Л.Н. Тарасова, канд. эконом. наук, профессор, зав. кафедрой, И.Ю. Никонова, канд. эконом. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, г. Чита, Россия, silz@mail.ru
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В статье рассмотрены вопросы осуществления налогового планирования и один из его инструментов — учетная политика. Максимизации финансовых результатов организации и при этом минимизации налоговых обязательств способствует налоговое планирование, в связи с чем авторами статьи были проведены исследования на эту тему. Проанализированы подходы к определению налогового планирования, его инструменты и рассмотрены актуальные вопросы управления деятельностью организации, в частности внутренний контроль, позволяющий удостовериться, что исчисление и уплата налогов осуществляются в соответствии с требованиями налогового законодательства. Проведение внутреннего контроля позволяет организациям избежать штрафов и санкций от налоговых органов. Наибольшее внимание в статье уделено одному из инструментов — учетной политике. Наряду с организационно-техническим и методическим аспектами учетной политики авторами предложен оптимизационный аспект. В качестве его элементов рекомендованы анализ налоговой нагрузки, определение влияния изменений учетной политики на финансовое положение и финансовые результаты организации. Таким образом, учетная политика, дополненная оптимизационным аспектом, будет в большей мере способствовать решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами, и многих других.
Ключевые слова: внутренний контроль, налоговый учет, налоговое планирование, налоговое прогнозирование, учетная политика, налоговая нагрузка, анализ, факторы.
Расчеты с бюджетом по налогам в современных рыночных условиях являются важным и сложным участком в организации налогового учета. Следует правильно и грамотно составить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, определить совокупность применяемых элементов, которые могут оказать влияние на размер налоговых обязательств организации. Квалифицированный подход к организации учета, а также внутреннего контроля и анализа налоговой нагрузки является значимым для деятельности любой организации. При рассмотрении вопроса учетной политики нужно отметить, что она встраивается в систему налогового планирования.
Нет однозначного толкования понятия «налоговое планирование». Не претендуя на исчерпывающее изложение всех имеющихся в экономической литературе определений налогового планирования, приведем некоторые из них.
Например, Ю.Н. Богдашкин считает, что «под налоговым планированием следует понимать выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, операций, доходов, направленных на оптимизацию уровня возникающих при этом налоговых обязательств»1.
Многие экономисты привязывают термины налогового планирования и налоговой оптимизации к более сложной системе — финансового и налогового менеджмента. Так,
К. С. Саркисян считает, что налоговое планирование является одним из важнейших инструментов корпоративного налогового менеджмента и позволяет управлять налоговыми потоками, отвечая : одновременно требованию соблюдения законодательства о налогах и сборах и целям максимально возможной оптимизации обязательных платежей2.
В привязке к правовому аспекту различные экономисты сводят налоговое планирование к законодательным способам и приемам по снижению налоговых выплат.
Н.Н. Быкова отмечает, что налоговое планирование — это легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета. К налоговому планированию относятся также использование учетной и амортизационной политики предприятия, льготы по налогу и законные вычеты из налогооблагаемой базы и другие установленные законом методы для оптимизации налоговых обязательств3.
Существуют и радикальные мнения в плане того, что налоговое планирование и оптимизация — явления криминальные. С подобным мнением нельзя согласиться, поскольку изначально понятие налоговой оптимизации не предполагает нарушения законодательства хозяйствующим субъектом.
Таким образом, многие авторы сводят налоговое планирование к минимизации налоговых обязательств и к налоговой оптимизации. Налоговая минимизация — это максимальное снижение всех налогов, а налоговая оптимизация — это процесс, связанный с достижением определенных пропорций между всеми аспектами деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов.
Наиболее полное определение дает Е.С. Вылкова: «налоговое планирование
Налоговое планирование является одним из важнейших инструментов корпоративного налогового
менеджмента и позволяет управлять налоговыми потоками, отвечая одновременно требованию соблюдения законодательства о налогах и сборах и целям максимально возможной оптимизации обязательных платежей.
на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. При этом, = по нашему мнению, в понятие будущего финансового состояния кроме общепринятых в настоящее время показателей целесообразно также включать уровень налогового бремени».4
Действительно, налоговое планирование — это целенаправленная деятельность налогоплательщика по законному снижению налоговых платежей с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности. Любое сокращение налогов позволяет предприятию сохранять средства в обороте и повышать эффективность его работы. Отсюда — важный вывод: налоговое планирование осуществляется не просто ради уменьшения налогов как таковых, а с целью повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, налоговое планирование представляет собой трудоемкий и сложный процесс, требующий знаний в области права, бухгалтерского, налогового учета и анализа, основная задача которого состоит в максимизации финансовых результатов организации и при этом минимизации налоговых обязательств.
Осуществляется налоговое планирование в несколько этапов, которые в части текущего планирования, по нашему мнению, можно представить следующим образом (рис. 1).
Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей развития организации и стратегии в области налогообложения. Анализ внешних и внут-
Налоговое планирование
максимизация финансовых результатов минимизация налоговых обязательств
♦ Изучение учетной политики для целей налогообложения
Рис. 1. Этапы осуществления текущего налогового планирования
Цель
ренних факторов проводится с целью выявления факторов, представляющих угрозу для налоговой стратегии предприятия. Если на внешние факторы (возможные изменения налогового законодательства, общей экономической ситуации на рынке) воздействовать нельзя, но можно учесть их при составлении будущей учетной политики, то внутренние факторы (налоговое поле, льготы, налоговый календарь, применяемые сделки, правильное оформление документов) поддаются воздействию со стороны менеджмента организации.
Для налогового анализа организации необходимо сформировать систему показателей, которые будут характеризовать налоговую нагрузку, эффективность налогообложения и позволят определять налоговую устойчивость и приемлемый уровень задолженности по налогам и сборам. Основным индикатором налоговой устойчивости при изменении в налоговой системе является уровень изменения показателей налоговой нагрузки, при этом налоговая устойчивость находится в обратной зависимости от снижения либо роста налоговой нагрузки.
Существует множество методик определения налоговой нагрузки. Самые распространенные из них представлены в таблице 1.
Каждая из методик уникальна по-своему, в чем-то с каждой можно согласиться, а в чем-то поспорить. Например, часть методик недооценивают степень влияния косвенных налогов, не отражают полную степень влияния налогов на объем оборотных средств организации и ее финансовую устойчивость. Выбор остается за предприятием. Далее на основе этих показателей можно проводить: сопоставление и анализ фактических и плановых показателей налоговой нагрузки, прогнозирование допустимых значений; расчет индивидуальных показателей налоговой нагрузки для предприятия в зависимости от масштабов деятельности, характера хозяйствующего субъекта и влияния данных показателей на итоговый финансовый результат, а также на размер вносимых налоговых платежей.
Глубокий анализ особенностей деятельности организации, изменений и/или появления новых фактов в хозяйственной
Любое сокращение налогов позволяет предприятию сохранять средства в обороте и повышать
эффективность его работы. Отсюда - важный вывод: налоговое планирование осуществляется не просто ради уменьшения налогов как таковых, а с целью повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности налогоплательщика.
Таблица 1
Методики определения показателя налоговой нагрузки
Автор Методика Назначение
1. Минфин РФ Н НН =-* 100%, В где Н — налоги, В — выручка организации. Позволяет выявить долю налогов в выручке от реализации. Согласно данной методике, при превышении показателя налоговой нагрузки в 20% у предприятия возникает потребность налогового планирования в рамках общей системы управления и контроля за деятельностью организации, а при превышении налоговой нагрузки на 60% полная замена налоговой политики или сферы деятельности предприятия. Если же налоговая нагрузка не превышает 15%, то потребность в воздействии на внутреннюю жизнь предприятия ми-нимальна.5
2. Крейнина М.Н. В - Ср - Пч НН = * 100%, В -Ср где В-выручка от реализации; Ср — затраты на производство реализованной продукции без учета налогов; ПЧ — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия без налогов, уплачиваемых за счет нее. Показывает, во сколько раз суммарная величина уплачиваемых налогов отличается от прибыли организации, остающейся в его распоряжении. Однако, недооценивает степень влияния косвенных налогов, т.к. они не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на прибыль.6
1. Общий показатель налоговой нагрузки ST Т =-* 100%, IV
3. Литвинин М.И. где 8Т — сумма налогов, IV — сумма источника средств для уплаты (добавленная стоимость: ДС = валовый доход — материальные затраты = зарплата + амортизация + прибыль + налоги). 2. Частные показатели налоговой нагрузки, равные отношению всех налогов начисленных (или уплаченных) к сумме источника средств для их уплаты. Рассчитывают по таким группам налогов, как косвенные налоги, налоги, относимые на полные издержки, налоги, уплачиваемые из прибыли и НДФЛ. Расчет частных показателей позволяет оценить оптимальный уровень налоговой нагрузки конкретной отрасли с учетом процентного соотношения амортизации, трудовых и материальных затрат в добавленной стоимости.7
4. Медведев А. ЕН НН =-* 100%, П где Н — налоги, П — прибыль Позволяет анализировать воздействие прямых налогов на финансовое состояние организации, но не учитывает влияние косвенных налогов (НДС, акцизы).1
5. Ованесян С.С. Ен НН = * 100%, ЕН + ЧП где ЧП — чистая прибыль В расчетах используются НДФЛ и косвенные налоги. Методика дает системное представление проблемы налогообложения.2
Продолжение табл. 1
Автор Методика Назначение
6. Павина В.П. Н Кнн= * 100% Выручка (брутто) Н Кнн = * 100% Выручка (нетто) Н Кнн =-* 100% Добавленная Стоимость Н Кнн =-* 100% Чистая Добавленная Стоимость Н Кнн = * 100% Условная Прибыль Н Кнн = * 100% Прибыль до уплаты процентов Н Кнн = * 100% Чистая Прибыль Методика интересна тем, что автор предлагает использовать коэффициенты налоговой нагрузки, позволяющие анализировать и планировать налоговые отношения. Из всех коэффициентов нужно выбрать один, который будет способствовать оптимизации налоговой системы3.
7. Юткина ТФ. 1. Рассчитывают абсолютную налоговую нагрузку (АНН) (налоги и страховые взносы в бюджет и внебюджетные фонды) 2. Определяют вновь созданную стоимость организации по формуле: ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР = ОТ + СО + П + ПН, где В — выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, МЗ — материальные затраты, А — амортизация, ВД — внереализационные доходы, ВР — внереализационные расходы (без учета налоговых платежей), ОТ — оплата труда, СО — отчисления на социальные нужды, П- прибыль предприятия, НП — налоговые платежи. 3. Рассчитывают относительную налоговую нагрузку (Дн): АНН Дн = * 100% ВСС НП +СО Дн = * 100% ОТ + СО + П + НП Позволяет оценить налоговую нагрузку на конкретные организации и на индивидуальных предпринимателей, независимо от отраслевой принадлежности11.
жизни, сложившейся налоговой нагрузки, действующей учетной политики, изменений в налоговом законодательстве позволяет наметить рациональные шаги в реализации выбранной стратегии.
Одним из важнейших этапов налогового планирования на предприятии является учетная политика как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком
совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве нет специального документа, который регулировал бы вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Требования к учетной политике содержат-
ся в главах 21, 25, 26 НК РФ. Делегирование нормотворческих функций на уровень налогоплательщика позволяет закрепить те способы определения необходимых для целей налогообложе- =
ния показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят снизить или оптимизировать налоговую нагрузку.
Утвердить бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно единым приказом либо двумя отдельными документами.
Одним из обязательных элементов учетной политики является разработка порядка контроля за хозяйственными операциями. Контроль соответствия осуществляемых организацией хозяйственных операций рассматривается с позиции их соответствия нормам законодательства Российской Федерации, экономической целесообразности, а также соответствия требованиям и правилам бухгалтерского учета. При разработке порядка контроля организация должна определить круг ответственных лиц, контрольные действия, точки контроля за этапами обработки учетной информации.
Второй раздел учетной политики — методический — должен содержать совокупность способов ведения бухгалтерского учета организации с учетом особенностей деятельности. В данном разделе должны быть отражены способы учета хозяйственных операций, имеющих место в деятельности организации, способы оценки активов и обязательств. Здесь же найдут отражение способы учета фактов хозяйственной жизни в связи с отсутствием соответствующих норм
Делегирование нормотворческих функций на уровень налогоплательщика позволяет закрепить те способы определения необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят снизить или оптимизировать налоговую нагрузку.
Осуществление внутреннего контроля в части налогообложения позволит снизить риск возникновения ошибок в налоговых расчетах и избежать расходов в виде штрафов и пеней из-за нарушения налогового законодательства, выявить резервы по снижению налоговых обязательств и избежать налоговых рисков.
требований формирования учетной политики: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.
Рассмотренный порядок формирования учетной политики можно применить и при разработке учетной политики для целей налогообложения. Организационно-техническая составляющая учетной политики будет отражать способ организации учетной работы, технику и формы ведения и контроля налогового учета. В методическом разделе учетной политики определить те способы (методы), по которым налоговым законодательством предусмотрена вариантность способов или существует противоречивость в нормах законодательства, или нормы налогового законодательства отсутствуют. Это поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией, так как учетная политика — это норма права и закрепленные в ней положения могут прояснять содержание нормы.
Хотелось бы остановиться на важной составляющей организационно-технического раздела учетной политики в целях налогообложения — внутреннем налоговом контроле. Внутренний налоговый контроль — это часть системы внутреннего = контроля предприятия. Он будет направлен на показатели, формируемые в налоговом учете, их отражение в учете и отчетности — как бухгалтерской, так и налоговой. Что касается элементов системы внутреннего контроля, нам представляется, что они соответствуют положениям стандарта по ауди-
в законодательстве или при наличии проти- ту ФПСАД № 8 «Понимание деятельности
воречивости существующего законодатель- аудируемого лица, среды, в которой она осу-
ства. Выбирая или разрабатывая способы ществляется, и оценка рисков существенно-
учета, организация должна придерживаться го искажения аудируемой финансовой (бух-
С £
с и с 1с
(Г
с 1с
<и
£ (Г
if Й
£
Контрольная среда —► нормативные документы, стандарты, определяющие требования к системе внутреннего
полнота, достоверность, непрерывность, рациональность, права и обязательства, оценка и распределение, представление и раскрытие
Принципы —»
|/ —► \ привлечение независимых контролеров
Организация внутреннего контроля создание собственной службы осуществляющей внутренний контроль
распределение ответственности, полномочий, проведение политики в отношении персонала, определение отношения управленческого персонала к внутреннему контролю, стиль управления, процесс принятия решений
Оценка рисков -* анализ, выявление, устранение и минимизация налоговых рисков и их последствий
Процедуры внутреннего контроля —► К предварительный контроль
текущий контроль
последующий контроль
обзорная проверка (анализ соответствия фактических показателей прогнозируемым, выявление и устранение выявленных расхождений)
документальный контроль (формально-правовая проверка документов и проверка достоверности данных в документах)
фактический контроль (проверка наличия, состояния и сохранности имеющихся активов, инвентаризация, надзор и т.д.)
разделение полномочий и обязанностей (для качественного и своевременного проведения контроля)
обработка информации (автоматически или в ручную)
Документальное оформление
служебные записки, акты, отчеты, предписания, графики по устранению нарушений и недостатков
Оценка
внутреннего
контроля
анализ организации и применяемых средств контроля (достаточность процедур, эффективность контроля и т.д.)
проведение необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств внутреннего контроля
Рис. 2. Основные элементы системы внутреннего налогового контроля
галтерской) отчетности» и международного стандарта аудита МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль». Основные элементы системы внутреннего налогового контроля представлены на рисунке 2.
Осуществление внутреннего контроля в части налогообложения позволит снизить риск возникновения ошибок в налоговых расчетах и избежать расходов в виде штрафов и пеней из-за нарушения налогового законодательства, выявить резервы по снижению налоговых обязательств и избежать налоговых рисков.
Требования к системе внутреннего контроля и порядок его проведения не прописаны в законодательных актах. В связи
с этим внутренний контроль можно сопоставить с финансовым контролем, включающим в себя контрольно-ревизионные мероприятия, осуществляемые уполномоченными работниками. На наш взгляд, этапы проведения внутреннего контроля в части налогообложения могут включать мероприятия, представленные на рисунке 3.
Для осуществления мониторинга эффективности внутреннего налогового контроля предлагаем использовать коэффициент эффективности контроля по результатам внутренней проверки:
Нд - Нвк
Кэк =-* 100%, (6)
Рис. 3. Этапы осуществления внутреннего контроля в части налогообложения
где Нд - сумма налоговых платежей, начисленная организацией при действующей системе;
Нвк - суммы налоговых платежей, планируемые после проведения внутреннего контроля;
В - выручка за период.
Разница между налоговыми платежами, начисленными организацией при действующей учетной политике в целях налогообложения и после проведения внутреннего контроля, может быть положительной, и в этом случае можно говорить о том, что внутренний контроль позволяет уменьшить сумму налоговых платежей, если же она будет отрицательной, то это приведет к доначислению налоговых платежей. Своевременно выявленные в результате проведения внутреннего контроля обязательства, внесенные в бюджет, помогут избежать пеней и штрафных санкций. Сравнение коэффициентов эффективности контроля в динами-
Своевременно выявленные в результате проведения внутреннего контроля обязательства, внесенные в бюджет, помогут избежать
пеней и штрафных санкций. Сравнение коэффициентов эффективности контроля в динамике показывает выгоду, которую предприятие получит в результате проведения внутреннего контроля на предприятии.
ке показывает выгоду, которую предприятие получит в результате проведения внутреннего контроля на предприятии.
В учетную политику могут вноситься изменения. Изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета возможно в трех случаях: при изменении законодательства о бухгалтерском учете; разработке (выборе) нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета; существенном изменении условий хозяйствования. Для изменения принятой налоговой учетной политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств: изменения применяемых методов учета; существенного изменения условий деятельности организации; изменения законодательства о налогах и сборах.
Мы полагаем, что вопросы изменения учетной политики должны найти отраже-
ние в особом (отдельном) разделе приказа об учетной политике. Когда речь идет о расходах предприятия, связанных с налогообложением, выделение самостоятельного раздела учетной политики, где будут отражены новые способы учета (более достоверные и менее трудоемкие), влияние изменений учетной политики на показатели налоговой нагрузки, финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, безусловно, имеют практическое значение.
Таким образом, учетную политику как инструмент налогового планирования нужно умело использовать для достижения желаемого экономического результата и снижения налоговых затрат
Литература
1. Богдашкин Ю.Н. Налоговое планирование — как процесс оптимизации деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 16. С. 48-52.
2. Саркисян К.С. Налоговое планирование как инструмент оптимизации корпоративного налогового менеджмента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 4. С. 214-219.
3. Быкова Н.Н. Налоговая оптимизация как составляющая налогового планирования // Вестник Сам-ГУПС. 2009. № 6 (18) 1. С. 24-29.
4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. М.: Изд-во Юрайт, 2011. 639 с.
5. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 г.) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/12153820/#text (дата обращения 25.04.2015).
6. Крейнина М.Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий // Менеджмент в России и за рубежом, 1997. № 4. С. 33-44.
7. Литвин М.И. Амортизационные отчисления как фактор налоговой защиты коммерческой организации // Финансы, 2002. № 4. С. 34-36.
8. Медведев М.Ю. Учетная политика организации на 2011 год: практическое пособие. М.: КНОРУС. 2011. 256 с.
9. Ованесян С.С. Математическое моделирование в бухгалтерском учете, анализе и налогообложении. 2-е изд., доп. и перераб. / С.С. Ованесян, А.С. Нечаев. Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2004. 190 с.
10. Павина В.П. Налоги Владимирской области / В.П. Павина, И.Р. Пайзулаев, И.А. Черных. Владимир: Владимир-полиграф. 2006. 224 с.
11. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2008. 570 с.
ACCOUNTING POLICY OF ORGANIZATION AS A TOOL OF TAX PLANNING
L.N. Tarasova, Candidate of economics, Professor, the head of the department, I.Y. Nikonova, Candidate of economics, Docent, The department of accounting and audit, Chita Institute of Baykalsky State University of Economics and Law, Chita, Russia, silz@mail.ru
This article considers the problems of tax planning and one of its tools as accounting policy. Maximization of organization's financial results and minimization of tax liabilities at the same time promote tax planning; so the authors have carried out the researches. They have analyzed the approaches to defining of tax planning and its tools. Also the authors have considered the urgent ways of an organization's activity management, especially internal control which allows attesting that calculation and payment of taxes are carried out according to the requirements of tax laws. Internal control allows organizations to avoid fines and sanctions by tax bodies. The special attention of the article is paid to one of the tools as accounting policy. Along with organizational-technical and methodological aspects of accounting policy the authors have offered an optimization aspect. As elements of optimization aspect the authors have recommended analysis of tax load, defining of accounting policy changes influence on financial state and financial results of organization. So, accounting policy, supplemented with optimization aspect, will promote tasks' solutions as taxation optimization, reduction of taxes payment, expenditures control and many others.
Key words: internal control, tax accounting, tax planning, tax forecasting, accounting policy, tax burden, analysis, factors.
References
1. Bogdashkin Iu.N. Nalogovoe planirovanie — kak protsess optimizatsii deiatel'nosti [Tax planning as the process optimization activities]. Vestnik Volzhskogo uni-versiteta im. V.N. Tatishcheva — Vestnik of Volzhsky University. V.N. Tatishchev, 2009, no. 16, pp. 48-52.
2. Sarkisian K.S. Nalogovoe planirovanie kak instrument optimizatsii korporativnogo nalogovogo menedzhmenta [Tax planning as a tool for optimization of corporate tax management]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i es-testvennykh nauk — Actual problems of Humanities and natural Sciences, 2013, no. 4, pp. 214—219.
3. Bykova N.N. Nalogovaia optimizatsiia kak sostavli-aiushchaia nalogovogo planirovaniia [Tax optimization as a component of tax planning]. Vestnik SamGUPS — Vestnik Of Samara State University Of Railway Transport, 2009, no. 6 (18) 1, pp. 24—29.
4. Vylkova E.S. Nalogovoe planirovanie [Tax planning]. Moscow, Izd-vo Iurait Publ., 2011. 639 p.
5. The order FNS of Russia from 30.05.2007 № MM-3-06/333@ (edited on 10.05.2012) approved the statement of Concept of system of planning of exit tax checks. (in Russian). Available at: http://base.garant. ru/12153820/#text (accessed 25.04.2015).
6. Kreinina M.N. Vliianie nalogovoi sistemy na finanso-voe sostoianie predpriiatii [The impact of the tax system on the financial state of enterprises]. Menedzhment v Ros-sii i za rubezhom — Management in Russia and abroad, 1997, no. 4, pp. 33—44.
7. Litvin M.I. Amortizatsionnye otchisleniia kak faktor nalogovoi zashchity kommerche-skoi organizatsii [Depreciation tax as a factor of protection of the commercial organization]. Finansy — Finance, 2002, no. 4, pp. 34— 36.
8. Medvedev M.Iu. Uchetnaia politika organizatsii na 2011 god: prakticheskoe posobie [Accounting policy for 2011: a practical guide]. Moscow, KNORUS Publ., 2011. 256 p.
9. Ovanesian S.S. Matematicheskoe modelirovanie v bukh-galterskom uchete, analize i nalogooblozhenii [Mathematical modeling in accounting, analysis and taxation]. Irkutsk, Izd-vo BGUEP Publ., 2004. 190 p.
10. Pavina V.P., Paizulaev I.R., Chernykh I.A. Nalogi Vladimirskoi oblasti [Taxes of the Vladimir region]. Vladimir, Vladimir-poligraf Publ., 2006. 224 p.
11. Iutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 570 p.
ÓÓ