УДК 371.384:796-057.874
DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.04
АГОНАЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Снежицкий Павел ВладимировичАВ№
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Гродненский государственный аграрный университет (Гродно, Беларусь). E-mail: [email protected]: https://orcid.org/ 0000-0003-4855-9527.
Грузд Николай Михайлович^
Директор, Языльская средняя школа им. Героя Советского Союза Половчени Гавриила Антоновича (Старые Дороги, Беларусь). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/ 00000003-4855-9527.
AGONALITY AS A MEANS FOR FORMING THE MOTOR CULTURE OF SCHOOLCHILDREN
Snezhitsky Pavel Vladimirovich*6™
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports, Grodno State Agrarian University (Grodno, Belarus). E-mail: snezhickij@ gmail.com. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-4855-9527.
Gruzd Nikolai MikhailovicheCD
director of Yazyl Secondary School named after the Hero of the Soviet Union Polovchenya Gavriil Antonovich (Starye Dorogi, Belarus). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/ 00000003-4855-9527.
Следует цитировать / Citation
Снежицкий П. В., Грузд Н. М. Агональность как средство формирования двигательной культуры школьников // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. 26 (2). С. 40-52. http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.04.
Snezhitsky P. V., Gruzd N. M. (2022) Agonality as a means for forming the motor culture of schoolchildren. Health, Physical Culture and Sports, 26 (2):40-52 (in Russian). http://journal.asu.ru/ index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.04 Поступило в редакцию / Submitted 11.03.2022 Принято к публикации / Accepted 19.04.2022
Аннотация. В последние годы проблема обеспечения достаточной рациональной двигательной активностью детей и взрослых в сельском сообществе становится все более актуальной. Она требует от специалистов в области физической культуры находиться в постоянном поиске новых форм и методов организации физического воспитания, прежде всего средствами внеурочной деятельности как обладающей свободой выбора в достижении поставленных задач. Целью нашей статьи является представление результатов педагогического исследования, а также опыта работы учреждения общего среднего образования по подготовке,
организации, проведению школьных и участию в районных, областных и республиканских спортивных соревнованиях. Методы и организация. Исследование проводилось в рамках педагогического эксперимента на протяжении трех учебных лет с 2017 по 2020 гг. на контингенте 34 обучающихся, вошедших в состав сборных команд школы по большинству видов Республиканской спартакиады, которая охватывает как циклические, так и игровые виды спорта. Это позволило школьникам на протяжении всего учебного года постоянно находиться в активном режиме подготовки к соревновательной деятельности и непосредственного в ней участия. Данное обстоятельство способствовало увеличению мотивированной двигательной активности, направленной на совершенствование их двигательной культуры. Результатом исследования стала модель формирования двигательной культуры личности в процессе подготовки и участия школьных команд в соревновательной деятельности различного квалификационного уровня. Заключение. Реализация природосообразных поведенческих и двигательных алгоритмов по формированию двигательной культуры обучающихся во время выполнения различных видов соревновательной деятельности в течение учебного года позволяет существенно повысить уровень их физической подготовленности и функционального состояния на более эффективном уровне при укреплении эмоционально-волевой лабильности личности. Статья будет полезна как учителям физической культуры и здоровья, так и другим специалистам в области спортивно-массовой работы.
Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, соревновательная деятельность, двигательная активность, двигательная культура.
Annotation. In recent years, the problem of ensuring sufficient rational motor activity of children and adults in the rural community has become increasingly urgent. It requires specialists in the field of physical culture to be in constant search of new forms and methods of organizing physical education, primarily by means of extracurricular activities as having freedom of choice in achieving the tasks set. The purpose of our article is to present the results of pedagogical research, as well as the experience of the establishment of general secondary education in the preparation, organization, conducting sports competitions and participation in district, regional and republican sports competitions. Methods and organization. The study was conducted as part of a pedagogical experiment for three academic years from 2017 to 2020 on a contingent of 34 students who were part of the school's national teams in most types of the Republican Sports Contest, which covers both cyclical and game sports. It allows students to constantly be in an active mode of preparation for competitive activities and direct participation in it throughout the school year. This circumstance contributes to an increase in motivated motor activity aimed at improving their motor culture. The result of the study was a model of the formation of the motor culture of the individual in the process of preparation and participation of school teams in competitive activities of various qualification levels. Conclusion. The implementation of natural behavioral and motor algorithms for the formation of motor culture of students during the performance of various types of competitive activities during the school year, allows to significantly increase the level of their physical fitness and functional state at a more effective level while strengthening the emotional and volitional lability of the individual. The article will be useful both for teachers of physical education and other specialists in the field of sports and mass work.
Keywords: pupils, physical education, competitive activity, motor activity, motor culture.
Введение. Одним из важнейших направлений государственной социальной политики страны является развитие фи-
зической культуры и спорта. Большую роль в этом процессе играют учреждения общего среднего образования. Среди задач фи-
зического воспитания учащихся выделяется необходимость их подготовки к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Условия жизнедеятельности, где конкуренция «пронизывает» все сферы бытия человека, выдвигают требования к системе образования — развитие конкурентоспособной личности. Согласно результатам современных исследований в области философии, социологии и педагогики (Белоновской, 2014; Баранова, 2014; Щербина, 2017; Летунова, 2018; Тутарова, 2018; Пискор-ской, 2018; и др.), конкурентные способности и их ресурс связаны с агональной деятельностью, специфически влияющей на нейрогу-моральное состояние организма, позволяющее активно проявлять личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях. Говоря иными словами, двигательный опыт, полученный на более высоком эмоциональном уровне, который связан с сильным выбросом адреналина для решения соревновательной ситуации спортсменом, является более устойчивым, качественным и продолжительным, нежели подобный опыт, полученный в процессе тренировки или обыденной жизнедеятельности. Об этом свидетельствуют простые примеры избирательности нашей памяти, которая фиксирует наиболее яркие жизненные моменты, полученные в ситуациях стресса или эйфории. Вследствие чего построение системы подготовки современных школьников к спортивной соревновательной деятельности на различных квалификационных уровнях в рамках школьной, районной, областной и республиканской спартакиад, а также непосредственное участие является ключевым условием их спортивного совершенствования. Этот фактор следует учитывать в первую очередь при планировании физического воспитания обучающихся в школе в комплексе как на занятиях урочного типа, так и на спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Цель статьи: представление результатов педагогического исследования по обоснованию опыта работы учреждения общего среднего образования по подготовке, организации, проведению школьных и участию в районных,
областных и республиканских спортивных соревнованиях.
Методы и организация. Основными методами педагогического исследования стали: анализ и синтез научно-методической литературы и документов спортивного учета (протоколы соревнований, выписки из приказов и др.), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы педагогического контроля (антропометрия, хронометрия, физиометрия, динамометрия и пр.), анкетирование. Исследование проводилось в рамках педагогического эксперимента на протяжении трех учебных лет с 2017 по 2020 гг. на контингенте 34 обучающихся, вошедших в состав сборных команд школы по большинству видов Республиканской спартакиады, которая охватывает как циклические, так и игровые виды спорта. Это позволило школьникам на протяжении всего учебного года постоянно находиться в активном режиме подготовки к соревновательной деятельности и непосредственного в ней участия. Данное обстоятельство способствовало увеличению мотивированной двигательной активности, направленной на совершенствование их двигательной культуры.
Результатом исследования стала модель формирования двигательной культуры личности в процессе подготовки и участия школьных команд в соревновательной деятельности на этапах различного квалификационного уровня.
Основная часть. В процессе онтогенеза человека (особенно в детском возрасте) игре отводится очень важная роль. Именно в процессе игры, где присутствует дух соперничества, эффективно совершенствуются необходимые во взрослой жизни двигательные навыки. Современные школьники также любят участвовать в различных спортивных соревнованиях, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Ежегодное планирование спортивно-массовых мероприятий в Языльской средней школе им. Героя Советского Союза Половчени Гавриила Антоновича осуществляется на основе календаря круглогодичной спартакиады учреждения, в котором отражены спортивные соревнования шестого школьного дня, районные, област-
ные и республиканские первенства по культивируемым в регионе видам спорта.
В связи с этим ведется и календарно-те-матическое планирование работы секции общей физической подготовки (ОФП), которая является основной формой и средством подготовки школьников к участию в спортивных соревнованиях по разнообразным видам спорта. Для сборных команд сельских учреждений образования характерна отличительная особенность — их состав на 2/3 не изменяется
а б
Рис. 1. Фрагменты соревнований спартакиады Языльской СШ: а — первенство школы по баскетболу 3х3; б — первенство школы по легкоатлетическому многоборью
при подготовке к соревнованиям и участии в них по любому виду спорта. Это значит, что при количественном составе группы ОФП из 25-30 человек 16-20 школьников участвуют во всех проводимых в регионе соревнованиях. В этом случае практически каждый школьник, посещающий секцию ОФП, является универсальным «спортсменом-многоборцем»: легкоатлетом, лыжником, биатлонистом, кроссменом, футболистом, баскетболистом, волейболистом и т. д. (рис. 1 и 2).
Рис. 2. Фрагменты соревнований спартакиады Стародорожского района и Минской области (первенство по биатлону «Снежный снайпер»): а — на огневом рубеже; б — преемственность традиций чемпионов — лучший пример для начинающих
Разнообразие видов спорта в календаре соревнований и систематичность прове-
дения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий позволяют
школьникам еженедельно в субботний день принимать участие в тех или иных спортивно-соревновательных мероприятиях и мотивированно готовиться к ним в период учебной недели. Подготовка к каждому спортивно-массовому мероприятию на занятиях в группах ОФП предполагает долговременное и оперативное планирование. В его основу положены индивидуально-сопряженный подход, позволяющий сочетать в себе дифференциацию комплекса двигательных задач по воспитанию физических качеств (долговременный учебно-тренировочный эффект), и совершенствование техники по видам спорта непосредственно перед соревнованием (оперативный учебно-
тренировочный эффект) соответственно индивидуальным гендерным и половозрастным особенностям школьников (Коледа, 1999; Медведев, 1999; Снежицкий, 2007, 2020; Масловская, 2018).
Для успешного освоения базовых наиболее рациональных двигательных алгоритмов в беге, прыжках, метаниях, лыжных гонках, стрельбе, спортивных играх (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис) двигатель-но-культурные средства (соответствующие элементам указанных видов спорта) применяются систематически в рамках станционного метода преимущественно на каждом занятии (см. табл.).
Содержание и структура станционной тренировки на занятиях урочного типа в секции общей физической подготовки в Языльской СШ
Название станции Содержание станции Методы организации занятий Методы дозирования нагрузки Методические указания
Воспитание силы Подтягивание в висе с различным хватом, поднимание туловища из различных исходных положений, отжимания с различной шириной упора, приседания на одной ноге на различную глубину Индивидуальный, в парах Метод максимальных усилий в работе с собственным весом (при необходимости с дополненным отягощениями): 2-3 серии по 2-3 повторения с интервалами отдыха до уровня восстановления пульса 105±5% от исходного Условия выполнения упражнения (исходное положение (ИП), дополнительные отягощения и сопротивления партнера) должны обеспечивать максимальную силовую нагрузку в каждой серии, позволяющую не более 2-3 повторений упражнения
Элементы техники игры в футбол Ведение, жонглирование, остановки, передачи и удары Индивидуальный со стенкой, в парах, в малых группах Стандартно-повторного и вариативного упражнения в заданном темпе с уровнем пульса 150%±20% от исходного Условия выполнения упражнения должны обеспечивать заданный темп на всем протяжении работы на станции в течение 2-3 минут
Воспитание быстроты Разновидности бега и прыжков на месте, подтягивание в висе (в висе лежа и в висе стоя), поднимание туловища из облегченных ИП,отжимания с различной шириной упора лежа, приседания и выпады с различной шириной постановки ног Индивидуальный и в парах Метод динамических усилий в работе с собственным весом в максимально возможном темпе повторения движений продолжительностью 6-8 секунд с интервалами отдыха до уровня восстановления пульса 115±5% от исходного Условия выполнения упражнения (ИП с определенным углом наклона тела) должны обеспечивать максимально возможный темп движения, соответствующий планируемой степени сопряжения видов физической и технической подготовки
Элементы техники игры в баскетбол Ведение, остановки, финты,передачи и броски Индивидуальный со стенкой, в парах, в малых группах Стандартно-повторного и вариативного упражнения в заданном темпе с уровнем пульса 180±20% от исходного Условия выполнения упражнения должны обеспечивать заданный темп на всем протяжении работы на станции в течение 2-3 минут
Воспитание ловкости Старт из различных положений, челночный бег 10х3 м, повороты, прыжки, приседания, кувырки, перекаты и пр. Индивидуальный, в парах, в малых группах Стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой, соревновательный с уровнем пульса 160±20% от исходного Условия выполнения упражнения должны обеспечивать заданный темп на всем протяжении работы на станции в течение 2-3 минут
Продолжение таблицы
Название станции Содержание станции Методы организации занятий Методы дозирования нагрузки Методические указания
Элементы техники игры в волейбол Передвижения, остановки, передачи, подачи, удары,блоки Индивидуальный со стенкой, в парах, в малых группах Стандартно-повторного и вариативного упражнения в заданном темпе с уровнем пульса 130±20% от исходного Условия выполнения упражнения должны обеспечивать заданный темп на всем протяжении работы на станции в течение 2-3 минут
Воспитание специальной выносливости Разновидности прыжков на месте, подтягивание в висе (в висе лежа и в висе стоя), поднимание туловища, отжимания в упоре, приседания на одной и двух ногах Индивидуальный Метод непредельных (средних) усилий в работе с собственным весом и максимально возможным числом повторений до 7-12 раз или без снижения темпа движений до 30-60 секунд Условия выполнения упражнения (исходное положение (ИП), дополнительные отягощения и сопротивления партнера) должны обеспечивать субмаксимальный темп выполнения на протяжении 30-60 секунд
Элементы техники игры, актуальной на данном этапе учебного года Технические и тактические приемы игры В парах, в малых группах Стандартно-повторного и вариативного упражнения в заданном темпе с уровнем пульса 120 до 180±20% от исходного соответственно профилю вида спортивной игры Условия выполнения упражнения должны обеспечивать заданный темп на всем протяжении работы на станции в течение 2-3 минут
Воспитание гибкости и восстановление Асаны йоги (стойки, наклоны, прогибы, повороты и пр.) Индивидуальный, в парах Метод низкодинамических и изометрических усилий Условия выполнения упражнения должны обеспечивать низкодинамичный (вхождения в асану) и статичный режим (в конечной позиции асаны)
Помимо указанного выше, через реализацию системы агональной деятельности школьников решается главная задача их режима дня — его двигательно-деятельностное наполнение. Ведь при планировании, подготовке и участии во всех спортивно-массовых мероприятиях различного ранга (школьные, районные, областные, республиканские) большинство школьников находится в рамках чередования своеобразных тренировочно-соревновательных мезоциклов по сменяющимся видам спорта на протяжении учебного года или нескольких лет (макроцикла).
Немаловажную роль в системе агональной деятельности школьников играет мотивация в обладании спортивным лидерством. Практически все спортивные мероприятия круглогодичной спартакиады учреждения образования предполагают формирование сборных команд для участия в районной спартакиаде и т. д. Наиболее подготовленные и удачливые дети благодаря трудолюбию, воле, настойчивости, целеустремленности проходят все конкурентные ступени спортивного соперничества
(школа, район, область, республика) и поднимаются на республиканский пьедестал почета (Грузд, 2020; Снежицкий, 2020). При этом каждому из этапов предшествует серьезная общая физическая и специальная техническая подготовка, обличенная в различные формы организационной работы: отбор лучших спортсменов из класса и составление сборных команд школы, затем района и, наконец, области; «обкатка» спортсменов посредством тренировок в новых составах сборных команд и проведение товарищеских встреч в незнакомых условиях; определение новой стратегии подготовки и тактики участия в соревнованиях и т. д. (рис. 3).
Состоявшаяся и «отшлифованная» на протяжении многих лет система агональной деятельности обучающихся в учреждении образования стала уже традиционной и принесла свои плоды. Начиная с 2015 г. и по настоящее время сборные команды обучающихся из Языльской средней школы им. Героя Советского Союза По-ловчени Гавриила Антоновича из всех пятнадцати побеждают в 10-11 видах круглогодичной спартакиады Стародорожского района.
Рис. 3. Модель круглогодичной системы агональной деятельности школьников в Языльской средней школе им. Героя Советского Союза Половчени Гавриила Антоновича
Это способствует мотивированному привлечению лучших спортсменов учреждения для формирования сборных команд по базовым видам спорта и многоборьям (баскетбол, зимние и летние многоборья «Здоровье» и «Защитник Отечества», настольный теннис, баскетбол 3х3, биатлон «Снежный снайпер») в соревнованиях на областном и республиканском уровнях. Следует отметить, что зачастую представительство в сборных командах района (и даже области) на все 100% обеспечивается за счет обучающихся только одной нашей школы.
Высокую эффективность методов и форм процесса общей и специальной физической подготовки членов сборных команд школы
подтверждает результативность их выступления на спортивных соревнованиях области и республики по биатлону «Снежный снайпер» на призы Президентского спортивного клуба (2017, 2018, 2019, 2020 гг.). Десять учащихся школы стали победителями и призерами областного этапа биатлона «Снежный снайпер» и были приглашены в сборную Минской области. Шестеро из них стали чемпионами и призерами республиканских соревнований как в индивидуальных гонках, так и в эстафете (рис. 4). Неоднократно побеждали и становились призерами обучающиеся школы на областных соревнованиях по лыжным гонкам «Вместе с командой» и «Лыжня зовет» (2017, 2018, 2019) (рис. 5). В последние годы в копилку
высоких спортивных достижений школы доба- нованиях по летнему и зимнему многоборью вились золотые и серебряные медали обучаю- «Здоровье» (2019, 2020) (рис. 6) и «Защитник щихся на областных и республиканских сорев- Отечества» (2018, 2019, 2020) (рис. 7).
Рис. 4. Учащиеся Языльской средней школы им. Героя Советского Союза Половчени Гавриила Антоновича в составе сборных команд Стародорожского района и Минской области по биатлону «Снежный снайпер» на призы Президентского спортивного клуба: а — победители областного этапа; б — победители финала Республики Беларусь
Рис. 5. Победители первенства Минской области по лыжным гонкам «Вместе с командой»: а — среди девочек и девушек; б — среди мальчиков и юношей
Рис. 6. Участники сборных команд Стародорожского района и Минской области по летнему и зимнему многоборью «Здоровье»: а — чемпионы Минской области; б — серебряные призеры Республики Беларусь
а б
Рис. 7. Победители первенства Минской области по летнему и зимнему многоборью
«Защитник Отечества»
Система агональной деятельности обучающихся в учреждении образования Языльская средняя школа им. Героя Советского Союза По-ловчени Гавриила Антоновича способствует росту состава занимающихся, отнесенных к основной группе по физической культуре. Более 70% обучающихся из их числа за учебный год принимают участие в 40-50 внутришкольных мероприятиях. Лучшие из них, представляя школу на районных баталиях, еще прибавляют 20-25 стартов. И, наконец, 10-15 мероприятий областного и республиканского уровня идут в копилку членов сборных команд района и области. У наиболее успешных спортсменов школы с сентября по июнь набирается семьдесят и более спортивных стартов в различных соревнованиях по различным видам спорта. Учитывая подготовку к этим соревнованиям в группах ОФП, можно констатировать наличие высокого уровня разносторонней физической, функциональной, технической и тактической спортивной подготовленности у учащихся. Это, несомненно, является следствием высоких показателей дневного, недельного, месячного и годового двигательных режимов у большинства ребят. В целом занятия специальными формами двигательной активности, направленные на достижение специализированных двигательно-телесных эталонов физической культуры, которыми обладают учащиеся, являются связующим звеном в системе агональной деятельности и носят не эпизодический, а систематический характер.
Создавшаяся на протяжении многих лет в учреждении образования практическая дви-гательно-культурная основа оказалась также и достаточно эффективной в подготовке лучших спортсменов школы к олимпиаде по предмету «Физическая культура и здоровье», серебряными и бронзовыми призерами на областном этапе которой они становились на протяжении последних восьми лет с 2014 по 2021 гг. Поскольку теоретическая подготовка в методах формирования двигатель-но-культурных навыков является основой практических занятий и организации многих спортивно-массовых мероприятий, то это принесло свои плоды и позволило сборным командам школы неоднократно выходить в финальную часть спартакиады Минской области по баскетболу и настольному теннису. А также многократно выигрывать медали золотого, серебряного и бронзового достоинства по различным видам агональной деятельности в первенствах, турнирах, кубках и других спортивно-массовых мероприятиях, конкурсах Минской области и Республики Беларусь: по баскетболу 3х3 в спартакиаде по месту жительства (рис. 8а); легкоатлетическому кроссу (рис. 8б); легкоатлетическому многоборью «Школиада» (рис. 8в); «300 талантов для Королевы» (рис. 8г); «Призы олимпийских чемпионов» (рис. 8д); Всебелорусскому кроссу «Победа» (рис. 8е); «KOPYL RACE» (рис. 8ж); пробегам «Мой родны кут» и «ROK-n-ROLL» (рис. 8з); Минскому международному полума-
рафону (рис. 8и); Национальному фестивалю лю бега «Языльские старты» (рис. 8 л); легкоат-бега «Языльская десятка» (рис. 8к); фестива- летический праздник «День бегуна» (рис. 8 м).
8к 8л 8м
Рис. 8. Республиканские спортивно-массовые мероприятия
Проделанная работа по двигательно-культурному наполнению образовательного пространства сельской школы средствами агональной деятельности, а также непосредственное присутствие мотивационной составляющей для формирования двигатель-
ной культуры личности посредством занятий специальными формами двигательной активности позволяют говорить о формировании и приумножении традиций в профориентаци-онной преемственности уже не одного поколения выпускников школы. Это подтверждается
многочисленной плеядой (более 20 выпускников школы) состоявшихся специалистов в области физического воспитания. Очередной 22-й (но не последней) выпускницей нашей школы, закончившей обучение в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) в 2016 г., стала Дарья Орлова. В настоящее время в главном физкультурном университете Республики Беларусь получают образование четыре выпускника школы: Вероника Сергеева (студентка IV курса) и Никита Койко (студент III курса) на физкультурно-оздоровительном факультете, Константин Жуковец (студент II курса) и Ольга Порубо-ва (студентка I курса) на спортивно-педагогическом факультете по специальности биатлон.
Заключение. На основе результатов, полученных в процессе работы над инновационным проектом по внедрению модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы, применительно к системе агональной деятельности можно сказать, что использование в педагогической практике соревновательного метода приводит к увеличению объема и интенсивности двигательной активности
школьников, что положительно сказывается на функциональном состоянии учащихся и их конкурентоспособности. Все эти факторы способствуют совершенствованию двигательной культуры школьников, а также являются мотивационной основой для устойчивого формирования пожизненных видов спорта и физкультурно-профессиональной преемственности. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о высокой эффективности применения соревновательного метода в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, что позволяет рекомендовать такую систему специалистам в области физической культуры и спорта. Это будет способствовать воспитанию двигательной культуры, конкурентоспособности, сохранению и приумножению здоровья детей — самой большой общекультурной ценности в современном мировом сообществе. Кроме этого, реализация мероприятий в системе подготовки и участия в соревновательной деятельности будет способствовать успешному решению задач двига-тельно-культурного наполнения режима дня школьника, а также профориентационного самоопределения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баранов В. В., Белоновская И. Д. Принцип состязательности (агональности) в формировании конкурентного ресурса студента // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. Ьйр8://8аепсе-еёиса1:юп.ш/ш/аг1:1с1еМе-№?1д = 12371 (дата обращения: 01.03.2022).
Борисов В. В., Василевский В. М. Подготовка и проведение спортивных и спортивно-массовых мероприятий : метод. рекомендации. Минск : ГУ «РУМЦФВН», 2017. С. 6-7.
Грузд Н. М., Снежицкий П. В. Повышение эффективности формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы через систему организации спортивно-массовых мероприятий на открытом воздухе // Олимпийский спорт и спорт для всех : сб. науч. ст. Минск : БГУФК, 2020. С. 263-276.
Коледа В. А., Медведев В. А. Особенности физического воспитания школьников и студентов Гомельского региона. Минск, 1999. 212 с.
Летунова О. В. Конкуренция и соревнование как различные виды агональной деятельности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 3 (11). https://cyber1eninka.ru/ artic1e/n/konkurentsiya-i-sorevnovanie-kak-raz1ichnye-vidy-agona1noy-deyate1nosti (дата обращения: 01.03.2022).
Летунова О. В. Конкуренция как тип агональной деятельности: Социально-философский ана-
ли : автореф. дисс____канд. философ. наук: 09.00.11. https://www.dissercat.com/content/konkurentsiya-
kak-tip-agona1noi-deyate1nosti-sotsia1no-fi1osofskii-ana1iz (дата обращения: 01.03.2022).
Летунова О. В., Пискорская С. Ю. Типы агональной деятельности и их соответствие стандартам социальности // Сибирский аэрокосмический журнал. 2006. № 4 (11). https://cyber1eninka.
ru/article/n/tipy-agonalnoy-deyatelnosti-i-ih-sootvetstvie-standartam-sotsialnosti (дата обращения: 01.03.2022).
Масловская Ю. И. Построение занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» с использованием соревновательного метода : автореф. ... канд. пед. наук: 13.10.04. Минск, 2018. 28 с.
Снежицкий П. В. Роль повседневной физической активности сельского сообщества в формировании двигательной культуры личности // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XXV международного научного конгресса. Минск : БГУФК, 2020. С. 445-450.
Снежицкий П. В., Городилин С. К., Григоревич В. В. Интенсивность и краткая характеристика основных видов сельскохозяйственных работ, выполняемых сельскими школьниками, 2016. С. 334.
Снежицкий П. В. Особенности организации внеклассных занятий по физической культуре в сельских школах // Фiзiчная культура i здароуе: штоквартальны навукова-метадычны часошс «Адукацыя i выхаванне. 2007. № 1. С. 32-35.
Снежицкий П. В. К вопросу о двигательной культуре личности в сельском сообществе Республики Беларусь // Мир спорта.2020. № 2. С. 75-79.
Снежицкий П. В. Двигательно-поведенческий аспект физической культуры личности в сельском сообществе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2021. № 24 (4). С. 4-24. http://journal.asu.ru/index.php/zosh.
REFERENCES
Baranov V. V., Belonovskaya I. D. (2014). Princip sostyazatel'nosti (agonal'nosti) v formirovanii konkurentnogo resursa studenta [The principle of competitiveness (agonality) in the formation of a student's competitive resource]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/vie-Wid = 12371 (data obrachcenia: 01.03.2022) (in Russian).
Borisov V. V., Vasilevskij V. M. (2017). Podgotovka i provedenie sportivnyh i sportivno-massovyh meropriyatij: metod. Rekomendacii [Preparation and holding of sports and sports events]. Minsk : GU "RUMCFVN", pp. 6-7 (in Belarus).
Gruzd N. M., Snezhickij P. V. (2020). Povyshenie effektivnosti formirovaniya dvigatel'noj kul'tury sub'ektov obrazovatel'nogo prostranstva sel'skoj shkoly cherez sistemu organiza sportivno-massovyh meropriyatij na otkrytom vozduhe [Increasing the efficiency of the formation of the motor culture of the subjects of the educational space of the rural school through the system of organizing sports events in the open air]. Olimpijskij sport i sport dlya vsekh [Olympic sport and sport for all] : Materials XXV Sat. scientific Art.: Belorus. gos. un-t fiz. kul'tury. Minsk : BGUFK, pp. 263-276 (in Belarus).
Koleda V. A., Medvedev V. A. (1999). Osobennosti fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov i studentov Gomel'skogo regiona [Features of physical education of schoolchildren and students of the Gomel region]. Minsk, 212 p. (in Belarus).
Letunova O. V. (2018). Konkurenciya i sorevnovanie kak razlichnye vidy agonal'noj deyatel'nosti [Competition and competition as different types of agonal activities]. Menedzhment social'nyh i ekonomicheskih system [Management of social and economic systems]. 3 (11). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-i-sorevnovanie-kak-razlichnye-vidy-agonalnoy-deyatelnosti (data obrachcenia: 01.03.2022) (in Russian).
Letunova O. V. (2009). Konkurenciya kak tip agonal'noj deyatel'nosti: Social'no-filosofskij analiz [Competition as a type of agonal activity: Social and philosophical analysis] : avtoref. diss.... kand. filosof. nauk: 09.00.11. Available at: https://www.dissercat.com/content/konkurentsiya-kak-tip-agonalnoi-deyatelnosti-sotsialno-filosofskii-analiz (data obrachcenia: 01.03.2022) (in Russian).
Letunova, O. V. (2006). Tipy agonal'noj deyatel'nosti i ih sootvetstvie standartam social'nosti [Types of agonal activity and their compliance with the standards of sociality]. Sibirskij aerokosmicheskij zhurnal
[Siberian Aerospace Journal]. 4 (11). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-agonalnoy-deyatelnosti-i-ih-sootvetstvie-standartam-sotsialnosti (data obrachcenia: 01.03.2022) (in Russian).
Maslovskaya Yu. I. (2018). Postroenie zanyatij po uchebnoj discipline «Fizicheskaya kul'tura» s ispol'zovaniem sorevnovatel'nogo metoda [Construction of classes in the academic discipline «Physical Culture» using the competitive method] : avtoref. ... kand. ped. nauk: 13.10.04/ YU. I. Maslovskaya; Belarus. gos. un-t fiz. kul't. Minsk. 28 p. (in Belarus).
Snezhickij P. V. (2020). Rol' povsednevnoj fizicheskoj aktivnosti sel'skogo soobshchestva v formirovanii dvigatel'noj kul'tury lichnosti [The role of everyday physical activity of the rural community in the formation of the motor culture of the individual]. Olimpijskij sport i sport dlya vsekh: Materials of theXXV International Scientific Congress: Sat. scientific st. [Olympic sport and sport for all]: sb. nauch. st.: Belorusk. Gos. un-t fiz. kul'tury. Minsk : BGUFK, pp. 445-450 (in Belarus).
Snezhickij P. V., Gorodilin S. K., Grigorevich V. V. (2016). Intensivnost» i kratkaya harakteristika osnovnyh vidov sel'skohozyajstvennyh rabot, vypolnyaemyh sel'skimi shkol'nikami [Intensity and brief description of the main types of agricultural work performed by rural schoolchildren] / BBK 65.32 S 56. pp. 334 (in Belarus).
Snezhickij P. V., Grigorevich V. V. (2007). Osobennosti organizacii vneklassnyh zanyatij po fizicheskoj kul'ture v sel'skih shkolah [Features of the organization of extracurricular physical education classes in rural schools]. Fizichnaya kul'tura i zdaroye [Physical culture and health]: shtokvartal'ny navukova-metadychny chasopis 'Adukacyya i vyhavanne. 1. pp. 32-35 (in Belarus).
Snezhickij P. V. (2020). K voprosu o dvigatel'noj kul'ture lichnosti v sel'skom soobshchestve Respubliki Belarus' [On the issue of the motor culture of the individual in the rural community of the Republic of Belarus]. Mir sporta [World of sports]. 2. pp.75-79 (in Belarus).
Snezhitsky P. V. (2021). Motor-behavioral aspect of the person physical culture in the rural community. Health, Physical Culture and Sports, 24 (4), pp. 4-24 (in Russian). http://journal.asu.ru/index.php/zosh (in Russian).