Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ'

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА (ДАЛЕЕ - ГЛАВНЫЕ АДМИНИСТРАТОРЫ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ) ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Мария Васильевна

Данная статья может быть полезна местным администрациям, при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита. В статье рассмотрены ключевые особенности внутреннего финансового аудита, а также нормативная правовая база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL FINANCIAL AUDIT BY THE SAME RULES

The article can be useful to local administrations when organizing and carrying out internal financial audit. The article discusses the key features of internal financial audit, as well as the regulatory legal framework

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ»

УДК 332.1

Емельянова Мария Васильевна, главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: [email protected]

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ

Аннотация: Данная статья может быть полезна местным администрациям, при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита. В статье рассмотрены ключевые особенности внутреннего финансового аудита, а также нормативная правовая база.

Ключевые слова: внутренний финансовый аудит, федеральные стандарты, анализ осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита.

INTERNAL FINANCIAL AUDIT BY THE SAME RULES

Emelyanova M.V., chief specialist expert internal control and audit department Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: [email protected]

Аннотация: The article can be useful to local administrations when organizing and carrying out internal financial audit. The article discusses the key features of internal financial audit, as well as the regulatory legal framework.

Ключевые слова: internal financial audit, federal standards, analysis of the implementation by the main administrators of budget funds, chief administrators of

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 budget revenues, chief administrators of sources of financing the budget deficit (further - chief administrators of budget funds) internal financial audit.

Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств):

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администратора бюджетных средств, главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Правовые основы внутреннего финансового аудита заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Согласно действующим нормам статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

3) повышения качества финансового менеджмента.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» в статью 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2020 г., внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - Федеральные стандарты) (рисунок 1).

Рис. 1. Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, установленные Министерством финансов Российской Федерации Главные администраторы бюджетных средств, администраторы

бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают

ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление

внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Следовательно, ранее действующие нормативные правовые акты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регламентирующие деятельность внутреннего финансового аудита, утратили свою актуальность.

Основанием организации внутреннего финансового аудита является одно из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита, которое должен принять руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств, представленных на рисунке 2:

о передаче администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств

самостоятельном

выполнении руководителем

главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей

об образовании субъекта внутреннего финансового аудита

Рис. 2. Решения об организации внутреннего финансового аудита

Принятое решение об организации внутреннего финансового аудита оформляется:

а) приказом или распоряжением об образовании (создании, наделении полномочиями) субъекта внутреннего финансового аудита, в случае принятия решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;

б) внесением необходимых изменений в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора

(администратора) бюджетных средств, в случае принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита;

в) документом о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.

Решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита принимается с учетом соблюдения следующих требований, представленных на рисунке 3.

обеспечение субъекта внутреннего финансового аудита достаточными ресурсами для осуществления внутреннего финансового аудита

V

подчинение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита исключительно и непосредственно

руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств

организация деятельности субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости

Рис. 3. Требования для принятия решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита

Решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита принимается при одновременном соблюдении требований, представленных на рисунке 4.

ТРЕБОВАНИЯ

наличие не более трех бюджетных и (или) автономных учреждений, в

отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений,

и (или) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования

отсутствие возможности передачи полномочий по

осуществлению внутреннего финансового аудита

^_ /

наличие не более двух подведомственных администраторов бюджетных средств

выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур

2

отсутствие возможности образования субъекта внутреннего финансового аудита

Рис. 4. Требования для принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита

Решение о передаче администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств может быть принято в случаях, представленных на рисунке 5.

Рис. 5. Принятие решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита Таким образом, передача главным администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита не предусмотрена Бюджетным кодексом и Федеральными стандартами.

6 августа 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», в статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возложения на Федеральное казначейство полномочий по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.

В целях методического обеспечения проведения Федеральным казначейством анализа осуществления внутреннего финансового аудита приказом Минфина России от 27.12.2019 № 1657 утверждена Методика проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита (далее - Методика проведения анализа).

Анализ осуществления внутреннего финансового аудита проводится Федеральным казначейством в отношении главных администраторов средств федерального бюджета, управлениями федерального казначейства по субъектам Российской Федерации - в отношении главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации, главных администраторов средств местного бюджета.

Задачи анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита представлены на рисунке 6.

ЗАДАЧИ

оценка состояния внутреннего финансового аудита, осуществляемого ГАБС

представление в Министерство финансов Российской Федерации информации и документов, необходимых для совершенствования нормативного и методического обеспечения

осуществления внутреннего финансового аудита

выявление лучших практик

организации и осуществления внутреннего финансового аудита

X

выявление типовых недостатков и (или) нарушений при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита, в том числе их причин и условий

анализ результатов проведения ГАБС внутреннего финансового аудита, в том числе изучение заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъектов внутреннего финансового аудита

Рис. 6. Задачи анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021

Проведение анализа осуществления внутреннего финансового аудита состоит из следующих этапов:

1) мониторинг и анкетирование главных администраторов бюджетных средств;

2) планирование и проведение аналитических мероприятий;

3) составление и представление информации по результатам аналитических мероприятий.

Мониторинг главных администраторов бюджетных средств проводится в целях определения главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Анкетирование главных администраторов бюджетных средств проводится на основании Запроса в целях получения информации и документов, характеризующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, в том числе информации о принятых решениях об организации внутреннего финансового аудита, о формах образования, структуре и численности субъектов внутреннего финансового аудита, об изданных ведомственных (внутренних) актах, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита.

Анкетирование в отношении главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации, главных администраторов средств местного бюджета проводится ежегодно.

Аналитическое мероприятие проводится на основании плановой или внеплановой заявки путем:

1) направления органом Федерального казначейства Запроса;

2) изучения, анализа и обобщения полученных по Запросу информации и документов;

3) формирования аналитического отчета.

Рассмотрим проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита на

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 примере Управления Федерального казначейства по Курской области (далее -Управление).

Управлением проведен мониторинг главных администраторов бюджетных средств по состоянию на 01.10.2020, по результатам которого определено 514 главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих деятельность на территории Курской области, 4 из которых находятся в стадии ликвидации.

В 2020 году и в 2021 году в целях реализации полномочий по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Методикой проведения анализа, Управлением проведено анкетирование в отношении 510 главных администраторов бюджетных средств по организации и осуществлению ими внутреннего финансового аудита в 2019 году и в 2020 году соответственно.

В целях оказания содействия в подготовке информации и документов, характеризующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита главными администраторами бюджетных средств, Управлением проведена индивидуальная работа и оказана методологическая помощь каждому из 510 главных администраторов бюджетных средств, которая способствовала принятию решений о создании субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита.

Результаты анкетирования главных администраторов бюджетных средств представлены на рисунках 7 и 8.

Из данных, представленных на рисунке 7, можно сделать вывод, что субъект внутреннего финансового аудита образован только у 191 главного администратора или 38 % главных администраторов, их них:

- уполномоченное должностное лицо является субъектом внутреннего финансового аудита в 187 главных администраторах (37 %);

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 - структурное подразделение является субъектом внутреннего финансового аудита в 4 главных администраторах (1 %).

Форма образования субъекта ВФА

■ уполномоченное должностное лицо

■ структурное подразделение

■ отсутствует или образован в иной форме, не соответствующей Федеральным стандартам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ иная форма (например, комиссия, рабочая группа)

Рис. 7. Результаты анкетирования ГАБС, проведенного в 2020 году Субъект внутреннего финансового аудита отсутствует у 250 главных администраторов (49 %), иная форма образования субъекта внутреннего финансового аудита (например, комиссия, рабочая группа) установлена в 69 главных администраторах (13 %).

Форма образования субъекта ВФА

■ уполномоченное должностное лицо

■ структурное подразделение

■ упрощенном осуществлении ВФА

■ отсутствует или образован в иной форме, не

соответствующей Федеральным стандартам

Рис. 8. Результаты анкетирования ГАБС, проведенного в 2021 году

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021

Данные, представленные на рисунке 8, показывают, что субъект внутреннего финансового аудита образован у 247 главных администраторов или 49 % главных администраторов, их них:

- уполномоченное должностное лицо является субъектом внутреннего финансового аудита в 203 главных администраторах (40 %);

- структурное подразделение является субъектом внутреннего финансового аудита в 3 главных администраторах (1 %);

- принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита в 41 главном администраторе (8 %).

Субъект внутреннего финансового аудита отсутствует или образован в иной форме, не соответствующей Федеральным стандартам (например, комиссия, рабочая группа) у 263 главных администраторов (51 %).

Итоги анкетирования, проведенного в 2020 году и в 2021 году, свидетельствуют об увеличении общего показателя образованных субъектов внутреннего финансового аудита на 29,3 %, количество такой формы образования субъекта внутреннего финансового аудита, как уполномоченное должностное лицо возросло на 8,5%.

Положительная динамика отмечается и в общем количестве проведенных субъектами внутреннего финансового аудита главных администраторов аудиторских проверок (мероприятий). В 2019 году количество проведенных проверок составило 351, в 2020 году - 360.

Основными проблемами в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита, по мнению главных администраторов, являются:

- отсутствие возможности обеспечения функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита;

- отсутствие кадров с достаточной квалификацией для организации осуществления внутреннего финансового аудита.

В истекшем году Управлением проведен анализ результатов осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 финансового аудита в 2019 году, в отношении 10 главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации и 2 главных администраторов средств местного бюджета.

Аналитическое мероприятие в отношении главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации по организации и осуществлению ими внутреннего финансового аудита в 2019 году показало что:

- минимальное количество проведенных аудиторских проверок - одна проверка, среднее количество - три проверки, максимальное количество - семь проверок.

- минимальное количество дней проведения аудиторских проверок составило 1 день, среднее количество дней - 8 дней, максимальное количество дней- 27 дней.

Аналитическое мероприятие в отношении главных администраторов средств местного бюджета по организации и осуществлению ими внутреннего финансового аудита в 2019 году показало что:

- минимальное количество проведенных аудиторских проверок две, максимальное количество - три.

- минимальное количество дней проведения аудиторских проверок составило 6, среднее количество - 8, максимальное количество - 9.

Итоги анализа результатов осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита представлены на рисунках 9 и 10.

Также аналитическое мероприятие показало, что главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации в ходе проведения аудиторских проверок проверяли в равных долях как 2018 год, так и 2019 год, тогда как главные администраторы средств местного бюджета в ходе проведения аудиторских проверок в большинстве случаев проверяли 2018 год.

главные администраторы средств местного бюджета

главные администраторы средств бюджета субъекта РФ

минимальное количество

максимальное количество

Рис. 9. Информация о количестве проведенных аудиторских проверок

30

минимальное среднее максимальное количество количество количество

■ главные администраторы средств местного бюджета

■ главные администраторы средств бюджета субъекта РФ

Рис. 10. Информация о длительности проведения аудиторских проверок (в днях)

Результаты аналитического мероприятия позволяют сделать вывод, что главными администраторами средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществление внутреннего финансового аудита организованно более качественно и эффективно. По итогам выявлена лучшая практика формирования акта по результатам проведения аудиторской проверки по форме

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 и содержанию, в связи с тем, что акте освещены все вопросы программы проверки, в конце акта сделаны выводы, даны рекомендации.

Таким образом, полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, установленные статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются обязательными к исполнению. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи внутренний финансовый аудит должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Внесение изменений в статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации способствовало формированию единой методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита. Внедрение этапа мониторинга и анкетирования главных администраторов бюджетных средств позволяет главным администраторам бюджетных средств провести самооценку организации и осуществления внутреннего финансового аудита.

Список использованной литературы и источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (дата обращения 29.03.2021).

2. Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1657 «Об утверждении Методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342315 (дата обращения 30.03.2021).

3. Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 осуществлению внутреннего финансового аудита» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340638 (дата обращения 31.03.2021).

4. Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330027 (дата обращения 29.03.2021).

5. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Курской области [Электронный ресурс] URL: http://kursk.roskazna.gov.ru (дата обращения 29.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.