www.paradigma.science
УДК 37
Сафина Л. Г., Доппельт В. А.
Организация внеурочной деятельности _по географии_
Аннотация. В статье рассмотрены особенности разработки и организации курсов внеурочной деятельности.
Ключевые слова: география, школа, внеурочная деятельность.
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегий нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует личностно-ориентированного подхода в системе развивающего обучения.
Принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для всех ступеней общего образования как одного из основных направлений государственной национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках которого школа должна обеспечить учащимся возможность выбора курсов внеурочной деятельности. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение этих курсов. Курсы внеурочной деятельности как дифференцированная и вариативная часть образования в школе требуют новых подходов к их организации.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях различных регионов России разработано и используется большое разнообразие курсов внеурочной деятельности претендующих на статус авторских и обладающих различным качеством. Однако широкий спектр и разнообразный характер курсов внеурочной деятельности может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. Поэтому сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные
www.paradigma.science
умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных курсов, основанных на деятельностном подходе.
Курсы внеурочной деятельности направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов. Курсы внеурочной деятельности как бы дополняют во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении различных образовательных потребностей школьников [2].
Цели программы курсов внеурочной деятельности:
- поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, для чего необходимо усилить внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;
- усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
- использовать принципы вариативности и дифференциации обучения с учетом изменений в потребностях рынков занятости, труда и образования, что должно способствовать удовлетворению запросов регионов в кадровом обеспечении их социально-экономического развития;
- актуализировать и конкретизировать преподавание технологии как образовательной области, наиболее соответствующей задачам современных политехнизации и эргономизации общего среднего образования;
- способствовать объединению ресурсов и усилий средних общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений, а также предприятий и фирм в осуществлении региональной кадровой политики [1].
Задачи программы курса внеурочной деятельности:
- раскрыть роль учебных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
- для получения представлений о своих возможностях и предпочтениях предоставить старшим школьникам право осуществить серию различных проб в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-образ», «человек-человек»;
- проводить диагностику, позволяющую определять динамику развития личности, в том числе функциональной грамотности, степени владения технологическими умениями, интеллектуальной и волевой подготовленности;
www.paradigma.science
- сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
- способствовать планированию подростками своей жизненной и профессиональной деятельности и возможных путей достижения высокой квалификации в будущей профессии[1].
При разработке курсов внеурочной деятельности необходимо руководствоваться принципами, разработанными педагогами-исследователями. Так С.Н. Чистякова и др. выдвигают три принципа: принцип региональности, принцип вариативности и принцип индивидуализации.
Принцип региональности заключается в том, что при подготовке учащихся необходимо учитывать требования региональных рынков труда и образовательных услуг, социальные ожидания выпускников школ.
Принцип вариативности реализуется следующим образом. Вариативная часть профильного обучения условно делится на гимназическое и углубленное реальное. Гимназическое образование предназначено для тех, кто планирует получать высшее образование в университетах, ведущих целенаправленную подготовку научных кадров. Углубленное реальное образование рассчитано на тех, кто будет продолжать образование в высших и средних специальных учебных заведениях[2].
Принцип индивидуализации предполагает выбор учащимися элективного курса; возможность смены ими курса на любом этапе; самостоятельное определение целей и задач элективного курса с учетом своих возможностей, способностей и профессиональных планов (выбор индивидуальной траектории обучения).
М.Э. Кожевникова дополняет эти принципы еще одним - принципом мобильности. Он заключается в умении человека чувствовать время, ситуацию и характер перемен, происходящих в обществе. Каждый специалист обязан уметь прогнозировать перемены на рынке и в обществе для того, чтобы вовремя подготовиться к возможным трудностям, с выгодой использовать создавшиеся обстоятельства. Он должен быть инициативным, постоянно осваивать новые способы деятельности[1].
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы.
Курсы внеурочной деятельности - важный элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, общей целью которых является профессиональная ориентация учащихся, поскольку они связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника, его жизненных планов.
В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана и входят в состав обучения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором профессии.
С хорошо разработанной системой курсов внеурочной деятельности каждый ученик может получить образование с определенным, желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Таким образом, набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов обеспечивает индивидуальный выбор учащимся содержания обучения, то есть обеспечивает его индивидуальную образовательную траекторию. Элективный курс (курс по выбору учащегося), играет важную роль в структуре предпрофильной подготовки и профильного образования старшей ступени школы и является для учащихся обязательным для посещения.
На ступени основного общего образования могут быть организованы следующие виды учебных курсов внеурочной деятельности:
1. Предметные курсы внеурочной деятельности, которые решают задачи углубления и расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:
- курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета;
- спецкурсы, направленные на углубленное изучение отдельных разделов учебного предмета;
- спецкурсы для расширенного или углубленного изучения отдельных разделов базового курса, не входящих в обязательную программу.
2. Межпредметные и надпредметные курсы внеурочной деятельности с целью общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане.
3. Прикладные курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. К прикладным курсам внеурочной деятельности относятся социальные практики (волонтерское движение и патронат, шефство над воспитанниками учреждений дошкольного
www.paradigma.science
образования, участие в инициативах, имеющих социально значимую ценность для общества).
Курсы внеурочной деятельности имеют очень широкий спектр функций и задач:
- обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
- служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, "Математическая статистика", "Компьютерная графика", "История искусств");
- обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов;
- служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
- обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
- служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
- способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем;
- способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда [1].
Количество курсов внеурочной деятельности, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1/ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания [2].
Основным нормативным документом, обязательным для выполнения в полном объеме, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки процесса и результата обучения конкретного курса внреурочной деятельности, является учебная программа, имеющая стандартную структуру.
От того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает 76 ISSN 2367-8658
неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Список литературы:
1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. - М., 2008.
2. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kazanоbr.ru/nоdе/78 (дата обращения: 09.03.2018).
Сафина Лилия Галимзановна, к.п.н., доцент Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Самара
Доппельт Владимир Анатольевич, магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Самара