УДК 373 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_88
Наталья Александровна Кузнецова,
г. Шадринск Артём Николаевич Рукавишников
с. Красная Звезда, Шадринского района, Курганской области
Организация внеурочной спортивной деятельности в сельской школе
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению в школе, согласно ФГОС, была создана в целях широкого привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такая деятельность формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, к активному отдыху и повышению уровня физической подготовленности.
Внеурочная деятельность учащихся составляет особое положение в работе педагога физической культуры. Она способствует успешной реализации общих задач физического воспитания, но и имеют свои специфические особенности.
Организация внеурочной деятельности в сельских школах требует специального подхода, так как условия жизнедеятельности сельских школ кардинально отличаются от городских.
В статье рассмотрены задачи и значение внеурочной спортивной деятельности, специфика организации внеурочной спортивной деятельности в сельской школе, обусловленные рядом особенностей, характерных для малокомплектных школ.
Представлены результаты исследования методами анкетирования и наблюдения особенностей организации внеурочной спортивной деятельности в сельской школе в сравнении с городской. Выявлены трудности и проблемы, с которыми сталкиваются учителя физической культуры в сельских школах.
С учётом выявленных особенностей и проблем, предложены методические рекомендации, призванные помочь учителям физической культуры сельских школ организовывать внеурочные спортивные мероприятия более качественно.
Ключевые слова: спортивная внеурочная деятельность, спортивные мероприятия, сельская школа, физическое воспитание.
Natalia Aleksandrovna Kuznetsova,
Shadrinsk Artem Nikolaevich Rukavishnikov
Krasnaya Zvezda, Shadrinsky district, Kurgan region
Organization of extracurricular sports activities in a rural school
According to the Federal State Educational Standard Extracurricular, sports and recreation activities at school were created in order to attract students to regular physical education and sports. Such activities form a positive attitude towards a healthy lifestyle, active recreation and improving the level of physical fitness. Extracurricular activities constitute a special position in the work of a physical education teacher. It contributes to the successful implementation of the general tasks of physical education but also have their own specific features. The organization of extracurricular activities in rural schools requires a special approach since the living conditions of rural schools are radically different from urban ones. The article discusses the tasks and importance of extracurricular sports activities, the specifics of the organization of extracurricular sports activities in a rural school, due to a number of features characteristic of small schools. The article presents the results using survey methods and observation of the features of the organization of extracurricular sports activities in rural schools in comparison with urban ones. Difficulties and problems faced by physical education teachers in rural schools are identified. Taking into account the identified features and problems, methodological recommendations are proposed to help teachers of physical education in rural schools organize extracurricular sports events more efficiently.
Keywords: sports extracurricular activities, sports events, rural school, physical education.
Во всем мире физическая культура является одним из главнейших средств воспитания человека, которое гармонично может сочетать в себе как моральную чистоту, так и физическое совершенство. Физическая культура - это не только эффективное средство развития человека, но это и укрепление, и сохранение здоровья, средство для общения и проявления социальной активности учащихся, но она также значительно влияет на другие аспекты человеческой жизни, такие как авторитет человека и положение в социуме.
Учащиеся находятся в общеобразовательном учреждении большую часть дня, поэтому ответственность за сохранение и укрепление их физического, психического здоровья возлагается не только на семью школьника, но и на коллектив педагогов образовательного учреждения. Здоровье
88
человека - один из основополагающих факторов его личного успеха. Роль школы в этом вопросе очень важна, ведь именно в детстве формируется здоровье человека.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению в школе была создана в целях широкого привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такая деятельность формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, к активному отдыху и повышению уровня физической подготовленности.
Внеурочная деятельность учащихся составляет особое положение в работе педагога физической культуры. Она способствует успешной реализации общих задач физического воспитания, но и имеют свои специфические особенности [4].
К таким задачам относятся:
- осуществление неразрывной связи учебной и внеурочной работы;
- привитие интереса к физической культуре и спорту, спорту высших достижений;
- приучить к систематическим и регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- реализовать скрытый потенциал каждого школьника, развивая необходимые для этого качества как физические, так и моральные;
- мотивация учащихся к регулярной физической подготовке на уроке, в спортивных кружках и секциях, сдачи норм комплекса ГТО;
- привлечение к физическому воспитанию учащихся, педагогический коллектив школы, родителей школьников и местных общественных организаций.
Организация внеурочной деятельности в сельских школах требует специального подхода, так как условия жизнедеятельности сельских школ кардинально отличаются от городских.
Ограниченность территорий, удаленность от города значительно снижают возможности в организации свободного времени детей, подростков, молодежи. В селе недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг, отсутствуют современные спортивные сооружения для развития массовых видов спорта [4, 9, 10, 12].
Таким образом, существует противоречие между необходимостью повышать у подрастающего поколения интерес к спортивной деятельности, используя при этом внеурочные спортивные мероприятия, и тем, что при их организации и реализации в сельских школах учителя сталкиваются с рядом трудностей, которые не позволяют проводить внеурочную деятельность достаточно эффективно, что делает актуальной проблему исследования, которая заключается в поиске оптимальных способов организации внеурочных спортивных мероприятий даже в условиях сельской школы.
Данная проблема в той или иной степени затрагивалась исследователями (И.В. Абрамов [1], Н.В. Гогина [3], Н.А. Кузнецова [5], С.С. Куницын [7], Т.Н. Леонтьева [8], С.В. Селезнёва [10]), но современных работ, в которых бы внимательно изучался данный вопрос и предлагались пути его решения, явно недостаточно.
Есть множество условий для организации внеурочной спортивной деятельности в сельской школе, так как Россия большая, многонациональная страна, для каждой конкретной сельской школы особенности могу различаться в зависимости от географического положения, климата, культурного наследия региона, количества населения и т.д., но можно выделить их общие черты:
- из-за малонаселённости сёл необходимо задействовать все живые активы для организации внеурочной спортивной деятельности от учителей до родителей и администрации села;
- для гармоничного развития спортсменов нужно проводить больше соревнований, но в условиях одной сельской школы это практически невозможно, поэтому для разнообразия и обмена опыта соревновательного характера стоит острая потребность в сотрудничестве школ из соседних сёл;
- большой проблемой для сельской местности является удаленность от районов и областных центров. Дети часто не имеют возможности принять участия в каких-либо спортивных праздниках и фестивалях районных и областных уровней из-за плохих дорог, отсутствия личного автобуса и водителя в школе;
- в последние время набирает тенденция закрытия малокомплектных школ и объединения этих образовательных учреждений в одно, исходя их этого большая часть детей находится на «подвозе», т.е. детей из ближайших населенных пунктов привозят и увозят по расписанию, из-за этого не все учащиеся могут оставаться на внеурочные мероприятия, так как потом не смогут добраться до дома;
- из-за малоукомплектовонности школ в сёлах редко бывает возможность собрать команду одного класса, одного возраста, так как в среднем в классах учиться по 7-8 человек (а в старших классах, порой, и 2-4 человека), но не все обладают определенными спортивными навыками, другие же учащиеся имеют другие интересы или уже задействованы в других активных сферах в жизни школы (КВН, театр, проведение каких-либо школьных мероприятиях);
- школа в селе является одним из главных досуговых центров, поэтому дети нередко занимаются несколькими видами деятельности, посещают несколько кружков и секций, в связи с этим необходимо грамотно продумывать организацию работы кружков, секций и внеурочных мероприятий для реализации воспитательных задач;
- также на проведение внеурочных спортивных мероприятий влияет материально-техническая база образовательного учреждения, будет невозможным реализовать мастер-класс по самбо, если школа не оснащена гимнастическим залом или определенным количеством спортивных матов, скудность форм проведения «Весёлых стартов» из-за отсутствия или устаревшего инвентаря, или затрудненность участия в мероприятиях по спортивному ориентированию, если в школе нет компасов и учащихся отсутствуют знания и навыки по его использованию;
- из-за малокоумплектованности, скудности материально-технической базы, плохой логистики достижение высоких спортивных результатов становится почти невозможным, поэтому во внеурочных спортивных мероприятиях преобладают воспитательные цели и задачи [6, 5, 12].
Анализ многих источников, учительских форумов и бесед, а также собственный опыт показали, что, несмотря на высокий уровень развития разных форм проведений внеурочных мероприятий, они не
имеют готовых решений в привлечении школьников к участию в дополнительной спортивной деятельности. Перед учителем физической культуры встала сложная цель - поиск путей привлечения учащихся во внеурочную спортивную деятельность.
У педагогов возникает актуальный вопрос, как можно и возможно ли привлечь большее количество детей и поднять интерес у учеников к внеурочной спортивной деятельности. К большому сожалению, однозначного ответа на это вопрос нет. «Детям теперь не нужны спортивные игры, телефон и компьютер — вот что привлекает их больше всего!» - такова первая реакция большинства учителей физической культуры. Действительно возникает множество проблемных вопросов и ситуаций, решение которых должно быть найдено в ближайшее время.
Главной задачей внеурочной спортивной деятельность в школе сельской местности является вовлечение в систематические тренировки большого количества детей и подростков. Для этого необходимо создание новой системы таких мероприятий, гарантирующей общедоступные занятия и формирующей устойчивый интерес к регулярным тренировочным занятиям и здоровому образу жизни.
Нами было проведено исследование, направленное на сравнение организации внеурочной спортивной деятельности в сельской и городской школах. Оно проходило на базе МКОУ «Красно-звездинская СОШ имени Г.М. Ефремова» Шадрин-ского района Курганской области, МБОУСОШ Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, Советского района посёлок Зеленоборск, МБОУ «Бороздинская ООШ» Альменевского района Курганской области, а также для сравнения в городской школе - МБОУ «Лицей .№1» город Шадринск.
В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование с учителями физической культуры, работающими в сельской местности и городской школе. Педагогам были заданы вопросы:
1. Сколько учеников обучаются в вашей школе?
2. Существуют ли в вашей школе спортивные секции? Какие?
3. Примерное количество учащихся, посещающих спортивные кружки и секции.
4. Сколько спортивных мероприятий было проведено в этом году? (если есть возможность, то перечислить какие именно).
5. Охотно ли ученики принимают участие в спортивной деятельности школы? Какие классы наиболее активны и отзывчивы в таких мероприятиях?
6. Как происходит организация спортивных мероприятий в вашей школе? (планируются ли мероприятия или соревнования заранее, как сообщается информация о мероприятии).
7. С какими трудностями вы сталкиваетесь при организации таких спортивных мероприятий?
8. Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?
90
9. Растёт ли заинтересованность у учащихся во внеурочных мероприятиях по физической культуре? Как вы думаете, почему?
- Ответы на первый вопрос оказались следующими. В МКОУ «Краснозвездинская СОШ» обучаются 250 человек; в МБОУ «Зеленоборская СОШ» учатся 230 детей; в МКОУ «Бороздинская ООШ» учатся 32 человека; в МБОУ «Лицей № 1» обучаются 1197 детей.
- В сельских школах ученикам предлагается посещение следующих спортивных секций: волейбол, ОФП, баскетбол, волейбол, футбол. В городской школе дети могут заниматься ОФП, баскетболом, волейболом, футболом, пауэрлифтингом. То есть материальная база городской школы шире и позволяет предоставить детям возможность тренироваться также в секции пауэрлифтинга, которая требует наличия тренажёрного зала.
- На третий вопрос мы получили следующие ответы:
В спортивных секциях «Краснозвездинская СОШ» занимаются 16 учащихся (6,4%), в «Бороз-динская ООШ» спортивные секции посещают 15 человек (46%), в «Зеленоборская СОШ» 80 учеников посещают спортивные секции (34%). Секции в МБОУ «Лицей №1» посещают 30 учащихся (2%) (См. диаграмму № 2.1.2). То есть, чем больше школа, тем меньший % учащихся вовлечён в спортивную деятельность. Это объясняется возможностью городских детей (а также Краснозвездинской сельской школы, но расположенной недалеко от города) посещать, помимо школьных секций, кружки и секции в организациях дополнительного образования, например, спортивные школы и клубы («Ермак», «Гонг», «Юность» и др.).
- Ответы на четвёртый вопрос оказались следующими. В МКОУ «Краснозвездинская СОШ за три учебных четверти 2021/2022 года было проведено около 10 мероприятий, в том числе: «День Здоровья», «Зарядка с чемпионом», «Большие гонки», «Осенний кросс», «Самый ловкий, самый сильный» и др. В Зеленоборской СОШ за три учебных четверти было проведено 11 спортивных мероприятий (турслёт, «Кросс нации», «День здоровья», «Зимние забавы», «Зарница», «Орленок», «Лыжня России», «Весёлые старты», первенство по футболу, первенство по волейболу, первенство по пионерболу). В МКОУ «Бороздинская ООШ» было проведено 10 спортивных внеурочных мероприятий. МБОУ «Лицей № 1» предложил своим учащимся 12 мероприятий (турслёт, Всероссийская олимпиада школьников, «Юнармеец», «Зарница», «Малые олимпийские игры», «Весёлые старты», первенство по волейболу, первенство по баскетболу, первенство по лёгкой атлетике, «Сыны отечества, «Мы - патриоты», лыжные гонки). То есть и в городской, и в сельских школах проводится достаточное количество спортивных мероприятий.
- Результаты пятого вопроса оказались следующими. Учителя городской школы отмечают более активное участие в спортивных мероприятиях
учащихся начального звена, а в 5-6 классе наблюдают незначительное снижение активности, объясняя это возрастными особенностями подростков, а также тем, что многие из них реализуют свои интересы к двигательной активности в рамках посещения учреждений дополнительного образования. Педагоги, работающие в сельских школах, замечают заинтересованность у детей 8-10 классов, так такие ученики могут быть привлечены к организации или судейству спортивного мероприятия.
- О проведении будущих спортивных мероприятий учителя МБОУ «Лицей №1» сообщают физорогам классов, классным руководителям, а также распечатывают объявления, которое размещают у расписания учащихся и в учительской. Во всех школах учителя физкультуры согласуют будущие спортивные мероприятия с администрацией и педагогами-организаторами, после чего добавляют его в план на год.
- Трудности, с которыми сталкиваются учителя городской школы при организации внеурочной спортивной деятельности:
1) В связи с новыми рекомендациями для крупных школ в период COV[Dа, учащихся необходимо разделить на две учебные смены;
2) Недостаточное количество времени у самого учителя, так как кроме основной деятельности учителя-предметника, большинство имеет ещё и классное руководство, которое требует больших временных и энергетических затрат;
3) Часто не хватает качественного инвентаря, и приходится придумывать мероприятие с тем инвентарем, что имеется в школе;
4) Загруженность спортивного зала.
Ответы на этот вопрос учителей, работающих
в сельской школе, оказались следующими. Самую частую проблему в организации спортивных мероприятий учителя физической культуры видят в небольшом количестве учащихся, что не позволяет проводить различные соревнования среди школьников одного возраста. Вторая трудность, с которой сталкиваются все учителя при организации внеурочной деятельности, является отсутствие современного и необходимого инвентаря, который помогает создавать мероприятия в более привлекательных для школьников формах. Сложность в проведении спортивных мероприятий среди сельских школьников заключается в том, что в связи с объединением малокомплектных школ, большинство детей вынуждены добираться согласно строгому расписанию автобуса до уроков и после уроков. Следующая трудность, с которой сталкиваются учителя — это отсутствие нескольких педагогов физической культуры, что существенно упростило бы организацию спортивных мероприятий. Последняя проблема, о которой говорят педагоги сельских школ - это отсутствие материальной базы для поощрения школьников. Не все школы готовы договариваться и искать спонсоров для финансовой поддержки.
- Для решения проблем, возникающих при организации и проведении спортивных мероприятий в сельской школе, учителя предлагают искать спонсоров, что поможет найти материальную базу для поощрения учеников и приобретении необходимого инвентаря.
- На последний вопрос мы получили следующие ответы. Лишь один учитель физической культуры отметил рост заинтересованности у учащихся к внеурочным спортивным мероприятиям. Снижение интереса к внеурочной деятельности большинство учителей объясняет тем, что условиях комью-теризации общества, приобретением гаджетов детям, они увлечены онлайн-общением и онлайн-иг-рами. Также заметно сказался период пандемии, в связи с этим количество мероприятий значительно снизилось, дети стали не так активны, им интереснее сидеть дома в телефоне, чем заняться физической деятельностью.
Нами были проанализированы ответы учителей физической культуры, работающих в сельских и городской школах, в результате чего нам удалось выяснить, с какими трудностями столкнулись учителя в процессе организации и проведения внеурочной спортивной деятельности. Учителя городской школы отмечают, что главная трудность в проведении внеурочных мероприятий, заключается в отсутствии свободного времени у учителя и большая загруженность спортивного зала в связи с выходом школы в две учебные смены. В сельских же школах учителя сталкиваются с такими проблемами, как маленькое количество учащихся, отсутствие нескольких учителей физической культуры, недостаточность материальной базы для поощрения учеников, отсутствие необходимого инвентаря. В городской школе наиболее активны учащиеся начального звена, учителя сельских школ отмечают заинтересованность детей 8-10 классов, так как их можно привлекать к организации и проведению спортивных мероприятий. Как в сельских, так и в городских школах для учащихся предлагаются разные секции и спортивные мероприятия. В городской и сельской школе учителя физической культуры совместно с организаторами составляют план спортивных мероприятий на год, стараются учитывать интересы детей и выбирать разные формы мероприятий. Результаты проведённой анкеты помогут в дальнейшем понять, какие меры помощи и поддержки нужны учителям физической культуры для полноценного проведения внеурочных спортивных мероприятий.
К специфическим особенностям, влияющим на организацию внеурочной спортивной деятельности в условиях сельской малочисленной школы, относятся малая наполняемость класса и отсутствие параллели классов, что создает следующие проблемы при организации этой работы:
- невозможность выполнить учебную программу по подвижным и спортивным играм в одном классе;
- отсутствие стимула к соревновательной деятельности на уроках и возможности для сравнения и оценки реальных успехов в спортивных достижениях;
- отсутствие эмоциональности, привлекательности занятий;
- психологическая незащищенность ребенка, постоянный контроль учителя за учеником;
- однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия;
- ограниченный выбор форм физкультурно-оздоровительной работы в учебной и внеучебной деятельности.
В связи с этим в сельской школе целесообразно использовать такие методические рекомендации, которые помогут учителям физической культуры привлечь школьников к участию во внеурочной спортивной деятельности. Такие рекомендации позволят успешно решить следующие задачи:
- удовлетворение потребностей учащихся в выборе форм занятий спортивной деятельности (учебной, кружковой, секционной, клубной);
- выявление индивидуальных возможностей, способностей каждого школьника и реализация их в процессе игровой, соревновательной, спортивной деятельности;
- воспитание дружного сплоченного спортивного коллектива, способного защищать честь школы на соревнованиях различного уровня;
- включению в учебный процесс дополнительных видов спорта и др.
В условиях села для проведения внеурочной спортивной деятельности, мы считаем, необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций.
Методические рекомендации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, физкультминутки).
Проведение данных зарядок должно быть утверждено администрацией сельской школы, составлено расписание, согласно которому каждый класс знает дату и время таких утренних разминок, что позволяет классному коллективу заранее разработать комплекс упражнений. Гимнастика до уроков может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность утренней гимнастики равна 7-10 минутам.
Методические рекомендации проведения спортивных соревнований среди учащихся.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию в сельской школе. Соревнования, как и другие виды внеурочной работы, должны включаться в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, прописывается положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. Каждое соревнование
92
должно проходить в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, порядок награждения участников команд, форма заявки и сроки ее представления.
Проведение любых соревнований требует тщательной подготовки и соблюдение чётких рекомендаций. Для того, чтобы соревнования прошли успешно необходимо благоустройство и строительство пришкольных спортивных и игровых площадок, создание троп здоровья, уборка задействованных территорий. Необходимо создать разновозрастные группы учащихся для проведения в связи с малокомплектными классами и отсутствием параллелей. В этом случае предусматривается объединение на занятии учащихся, близких по своим анатомо-физиологическим особенностям (1-2, 3-4, 5-6, 7-9, 10-11 кл.). Проведение таких соревнований может быть организовано совместно с учащимися близлежащих школ. На спортивных соревнованиях необходимо присутствие медицинского работника, также заранее необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности. Для проведения серьёзных соревнований среди учащихся близлежащих школ возможен поиск спонсоров со стороны бывших выпускников, фонда сельского сообщества или отдельных частных компаний. Спонсорская помощь необходима в сельских школах для приобретения инвентаря и раздаточного поощрительно материала для участников мероприятия.
Методические рекомендации для проведения «Дня здоровья и спорта».
В начале каждого квартала рекомендуется спланировать содержание дня здоровья. Необходимо учитывать время года, в которое будет проводиться данное мероприятие. Содержание дней здоровья и спорта должны составлять подвижные игры, спортивные упражнения, спортивные развлечения, пешеходные прогулки. Учитель заранее составляет план данного мероприятия, объявляет лидерам классов и классным руководителям все нюансы, которые требуют особого внимания и предварительной подготовки.
Все эти физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают добиваться от детей умения применять на практике накопленный опыт: выполнять упражнения из раздела основных движений, использовать элементы спортивных игр. Мероприятие «День здоровья и спорта» в сельской школе формирует позитивное отношение к здоровому образу жизни, поэтому к проведению праздника могут быть привлечены родители, что повысит интерес у учащихся и увеличит количество участников.
Чтобы применять различные формы проведения таких традиционных мероприятий в малокомплектной школе возможно использование ресурсов организаций дополнительного образования и привлечения кадровых ресурсов. Также для этого вне-
урочного мероприятия возможно создание физкультурных активов из ответственных учащихся, которые будут помогать в организации и проведении «Дня здоровья».
Дни здоровья и спорта должны, в первую очередь, иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников.
В программу дня здоровья и спорта обычно включают:
1) подвижные и спортивные игры;
2) соревнования по программе «Старты надежд»;
3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя;
4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы;
5) игры на местности, радиальные туристические походы с местом сбора на школьной площадке;
6) показательные спортивные выступления, на которые могут быть приглашены юные спортсмены из близлежащей городской, районной школы, учреждений дополнительного образования детей.
Методические рекомендации при проведении «Весёлых стартов».
Особенность организации работы в сельской малочисленной школе, заключается в том, что в во внеурочной спортивной деятельности участие принимает практически весь педагогический коллектив, также привлекаются родители, учащиеся, бывшие ученики, проживающие на территории села, которые выступают не только зрителями, но участниками и даже судьями. Для повышения заинтересованности участников «Весёлых стартов» возможно привлечение учащихся близлежащих школ или родителей учащихся.
Как было сказано выше, что в сельских школах отсутствуют учебные параллели, поэтому у учителя физкультуры нет возможности провести соревновательное мероприятие среди детей одного возраста, выходом из этой ситуации может послужить создание сборных команд. Например, создание трёх команд, в которых необходимо участие двух учеников пятого, двух учеников шестого и трёх учеников седьмого классов. Организаторам «Весёлых стартов» необходимо учитывать возрастные особенности участников команды и создать такие условия, чтобы каждый ребёнок смог проявить свои сильнейшие стороны.
Обязательно оборудовать место проведения с соблюдением всех требований правил безопасности, подготовить необходимый инвентарь. Перед проведением мероприятия проработать план со всеми организаторами, ведущими и судейской коллегией.
Методические рекомендации проведения спортивного праздника.
Самыми распространёнными и массовыми формами внеурочной спортивной деятельности являются спортивные праздники. Такие мероприятия
должны проводиться с группами учащихся двух-трех классов, а в малокомплектной школе - сразу для всех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должен быть подготовлен план праздника. В хорошую погоду предпочтительно проводить на открытом воздухе.
Проводимые праздники всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Сценарий спортивного праздника должен быть составлен таким образом, чтобы в нём грамотно совмещались игры с различным содержанием и нагрузкой.
Оповещение официальных лиц, ответственных за проведение данного мероприятия: судейская коллегия, врачи, правоохранительные органы, представители СМИ, группы поддержки, помощники.
Необходимо заранее объявить учащимся тематику спортивного тематического праздника, который может быть посвящён какому-либо празднику, известной личности или историческому событию. Учащиеся готовятся к мероприятию, придумывая название, девиз команды, возможно, продумать внешний вид или общие детали.
План проведения праздника может быть следующим:
1. Построение учеников по классам (командам), торжественная линейка, подъем спортивного флага.
2. Парадный марш участников праздника.
3. Приветствие директора школы, почетных гостей.
4. Массовые гимнастические выступления.
5. Эстафеты, спортивные соревнования типа «кто быстрее», «кто выше», «кто дальше», «кто сильнее», «кто выносливее».
6. Игры, спортивные и физкультурные развлечения.
На спортивно-физкультурном празднике проводят награждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы. В качестве почетных гостей праздника приглашают чемпионов, рекордсменов страны (республики), Олимпийских игр, ветеранов спорта. Не каждый согласиться из них приехать в сельскую местность, особенно если село достаточно удалено от городских и районных центров, поэтому приветственное слово от них можно организовать и с помощью дистанционных технологий.
Методические рекомендации проведения общего классного часа «Час здоровья».
Беседы о здоровье и гигиене очень важны для подрастающего поколения. Один раз в четверть для учащихся предлагается актуальная тема для беседы и размышления. Если в сельской школе небольшое количество учащихся, то их можно разделить на три группы: младшие школьники, среднее звено и старшеклассники и провести тематический «Час здоровья». Для проведения общего классного часа можно
привлечь работников разных сфер (медицинские работники, представители ПДН), школьники могут задать специалистам интересующие их вопросы. В качестве выступающих могут привлекаться старшеклассники. Дети могут готовиться к таким классным часам индивидуально или группой.
Также возможна реализация этих классных часов с применением сетевой формы, с использованием дистанционных образовательных технологий. Материалы выступлений учащихся на «Часе здоровья» можно размещать на сайте школы.
Методические рекомендации по организации спортивных кружков и секций.
В условиях небольшого количества учащихся кружки не могут быть организованы отдельно в каждом классе, поэтому занятия проходят для всех желающих. Внутри кружка комплектуются маленькие группы по 5-7 человек, стараясь учитывать их возраст и физическую подготовку. Занятия необходимо проводить два-три раза в неделю, их продолжительность 40-60 мин. Необходимо учитывать расписание транспорта, на котором школьники из соседних сёл и деревень добираются домой.
Занятия в кружках и секциях должны активизировать двигательный режим детей, расширить их знания, двигательные умения и навыки; формировать у них потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Содержание таких занятий должно обеспечивать разностороннее физическое развитие учеников.
В секции должны приглашаться школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Осуществлять внеурочную спортивную деятельность кружков и секций могут учителя физической культуры, учителя ОБЖ или другие предметники, имеющие соответствующую подготовку по определенному виду спорта и компетентные в вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми.
Методические рекомендации проведения предметной декады по физической культуре.
Предметная декада обычно проводится один раз в учебном году. Для проведения предметной декады необходимо составить продуманный план. За несколько недель до проведения предметной декады требуется утвердить и скорректировать план с администрацией школы. План недели красочно оформляется и вывешивается в учительской и у расписания уроков. Всем классам в начале декады выдаются маршрутные листы с заданиями. Проведение недели сопровождается внеурочными мероприятиями различных форм проведения. Ученики оформляют стенгазеты, принимают участие в беседах, проводят шефскую работу в младших классах. Также на предметной неделе возможно написание и защита самостоятельных проектов под чутким руководством учителя физической культуры. В конце предметной декады на общей линейке подводятся итоги, награждаются победители и самые активные учащиеся [2, 11].
Данные методические рекомендации помогают учителям физической культуры в организации внеурочной спортивной деятельности, превращая ее в среду благоприятную для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни сельских школьников.
Таким образом, чтобы разрешить проблему развития спорта и физической культуры в школе в сельской местности нужно приложить много усилий учителей, родителей и властей. Пристальное внимание необходимо от вышестоящих органов, увеличение финансирования, строительство стадионов, спортивных площадок, приобретение нового инвентаря, пропаганда здорового образа жизни, привлечение квалифицированных специалистов, привлечение родителей - всё это будет способствовать повышению заинтересованности у школьников в физическом воспитании и занятиях спортом в сельской местности.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Нами было проведено исследование особенностей организации внеурочной спортивной деятельности в сельской школе по сравнению с городской, через анкетирование учителей физической культуры трёх сельских школ и самой большой городской школы г. Шадринска (МБОУ «Лицей №1»), в ходе которого мы выявили, что:
1) материальная база городской школы шире и позволяет предоставить детям возможность посещать большее количество секций, например, секции пауэрлифтинга, которая требует наличия тренажёрного зала;
2) чем больше школа, тем меньший % учащихся вовлечён в спортивную деятельность. Это объясняется возможностью городских детей (а также сельской школы, расположенной недалеко от города) посещать, помимо школьных секций, кружки и секции в организациях дополнительного образования, например, спортивные школы и клубы;
3) и в городской, и в сельских школах проводится достаточное количество спортивных мероприятий;
4) в городской школе более активное участие в спортивных мероприятиях принимают учащиеся начального звена, а в 5-6 классе наблюдают незначительное снижение активности, что объясняется возрастными особенностями подростков, а также тем, что к этому времени большинство из них реализуют свою потребность в физкультурно-спор-тивной деятельности, посещая организации дополнительного образования. Педагоги, работающие в сельских школах, замечают заинтересованность у детей 8-10 классов, так такие ученики могут быть привлечены к организации или судейству спортивного мероприятия;
5) самую частую проблему в организации спортивных мероприятий учителя физической культуры сельских школ видят в небольшом коли-
честве учащихся, что не позволяет проводить различные соревнования среди школьников одного возраста; то, что в связи с объединением малокомплектных школ, большинство детей вынуждены добираться до школы согласно строгому расписанию автобуса до уроков и после уроков; а также отсутствие нескольких педагогов физической культуры, что существенно упростило бы организацию спортивных мероприятий. Для городской школы основной проблемой является загруженность спор-
тивного зала, нехватка времени в связи с необходимостью работать в две смены. Общая проблема для городской и сельских школ - недостаточная материальная база и недостаток финансирования для поощрения юных спортсменов.
На основе выявленных особенностей условий сельской школы, а также проблем в организации внеурочной спортивной деятельности, нами были разработаны методические рекомендации по организации внеурочных спортивных мероприятий в сельских школах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов, И.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе : науч. докл. / И.В. Абрамов. - Орлов, 2018. - 3 с. - URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2020/04/23/organizatsiya-fizkultumo-ozdorovitelnoy-raboty-v (дата обращения: 20.01.2022). - Текст : электронный.
2. Боярская, Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы : учеб. пособие / Л. А. Боярская. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 120 с. - Текст : непосредственный.
3. Гогина, Н.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе : учеб.-метод. материалы / Н.В. Гогина, А.Б. Гогин. - Шуя : ШГПУ, 2008. - 92 с. - Текст : непосредственный.
4. Кобец, Г.Б. Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы : доклад / Г.Б. Кобец. - Новосибирск, 2020. - URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/10/28/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah (дата обращения: 12. 02.2022). - Текст : электронный.
5. Кузнецова, Н.А. Специфика организации спортивно-массовой работы в сельской малочисленной школе /
H.А. Кузнецова. - Текст : электронный // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 15. - С. 1266-1270. -URL: http://e-koncept.ru/2016/96170.htm.
6. Кузьмин, Р.И. Сельская школа и социум: проблемы взаимодействия и пути решения / Р.И. Кузьмин, С.В. Кузьмина. - Текст : электронный // Вестник ТГУ. - 2007. - № 1. - С. 230-234. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/selskaya-shkola-i-sotsium-problemy-vzaimodeystviya-i-puti-resheniya (дата обращения: 07.02.22).
7. Куницын, С.С. Технология организации спортивно-массовой работы в сельской школе / С.С. Киницын. - Текст : электронный // УРОК.РФ : пед. соо-во. - URL: https://урок.рф/library/tehnologiya_organizatcii_sportivnomassovoj_raboti_v_173525.html (дата обращения: 17.12.2021).
8. Леонтьева, Т.Н. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в разновозрастных группах сельской малочисленной школы : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.Н. Леонтьева. - Ярославль, 2002. - 266 c. - Текст : непосредственный.
9. Маслова, Д.А. Внеурочная деятельность в малокомплектных школах / Д.А. Маслова. - Текст : электронный // Методическое дерево : метод. центр. - URL: https://novoedrevo.ru/publications/14002405 (дата обращения: 21.12.2021).
10. Селезнёва, С.В. Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного и духовно-нравственного направлений в условиях сельской школы как фактора формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни / С.В. Селезнёва. - Текст : электронный // МультиУрок : образоват. площадка. -URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-vneurochnoi-deiatelnost-6.html (дата обращения: 14.02.2022).
11. Телегина, Е.Н. Методические рекомендации для проведения спортивных мероприятий / Е.Н. Телегина. - Солнечный, 2016. - URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-sportivnih-igr-i-prazdnikov-1349370.html (дата обращения: 10.02.2022). - Текст : электронный.
12. Щеглова, А.М. Внеурочная деятельность в условиях сельской школы / А.М. Щеглова. - Текст : электронный // Дум Думыч : б-ка материалов. - URL: https://www.dumschool.ru/hbrary-material/vneurochnaya-deyatelnost-v-usloviyah-selskoy-shkoly-1139 (дата обращения: 04.02.2022).
REFERENCES
I. Abramov I.V. Organizacija fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty v sel'skoj malokomplektnoj shkole : nauch. dokl. [Organization of physical culture and recreation work in a rural small school]. Orlov, 2018. 3 p. - URL: https://nspor-tal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2020/04/23/organizatsiya-fizkulturno-ozdorovitelnoy-raboty-v (Accessed 20.01.2022).
2. Bojarskaja L.A. Metodika i organizacija fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty: ucheb. posobie [Methodology and organization of physical culture and health work]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2017. 120 p.
3. Gogina N.V., Gogin A.B. Organizacija fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty v sel'skoj shkole: ucheb.-metod. materialy [Organization of physical culture and recreation work in a rural school]. Shuja: ShGPU, 2008. 92 p.
4. Kobec G.B. Organizacija vneurochnoj dejatel'nosti v uslovijah sel'skoj malokomplektnoj shkoly: doklad [Organization of extracurricular activities in a rural small school]. Novosibirsk, 2020. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/li-brary/2021/10/28/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah (Accessed 12.02.2022).
5. Kuznecova N.A. Specifika organizacii sportivno-massovoj raboty v sel'skoj malochislennoj shkole [Specifics of the organization of sports and mass work in a small rural school]. Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. [Concept], 2016, vol. 15, pp. 1266-1270. URL: http://e-koncept.ru/2016/96170.htm.
6. Kuz'min R.I., Kuz'mina S.V. Sel'skaja shkola i socium: problemy vzaimodejstvija i puti reshenija [Rural school and society: problems of interaction and solutions]. Vestnik TGU [Tomsk State University Journal], 2007, no. 1, pp. 230-234. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/selskaya-shkola-i-sotsium-problemy-vzaimodeystviya-i-puti-resheniya (Accessed 07.02.22).
7. Kunicyn S.S. Tehnologija organizacii sportivno-massovoj raboty v sel'skoj shkole [Technology of organizing sports and mass work in rural schools]. UROK.RF: ped. soo-vo [LESSON.RF]. URL: https://urok.rl/library/tehnologiya_organiza-tcii_sportivnomassovoj_raboti_v_173525.html (Accessed 17.12.2021).
8. Leont'eva T.N. Fizkul'turno-ozdorovitel'naja rabota s uchashhimisja v raznovozrastnyh gruppah sel'skoj malochislennoj shkoly. Dis. kand. ped. nauk [Physical culture and recreation work with students in age groups of rural small schools. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Jaroslavl', 2002. 266 p.
9. Maslova D.A. Vneurochnaja dejatel'nost' v malokomplektnyh shkolah [Extracurricular activities in small schools]. Metodicheskoe derevo: metod. centr. [Methodical tree]. URL: https://novoedrevo.ru/publications/14002405 (Accessed 21.12.2021).
10. Seleznjova S.V. Osobennosti organizacii vneurochnoj dejatel'nosti sportivno-ozdorovitel'nogo i duhovno-nravstvennogo napravlenij v uslovijah sel'skoj shkoly kak faktora formirovanija jekologicheskoj kul'tury, zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni [Features of the organization of extracurricular activities of sports and recreation and spiritual and moral directions in the conditions of rural schools as a factor in the formation of ecological culture, healthy and safe lifestyle]. Mul'tiUrok: obra-zovat. ploshhadka [MultiLesson]. URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-vneurochnoi-deiatelnost-6.html (Accessed 14.02.2022).
11. Telegina E.N. Metodicheskie rekomendacii dlja provedenija sportivnyh meroprijatij [Guidelines for conducting sports events]. Solnechnyj, 2016. URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-sportivnih-igr-i-prazdnikov-1349370.html (Accessed 10.02.2022).
12. Shheglova A.M. Vneurochnaja dejatel'nost' v uslovijah sel'skoj shkoly [Extracurricular activities in rural school conditions]. Dum Dumych: b-ka materialov [Dum Dumych]. URL: https://www.dumschool.ru/library-material/vneurochnaya-deyatelnost-v-usloviyah-selskoy-shkoly-1139 (Accessed 04.02.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.А. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шад-ринск, Россия, e-mail: [email protected].
А.Н. Рукавишников, выпускник заочного отделения факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»; учитель физической культуры МКОУ «Краснозвездинская СОШ имени Г.М. Ефремова» Шадринского района, Курганской области, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.A. Kuznetsova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theoretical Foundations of Physical Education and Life Safety, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, e-mail: [email protected].
A.N. Rukavishnikov, Undergraduate Student, Faculty of Physical Culture, Shadrinsk State Pedagogical University; Physical Education Teacher, Krasnozdinskaya Secondary School named after G.M. Efremov, Shadrinsk district, Kurgan region, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_96
Елена Вячеславовна Лебедева, Мария Александровна Коврова
г. Киров
Дидактическая игра в приложении LearningApps как средство развития у третьеклассников умения распознавать грамматические признаки
имени существительного
В статье рассматривается проблема поиска эффективных средств, направленных на развитие умения распознавать грамматические признаки имени существительного. Цель статьи - представить возможности применения дидактической игры, разработанной в приложении LearnmgApps, при изучении имени существительного в 3 классе. В статье описаны трудности, связанные с изучением грамматических признаков имени существительного. Рассмотрены методические приемы, которые используют учителя в процессе работы над темой «Имя существительное». В результате анализа было выяснено, что на уроках русского языка при изучении грамматических признаков частей речи и имени существительного в том числе, используются такие методические приемы, как лингвистические игры, интеллект-карты, проблемные ситуации и другие. Обоснована актуальность использования дидактических игр с применением компьютерных технологий. Представлены результаты педагогического эксперимента, связанного с апробацией дидактической игры в приложении LearningApps.
Ключевые слова: младший школьник, дидактическая игра, цифровые ресурсы, приложение LearningApps, грамматические признаки имени существительного.