Научная статья на тему 'Организация внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти на примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации'

Организация внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти на примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
внутренний финансовый аудит / органы государственной власти / государственное управление / internal financial audit / government bodies / public administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксения Вячеславовна Ковалева, Лиза Зурабовна Нозадзе

В последние годы особое внимание стало уделяться внутреннему финансовому аудиту и его организации как в органах государственного управления, так и в бюджетных и автономных учреждениях. В статье рассматриваются теоретическая база внутреннего финансового аудита, ее зарождение, основные характеристики и особенности. Значимость данной темы строится на социально значимом характере исследуемой деятельности. На примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации проведен анализ реализации внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти. По его результатам выявлены основные несовершенства, требующие, по мнению авторов, доработки и улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of internal financial audit in executive bodies using the example of the Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation

In recent years, special attention has been paid to internal financial audit and its organization both in government bodies and in budgetary and autonomous institutions. The article discusses the theoretical basis of internal financial audit, its origins, main characteristics and features. The significance of this topic is based on the socially significant nature of the activity being studied. Using the example of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation, an analysis of the implementation of internal financial audit in executive authorities was carried out. Based on its results, major imperfections were identified that, according to the authors, require refinement and improvement.

Текст научной работы на тему «Организация внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти на примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 13 — 20. Audit journal. 2024;(1):13 — 20.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АУДИТА

Научная статья УДК 657.6

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 3-20 NIION: 201 7-0074-1 /24-001

EDN: https://elibrary.ru/YTWPDT MOSURED: 77/27-021-2024-01-201

Организация внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти на примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Ксения Вячеславовна Ковалева1, Лиза Зурабовна Нозадзе2

1 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

1 kseniakova888@gmail.com

2 liza.nozadze.02@mail.ru

Аннотация. В последние годы особое внимание стало уделяться внутреннему финансовому аудиту и его организации как в органах государственного управления, так и в бюджетных и автономных учреждениях. В статье рассматриваются теоретическая база внутреннего финансового аудита, ее зарождение, основные характеристики и особенности. Значимость данной темы строится на социально значимом характере исследуемой деятельности. На примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации проведен анализ реализации внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти. По его результатам выявлены основные несовершенства, требующие, по мнению авторов, доработки и улучшения.

Ключевые слова: внутренний финансовый аудит, органы государственной власти, государственное управление

Благодарности: авторы благодарят за помощь при написании статьи научного руководителя В.В. Земскова, доктора экономических наук, профессора кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Для цитирования: Ковалева К.В., Нозадзе Л.З. Организация внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти на примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 13-20. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-13-20. ЕР1\1: https://elibrary.ru/YTWPDT.

THEORY AND PRACTICE OF AUDIT

Original article

Organization of internal financial audit in executive bodies using the example of the Ministry of natural resources and ecology

of the Russian Federation

Ksenia V. Kovaleva1, Lisa Z. Nozadze2

1 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 kseniakova888@gmail.com

2 liza.nozadze.02@mail.ru

Abstract. In recent years, special attention has been paid to internal financial audit and its organization both in government bodies and in budgetary and autonomous institutions. The article discusses the theoretical basis of internal financial audit, its origins, main characteristics and features. The significance of this topic is based on the socially significant nature of the activity being studied. Using the example of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation, an analysis of the implementation of internal financial audit in executive authorities was carried out. Based on its results, major imperfections were identified that, according to the authors, require refinement and improvement.

© Ковалева К.В., Нозадзе Л.З., 2024

Keywords: internal financial audit, government bodies, public administration.

Acknowledgements: the authors are grateful for the help in writing the article to scientific adviser V.V. Zemskov, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Security and Risk Management at the Financial University under the Government of the Russian Federation for their help in writing the article.

For citation: Kovaleva K.V., Nozadze L.Z. Organization of internal financial audit in executive bodies using the example of the Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):13—20. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-13-20. EDN: https://elibrary.ru/YTWPDT.

Введение. Эффективная бюджетная политика страны — крепкая база устойчивой экономической системы государства. Финансовая безопасность экономики в последние годы стала очень шаткой и поколебленной ввиду стремительного развития финансово-экономических процессов, поэтому поддержание ее стабильного уровня и недопущение негативных последствий — первостепенная задача государства.

Актуальность исследования обосновывается тем, что при координировании государственной сферы, а также ее эффективном управлении ключевую позицию занимает внутренний финансовый аудит (ВФА). В некотором смысле он является основой результативного администрирования деятельности государства. В функционал его системы входят реализация прозрачной и открытой работы органов государственного сектора, увеличение эффективности использования бюджетных средств и достижение ими заданных целевых установок.

Цель научной работы — исследование организации ВФА в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации для анализа его особенностей и предложения путей его совершенствования.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить законодательные основы и нормативно-правовые документы, регулирующие организацию и проведение ВФА в органах исполнительной власти Российской Федерации;

2) проанализировать путь развития ВФА от его зарождения до современного состояния;

3) выявить основные особенности современного этапа развития ВФА с точки зрения нормативной базы, форм и принципов его организации;

4) рассмотреть на примере Министерства природных ресурсов и экологии Российской

Федерации отличительные черты организации ВФА в органах исполнительной власти;

5) выявить возможные недостатки и предложить пути совершенствования организации ВФА в Минприроды России;

6) дать общую оценку организации ВФА в органах исполнительной власти Российской Федерации и сделать выводы.

Проблемой нашего исследования выступает недостаточная эффективность организации ВФА в органах исполнительной власти Российской Федерации, обусловленная неполнотой соблюдения Федеральных стандартов по ВФА, выбором неверной формы организации субъекта ВФА в государственном органе, допущением ошибок при планировании и проведении аналитических мероприятий.

Методы. В представленной работе использованы общенаучные методы научного исследования: анализ тематической литературы и нормативно-правовых документов с целью оценки достаточности существующей нормативной базы; исторический метод с целью понимания процесса зарождения и дальнейшего развития ВФА; изучение и обобщение полученных в рамках исследования сведений. Помимо этого, были использованы эмпирические методы исследования, такие как наблюдение и сравнение.

Результаты. Анализируя общую картину касательно ВФА в государственном секторе следует отметить, что главными администраторами средств федерального бюджета по-прежнему допускаются ошибки в части формирования документов с неполным отражением информации, предусмотренной Федеральными стандартами ВФА, что неоднократно отмечалось Федеральным казначейством в материалах, публикуемых по результатам проведенных аналитических мероприятий.

Помимо этого, следует отметить и отсутствие не только нормативно-правовых документов по организации ВФА в Минприроды России, но и отчетной документации о его проведении в открытом доступе. На наш взгляд,

сегодня, когда органы государственной власти в Российской Федерации стремятся к большей открытости своей деятельности перед гражданами, публикация таких документов крайне важна. Более того, Минприроды России является не единичным случаем, многие субъекты государственного управления также не обнародуют данную информацию, к примеру, Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба.

Обсуждение. Впервые ВФА был закреплен на законодательном уровне в 2013 г. В соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств должны были проводить ВФА. В 2018 г. вступила в силу разработанная Министерством финансов РФ Программа по формированию федеральных стандартов ВФА к 2020 г. [2]. На сегодняшний день действуют шесть федеральных стандартов ВФА (рис. 1).

Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Минфина России от 21.11.2019 №195н

Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Минфина России от 21.11.2019 №196н

Г \

Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Минфина России от 18.12.2019 №237н

Реализация результатов внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Минфина России от 22.05.2020 №91н

Планирование и проведение внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Минфина России от 05.08.2020 №160н

Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2021 №120н

Рис. 1. Перечень федеральных стандартов по ВФА в Российской Федерации

Источник: составлено авторами.

Проведенное исследование показало, что с момента реализации текущих федеральных стандартов предварительно действовавшие нормативно-правовые и методические документы главных распорядителей средств бюджета перестали быть актуальными и утратили свою силу. Поэтому возникла объективная необходимость разработки новых федеральных стандартов ВФА, которые эффективно реализуются на данный период времени.

Субъектом, т.е. непосредственным лицом, осуществляющим ВФА, выступает структур-

ное подразделение или же уполномоченное должностное лицо. Так, согласно Стандарту № 2371 проведение ВФА возможно в трех формах:

• образование субъекта ВФА;

• осуществление ВФА в упрощенном виде;

1 Приказ Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» (ред. от 4 октября 2023 г.).

• передача полномочий по реализации ВФА.

Необходимо уточнить, что в зависимости от ситуации и положения в учреждении определяется, в какой форме будет проведен ВФА. Например, от количества и качества ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, временных) обусловлен выбор типа ВФА или выявленных нарушений и недостатков.

Субъект ВФА должен придерживаться определенных принципов при осуществлении ВФА. Стандарт № 1962 раскрывает их сущностные характеристики и особенности.

Принцип законности требует четкого следования нормативным правовым актам Российской Федерации и выполнения всех прописанных функций и обязанностей.

Принцип системности подразумевает исследование и оценку всех возможных финансово-бюджетных рисков. Их анализ производится перед реализацией аудиторского мероприятия, а также в рамках фактического осуществления ВФА.

Принцип компетентности объясняется использованием комплекса специализированных знаний и навыков должностными лицами. Субъекту ВФА необходимо обладать должной квалификацией при работе с аудиторскими мероприятиями.

Принцип ответственности характеризуется наличием у субъекта ВФА неких обязательств перед лицом, которому он подчиняется, а именно в его обязанности входит доведение достоверных данных по результатам проведенных аудиторских мероприятий, которые в дальнейшей перспективе обеспечат достижение заданных установок ВФА.

Принцип объективности заключается в непредвзятом выстраивании и составлении доводов и результатов, а также в целостном использовании всех документов и доказательств при осуществлении аудиторского мероприятия.

Принцип профессионального скептицизма строится на критической оценке, т.е. на неких сомнениях собранных сведений и данных по

2 Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (ред. от 4 октября 2023 г.).

их надежной и обоснованной характеристике. Этот принцип помогает субъекту ВФА снизить риск совершения ложного довода или мнения по итогам внутреннего аудита.

Принцип эффективности предусматривает, что формирование плана аудиторского мероприятия и его осуществление предполагают целесообразную реализацию целей ВФА и предоставление целых и достаточных результатов за счет применения минимального количества ресурсов.

Принцип стандартизации основывается на унифицированном подходе реализации всех трех этапов ВФА.

Смысл принципа функциональной независимости состоит в возможности проведения объективного ВФА, ход которого не будет подвергнут вмешательству со стороны кого-либо [1].

Проанализировав все принципы ВФА, перейдем к его целям.

Цели ВФА, которых должны придерживаться его субъекты, представлены в трех видах:

• повышение качества финансового менеджмента;

• оценка надежности ВФА;

• подтверждение достоверности бюджетной отчетности, соответствие порядка ведения бюджетного учета.

Стоит отметить, что последней цели посвящен отдельно целый Стандарт № 1203, что указывает на ее важность и необходимость в государственном секторе.

Что касается этапов проведения ВФА, то их деление представлено на рис. 2.

За каждым этапом зафиксирован ряд процедур, которые необходимо выполнить в рамках ВФА. В вышеприведенных стандартах подробно они описаны.

3 Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита» (ред. от 16 ноября 2023 г.).

1. Планирование аудиторского мероприятия

2. Проведение 3. Реализация

аудиторского мероприятия результатов ВФА

Рис. 2. Этапы ВФА

Источник: составлено авторами.

В рамках проводимого исследования практика организации ВФА в органах исполнительной власти Российской Федерации рассматривалась на примере Министерства природных ресурсов и экологии. Основной его деятельностью считаются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Минприроды России является главным администратором бюджетных средств (далее — ГАБС), потому обязан проводить ВФА. Согласно приказу Минфина России от 18 декабря 2019 г. №237н, руководитель ГАБСа самостоятельно принимает решение о форме организации субъекта ВФА. В Министерстве природных ресурсов и экологии им выступает отдел ВФА, непосредственно подчиняющийся министру.

Важно отметить, что в открытом доступе, а также на официальном сайте Минприроды России отсутствует действующий приказ, закрепляющий осуществление ВФА в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. В настоящее время можно найти лишь приказ от 28 декабря 2016 г. № 6821, утверждающий Положение об осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ВФА, однако данный документ уже утратил силу.

На рис. 3 представлена организация ВФА на примере одной бюджетной процедуры в данном главном администраторе бюджетных средств с учетом специфики его деятельности.

В рамках исследования нами взято за основу одно из полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации — ведение государственного учета численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных

1 Приказ Минприроды России от 28 декабря 2016 г. № 682 «Об утверждении Положения об осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации внутреннего финансового аудита».

территориях федерального значения. На его примере рассмотрен примерный механизм осуществления ВФА в данном ГАБСе. Безусловно, стоит подчеркнуть, что бюджетных рисков у одной бюджетной процедуры или действия (операции) по осуществлению бюджетной процедуры может быть несколько: они могут быть связаны с неисполнением сроков, нарушением порядка представления документов (информации), недостоверностью демонстрируемых данных и др. В связи с этим бюджетный риск является лишь одним из примеров.

Что касается мер по минимизации (устранению) бюджетного риска, здесь также может быть множество вариаций. Применяемые меры могут зависеть и от самой организации и ее возможностей. В настоящее время многие механизмы работы органов государственного управления либо автоматизированы, либо осуществляемы с привлечением достижений научно-технологического процесса, в особенности искусственного интеллекта. Их применение не только способствует целесообразному использованию ресурсов, в частности финансовых и трудовых, но и предоставляет возможность быстро обнаружить риски, недостатки и нарушения, а также в короткие сроки устранить их.

Федеральным казначейством ежегодно проводится аналитическое мероприятие, в рамках которого оценивается осуществление ВФА главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета. Данное мероприятие основывается на запрашиваемых у данных органов информации и документов посредством их анализа и оценки согласно перечню из соответствующих вопросов.

Рис. 3. Организация ВФА в Минприроды России

Источник: составлено авторами на основе [4].

Так, в 2022 г. аналитическое мероприятие осуществлялось в отношении 90 главных администраторов средств федерального бюджета, среди которых есть и Министерство при-

родных ресурсов и экологии РФ. По результатам аналитического мероприятия формируется сводный рейтинг по осуществлению ВФА ГАБСами в соответствующем году. Всего Фе-

деральное казначейство выделяет пять зон: зеленую, светло-зеленую, желтую, оранжевую и синюю, где в первую входят ГАБСы с наилучшими показателями по осуществлению ВФА до последней, где представлены ГАБСы с низкой и неудовлетворительной оценками.

Согласно Сводному рейтингу, Минприроды России относится к группе «ААА», находящейся в зеленой зоне с максимальной оценкой (99—100%). Помимо него, такую оценку получили еще девять главных администраторов, среди которых — Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Управление делами Президента Российской Федерации и др [3]. Таким образом, по результатам Сводного рейтинга Федеральным казначейством отмечается высокое качество и правильность организации и осуществления ВФА в данных ГАБСах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Следует отметить, что идет положительная тенденция на снижение ошибок и недостатков на этапах организации и осуществления ВФА. В связи с тем, что федеральные стандарты по осуществлению ВФА вступили в силу в 2019 и 2020 г., можно отметить, что не все органы исполнительной власти смогли быстро адаптироваться к новым законодательным изменениям. Благодаря проводимым Федеральным казначейством аналитическим мероприятиям предоставляется возможным оценить не только имеющийся на текущий момент результат организации ВФА в том или ином главном администраторе средств федерального бюджета, но и оценить динамику его совершенствования или, наоборот, ухудшения. Однако необходимо акцентировать внимание органов исполнительной власти на открытости перед гражданами. Публикация запланированных мероприятий по ВФА и их последующих результатов может служить рупором совершенствования его организации в главном администраторе бюджетных средств.

Список источников

1. Васина Н.В, Немцова Н.В. Организация и планирование проведения внутреннего финансового аудита в государственном секторе // Актуальные тренды в экономике и финансах: материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2023. С. 85—92.

2. Гусарова Л.В. Внутренний финансовый аудит: права и обязанности субъектов и объ-

ектов внутреннего финансового аудита // Наука России: Цели и задачи: сборник научных трудов по материалам XXVI международной научной конференции. Ч. 3. Екатеринбург, 2021. С. 103-105.

3. Емонакова Н.А. Организационные принципы внутреннего финансового аудита в бюджетной сфере // Наукосфера. 2023. № 4-1. С. 370-374.

4. Трухина Н.В. Системная природа принципа независимости внутреннего финансового аудита // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 5, № 10 (118). С. 58-65.

5. Фалеева А. С, Торопова И. С. Организация и принципы внутреннего финансового аудита // Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики: материалы III Международной научно-практической конференции, Симферополь, 26 мая 2023 г. Симферополь, 2023. С. 478-480.

6. Информация о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового аудита в 2022 году // URL: https:// ros-kazna.gov.ru/upload/iblock/e0a/Informatsiya-o-rezultatakh-osushchestvleniya-GASFB-VFA-v-2022-godu_607_30_08_2023_ver1_.pdf

7. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации // URL: https://www.mnr.gov.ru

References

1. Vasina N.V., Nemtsova N.V. Organization and planning of internal financial audit in the public sector // Current trends in economics and finance: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Omsk: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2023. pp. 85-92.

2. Gusarova L.V. Internal financial audit: rights and obligations of subjects and objects of internal financial audit // Science of Russia: Goals and objectives: collection of scientific papers based on the materials of the XXVI International Scientific conference. Part 3. Yekaterinburg, 2021. pp. 103-105.

3. Emonakova N.A. Organizational principles of internal financial audit in the budgetary sphere // Naukosphere. 2023. No. 4-1. pp. 370-374.

4. Trukhina N.V. The systemic nature of the principle of independence of internal financial audit // Economics and management: problems, solutions. 2021. Vol. 5, No. 10 (118). pp. 58-65.

5. Faleeva A.S., Toropova I.S. Organization and principles of internal financial audit // Problems and prospects of development of accounting, auditing and public administration in the digital economy: materials of the III International Scientific and Practical Conference, Simferopol, May 26, 2023, Simferopol, 2023. pp. 478-480.

6. Information on the results of the internal financial audit carried out by the chief administrators of the federal budget funds in 2022 // URL: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/e0a/Informa tsiya-o - rezultatakh-osushchestvleniya-GASFB-VFA-v-2022-godu_607_30_08_2023_ver1_.pdf

7. Official website of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation // URL: https://www.mnr.gov.ru

Информация об авторах

К.В. Ковалева — студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Л.З. Нозадзе — студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the authors

K.V. Kovaleva — Student at the Financial University under the Government of the Russian Federation; L.Z. Nozadze — Student at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 04.03.2024; принята к публикации 20.03.2024.

The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 04.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансовый менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / [М.И. Ермилова, Н.В. Грызунова, М.Е. Косов, Ю.С. Церцеил]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 255 с.

ISBN 978-5-238-03679-3

Освещены основные вопросы, касающиеся управления финансами компании. Представлен анализ управления денежными потоками, структурой и ценой капитала, финансового планирования в компании. Изложены как теоретические основы, так и даны практические примеры и задания для самостоятельного решения.

Учебник предназначен для студентов, магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

.Учебник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.