Организация ведомственного финансового контроля в Федеральной ^ V V/ службе войск национальной гвардии Российской Федерации
А.Г. Самсонов заместитель главного бухгалтера - начальник финансовой службы объединенной бухгалтерии войсковой части 2669 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
Алексей Геннадьевич Самсонов, [email protected]
5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации [1] на базе внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее также - Росгвардия), созданная для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Войска национальной гвардии получили статус федеральной службы.
Для выполнения возложенных на Рос-гвардию задач государство обеспечивает ведомство значительными материальными и денежными ресурсами. В связи с этим в Федеральной службе войск национальной гвардии России наряду с общегосударственным финансовым контролем значительную роль играет внутриведомственный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль проводится с целью укрепления законности и финансовой дисциплины, предупреждения и пресечения нецелевого использования бюджетных средств.
Основным документом, определяющим организацию ведомственного финансового контроля в Росгвардии как наследнице и правопреемнице внутренних войск МВД России, является Регламент осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России [2] (далее - Регламент), в которую входят подразделения войск, воен-
ные образовательные организации высшего образования, учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Субъектами ведомственного финансового контроля в Росгвардии являются директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инспекция войск национальной гвардии, ревизионные подразделения региональных командований и соединений войск национальной гвардии.
В ходе осуществления ведомственного финансового контроля в Федеральной службе войск национальной гвардии России проводятся контрольные мероприятия в форме ревизий, выездных проверок и документарных проверок.
Согласно пункту 1 Регламента «форма проведения ведомственного финансового контроля носит последующий характер», то есть мероприятия предварительного и текущего финансового контроля, такие как предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, проверка обоснованности совершаемых операций, проверка корректности отражения фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности, проверка соблюдения кассовой дисциплины, Регламентом не предусмотрены.
Однако многие ученые, например В.М. Родионова и В.И. Шлейников [3, с. 45],
считают основными формами финансового контроля предварительный, текущий и последующий финансовый виды контроля. Похожей точки зрения также придерживаются О.С. Макоев и И.А. Белобжецкий (см. [4, с. 26]).
Названные формы финансового контроля взаимообусловлены. В связи с этим Е.А. Карандина верно констатирует, что предварительный, текущий и последующий финансовый контроль взаимосвязаны. И зачастую результаты предварительного и текущего контроля являются основанием для проведения последующей документальной проверки. Также она подчеркивает, что без взаимного дополнения всех видов финансового контроля в хорошо продуманной и стройно организованной системе, которая должна являться, по сути, замкнутой цепью, может произойти разрыв и повлечь за собой массу серьезных правонарушений (см. [10]).
Отметим, что в свое время в экономической литературе велась дискуссия между И.А. Белобжецким и Э.А. Вознесенским, предметом которой являлся вопрос, следует ли выделять текущий и предварительный контроль в отдельные виды. В частности, Э.А. Вознесенский писал, что «вызывает сомнение обоснованность текущего контроля в качестве самостоятельного вида (формы) контроля, так как если в основу классификации по данным факторам положить разновременность совершения контрольных действий по сравнению с движением материальных ценностей и денежных средств, то вряд ли можно согласиться с наличием указанного контроля» [5, с. 16].
Аналогичная точка зрения выражена в главе 26 статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой применяются следующие виды государственного финансового контроля: предварительный и последующий.
Финансовой инспекцией Росгвар-дии ежегодно осуществляются сбор и обобщение информации о проделанной контрольно-ревизионной работе внутри ве-
домства, а также составляются обзорные письма, главная цель которых - доведение до командиров (начальников) органов военного управления и военно-хозяйственных единиц основных результатов контрольно-ревизионной работы, причин выявленных контрольными мероприятиями нарушений и требований по их устранению. Однако форма подачи информации не отвечает принципам системности, объективности, наглядности и ясности. Обоснованность некоторых выводов не подкреплена аналитическими данными, что ставит под сомнение проведение авторами письма анализа отдельных направлений ведомственного финансового контроля. Получатели обзорных информационных писем не находят ответы на многие существенные и значимые вопросы. Вследствие этого действительные причины допущенных и вскрытых контрольными органами войск национальной гвардии нарушений не выявляются, меры по их устранению имеют общий и неконкретный характер. Таким образом, эффективность и практическая значимость этих писем низкая, цели, заявленные авторами писем, остаются недостигнутыми.
Так, в письме «Об итогах контрольно-ревизионной работы во внутренних войсках МВД России в 2013 году и задачах по ее совершенствованию в 2014 году» (далее -Письмо) (см. обзор [7]) к финансовым нарушениям отнесены:
• искажение отчетных сведений;
• бездокументальная передача материальных ценностей между воинскими частями;
• неполученные доходы;
• нецелевое использование денежных и материальных средств;
• неэффективные расходы денежных средств;
• непроизводительные расходы;
• недоплаты денежного довольствия и заработной платы.
Согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2000 года № 18/17/2-413 «О классификации финан-
совых нарушений» названные нарушения не являются финансовыми, они отнесены к нарушениям порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, оформления передачи материальных ценностей и т. п.
Неправильная классификация финансовых нарушений делает невозможным сопоставление результатов контрольно-ревизионной работы между органами военного управления, воинскими частями, проведение анализа причин финансовых нарушений, приводит к искажению учетных и отчетных данных.
В Письме делается вывод о том, что «многие руководители активизировали работу по предупреждению хищений, недостач, нецелевого использования и материальных ценностей» (см. обзор [7]). Однако это утверждение не подтверждается статистическими данными. Вывод был бы обоснованным, если бы сведения о финансовых нарушениях были представлены по их видам и в разрезе по годам.
Примечательным является то, что о случаях хищения денежных средств упоминается лишь в конце Письма, к тому же не указывается, кем были выявлены эти нарушения, какова роль финансовой службы и командиров воинских частей, каковы причины возникновения хищений. Полная и достоверная информация о причинах и условиях возникновения типичных нарушений позволила бы разработать действенные решения и принять эффективные меры по пресечению возникновения подобных вопиющих фактов.
В обзоре «О состояния ревизионной деятельности внутренних войск МВД России в 2015 году» [8] (далее - Обзор) сделан вывод об эффективности контрольно-ревизионной работы, проведенной в 2015 году. Так, проведенный Росгвардией анализ показал, что «при снижении количества проверочных мероприятий в 1,3 раза (в 2014 году было проведено 366 проверочных мероприятий) сумма реального ущерба и неполученных государством доходов увеличилась в 1,1 раза» [8].
К сожалению, авторы Обзора не указали:
• причины снижения количества проверочных мероприятий (например сокращение в 201 5 году по сравнению с 2014 годом объектов, подвергаемых ревизиям и проверкам) и было ли это вызвано объективными причинами;
• выполнен ли в целом план контрольно-ревизионной работы за 201 5 год как Инспекцией по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью внутренних войск МВД России, так и контрольными органами всех звеньев органов военного управления, в том числе инспекциями региональных командований внутренних войск МВД России;
• выполнены ли планы контрольно-ревизионной работы по видам проверочных мероприятий.
Поводом усомниться в полноте выполнения планов контрольно-ревизионной работы послужил пункт 6.2 требований директора Федеральной службы войск национальной гвардии России: «проводить административные расследования по каждому факту необоснованного переноса сроков проведения запланированных мероприятий ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (см. [8]).
Немаловажную роль в вопросах сохранности государственной собственности авторы Обзора уделяют внутреннему финансовому контролю, отмечают недостатки в его осуществлении. Делают вывод о том, что упущения в его организации способствовали «росту убытков».
Вместе с тем такой вывод не подтвержден статистическим материалом. В подтверждение тезиса о ненадлежащей организации внутреннего финансового контроля целесообразно было бы не привести отдельные эпизоды работы инвентаризационных комиссий в войсках, а в первую очередь показать, каково соотношение общих сумм нарушений, выявленных органами внутреннего и внешнего контроля. И если значительная доля нарушений выявлялась
именно органами внешнего контроля, тогда мы могли бы обоснованно сделать вывод о низком качестве организации внутреннего финансового контроля. Во-вторых, с целью влияния на причины неудовлетворительного состояния внутреннего финансового контроля, соотношение нарушений, выявленных органами внешнего и внутреннего контроля, следовало бы провести как в разрезе видов нарушений (финансовых нарушений, других нарушений, в том числе неэффективное, нецелесообразное расходование материальных и денежных средств), так и в разрезе региональных командований внутренних войск МВД России.
К слову сказать, ни в Обзоре, ни в Письме не проведен анализ нарушений с использованием денежных средств по их видам (недостачи, растраты, хищения, незаконный расход денежных средств, переплаты денежного довольствия и заработной платы), не приведена их динамика по сравнению с предыдущими годами, не указано, в каком звене они допущены (войсковом, регионального командования или центра) и в разрезе каких региональных командований внутренних войск МВД России. Вследствие этого непонятно, предупреждению каких нарушений с денежными средствами следует уделить первоочередное внимание, в каком звене и в каком региональном командовании.
Приводя в Обзоре отдельные эпизоды ущерба, причиненного государству нарушениями в использовании материальных средств (в том числе недостачи и т. д.), авторы не классифицируют их по видам, службам, в динамике по годам и в разрезе региональных командований. В результате пользователи Обзора не видят общей «картины» и не получают ответов на вопросы:
• каких нарушений в использовании материальных средств было больше (недостач, хищений, порчи, незаконного расходования и т. д.);
• в каких службах было больше нарушений;
• в каких сферах допущены нарушения (хранение, использование, транспортировка и пр.);
• в каких региональных командованиях допущены нарушения.
Не были аналогичным образом проанализированы и другие нарушениям, что, безусловно, снижает действенность и эффективность контрольно-ревизионной работы, проводимой Росгвардией.
Совершенствование внутреннего финансового контроля в Федеральной службе войск национальной гвардии России видится в реализации следующего комплекса мер:
• закрепление в инструктивных и нормативных документах, регламентирующих организацию ведомственного финансового контроля в Росгвардии, обязанности осуществлять предварительный финансовый контроль как наиболее действенную и эффективную его форму по предупреждению и профилактике финансовых нарушений;
• закрепление единой классификации финансовых нарушений, нарушений с материальными средствами и других нарушений согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации [9];
• проведение анализа степени выполнения плана контрольно-ревизионной работы в войсках национальной гвардии в целом, а также в региональных командованиях с указанием причин сокращения проверочных мероприятий;
• проведение анализа эффективности предварительного финансового контроля, степени его влияния на количество и суммы финансовых нарушений, выявленных последующим финансовым контролем;
• проведение анализа финансовых нарушений по их видам, в динамике по годам и региональным командованиям;
• проведение анализа утрат материальных средств по службам материального обеспечения, годам и региональным командованиям;
• проведение анализа условий утраты материальных и денежных средств (эксплуатация, хранение, перевозка и т. д.) по годам и региональным командованиям;
• проведение анализа работы контрольных органов, выявивших ущерб, нанесенный государству (внешний, внутренний контроль);
• проведение анализа мест утраты материальных и денежных средств (главное командование, региональные командования, войсковое звено);
• проведение анализа причин причинения реального ущерба государству
• проведение анализа относительно служебного положения граждан, причинивших ущерб (гражданский персонал, рядовой, сержантский, офицерский состав); определение доли финансовых работников среди этих граждан;
• проведение анализа полноты и своевременности принятия на учет выявленного ущерба, причиненного государству;
• проведение анализа полноты и своевременности решений, вынесенных по фактам учтенного ущерба, причиненного государству по службам, региональным командованиям и в динамике по годам;
• проведение анализа полноты возмещения ущерба, причиненного государству.
Предложенные меры по совершенствованию ведомственного финансового контроля, хотя их перечень и не является исчерпывающим, помогут повысить эффективность контрольно-ревизионной работы, проводимой Федеральной службой войск национальной гвардии России. Реализация этих мер позволят сократить финансовые и другие нарушения, выявляемые последующим финансовым контролем, восстановить предварительный финансовый контроль во всех звеньях и органах военного управления Росгвардии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157.
2. Об утверждении регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 октября 2015 года № 980.
3. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль. М. : ФБК-ПРЕСС, 2002.
4. Макоев О. С. Контроль и ревизия : учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
5. Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР. М. : Юридическая литература, 1973.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.
7. Об итогах контрольно-ревизионной работы во внутренних войсках МВД России в 2013 году и задачах по ее совершенствованию в 2014 году : обзор от 2 июня 2014 года № 4/31-4656 : составлен Главным командованием внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Материал опубликован не был.
8. О состояния ревизионной деятельности внутренних войск МВД России в 2015 году : обзор от 19 мая 2016 года № 1/126 : составлен Главным командованием внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Материал опубликован не был.
9. О классификации финансовых нарушений : письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2000 года № 18/17/2-413.
10. Карандина Е. А. Ведомственный финансовый контроль и его развитие в Российской Федерации / научно-практический сборник статей «Право и современность». Саратов, 2006.