Научная статья на тему 'Модернизация развития методологических подходов использования инструментария в налоговом планировании в организации'

Модернизация развития методологических подходов использования инструментария в налоговом планировании в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ ДОХОД / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / АНАЛИЗ НАЛОГОВ / TAX INCENTIVES. TAX REVENUE / TAX PLANNING / TAX MANAGEMENT / IMPACT OF TAXATION / ANALYSIS OF TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Евгений Анатольевич

Настоящая статья посвящена научному осмыслению стимулирующих механизмов применения налоговых инструментов, установленных налоговым законодательством, в деятельности организаций с точки зрения налогового планирования. Содержит подробные разъяснения, касающиеся методологии оценки результативности применения инвестиционных налоговых инструментов и их влияния на финансовые результаты организаций в процессе налогового планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация развития методологических подходов использования инструментария в налоговом планировании в организации»

Кроме того, представлены такие классификационные признаки, как «управляемость», «сфера циркуляции», «качественный состав», по которым, соответственно, выделены следующие виды денежных потоков:

1) «Управляемый денежный поток» и «неуправляемый (стихийный) денежный поток»;

2) «Денежный поток производственной сферы» и «денежный поток сферы потребления»;

3) «Денежный поток, опосредованный реальными денежными средствами», «денежный поток, обеспеченный денежными эквивалентами» и «денежный поток, обеспеченный заменителями денег».

Данные предложения позволяют организовать многомерный аналитический учет денежных потоков с использованием следующих справочников, которые заполняются пользователем по своему усмотрению: «сегмент деятельности», «подразделения», «виды движения денежных средств».

Литература

1. Мальцев С.А. Учет и анализ денежных потоков в организациях потребительской кооперации: дис. ... канд. экон. наук. - Новосибирск, 2003. - 206 с.

2. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 496 с.

3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. Н. Барышниковой. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - 1008 с.: ил.

Мальцев Сергей Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, моб. тел. +79144897593, е-mail: sergeym71@mail.ru.

Maltsev Sergey Anatolevich, candidate of economic sciences, associate professor, department of economics, Zabai-kalsky Institute of Entrepreneurship, Siberian University of Consumer Cooperation, mobile: +79144897593, e-mail: sergeym71@mail.ru.

УДК 336.22

© E.A. Самсонов

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящая статья посвящена научному осмыслению стимулирующих механизмов применения налоговых инструментов, установленных налоговым законодательством, в деятельности организаций с точки зрения налогового планирования. Содержит подробные разъяснения, касающиеся методологии оценки результативности применения инвестиционных налоговых инструментов и их влияния на финансовые результаты организаций в процессе налогового планирования.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговый доход, налоговое планирование, налоговый менеджмент, результативность налогообложения, анализ налогов.

E.A. Samsonov

MODERNIZATION OF DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO USING THE TOOLS IN TAX PLANNING IN ORGANIZATION

This article is devoted to scientific understanding of incentive mechanisms offiscal tools use, determined by tax legislation, in organizations' activities, in terms of tax planning. It contains detailed explanations concerning methodology for assessment of application the investment tax tools and their impact on financial performance of organizations in the process of tax planning.

Keywords: tax incentives. tax revenue, tax planning, tax management, impact of taxation, analysis of taxes.

Чаще всего возникающие у органов государственной власти и в организациях ситуации, связанные с движением налоговых потоков и управлением налоговым процессом, требуют принятия соответствующих управленческих налоговых решений.

Управленческие налоговые решения принимаются на основе обработки и оценки информации. Вместе с постановкой цели информационное обеспечение составляет важнейший этап технологии налогового планирования как процесса принятия управленческого решения. Технология налогового планирования представляет собой последовательную совокупность действий использования налогового инструментария с целью получения ожидаемого финансового результата организации. Схематично это процесс представлен на рис. 1.

Учитывая, что налоговое планирование синтезирует методологию и технику управления налоговыми взаимоотношениями (налогами, налоговыми потоками), он определяет собой систему, строящуюся на основе специальных коммерческих принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление [2].

Рис. 1. Инструменты налогового планирования в системе налоговых отношений

В процессе налогового планирования большое внимание уделяется модернизации методологических подходов использования налогового инструментария в деятельности организации, способствующих оптимизации и планированию налоговых баз для исчисления налоговых платежей:

1. Разработка учетной политики организации в целях налогообложения.

Статьи 313-333 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, как вести налоговый учет. Он необходим для того, чтобы на основе данных первичных документов определить налоговую базу по налогу на прибыль. Ведь, как известно, в ряде случаев порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от применяемого в бухгалтерском учете. Ранее показатели бухгалтерского учета лишь корректировались в соответствии с требованиями налогового законодательства. Сейчас же организации должны вести специальные аналитические регистры налогового учета, составляемые по особым правилам [2].

Рис. 2. Схема формирования налогового учета доходов в организации

При организации налогового учета доходов налогоплательщики могут взять за основу регистры бухгалтерского учета. Однако если в этих регистрах содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщики вправе самостоятельно оснащать их дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. В то же время никто не запрещает налогоплательщику вести самостоятельные регистры налогового учета.

В настоящее время на предприятиях формирование показателей налогового учета доходов осуществляется на данных бухгалтерского учета. Основная идея - это применения ПБУ 18/02.

Схематично порядок формирования основных показателей, в соответствии с ПБУ 18/02, можно изобразить следующим образом (рис.2).

Замечу, что приведенная схема соответствует организации налогового учета по налогу на прибыль.

2. Использование договора для целей налогового планирования.

Любое предприятие каждый день заключает со своими партнерами большое количество договоров. Но не всегда удается проработать все детали сделки, поскольку финансовые директора не учитывают, что на налогообложение сделки оказывает влияние множество самых разнообразных рыночных внутренних и внешних факторов, которые необходимо проанализировать еще до заключения сделки. Поэтому необходимо провести оценку основных рыночных факторов, оказывающих влияние на налоговое планирование сделки в деятельности хозяйствующего субъекта.

Во-первых, необходимо определить налоговый статус организации, а именно, используемый режим налогообложения. Так как от этого зависит налоговые платежи и возврат налогов, например по налогу на добавленную стоимость.

Во-вторых, необходимо выявить, пользуется ли организация льготами по налогам, имеет ли оно право на освобождение от уплаты.

Реализация налогового планирования в рамках договорной политики осуществляется в несколько этапов:

Этап 1. Подготовительный. Производится мониторинг законодательства, изучаются налоги, с которыми придется столкнуться в процессе ведения бизнеса, их ставки, вся эта информация обобщается, и принятое управленческое решение заносится в соответствующие документы, например в учетную политику организации.

Этап 2. Основной. В процессе этого этапа изучаются договорные отношения и определяется совокупность договоров, которые будут применяться при взаимодействии с партнерами и клиентами. Также производится предварительная оценка предпринимательской (хозяйственной) деятельности организации, т.е. изучаются предполагаемые хозяйственные операции и коммерческие действия, которые придется осуществлять в процессе предпринимательской деятельности. Далее необходимо осуществить моделирование деятельности. Используя все возможные варианты отражения коммерческих ситуаций, производят расчет финансовых результатов и налоговой нагрузки по сделке.

Этап 3. Аналитический. Заключается в определении основных налоговых инструментов, которые можно использовать в процессе оптимизации налогообложения. Сюда относят налоговые льготы, специальные режимы налогообложения, зоны льготного налогообложения.

Этап 4. Заключительный. В процессе реализации этого этапа происходит создание схемы оптимального налогообложения и осуществление хозяйственной или коммерческой деятельности в соответствии с разработанной схемой.

3. Правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков.

В статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, по нашему мнению, налоговые льготы - это инструмент налогового планирования, представляющий собой оптимизацию налоговых платежей организации в результате специальных мер: налоговый вычет, инвестиционный вычет, налоговый иммунитет, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия, освобождение отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы, понижение ставок, инвестиционная премия, ускоренная амортизация, преференция, специальный налоговый режим.

Рассмотрим далее каждый из них более подробно.

Налоговый вычет - это исключение из налогооблагаемой базы отдельных видов доходов, расходов, имущества. Эти величины могут исключаться полностью и в пределах определенных законодательством лимитов.

Инвестиционный вычет - представляет собой вычет из налогооблагаемой прибыли инвестиционных расходов, выделен как отдельный вид, поскольку имеет целевую стимулирующую направленность.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных законодательством условий. Отсрочка (рассрочка) может быть платной и бесплатной.

Налоговая амнистия - единовременное освобождение плательщика от уплаты штрафных санкций либо задолженности по налогам, штрафам и пени.

Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков - полное или частичное освобождение от уплаты налогов определенных категорий организаций, может применяться как в социальных, так и в экономических целях.

Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Данная мера налогового регулирования призвана стимулировать экспорт или развитие новой отрасли хозяйствования, однако по ряду причин эти цели не всегда достигаются.

Понижение ставок - представляет собой налогообложением по сниженным, льготным ставкам.

Инвестиционная премия - применяемая за рубежом льгота, направленная на стимулирование завоевания внешних рынков и пополнения валютных запасов. Представляет собой снижение налоговых ставок по налогу на прибыль в случае прямого инвестирования за границу [4].

Ускоренная амортизация - косвенная форма налоговой льготы, направленная на стимулирование инвестиционной деятельности. Она позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым.

Преференция - особая международная льгота, предоставляемая одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде отмены либо снижения таможенных пошлин.

Специальный налоговый режим - режим, устанавливаемый для отдельных групп налогоплательщиков, предусматривающий особый льготный режим налогообложения.

Под инвестиционным налоговым кредитом понимается изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику позволяется за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций предпринимательства, в течение определенного срока и в определенных размерах, с поэтапной уплаты суммы кредита и начисленных процентов [4].

Литература

1. Барулин С.В.. Налоговый менеджмент: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2008. - 269 с.

2. Гринкевич Л.С., Лабунец Ю.Е. Исследование теоретической основы понятий "форма" и "метод" налогового контроля // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 63-67.

3. Самсонов Е.А. Налоговое планирование на предприятии // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2007. - №1. - С. 121-123.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // СПС «КонсультантПлюс».

5. Toder E. Tax Cuts jr Spending - Does it Make a Difference? // National Tax Journal. - 2000. - September. -Vol. 53, № 3. - Part 1. - P. 362.

Самсонов Евгений Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и антикризисное регулирование» Иркутского государственного университета путей сообщения, тел.: 89643578297, e-mail: Sam-sonov-ea@mail.ru

Samsonov Evgeny Anatolevich, candidate of economic sciences, associate professor, department finance and antirecessionary regulation, Irkutsk State University of Railway Transport, tel: 89643578297, e-mail: Samsonov-ea@mail.ru

УДК 657.1 © Э.Ч. Цыденова

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В статье рассматриваются вопросы учета деловой репутации.

Ключевые слова: нематериальные активы, деловая репутация, бухгалтерский учет.

E.Ch. Tsydenova

BUSINESS REPUTATION: SOME ASPECTS OF BUSINESS AND TAX ACCOUNTING

The article considers the issues of business reputation.

Keywords: intangible assets, business reputation, accounting.

В настоящее время деловая репутация является одной из важных составляющих бизнес-процессов.

В бухгалтерском учете деловая репутация представляет собой расчетный показатель, не зависимый от мнения контрагентов о хозяйствующем субъекте.

В соответствии с п.4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), учитывается в составе нематериальных активов. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Согласно п. 43 ПБУ 14/2007, положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, представляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала, «исполнительской дисциплины» и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.