Научная статья на тему 'Районное потребительское общество как объект налогового планирования'

Районное потребительское общество как объект налогового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2759
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Т.Ю., Яковлева Т.В.

Предмет и тема. Налоговые правоотношения распространяются на каждый экономический субъект независимо от того, коммерческая или некоммерческая это организация. Потребительская кооперация занимает особое место среди некоммерческих организаций, поскольку в значительной степени занимается разнообразными коммерческими видами деятельности. Это приводит к необходимости планировать налоговые обязательства ввиду их возможной значительности. Статья посвящена изучению налоговых платежей как основы планирования налоговых обязательств. Цели и задачи. Установление оптимальных систем налогообложения для многосегментных некоммерческих организаций, таких как потребительская кооперация, и определение объема налоговых обязательств потребительского общества. Методология. Исследование основано на теоретических базисных знаниях принципов налогообложения и планирования. Использовались методы сравнительного анализа, систематизации, индукции, дедукции. Результаты. Выявлены проблемные вопросы в понимании налоговых обязательств для потребительских обществ, определены системы налогообложения и виды налогов с оптимальной налоговой нагрузкой, как основа для дальнейшего планирования налоговых обязательств райпо. Область применения результатов. Положения статьи могут применяться в теории и практике планирования налоговых обязательств, при обучении студентов соответствующего профиля экономического направления, для понимания основных принципов налогообложения и налогового планирования. Выводы и значимость. Изучены применимые системы налогообложения и определены наиболее оптимальные системы, что необходимо при дальнейших шагах по планированию налоговых обязательств любой организации, в том числе райпо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Районное потребительское общество как объект налогового планирования»

Бухгалтерский учет в

бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 18 (2017) 17-21 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Налоги и налогообложение

ISSN 2079-6714 (Print)

РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Татьяна Юрьевна СЕРЕБРЯКОВА3^, Татьяна Витальевна ЯКОВЛЕВА"

a доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, Чебоксарский кооперативный институт АНООВО ЦС России «Российский университет кооперации», г. Чебоксары, Российская Федерация

b начальник отдела автоматизации Цивильского райпо Чувашского союза потребительских обществ, г. Чебоксары, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 25.08.2017 Одобрена 15.09.2017

Ключевые слова: налоги, планирование, обязательства, налог на добавленную стоимость

Аннотация

Предмет и тема. Налоговые правоотношения распространяются на каждый экономический субъект независимо от того, коммерческая или некоммерческая это организация. Потребительская кооперация занимает особое место среди некоммерческих организаций, поскольку в значительной степени занимается разнообразными коммерческими видами деятельности. Это приводит к необходимости планировать налоговые обязательства ввиду их возможной значительности. Статья посвящена изучению налоговых платежей как основы планирования налоговых обязательств.

Цели и задачи. Установление оптимальных систем налогообложения для многосегментных некоммерческих организаций, таких как потребительская кооперация, и определение объема налоговых обязательств потребительского общества. Методология. Исследование основано на теоретических базисных знаниях принципов налогообложения и планирования. Использовались методы сравнительного анализа, систематизации, индукции, дедукции.

Результаты. Выявлены проблемные вопросы в понимании налоговых обязательств для потребительских обществ, определены системы налогообложения и виды налогов с оптимальной налоговой нагрузкой, как основа для дальнейшего планирования налоговых обязательств райпо.

Область применения результатов. Положения статьи могут применяться в теории и практике планирования налоговых обязательств, при обучении студентов соответствующего профиля экономического направления, для понимания основных принципов налогообложения и налогового планирования.

Выводы и значимость. Изучены применимые системы налогообложения и определены наиболее оптимальные системы, что необходимо при дальнейших шагах по планированию налоговых обязательств любой организации, в том числе райпо.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Налоговое планирование - это целенаправленные действия

налогоплательщика, связанные с упорядочением его налоговых обязательств, возникших в виде обязанностей по уплате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, установленных законодательством. Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования и управления организации.

Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик должен знать

планируемые оттоки денежных средств в связи с выполнением налоговых обязательств и уменьшать эти оттоки допустимыми законом средствами.

Таким образом, целью налогового планирования является не только снижение налоговой нагрузки за счет применения налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и правоприменительной практикой; контроля своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет; корректировки учетной политики организации с целью использования

пробелов в налоговом законодательстве в свою пользу.

Более важной целью налогового планирования является понимание руководством организации величины денежных средств, которые следуют к уплате в определенные календарные. Не стоит объяснять, насколько важно это знать для рационального использования денежных средств предприятия.

Налоговое планирование - процесс трудоемкий, и первый его этап -определение видов налоговых обязательств. Особенностью районного потребительского общества является многоотраслевая деятельность, которая к тому же может быть переведена на системы налогообложения, отличные от основной. Это делают налоговое планирование сложным процессом, потому что при планировании необходимо оценить, какие системы налогообложения наиболее выгодны для организаций, не несут рисков нарушения налогового законодательства, а также являются простыми для применения.

Районное потребительское общество (далее - райпо) - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные валютные и рублевые банковские счета, печать с фирменным наименованием, бланки, штампы, эмблему и другие реквизиты.

Несмотря на то что согласно ст. 50 и 116 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] потребительская кооперация о тн о с и тс я к н е ко м м е р ч е с ки м

о р га н и з ац и я м , ц е л ь ю к о то р ы х является удовлетворение материальных и социальных потребностей населения, приоритетной задачей в развитии кооперации является безубыточная работа всех ее подразделений.

Потребительская кооперация имеет многоотраслевую структуру, объединяя различные виды деятельности. В настоящее время в силу того, что основными видами деятельности райпо являются розничная и оптовая торговля, сдача имущества в аренду, оно использует различные режимы налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации [2], а именно:

- общий режим налогообложения;

- специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Возможность применения того или иного н ал о го в о го р е ж и м а о б у с л о в л е н а законодательно.

О б щ и й р е ж и м н ал о го о б л о ж е н и я представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также другими законодательными актами.

Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял

специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются:

- ставка;

- формы отчетности;

- сроки уплаты.

Местные же налоги вводятся в действие актами муниципальных органов власти.

В райпо общий режим налогообложения используется в отношении оптовой торговли и услуг по предоставлению имущества в аренду.

Райпо, действующее в рамках общего режима налогообложения, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете № 402-ФЗ [3] ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [2] -налоговый учет в целях исчисления налога на прибыль, однако не применяет требования ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [4].

Следующий налоговый режим, который используется в райпо, - это специальный режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), регулируемый главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенностью данного специального режима является то, что величина единого налога непосредственно не связана с финансовым результатом деятельности организации, переведенной на ЕНВД. В связи с этим при уплате единого налога на вмененный доход снижается налоговая нагрузка (по сравнению с общим режимом), так как все средства, заработанные сверх фиксированной суммы налога, остаются в распоряжении предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации [2] плательщиками ЕНВД являются организации, осуществляющие на территории муниципального образования, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность,

облагаемую единым налогом.

Таким образом, переход на уплату ЕНВД организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности (розничная торговля, организация общественного питания, грузо- и пассажироперевозки, оказание бытовых услуг и др.), является обязательным.

Уплата единого налога на вмененный доход согласно ст. 346 Налогового кодекса

Российской Федерации предусматривает замену следующих налогов:

- налога на прибыль организаций (в части прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- налога на добавленную стоимость (в отношении операций являющихся объектами обложения налогом на добавленную стоимость (НДС),

о с у щ е с тв л я е м ы х в р а м ках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- налога на имущество организаций

(в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- взносов в фонды социального страхования (с полученных доходов и сумм, выплачиваемых работникам

в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД). Так как специальный режим налогообложения в виде ЕНВД п р и м е н я е тс я в р ай п о н а р я д у с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то перевод указанных организаций на уплату ЕНВД не означает отмену для них каких-либо установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей по уплате других налогов и сборов.

Райпо, переведенное на уплату единого налога на вмененный доход, ведет бухгалтерский учет, соблюдет порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, у с тан о в л е нн ы й в с о о тв е тс тв ии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в райпо организован учет показателей, который

ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Особенностью и существенным отличием ЕНВД от общего режима налогообложения и упрощенной системы является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которым применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату ЕНВД такие, как площадь помещения.

Основным преимуществом специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД является то, что с переводом отдельных категорий организаций на единый налог в значительной степени снижается их зависимость от субъективизма налоговых органов и внутренних контрольно-ревизионных служб, чему в немалой степени способствуют процесс и условия определения вмененного дохода, не зависящие от мнения тех или иных должностных лиц.

Все рассмотренные налоговые режимы имеют свою специфику и отличаются в первую очередь перечнем уплачиваемых налогов и сборов, что является определяющим фактором при разработке методики внутреннего контроля налогов с доходов кооперативных организаций (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в рамках общего режима доходы организации (за вычетом расходов) подлежат обложению налогом на прибыль, а при использовании спецрежимов доходы (фактические или потенциально возможные) облагаются единым налогом.

Рассмотренные налоговые режимы имеют принципиальные отличия как с точки зрения организации бухгалтерского

и налогового учета, формирования налоговой базы, порядка расчета необходимых показателей, так и с точки зрения формирования бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таким образом, райпо, как правило, является плательщиком следующих налогов:

• НДС;

• налога на прибыль;

• налога на имущество;

• транспортного налога;

• земельного налога;

• ЕНВД.

Следующий этап планирования налоговых обязательств заключается в определении непосредственных сумм налогов, исходя из планируемых показателей деятельности райпо.

Чем точно планируются такие показатели, тем точнее удастся определить сумму налоговых платежей. В случае райпо одним из налогов является ЕНВД, база исчисления которого практически не меняется в течение календарного года, поскольку представляет собой торговую площадь. Это значительно облегчает планирование. Наиболее сложным налогом для планирования является НДС.

Третьим этапом необходимо оценить денежные потоки, которые будут у райпо в связи с уплатой налогов в бюджет. Планирование денежных потоков необходимо, потому что определение налоговых обязательств не совпадает с их фактической уплатой.

Более того, по некоторым налогам предусмотрены авансовые платежи. Для более четкого понимания реальных финансовых оттоков в связи с налогами этот этап необходим. Он еще важен для управления денежными потоками и налоговыми обязательствами.

Далее планирование детализируют в рамках каждого указанного этапа планирования, используя и увязывая его

Бухгалтерский учет в

бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 18 (2017) 17-21 and Non-Profit Organizations

с планированием и бюджетированием по обеспечивается за счет комплексного другим объектам. Результативность подхода и согласованности действий всех налогового планирования в организации участников процесса планирования.

Таблица 1

Налоги, подлежащие уплате в бюджет организациями, применяющими различные режимы налогообложения

№ Наименование налога или взноса Общий режим налогообложения УСНО ЕНВД

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ШФедеральные ' налоги и ' сборы

1 НДС + - -

2 Налог на ' прибыль + — —

3 Акцизы + - -

4 Водный налог + + +

5 Налог на доходы с физических лиц + + +

6 Единый налог при применении УСНО — + -

7 Единый налог на вмененный доход - - +

" Региональные и ' местные ' налоги и ' сборы

1 Транспортный налог + + +

2 Земельный налог + + +

3 Налог на имущество организаций + ^^Н - -

Источник: составлено авторами

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Проспект, 2015. 606 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 января 2015 года. М.: Эксмо, 2015. 1120 с.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7344.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02): утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н // Российская газета. 2003. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.