Научная статья на тему 'Налоговые обязательства как объект внутреннего контроля в организациях потребительской кооперации'

Налоговые обязательства как объект внутреннего контроля в организациях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / TAX LIABILITIES / РИСКИ / RISK / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Т.Ю., Антонова М.В.

Предмет. Внутренний контроль сопровождает управление. В статье рассматривается построение системы внутреннего контроля налоговых обязательств как части управления организациями потребительской кооперации. Особенности потребительской кооперации, связанные с многопрофильной деятельностью и многовариантностью применения систем налогообложения, делают отношения с налоговыми органами по вопросу налоговых обязательств важными для контроля. Наряду с внешними рисками, в этом вопросе присутствует значительный внутренний риск, в основном связанный с правильностью формирования налоговых баз. Учитывая возможность выбора систем налогообложения, сохраняется и другой внутренний риск, обусловленный правильным выбором варианта налоговой оптимизации. Для грамотного управления налоговыми рисками важно установить теоретические параметры контроля налоговых обязательств. Необходимо уточнить институциональные подходы для характеристики объекта, принципов, задач внутреннего контроля налоговых обязательств для организаций потребительской кооперации. Цели. Сформировать институциональные категории внутреннего контроля налоговых обязательств для организаций потребительской кооперации с учетом мнений исследователей по данному вопросу. Методология. В настоящей работе использовались общенаучные методы познания: системный подход, логическое обобщение, анализ, синтез и гипотеза. Результаты. В результате изучения мнений ученых по вопросам определения принципов и задач внутреннего контроля налоговых обязательств построена иерархия его задач для организаций потребительской кооперации. Выводы. С целью развития теоретических подходов к организации внутреннего контроля налоговых обязательств для любых организаций всех форм собственности сделаны выводы о применении сотовой модели для построения внутреннего контроля налоговых обязательств, в т.ч. в организациях потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax liabilities as an object of internal control in consumer cooperation organizations

Subject The article discusses the construction of the system of internal control over tax liabilities as part of consumer cooperation organizations management. For proper tax risk management, it is important to establish theoretical parameters of control over tax liabilities and clarify institutional approaches to the characteristics of the object, principles, objectives of internal control of tax liabilities for the said organizations. Objectives We review relevant opinions of researchers and formulate institutional categories of internal control over tax liabilities for consumer cooperation organizations. Methods The paper rests on systems approach, logical generalization, analysis, synthesis, and hypothesis. Results Based on the examined opinions of scientists on the definition of principles and objectives of internal control of tax liabilities, we built a hierarchy of its tasks for consumer cooperation organizations. Conclusions and Relevance To develop theoretical approaches to the organization of internal control of tax liabilities for business entities of any form of incorporation, including consumer cooperation organizations, it is practicable to apply a honeycomb-type model to build the system of internal control of tax liabilities.

Текст научной работы на тему «Налоговые обязательства как объект внутреннего контроля в организациях потребительской кооперации»

pISSN 2073-5081 Налоги и налогообложение

eISSN 2311-9381

НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ОБЪЕКТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Татьяна Юрьевна СЕРЕБРЯКОВА3^, Марина Валерьевна АНТОНОВАЬ

а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксары, Российская Федерация tserebryakova@rucoop.ru

ь преподаватель кафедры бухгалтерского учета, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксары, Российская Федерация antonova210672@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 25.10.2017 Получена в доработанном виде 01.11.2017 Одобрена 04.12.2017 Доступна онлайн 22.12.2017

УДК 336 JEL: К42

Ключевые слова:

налоговые обязательства, риски, внутренний контроль

Аннотация

Предмет. Внутренний контроль сопровождает управление. В статье рассматривается построение системы внутреннего контроля налоговых обязательств как части управления организациями потребительской кооперации. Особенности потребительской кооперации, связанные с многопрофильной деятельностью и многовариантностью применения систем налогообложения, делают отношения с налоговыми органами по вопросу налоговых обязательств важными для контроля. Наряду с внешними рисками, в этом вопросе присутствует значительный внутренний риск, в основном связанный с правильностью формирования налоговых баз. Учитывая возможность выбора систем налогообложения, сохраняется и другой внутренний риск, обусловленный правильным выбором варианта налоговой оптимизации. Для грамотного управления налоговыми рисками важно установить теоретические параметры контроля налоговых обязательств. Необходимо уточнить институциональные подходы для характеристики объекта, принципов, задач внутреннего контроля налоговых обязательств для организаций потребительской кооперации.

Цели. Сформировать институциональные категории внутреннего контроля налоговых обязательств для организаций потребительской кооперации с учетом мнений исследователей по данному вопросу.

Методология. В настоящей работе использовались общенаучные методы познания: системный подход, логическое обобщение, анализ, синтез и гипотеза.

Результаты. В результате изучения мнений ученых по вопросам определения принципов и задач внутреннего контроля налоговых обязательств построена иерархия его задач для организаций потребительской кооперации. Выводы. С целью развития теоретических подходов к организации внутреннего контроля налоговых обязательств для любых организаций всех форм собственности сделаны выводы о применении сотовой модели для построения внутреннего контроля налоговых обязательств, в т.ч. в организациях потребительской кооперации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Серебрякова Т.Ю., Антонова М.В. Налоговые обязательства как объект внутреннего контроля в организациях потребительской кооперации // Международный бухгалтерский учет. - 2017. -Т. 20, № 24. - С. 1449 - 1460. https://doi.org/10.24891/ia.20.24.1449

Финансово-хозяйственная деятельность влиянием, среди прочих факторов, любой организации находится под налоговых обязательств, а следовательно

налогового законодательства. Исполнение налоговых обязательств связано с оттоком существенных денежных средств, а также с наличием определенных рисков или возможностей их избежать.

Наряду с исполнением обязанностей по уплате налогов экономический субъект всегда стремится еще и сэкономить определенные деньги легальным или не вполне законным образом и уберечь их от налоговых изъятий. Важно, что желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес и другой стороны налоговых отношений - государства. При таких обстоятельствах государство, обеспечивая реализацию своих функций по сбору налоговых платежей, должно предусмотреть и выработать специальный механизм взаимодействия с каждым экономическим субъектом, являющимся плательщиком налогов в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.

Следует подчеркнуть, что необходимость налогового контроля определяется вероятностью ошибочного исчисления и уплаты налогов в заниженных суммах, что может быть следствием технических ошибок, неверной трактовки налогового законодательства в конкретных

положениях, а также уклонения от уплаты налогов в полной или частичной сумме. Последнее в настоящее время приобрело характер устойчивой закономерности. Существует масса способов ухода от налогов, например, в связи с искажением налоговой базы в части занижения выручки, завышения расходов, а также одновременного искажения и того и другого.

Исследователи выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и

технические [1].

Общая суть моральных причин ухода от налогов состоит в том, что многие

плательщики считают себя вправе противостоять налоговой системе государства, мотивируя это непомерной тяжестью налогового бремени. Это происходит из-за того, что зачастую общественные потребности, реализуемые го с удар ств ом п ос р едс твом

перераспределения собранных налогов между отдельными государственными органами или программами, которые финансируются из бюджета, формируемого поступлениями от налогов, не осознаются налогоплательщиками в полной мере как их прямая обязанность. К политическим причинам ухода от налогов относят лоббирование налоговых преференций в рамках определенной экономической политики. Экономической причиной является материальная выгода, которую налогоплательщик получает за счет экономии налоговых платежей.

Технические причины уклонения от налоговых обязательств в полной или час тичной су мме в клю чаю т не пр едн амер енные де йств ия

налогоплательщиков, вызванные объективными ошибками. Их причины, с одной стороны, кроются в запутанности и сложности национального налогового законодательства, с другой стороны - в трудности заполнения деклараций, т.е. в технической сложности налогообложения и расчетов налоговых платежей. Интересные обобщения способов и причин ухода от налогов сделаны М.Ф. Сафоновой в целях построения методики их внутреннего контроля [2].

Налоговый кодекс определяет содержание налоговых нарушений и мер ответственности за них (раздел 6).1 В дополнение к этому налоговые органы разрабатывают методические указания по осуществлению налоговых проверок в разрезе каждого отдельного налога. Налоговый контроль как категория применяется только к контрольным функциям налоговых органов. Он реализуется в строго определенной

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017)

законодательством последовательности и в избежать потенциальных санкций за

строго определенных формах контроля. нарушение налогового законодательства,

Однако одним налоговым контролем со что иногда оказывает существенное

стороны налоговых органов нельзя в влияние на общее финансовое состояние

полной мере исключить технические и предприятия2, 3 [4, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15].

экономические ошибки персонала при Эти вопросы являются достаточно

исчислении и уплате налоговых актуальными и для организаций

обязательств. Всегда существует налоговый потребительской кооперации, которые в

риск такого рода, и в его минимизации силу своей разнообразной деятельности

заинтересовано руководство организации, имеют возможность применять различные поскольку не санкционирует такие ошибки.

Большое значение в минимизации налоговых рисков придается службам Целью

системы налогообложения

оптимизировать налоговые платежи.

и

внутреннего

контроля

внутреннего контроля. Исследованием налогообложения в принципе является не проблем управления налоговыми рисками, привлечение к ответственности работников бременем, оптимизацией налоговых бухгалтерии за совершение нарушений, а расходов при исчислении налогов как комплексная деятельность участников объектов внутреннего контроля занимаются процессов и специальных работников -

контролеров-ревизоров. Они должны концентрироваться на обеспечении законности, полноты, своевременности и оптимальности применения налогового законодательства при исчислении налоговых обязательств, исходя из понимания всех видов деятельности предприятий и организаций

многие ученые [2, 3, 4, 5].

Организации очень часто хотят оптимизировать налогообложение и пытаются реализовать его таким образом, чтобы использовать все возможности минимизации налоговых платежей. Особенно это бывает актуально, если предприятие считает, что несет

использования средств пайщиков.

потребительской кооперации и существенное налоговое бремя и имеются

необходимости экономии и рачительного

внешние неблагоприятные факторы, отрицательно влияющие на его финансовое

положение. Это приводит к оптимизации Согласно концепции сквозного внутреннего

налоговых платежей методами, которые контроля и его сотовой модели,

могут быть квалифицированы как сформулированной Т.Ю. Серебряковой

уклонение от уплаты налогов. Поэтому [16, с. 36], отношения с налоговыми

вопросы налогообложения требуют органами в связи с уплатой налогов можно

постоянного внутреннего контроля выделить в отдельную подсистему в

полноты, правильности исчисления и системе управления организацией, включив

уплаты налогов, оценки учетной политики, в нее все компоненты системы внутреннего

применяемой для целей налогообложения и контроля: контрольную среду, риск-

ее соблюдения техническими менеджмент и отдельные средства

исполнителями. Вполне можно согласиться контроля. Таким образом, внутренний

с мнением исследователей комплекса контроль налогообложения, как

перечисленных вопросов, связанных с деятельность, можно рассматривать как

налоговыми обязательствами, о том, что в часть внутреннего финансового контроля,

условиях многообразия налогов и -

сложности исчисления налоговых баз

внутренний контроль становится важным

2 СафоноваМ.Ф., Резниченко С.М. Анализ и оценка налоговых рисков в организации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского

инструментом, обеспечивающим снижение государственного аграрного университета (Научный налоговых издержек [6, 7, 8]. Внутренний контроль позволяет не только минимизировать налоговые риски, но и

журнал КубГАУ). 2014. № 101.

URL: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/107.pdf

3 Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков // Российский бухгалтер. URL: http://rosbuh.ru/?item=1467&page=article

осуществляемого уполномоченными

функциональными службами или должностными лицами (контрольно-ревизионными отделами, ревизионными комиссиями, ревизорами), а также работниками, вовлеченными в процесс исчисления, уплаты и оптимизации налоговых платежей, формирования налоговой отчетности и направленного на соблюдение норм налогового

законодательства и оптимизации налоговых расходов кооперативных организаций. Аналогичный подход предлагается А.В. Халезовым [1] и Е.С. Цепиловой [17].

В основе внутреннего контроля лежит ряд принципов, которые, на наш взгляд, следует рассматривать как базовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление контроля налогов. Этими принципами должны руководствоваться субъекты контроля при осуществлении контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

Опираясь на мнение А.В. Халезова и профессора В.В. Бурцева [18], мы дополнили и несколько изменили классификацию принципов, предложенную А.В. Халезовым [1] применительно к деятельности организаций потребительской кооперации. Считаем, что основные принципы внутреннего контроля налоговых обязательств для потребительской кооперации можно сформулировать следующим образом.

1. Принцип законности. Этот принцип предполагает строгое соблюдение регламентирующих документов организации, а также законодательные нормы и инструкции. Для внутреннего контроля налогообложения применительно к организациям потребительской кооперации принцип законности означает, что при выполнении контрольных мероприятий, будь это по процессам или по функциональному признаку, все участники кон тр оля д олжны со блюдать законодательство РФ, в том числе требования Налогового кодекса и внутренние регламенты.

2. Принцип информационной доступности. Он означает возможность получения информации, необходимой для правильного толкования и исчисления налоговых платежей. В целом, этот принцип нами понимается в разрез с мнением авторов о том, что «в ходе внутреннего контроля налогов уполномоченные органы не только информируют потребительские общества о проведении контрольных мероприятий, но и обеспечивают открытый доступ организаций к информации о предстоящих мероприятиях» [1]. Такая трактовка больше относится к принципу планирования контрольных мероприятий.

3. Принцип ответственности. Он заключается в том, что при контроле всегда выявляется виновное лицо, устанавливается степень его вины. Разрабатываются мероприятия по предотвращению нарушений. Особенно актуальна такая постановка контроля в потребительской кооперации, поскольку таковы традиции контроля, основанные на понимании важности наказания виновного в упущениях для снижения рисков в будущем.

4. Принцип планомерности. Под ним подразумевается, что любая контрольная деятельность должна осуществляться систематически, а значит - планироваться. Планы должны быть доведены до проверяемых. Это стимулирует их добросовестность при исполнении должностных обязанностей. Данный принцип предполагает составление программы контроля налоговых обязательств, а также определение очередности проведения проверок в отношении отдельных видов налогов и платежей в зависимости от видов деятельности организаций потребительской кооперации.

5. Принцип регулярности (систематичности) контроля. Согласно данному принципу контрольная деятельность должна носить периодический характер и отдельные мероприятия должны повторяться

регулярно, через определенные промежутки времени.

Принцип регулярности, действительно, очень ярко проявляется при проведении внутреннего контроля в области налогообложения. Более того, в определенных случаях ревизионное управление и службы внутреннего контроля потребительской кооперации должны устанавливать конкретные моменты времени для проведения запланированных контрольных мероприятий.

6. Принципы объективности и достоверности предполагают, что при внутреннем контроле налогообложения к рассмотрению вопросов программы проверки следует подходить, основываясь только на фактах, не должно быть предвзятого отношения к решению каких-либо спорных ситуаций. Естественно, что такой подход при проверках может быть обеспечен только грамотными специалистами, для которых достоверность данных, их документальное обоснование является основным.

7. Принцип документирования результатов контроля является основополагающим. Он означает, что все выявленные факты нарушений, ошибок, неточностей, а также предложения проверяющих отражаются в специальных документах, установленных регламентами. В потребительской кооперации это акты, протоколы выемки, справки и т.д., и их применение определяется регламентом в каждой конкретной ситуации. Это очень важно для выработки управленческих решений в части реагирования на них в последующем. Данный принцип в потребительской кооперации применяется изначально при организации любого контроля [19], он остается актуальным и в настоящее время.

Перечень представленных принципов не с колько отличае тся от

сформулированных Е.Б. Шуваловой, Л.А. Бутенко, Ю.А. Руденко [20], однако, не противоречит ему, что является

свидетельством практически единого мнения по данному вопросу.

К основным задачам внутреннего контроля налоговых обязательств можно отнести:

— определение наличия и фактического состояния налоговых обязательств на контрольную дату;

— проверку правильности формирования налоговых баз;

— своевременное определение причин отклонений начисленных и уплаченных налогов от их планируемых значений;

— обеспечение снижения налоговых рисков за счет полноты, законности и своевременности уплаты налогов и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При внутреннем контроле налогов можно идентифицировать гораздо больше задач и классифицировать их различным образом. Мы предлагаем классификацию, в основе которой лежит иерархический подход в зависимости от уровней управления. На рис. 1 представлена схема классификации задач контроля налоговых обязательств.

Как видно из приведенной схемы, каждая комплексная задача контроля разбивается на несколько задач более низкого уровня. На самом нижнем уровне формируются базовые и частные, более конкретные задачи внутреннего контроля налогов.

Под частными задачами внутреннего контроля налогообложения нами понимается осуществление конкретных контрольных действий, которые могут быть представлены в виде стандартной программы - алгоритма выполнения конкретных процедур.

К таким задачам относятся, в частности, стандартные или типовые задачи контроля налогов, например за правильностью расчетов взносов на обязательное пенсионное страхование, правильностью применения налоговых вычетов по НДС, правильностью применения коэффициента К2 при расчете единого налога на вмененный доход.

Примечательно, что процедуры проверки, используемые в частных задачах, могут применяться на всех других уровнях, что в целом, вполне логично, поскольку рис. 1 представляет собой симбиоз процессного и надпроцессного контроля, принципы и методы которого реализуются в отношении единых объектов контроля по одному и тому же предмету контроля.

При организации внутреннего контроля налоговых обязательств следует учитывать:

3) изменение экономического состояния и деятельности хозяйствующего субъекта в различные периоды времени;

4) оптимальный налоговый и бухгалтерский учет составных элементов налоговых баз;

5) изменение структурных характеристик организации.

В качестве источника информации для адекватного контроля налоговых обязательств как объекта контроля выступает налоговый учет. Его ведение регламентировано налоговым кодексом лишь для целей налога на прибыль 25 главой НК. Однако и в 21 главе в отношении формирования налога на добавленную стоимость присутствует требование о ведении налоговых регистров и даже налоговых первичных документов. Важность этих элементов подсистемы управления налоговыми обязательствами

трудно переоценить. Проблемность ведения налогового учета является предметом научно-практических дискуссий в связи с отсутствием в налоговом кодексе общих для всех налогов определений, требований и принципов.

Таким образом, в целях обеспечения наибольшего роста стоимости организаций потребительской кооперации, а также полного и своевременного выполнения фискальных обязанностей перед

государством требуется активное управление экономической деятельностью, одним из основных элементов которого являются налоговые обязательства. Контроль налоговых обязательств - это необходимое сопровождение управления, важнейшее направление контрольной деятельности органов контроля

потребительской кооперации. В системе потребительской кооперации до сих пор развит контроль надпроцессный, о с у щ е с твля емый конт р ольно-ревизионными отделами организаций [19]. Современные подходы к содержанию контроля требуют внедрения процессных контрольных процедур, основанных на рисках. Построение подобных систем внутреннего контроля требует обширной регламентации всех значимых процессов предприятия. Выявление институциональных закономерностей

такого контроля - только начальный этап его внедрения.

Рисунок 1

Классификация задач внутреннего контроля налоговых обязательств организаций потребительской кооперации

Figure 1

Internal control over tax liabilities in consumer cooperation organizations: Classification of tasks

Задачи внутреннего контроля налоговых обязательств

Задачи по уровням управления

"Уровень должностных лиц владельцев процессов

Задачи директора

— Задачи заместителя директора

Задачи главного бухгалтера

"Уровень специалистов внутреннего отдела -контрольно-ревизионного

—Задачи в области контроля налоговых рисков Задачи по проверке исполнения регламентов по налоговым расчетам

- Задачи по проверке исполнения регламентов по расчетам с бюджетом

Задачи по проверке исполнения процедур процессного контроля

"Уровень базовых задач

Г

Базовые задачи: Проверка общего режима налогообложения Проверка ЕНВД Проверка УСНО

Частные задачи

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Задачи для контроля процессов

Задачи контроля процесса налогообложения в розничной торговле

ЕНВД Обязательные отчисления в ПФ

Задачи контроля процесса налогообложения производственной деятельности

Обычный режим нало го о бложения

НДС

— Налог на прибыль

— Налог на имущество '—Взносы на социальное

страхование Др. налоги

"Упрощенная система налогообложения

— Единый налог

— Обязательные отчисления в ПФ

Задачи контроля исчисления налоговых обязательств всей организации

Задачи контроля частных процессов

Формирование налоговых деклараций

Представление налоговых деклараций в налоговые органы

Обмен возражениями, информацией с налоговыми органами

Список литературы

1. Халезов A.B. Проблемы организации внутреннего контроля над налогами с доходов и налогом на прибыль в системе потребительской кооперации // Фундаментальные

и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2007. № 4. С. 73-78. URL: http://www.ruc.su/upload/documents/science/journal/2007-04.pdf

2. СафоноваМ.Ф. Планирование налоговых затрат как элемент учетно-налоговой системы экономического субъекта // Аудиторские ведомости. 2016. № 7. С. 66-78.

3. Сафонова М.Ф. Формирование внутренней налоговой отчетности для контроля налоговых затрат // Экономика и управление: проблемы и решения. 2016. № 6-2. С.98-109.

4. Сафонова М.Ф. Теоретико-методологический генезис сущности и содержания категории «налоговый риск» и факторы, влияющие на его возникновение // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 1. С. 16-25.

5. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник. 2005. № 2. С. 123.

6. Тихонов Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 250 с.

7. Халезова К.А. Налоговый комплаенс как способ обеспечения налоговой безопасности предприятия // Технология текстильной промышленности. 2016. № 2. С. 28-34. URL: http://ttp.ivgpu.com/wp-content/uploads/2016/05/362_5.pdf

8. Рахманова И.И. Аналитические процедуры внутреннего аудита налоговых обязательств организации // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 272-277.

9. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: монография. М.: ИНФРА-М, 2010. 116 с.

10. СафоноваМ.Ф., Резниченко С.М. Управление налоговыми рисками торговых организаций как способ повышения уровня налоговой безопасности // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 52. С. 70-77.

11. Сунгатуллина Р.Н., Гоголева О.Л. Идентификация рисков существенного искажения информации о фактах хозяйственной жизни при оценке системы внутреннего контроля // Аудитор. 2014. № 12. С. 38-49.

12. Тимофеева И.Ю. Методологические основы управления налоговыми рисками в условиях глобального экономического кризиса и налоговая безопасность // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 3. С. 47-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-upravleniya-nalogovymi-riskami-v-usloviyah-globalnogo-ekonomicheskogo-krizisa-i-nalogovaya-bezopasnost

13. Мигунова М.И., Цыркунова Т.А. Налоговые риски: сущность и классификация // Финансы и кредит. 2005. № 33. С. 48-52.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-riski-suschnost-i-klassifikatsiya

14. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2. С. 30-31.

15.Юткина Т.Ф. Налоговые риски и возможности их регулирования / Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 463 с.

16. Серебрякова Т.Ю. Концептуальные модели внутреннего контроля. Palmarium Academic Publishing (Saarbrücken), 2012. 83 с.

17.ЦепиловаЕ.С. Внутренний налоговый контроль как элемент системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов // Финансовые исследования. 2013. № 3. С. 57-68.

18. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 34-45.

19. Серебрякова Т.Ю. Контроль и ревизия. Чебоксары: Салика, Руссика, 2003. 291 с.

20. Шувалова Е.Б., Бутенко Л.А., Руденко Ю.А. Система внутреннего налогового контроля организации // Статистика и экономика. 2016. Т. 13. № 5. С. 72-78.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном

отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было

третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке

данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-5081 Tax and Taxation

eISSN 2311-9381

TAX LIABILITIES AS AN OBJECT OF INTERNAL CONTROL IN CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS

Tat'yana Yu. SEREBRYAKOVA^, Marina V. ANTONOVAb

a Cheboksary Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation,

Cheboksary, Russian Federation

tserebryakova@rucoop.ru

b Cheboksary Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation,

Cheboksary, Russian Federation

antonova210672@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 25 October 2017 Received in revised form 1 November 2017 Accepted 4 December 2017 Available online 22 December 2017

JEL classification: K42

Keywords: tax liabilities, risk, internal control

Abstract

Subject The article discusses the construction of the system of internal control over tax liabilities as part of consumer cooperation organizations management. For proper tax risk management, it is important to establish theoretical parameters of control over tax liabilities and clarify institutional approaches to the characteristics of the object, principles, objectives of internal control of tax liabilities for the said organizations.

Objectives We review relevant opinions of researchers and formulate institutional categories of internal control over tax liabilities for consumer cooperation organizations.

Methods The paper rests on systems approach, logical generalization, analysis, synthesis, and hypothesis.

Results Based on the examined opinions of scientists on the definition of principles and objectives of internal control of tax liabilities, we built a hierarchy of its tasks for consumer cooperation organizations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusions and Relevance To develop theoretical approaches to the organization of internal control of tax liabilities for business entities of any form of incorporation, including consumer cooperation organizations, it is practicable to apply a honeycomb-type model to build the system of internal control of tax liabilities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Serebryakova T.Yu., Antonova M.V. Tax Liabilities as an Object of Internal Control in Consumer Cooperation Organizations. International Accounting, 2017, vol. 20, iss. 24, pp. 1449-1460. https://doi.org/10.24891/ia.20.24.1449

References

1. Khalezov A.B. [Problems related to organization of internal controls over income tax and corporate tax in the system of consumer cooperation]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki, 2007, no. 4, pp. 73-78.

URL: http://www.ruc.su/upload/documents/science/journal/2007-04.pdf (In Russ.)

2. Safonova M.F. [Planning the tax costs as an element of accounting and tax system of economic entities]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2016, no. 7, pp. 66-78. (In Russ.)

3. Safonova M.F. [Formation of internal tax reporting for control over tax costs]. Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya = Economy and Management: Problems and Solutions, 2016, no. 6-2, pp. 98-109. (In Russ.)

4. Safonova M.F. [Theoretical and methodological genesis of the nature and content of the category of 'tax risk' and the factors that influence its appearance]. Audit ifinansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2016, no. 1, pp. 16-25. (In Russ.)

5. Ryumin S.M. [Tax planning: General principles and problems]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2005, no. 2, p. 123. (In Russ.)

6. Tikhonov D.N. Nalogovoe planirovanie i minimizatsiya nalogovykh riskov [Tax planning and tax risk minimization]. Al'pina Biznes Buks Publ., 2004, 250 p.

7. Khalezova K.A. [Tax compliance as a method of providing of tax security of a company]. Tekhnologiya tekstil'noipromyshlennosti, 2016, no. 2, pp. 28-34.

URL: http://ttp.ivgpu.com/wp-content/uploads/2016/05/362_5.pdf (In Russ.)

8. Rakhmanova I.I. [Analytical procedures of internal audit of tax liabilities]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2012, no. 6, pp. 272-277. (In Russ.)

9. Serebryakova T.Yu. Riski organizatsii i vnutrennii ekonomicheskii kontrol': monografiya [Risks of organization and internal economic control: a monograph]. M.: INFRA-M Publ., 2010, 116 p.

10. Safonova M.F., Reznichenko S.M. [Tax risk management in trading organizations as a way to improve their tax security]. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2015, no. 52, pp. 70-77. (In Russ.)

11. Sungatullina R.N., Gogoleva O.L. [Identification of the risks of material misstatement of the facts of economic life in the evaluation of the internal control system]. Auditor, 2014, no. 12, pp. 38-49. (In Russ.)

12. Timofeeva I.Yu. [Methodological bases of tax risk management under global economic crisis and tax security]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 3, pp. 47-51.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-upravleniya-nalogovymi-riskami-v-usloviyah-globalnogo-ekonomicheskogo-krizisa-i-nalogovaya-bezopasnost (In Russ.)

13. Migunova M.I., Tsyrkunova T.A. [Tax risks: The nature and classification]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2005, no. 33, pp. 48-52.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-riski-suschnost-i-klassifikatsiya (In Russ.)

14. Goncharenko L.I. [Tax risks: Theory and practice of management]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2009, no. 2, pp. 30-31. (In Russ.)

15. Yutkina T.F. Nalogovye riski i vozmozhnosti ikh regulirovaniya. Vkn.: Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya: monografiya [Tax risks and possibilities of their regulation. In: Tax systems. Methodology of development: a monograph]. M.: YUNITI-DANA Publ., 2012, 463 p.

16. Serebryakova T.Yu. Kontseptual'nye modeli vnutrennego kontrolya [A conceptual model for internal control]. Saarbrücken, Palmarium Academic Publishing, 2012, 82 p.

17. Tsepilova E.S. [Internal tax control as an element of internal control system of business entities]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2013, no. 3, pp. 57-68. (In Russ.)

18. Burtsev V.V. [Internal control: Basic concepts and organization]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2002, no. 4, pp. 34-45. (In Russ.)

19. Serebryakova T.Yu. Kontrol' i reviziya [Control and auditing]. Cheboksary, Salika, Russika Publ., 2003, 291 p.

20. Shuvalova E.B., Butenko L.A., Rudenko Yu.A. [The internal control of tax]. Statistika i ekonomika = Statistics and Economics, 2016, vol. 13, no. 5, pp. 72-78. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.