL CONTROL / TAX MONITORING / TAX PLANNING / RISK MANAGEMENT / TAXES / RISK MAP / REGULATION ON INTERNAL TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкая В.В.

В статье рассмотрены требования налоговых органов по организации внутреннего налогового контроля в целях осуществления налогового мониторинга. Описан внутренний налоговый контроль в форме процессного подхода, с выделением бизнес-процессов связанных с начислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. направлений организации. Проанализированы возможности налогового планирования как деятельности, направленной не только на уменьшение налоговых платежей, но и регулятора процесса управления рисками в области налогообложения. Предложено сделать информацию о налоговых рисках частью обычной управленческой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN THE ACCOUNTING SERVICE OF THE ORGANIZATION

The article discusses the requirements of the tax authorities on the organization of internal tax control in order to implement tax monitoring. The internal tax control is described in the form of a process approach, with the allocation of business processes related to the accrual and payment of taxes, fees, insurance premiums. Directions of the organization. The possibilities of tax planning as an activity aimed not only at reducing tax payments, but also the regulator of the risk management process in the field of taxation are analyzed. It is proposed to make information on tax risks a part of regular management reporting.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

ОРГАНИЗАЦИИ

Дворецкая В.В.

канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета При Правительстве Российской Федерации

ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN THE ACCOUNTING SERVICE OF THE

ORGANIZATION

Dvoretskaya V.

Cand. econ., Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit Financial University Under the Government of the Russian Federation

Аннотация

В статье рассмотрены требования налоговых органов по организации внутреннего налогового контроля в целях осуществления налогового мониторинга. Описан внутренний налоговый контроль в форме процессного подхода, с выделением бизнес-процессов связанных с начислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. направлений организации. Проанализированы возможности налогового планирования как деятельности, направленной не только на уменьшение налоговых платежей, но и регулятора процесса управления рисками в области налогообложения. Предложено сделать информацию о налоговых рисках частью обычной управленческой отчетности.

Abstract

The article discusses the requirements of the tax authorities on the organization of internal tax control in order to implement tax monitoring. The internal tax control is described in the form of a process approach, with the allocation of business processes related to the accrual and payment of taxes, fees, insurance premiums. directions of the organization. The possibilities of tax planning as an activity aimed not only at reducing tax payments, but also the regulator of the risk management process in the field of taxation are analyzed. It is proposed to make information on tax risks a part of regular management reporting.

Ключевые слова: внутренний контроль, налоговый мониторинг, налоговое планирование, управление рисками, налоги, карта рисков, положение о внутреннем налоговом контроле.

Keywords: internal control, tax monitoring, tax planning, risk management, taxes, risk map, regulation on internal tax control.

Функционирование системы внутреннего контроля направлено достижение устойчивого успеха организации любой формы собственности. Обеспечение успеха и непрерывности деятельности организации неразрывно связано с удовлетворением потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон. К таким заинтересованным сторонам относится не только потребители продукции, акционеры, но и само общество. Поэтому экономический субъект должен непрерывно вести мониторинг и анализировать среду в которой существует организация для выявления, оценки и регулирования рисков, связанных с заинтересованными сторонами и их меняющимися потребностями и ожида-ниями.[4] . А потребности и ожидания общества тесно связаны с требованием соблюдения законодательных и нормативных требований, одним из которых является требование платить законно установленные налоги. Одним из эффективных и реальных инструментов, позволяющих соблюдать требования законодательства может стать организация в бухгалтерской службе внутреннего контроля в сфере налогообложения.

В соответствии со ст.105.26 НК РФ налоговые органы проводят мониторинг правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов налогоплательщика.- Для консолидированной группы обязательный налоговый мониторинг проводиться в отношении правильности определе-

ния полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. Налоговый мониторинг проводится ИФНС на основании решения о проведении налогового мониторинга.

Однако налоговый мониторинг может проводиться и добровольно. Для этого, в соответствии с упомянутой статьей, налогоплательщики вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о

проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

ФНС России разработала требования, которые в целях проведения налогового мониторинга предъявляются к системе внутреннего контроля организаций. В соответствии с приказом Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509, применяемые контроли, оценка рисков, мониторинг должен быть направлен формирование и осуществление такого внутреннего контроля, что бы лица отвечающие за корпоративное управление и менеджмент могли получить разумную уверенность в том, что:

• организация обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности;

• правильно исчисляет, в полном размере и своевременно уплачивает налоги, сборы и страховые взносы;

• своевременно предоставляет налоговую и иную отёчность, отвечающую требованиям достоверности;

• проводит постоянный мониторинг результатов эффективности выполняемых контрольных процедур.

Видение организации контроля при этом базируется не только на существовании отдельных элементах контроля в сфере налогообложения, но и на ответственности руководства различного уровня. ФНС опирается на интегрированную модель внутреннего контроля COSO, указывая, что «налогоплательщик самостоятельно разрабатывает методики, порядок и способы оценки СВК, а также планирует процедуры оценки ее эффективности».

Но внутренний налоговый контроль необходим не только для того, чтобы удовлетворять законные требования ФНС, но и для снижения налоговых рисков в текущей деятельности организации. Безусловно в каждой организации осуществляется контроль налоговых начислений и платежей. Но организация и функционирование эффективного внутреннего налогового контроля, как системы по-прежнему достаточно проблематична.

Внутренний налоговый контроль можно рассматривать, как одно из направлений контроля в рамках системы внутреннего контроля организации. Опираясь на определение внутреннего контроля данное COSO «Внутренний контроль - интегрированная структура» которое рассматривает процесс контроля, как деятельность осуществляемую Советом директоров, руководством и сотрудниками организации, при этом уверенность в достижении целей, которую получают лица, ответственные за управление, распространяется на все области деятельности: операционную, в сфере подготовки отчетности и соблюдении требований законодательства, можно сформулировать и определение внутреннего налогового контроля.

Внутренний налоговый контроль - это действия, осуществляемые руководством, менеджментом и другим персоналом организации, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

Основные направления организации налогового контроля, которые необходимо учитывать при

формировании и формализации системы внутреннего налогового контроля:

1) Выбор системы налогообложения и формирования учетной политики;

2) Постоянный контроль операционной деятельности в области подготовки и своевременного представления налоговой отчетности;

3) Контроль выполнения требований законодательства при определении налогооблагаемой базы по разным налогам и сборам. Выбор и осуществление процедур контроля в отношении начисления и своевременного перечисления налогов, сборов, страховых взносов.

В настоящее время наиболее эффективным методом организации контроля можно признать процессный подход. Для этого можно выделить несколько бизнес-процессов связанных с начислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. К базовым бизнес-процессам можно отнести:

• налоговое планирование;

• управление налоговыми рисками;

• налоговое администрирование;

• налоговые споры;

• формирование налоговой отчетности и др.

Такая информация может быть представлена

во внутреннем нормативном документе налогоплательщика «Положение о внутреннем налоговом контроле».

Одним из важных направлений управления рисками с использованием процессного подхода в деятельности бухгалтерской службы становиться налоговое планирование. Планирование в сфере налогообложения оказывает влияние не только на снижение налоговых платежей, его внедрение должно стать регулятором процесса управления и, как следствие, снижение налоговых рисков через повышение эффективности внутреннего контроля. Налоговое планирование, как и любая деятельность, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования. Поэтому налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рисунок 1), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Своевременное исчисление и уплата налогов требует от лиц отвечающих за управление постоянного контроля, поскольку его отсутствие приводит не только к административной но и уголовной ответственности. Все это позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства осуществлять налоговое планирование.

В процессе внутреннего налогового контроля имеют место:

1. Еженедельный мониторинг нормативно -правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения.

Рис. 1 Внутренний контроль на этапах налогового планирования

2. Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока).

3. Контроль своевременности и правильности расчетов, за составлением первичной налоговой документации, формирования регистров налогового учета, исполнения налоговых обязательств.

Одним из важных направлений организации эффективного внутреннего налогового контроля становиться управление рисками в области налогообложения.

С введением в действие Федеральный закон от 19.07.2018 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», который закрепил следующие положения.

В соответствии со статьей 65.1, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится в том числе определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита.

В статье 87.1. «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе» устанавливается требование организации в публичных обществах управление рисками и внутренний контроль. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внут-

ренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля.

Поскольку в область рисков любой компании входит управление налоговыми рисками, то и организация внутреннего контроля в бухгалтерской службе потребует выделения в отдельную сферу контроля внутренний налоговый контроль. Управление налоговыми рисками является неотъемлемой частью управления организацией. Это не только важный элемент корпоративного управления, но и практический инструмент принятия эффективных решений в области выбора учетной политики в сфере налогообложения, внедрения контрольных процедур в отношении оценённых рисков начисления и уплаты налоговых платежей.

Осуществляя процесс внедрения в систему внутреннего налогового контроля управление налоговыми рисками можно в качестве модели использовать ГОСТ Р ИСО 31000,который описывает процесс внедрения управления рисками.

Необходимо выполнить следующую последовательность действий, приведённую на рисунке 2.

Значительную помощь в обеспечении понимания и правильного применения механизмов управления налоговыми рисками может оказать формирование уже упомянутого «Положения о внутреннем налоговом контроле» и карты рисков.

Карта рисков формируется на основании показателей: количественную вероятность риска и последствия риска. При определении результатов

оценки компания может определить «линию толерантности», то есть предельную величину ошибки, в результате которой потери бизнеса будут прием-

лемы. Однако следует учесть, что при использование риск менеджмента не предполагает оставление без внимания даже тех налоговых рисков, которые лежат ниже линии толерантности.

Определить лицо, принимающее решение в области выбора системы налогообложения

Определелить и проанализировать риски принятия существенных решений в области выбранной системы налогообложения

Формализовать процедуры документирования выявленных рисков и результаты из анализа

Определить контрольные процедуы в ответ на оцененные риски и внедрить регламенты реагирования на риск

Рис. 2 Последовательность действий при организации системы управления рисками в области налогообложения

Карта рисков формируется на основании показателей: количественную вероятность риска и последствия риска. При определении результатов оценки компания может определить «линию толерантности», то есть предельную величину ошибки, в результате которой потери бизнеса будут приемлемы. Однако следует учесть, что при использование риск менеджмента не предполагает оставление без внимания даже тех налоговых рисков, которые лежат ниже линии толерантности.

Отчётность о налоговых рисках может стать частью обычной управленческой отчетности.

Построение эффективной системы внутреннего налогового контроля невозможно без эффективного налогового администрирования. И важную роль в этом процессе будет играть процессный подход. Для построения системы внутреннего налогового контроля на уровне процессов можно использовать алгоритм основанный на регламентации процессов сбора, обработки и формирования налоговых отчетов. Принципиальная схема изображена на рисунке 3.

Рис.3. Процесс формирования налоговой отчетности

На каждом из этих этапов определяются риски и контрольные процедуры. При формализации описания процесса указывают лиц, ответственных за подготовку и верификацию документов. Система построенная таким образом минимизирует риск включения в налоговую отчетность информации, полученной из некачественных или недостоверных документов.

Список литературы

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от

27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2020)

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020)

3. Федеральный закон от 19.07.2018 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" (утв. и введен

в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст)

5. "ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 883-ст)

6. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424)

7. <Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.minfin.ru по состоянию на 26.12.2013.

8. «Внутренний контроль - интегрированная модель», Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (г. Джерси-Сити, Нью-Йорк): Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров, май 2013 г. http://www.coso.org.

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Еличекова А.Е.

Горно-Алтайский государственный университет,

студент-магистрант экономико-юридического факультета

ASSESSMENT OF INDIVIDUAL COMPONENTS OF THE REGION'S COMPETITIVENESS

Elichekova A.

Gorno-Altaisk State University

Аннотация

В статье дано определение конкурентоспособности региона, в основе которого лежат интерпретации данного понятия отечественных и зарубежных авторов. Перечислены авторские методики оценки конкурентоспособности региона. Составлен рейтинг регионов, входящих в состав Сибирского федерального

округа на основе методики разработанной А.А. Керашева и М.К. Тамовой. Дана оценка конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.