Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN217.pdf Статья опубликована 19.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Ханин Павел Анатольевич1
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Россия, Елец
Аспирант E-mail: [email protected]
Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления)
Аннотация. В данной статье анализируется внеурочная деятельность как форма и вид учебной деятельности в контексте методологических установок ФГОС общего образования. Данный анализ осуществляется по следующим параметрам: целевой, методологический, содержательный, методический, результативный. Цель и задачи внеурочной деятельности должны носить воспитательный характер и быть ориентированы на развитие личности. Методологической основой внеурочной деятельности выступает системно-деятельностный подход: внеурочная деятельность предполагает не воздействие на обучающегося как на пассивный субъект, а такую организацию его деятельности, в ходе которой будет интенсивно развиваться его личность. Содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления соотносится с содержанием урочной деятельности учащихся по физической культуре: предполагается учет половозрастных особенностей учащихся, а также соответствие особенностям развития качеств учащихся, базирующихся на различных физиологических механизмах. Методика обучения, предписываемая для реализации занятий по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, предполагает ориентацию на использование предметной физкультурной, спортивной, оздоровительной или корригирующей методик. Результаты внеурочной деятельности могут быть соотнесены как с результатами воспитательной деятельности, так и с результатами внеурочной деятельности. Также в статье на примере внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления показаны отличия данного вида учебной деятельности от урочной деятельности и от дополнительного образования детей.
Ключевые слова: ФГОС общего образования; внеурочная деятельность; спортивно-оздоровительное направление; системно-деятельностный подход
1 119634, Москва, ул. Лукинская, д. 10, кв. 320 Страница 1 из 7 ^^^^^^^^^^^^^НЦЦЦЦЦ
http://mir-nauki.com 50PDMN217
Внедрение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования повлекло за собой появление и апробацию новых форм и видов учебной деятельности, одним из которых является внеурочная деятельность.
Данное понятие, с одной стороны, далеко не новое в отечественной педагогической науке. Первые исследования внеурочной деятельности (в педагогике встречаются синонимичные понятия: внеурочная работа, внеурочное время и т.д.) относятся к 50-60 гг. 20 века (Д.М. Сонин [13], Е.И. Альтов [1], Г.П. Бурса [3], В.И. Шаврук [14] и др.). Как правило, внеурочная деятельность рассматривалась как механизм решения частных проблем обучения и воспитания, которые не входили или недостаточно освещались в урочной деятельности, то есть при освоении школьниками содержания учебных предметов, в частности посредством привлечения потенциала внеурочной деятельности решались проблемы углубленного изучения того или иного предмета либо осуществления специфических видов воспитания.
Ведущая роль в разработке концепции внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода принадлежит Ю.К. Бабанскому [2], В.В. Давыдову, А.У. Варданян [7] и др.
С другой стороны, в контексте методологии ФГОС общего образования содержание понятия внеурочной деятельности претерпело существенные изменения. В этой связи до сих пор у части педагогических работников, реализующих программы внеурочной деятельности согласно ФГОС общего образования, наблюдаются затруднения в части организации данной учебной деятельности: непонимание цели внеурочной деятельности, смешение содержания и методик внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и пр. Данная проблематика актуальна также в свете профессиональной подготовки будущих учителей [12].
В данном контексте представляется значимым анализ специфических особенностей внеурочной деятельности на примере спортивно-оздоровительного направления. Данный анализ осуществляется по следующим параметрам: целевой, методологический, содержательный, методический, результативный.
Начиная с 2010 года, когда во всех российских школах было запущено поэтапное внедрение ФГОС НОО, было проведено более 35 исследований, посвященных разнообразным вопросам организации внеурочной деятельности, в том числе 3 спортивно-оздоровительного направления (Н.И. Перминова [11], Л.М. Кравцова [9], И.И. Васянина [4]). Во многих исследованиях представлены разнообразные варианты трактовки внеурочной деятельности, однако все они представляют собой варианты того определения, которое содержится в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Согласно данному документу, внеурочная деятельность представляет собой учебную деятельность, которая реализуется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО или СОО в зависимости от уровня образования2.
В качестве задач внеурочной деятельности определены благоприятная адаптация ребенка в школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; улучшение условий для
2 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 / Информационно-правовой портал Гарант.ру. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/.
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
развития ребенка; учет возрастные и индивидуальные особенности обучающихся3.
Фактически, данное понятие интегрирует все виды учебной деятельности за исключением урочной, в которых решаются задачи по достижению результатов освоения ООП указанных уровней образования. Этим отличается внеурочная деятельность от учебной деятельности, реализуемой в рамках дополнительного образования детей: внеурочная деятельность реализует часть ООП уровней общего образования, дополнительное образование детей реализуется через дополнительные общеобразовательные программы.
Целевую установку современного общего образования устанавливают нормативные правовые и иные документы в следующей иерархии: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС общего образования. Следовательно, учебная деятельность на уровне общего образования детерминирована национальным воспитательным идеалом, который трактуется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России следующим образом: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8, с. 11]. Соответственно, цель и задачи внеурочной деятельности, в частности по спортивно-оздоровительному направлению должны носить, с одной стороны, воспитательный характер, отражая целевую ориентацию современного образования на воспитание подрастающего поколения в духе национального воспитательного идеала, а именно, на базовые национальные ценности. С другой стороны, целевая ориентация внеурочной деятельности может быть интерпретирована как развитие личности.
На данном уровне также прослеживается отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования детей: как уже отмечалось, цель внеурочной деятельности -прежде всего развитие личности, а цель дополнительного образования - получение данного образования в соответствии с профилем.
Для определения специфики внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности необходимо проследить соотнесение с ее планируемыми результатами освоения ООП уровней общего образования.
Согласно ФГОС общего образования результаты внеурочной деятельности рассматриваются как трехуровневые: приобретение учащимся социальных знаний; получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия.
Кроме того, поскольку, согласно ФГОС общего образования, урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга, то результаты внеурочной деятельности могут быть описаны с позиции результатов урочной деятельности, то есть как личностные, метапредметные и предметные результаты. Однако, в контексте целевой ориентации внеурочной деятельности на развитие личности, для нее приоритетом выступают именно личностные и метапредметные результаты.
Структура эффектов внеурочной деятельности также трёхкомпонентная: социокультурная идентичность; социально-коммуникативные компетенции; компетентность в сфере внеурочной деятельности, например, физкультурная компетентность.
3 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 / Информационно-правовой портал Гарант.ру. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/.
Мир Науки
Методологической основой ФГОС общего образования выступает системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский [6], А.Р. Лурия [10], Д.Б. Эльконин [15]). В данном контексте употребление понятия «деятельность» обладает значением указания на данную методологию: внеурочная деятельность предполагает не воздействие на обучающегося как на пассивный субъект, а такую организацию его деятельности, в ходе которой будет интенсивно развиваться его личность.
Согласно методологическим установкам ФГОС общего образования как урочная, так и внеурочная деятельность должны реализовывать социальное и индивидуальное развитие учащихся в единстве, что в контексте системно-деятельностного подхода дополняется установкой на проектную деятельность, направленную учащимся как на себя, так и в социум.
Особенностью методологии внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является учет возрастной динамики естественно-культурного, социально-культурного и социально-психологического развития учащегося, что проявляется на содержательном, методическом и результативном уровнях.
Содержание внеурочной деятельности согласно ФГОС общего образования детализируется в следующих направлениях: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Также содержание внеурочной деятельности соотносится со следующими видами деятельности: игровой; познавательной; проблемно-ценностного общения; досугово-развлекательной; художественного творчества; социального творчества; трудовой; спортивно-оздоровительной; туристско-краеведческой4. Все виды и направления внеурочной деятельности должны быть интегрированы в программах внеурочной деятельности: «... все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности» [5, с. 8]. В данном случае, не являются исключением и программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Вместе с тем, отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования детей проявляется и на уровне содержания. Согласно Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» определены направленности дополнительных образовательных программ: художественная, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая5.
4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643) - Режим доступа: 1Шр://минобрнауки.р(|)/документы/543; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543 ; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) - Режим доступа: 1Шр://минобрнауки.р(|)/документы/543.
5 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: 1Цр://минобрнауки.рф/документы/8974/файл/8376/Приказ%20№%201008%20от%2029.08.2013.рА^
Содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления должно соотноситься с содержанием урочной деятельности учащихся по физической культуре. В частности, содержание программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления должно учитывать половозрастные особенности учащихся, а также соответствовать особенностям развития качеств учащихся, базирующихся на различных физиологических механизмах (выносливость, скорость, сила), в соответствии с сенситивными периодами (см., например, следующие программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления: «Физическая культура. Гимнастика»; программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола; программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики; программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений).
Несмотря на то, что развитие и воспитание личности школьника является приоритетным ориентиром внеурочной деятельности, тем не менее в разных программах данная установка может проявляться с разной интенсивностью. Данный показатель позволяет систематизировать различные программы внеурочной деятельности. Так, согласно классификации Д.В. Григорьева и П.В. Степанов, выделяются программы внеурочной деятельности следующих типов: комплексные; тематические; специализированные; индивидуальные [5].
Построение программ внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению осуществляется в соответствии с модульным принципом, что обеспечивает адаптивность, гибкость и вариативность программы в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и возможностей учащихся.
Методика обучения, предписываемая для реализации занятий по внеурочной деятельности должна отвечать установкам системно-деятельностного подхода.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов дифференцируют методы организации педагогического процесса в зависимости от результатов трех уровней. Так, достижению результата приобретения социальных знаний способствуют достаточно простые методы - тренировки, беседы и пр., достижению результата сформированности ценностного отношения - спортивные турниры, достижению результата получения опыта самостоятельного социального действия -массовые спортивные и оздоровительные акции [5, с. 15].
Вместе с тем, программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению предполагает ориентацию на использование предметной физкультурной, спортивной или оздоровительной методики.
В качестве рекомендуемых форм реализации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления во ФГОС общего образования указываются следующие: школьные спортивные клубы и секции, конференции, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Таким образом, при определении специфики внеурочной деятельности, в том числе спортивно-оздоровительного направления, необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, в контексте методологии ФГОС общего образования внеурочная деятельность рассматривается не только как занятия во внеурочное время, а как деятельность в трактовке системно-деятельностного подхода, дополняющая урочную деятельность. Во-вторых, в отличие от урочной деятельности, внеурочная деятельность в большей степени ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов, поскольку цель данного вида учебной деятельности - развитие и воспитание обучающихся. В-третьих, необходимо отличать внеурочную деятельность от дополнительного образования в силу разной целевой направленности, места в структуре современного образования, специфики методик обучения. В-четвертых, внеурочная деятельность обладает особенным методическим инструментарием, реализующим установки системно-деятельностного подхода, но реализуемых в формах, отличных от урочной. Также в зависимости от направления внеурочной деятельности
применяются специфичные методы развития, обучения и воспитания личности. Так, для внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления характерно применение физкультурной, спортивной и оздоровительной методик.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтов, Е.И. Воспитание советского патриотизма у учащихся старшего школьного возраста в системе внеурочной работы [Текст]: автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук / Альтов Евгений Ильич. - Москва, 1958. - 16 с.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский; сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов и др. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
3. Бурса, Г.П. Основы морально-политического воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности [Текст]: автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук / Бурса Галина Петровна. - Москва, 1965. - 24 с.
4. Васянина, И.И. Организация и содержание физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с легкой умственной отсталостью [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Васянина Ирина Ивановна. - Санкт-Петербург, 2016. - 24 с.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
6. Выготский, Л.С. Сборник [Текст] / Л.С. Выготский; сост. и авт. предисл. А.А. Леонтьев. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с.
7. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование [Текст] / В.В. Давыдов, А.У. Варданян. - Ереван: Луйс, 1981. - 220 с.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Издательство «Просвещение», 2009.
9. Кравцова, Л.М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кравцова Лариса Михайловна. - Челябинск, 2010. - 22 с.
10. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - Москва: Изд-во МГУ, 1979. -319 с.
11. Перминова, Н.И. Организация и проведение внеурочных форм занятий физической культурой в школе на основе диагностики [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Перминова Наталия Ивановна. - Тюмень, 2009. -22 с.
12. Подготовка будущего учителя к работе по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения [Текст]: монография / Под ред. Е.Н. Герасимовой; Е.Н. Герасимова, И.А. Карпачева, В.П. Кузовлев, Д.Д. Поляков и др. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - 266 с.
13. Сонин, Д.М. Применение принципа индивидуального подхода к учащимся на уроке и в учебной работе во внеурочное время [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сонин Давид Моисеевич. - Москва, 1954. - 16 с.
14. Шаврук, В.И. Внеурочная политиковоспитательная работа в школах Белорусской ССР (1920-1965 гг.) [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.И. Шаврук. - Минск, 1967. - 22 с.
15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Khanin Pavel Anatolyevich
Bunin Yelets state university, Russia, Yelets E-mail: [email protected]
Specificity of extracurricular activities as a form and type of educational activity (on the example of a sports and recreational area)
Abstract. In this article, extracurricular activities are analyzed as a form and type of educational activity in the context of the methodological guidelines of the FSES of general education. This analysis is carried out according to the following parameters: target, methodological, informative, methodical, effective. The purpose and tasks of extracurricular activities should be educational in nature and be oriented toward the development of the individual. The methodological basis of extracurricular activities is the system-activity approach: extracurricular activities assume not the impact on the learner as a passive subject, but the organization of his activity, during which his personality will intensively develop. The content of the extracurricular activity of the sports and health-improving area is correlated with the content of the students' physical activity in physical activity: the age and gender characteristics of the students are taken into account, as well as the correspondence to the characteristics of the development of the qualities of students based on various physiological mechanisms. The training method prescribed for the realization of classes on the extracurricular activity of the sports and health-improving area presupposes an orientation toward the use of subject physical, sport, health-improving or corrective methods. The results of extracurricular activities can be correlated both with the results of educational activity, and with the results of lesson activities. Also in the article on the example of the extracurricular activity of the sports and health-improving direction, the differences of this type of educational activity from the lesson activity and from the additional education of children are shown.
Keywords: FSES general education; extracurricular activities; sports and recreation direction; system-activity approach
Мир Науки 2017, Том 5, №2
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265