Научная статья на тему 'Сравнительный анализ нормативно-правового регулирования организации взаимодействия внутренних войск МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации со средствами массовой информации в период их формирования'

Сравнительный анализ нормативно-правового регулирования организации взаимодействия внутренних войск МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации со средствами массовой информации в период их формирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
внутренние войска МВД России / войска национальной гвардии Российской Федерации / нормативно-правовая база / федеральный уровень / региональный уровень / местный уровень. / internal troops of the Ministry of internal affairs of Russia / troops of the national guard of the Russian Federation / regulatory framework / federal level / regional level / local level

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Иванович Асанов, Александр Леонидович Вострокнутов

Раскрыта перспективная модель построения организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации со средствами массовой информации на период военного строительства. Проведен сравнительный анализ между нормативно-правовыми базами внутренних войск МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации. Проанализировано действующее законодательство, высказаны предложения по его совершенствованию в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Иванович Асанов, Александр Леонидович Вострокнутов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the legal regulation of the organization of interaction of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia and the national guard Troops of the Russian Federation with the media for the period of their formation

The perspective model of construction of the organization of interaction of troops of national guard of the Russian Federation with mass media for the period of military construction is opened. A comparative analysis between the legal bases of the internal troops of the Ministry of internal affairs of Russia and the national guard troops of the Russian Federation. The current legislation is analyzed, proposals for its improvement in modern conditions are made.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ нормативно-правового регулирования организации взаимодействия внутренних войск МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации со средствами массовой информации в период их формирования»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10263

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ И ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПЕРИОД ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Андрей Иванович АСАНОВ, Александр Леонидович ВОСТРОКНУТОВ,

военный исследователь старший научный сотрудник кафедры деятельности

E- mail: asan-1969@mail.ru органов внутренних дел в особых условиях

учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат технических наук,

профессор E- mail: al_vostroknutov@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Раскрыта перспективная модель построения организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации со средствами массовой информации на период военного строительства. Проведен сравнительный анализ между нормативно-правовыми базами внутренних войск МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации. Проанализировано действующее законодательство, высказаны предложения по его совершенствованию в современных условиях.

Ключевые слова: внутренние войска МВД России, войска национальной гвардии Российской Федерации, нормативно-правовая база; федеральный уровень, региональный уровень, местный уровень.

Annotation. The perspective model of construction of the organization of interaction of troops of national guard of the Russian Federation with mass media for the period of military construction is opened. A comparative analysis between the legal bases of the internal troops of the Ministry of internal affairs of Russia and the national guard troops of the Russian Federation. The current legislation is analyzed, proposals for its improvement in modern conditions are made.

Keywords: internal troops of the Ministry of internal affairs of Russia, troops of the national guard of the Russian Federation, regulatory framework; federal level, regional level, local level.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина был создан новый орган федеральной исполнительной власти — Федеральная служба войск националь-

ной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия).

3 июля 2016 г. был принят Федеральный закон от №№ 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Росгвардия была создана на базе внутренних войск МВД России (далее — внутренние войска). В новое ведомство из МВД России были переданы подразделения СОБРА, ОМОНА, вне-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

ведомственной охраны МВД России, ГУП «Охрана МВД России» и лицензионно-разрешитель-ная система по обороту оружия МВД России.

Росгвардия является самостоятельным органом исполнительной власти и подчиняется Президенту Российской Федерации, имеет численность личного состава около 400 000 военнослужащих, сотрудников полиции и гражданский персонал.

Проводя сравнительный анализ законодательной базы внутренних войск МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации, регламентирующей организационно-правовые основы взаимодействия войск национальной гвардии России со средствами массовой информации в современных условиях, мы пришли к следующим выводам.

Федеральный уровень

Во внутренних войсках организационно-правовые вопросы по взаимодействию со СМИ осуществлялись в соответствии с п. 29 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации: Главное командование координирует работу войсковых средств массовой информации, организует и поддерживает взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями; руководит военными учреждениями культуры, средствами телерадиовещания и типографиями внутренних войск; осуществляет издательскую деятельность, подготавливает теле- и радиопрограммы.

Региональный уровень

На этом уровне данная функция не регламентировалась нормативно-правовыми актами, т.е. Положением о военных округах внутренних войск МВД России (Положением о региональных командованиях внутренних войск МВД России с 2005 г.).

Местный уровень

На данном уровне эта функция не нашла своего отражения в нормативно-правовом регулировании вообще за исключением приказа МВД РФ от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе» (утратил силу), в котором за организацию взаимодействия со СМИ отвечал старший помощник начальника группы по работе с личным составом (отдельные воинские части).

Пресс-служба Главного командования внутренних войск МВД России существовала отдельно, а редакции журналов замыкались на управление воспитательной работы ГКВВ МВД России и округов (а с 2005 г. региональные командования).

С 1994 г. все бригадные и дивизионные газеты были сокращены. Был оставлен единственный центральный печатный орган внутренних войск МВД России журнал «На боевом посту». Также были оставлены редакции окружных (региональных) журналов (газет).

С образованием нового органа исполнительной власти Росгвардии организационно-правовые основы взаимодействия со СМИ регулируются:

На федеральном уровне — п. 4 ст. 9 Порядка организации взаимодействия войск национальной гвардии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. (ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»)

Данная норма закреплена также: п. 50 — участвует в пределах своей компетенции в проведении мероприятий по информационному противоборству; п. 59 — организует и осуществляет предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений о деятельности войск национальной гвардии средствам массовой информации. (Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 24.10.2018 г.) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» вместе с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации).

На региональном уровне

Пункт 11 — осуществляет работу по воспитанию личного состава, поддержанию воинской (служебной) дисциплины и правопорядка, обеспечению безопасности военной службы, службы (охраны труда), а также информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную (социальную) и культурно-досуговую работу. (Указ Президента РФ от 24 мая 2017 г. № 236 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федераций»)

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

На местном уровне

Пункт 38 — организует и осуществляет предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений о деятельности войск национальной гвардии средствам массовой информации. (Проект приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»)

На местном уровне нормативно-правовые документы, приказы или находятся в стадии разработки, или еще не разработаны.

В новой структуре сначала был создан временный информационный центр, а затем Департамент по взаимодействию со средствами массовой информации и институтами гражданского общества (далее — ДВСМИ).

С целью объективного информирования общества о ходе формирования и результатах деятельности Росгвардии, организации взаимодействия с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями создан ДВСМИ Росгвардии.

В состав Временного информационного центра вошли военнослужащие пресс-бюро и журнала «На боевом посту» внутренних войск МВД России, а также сотрудники пресс-служб подразделений МВД России, включенных Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. в Федеральную службу войск национальной гвардии России.

Редакция журнала «На боевом посту» была переподчинена Департаменту по взаимодействию со средствами массовой информации и институтами гражданского общества. (По аналогии с МВД России)

В отличие от внутренних войск МВД России, в Росгвардии добавились управления по субъектам РФ. Добавились газеты, дислоцируемые в Крыму и в городе Грозном.

На сегодняшний день СМИ являются одними из основных источников получения информации о жизни государства, его законах для большинства населения. Именно из сообщений СМИ у населения складывается представление об уровне преступности, ее характере и распространенности в обществе, о борьбе государства и его институтов с преступностью.

Правовые основы взаимодействия Росгвар-дии со СМИ состоят из законодательства Российской Федерации, норм международного права, договоров по регулированию общественных отношений в области массовой информации и

специализированных правовых актов Росгвар-дии. В связи с этим они могут быть классифицированы по сфере своего действия на следующие группы: международно-правовые; федеральные; ведомственные и рекомендательные

Международно-правовую группу составляют нормативно-правовые документы, входящие в систему норм международного права, которые были приняты международными организациями и ратифицированы Российской Федерацией. В нее входят: международные конвенции, пакты, декларации, резолюции, договора и другие документы.

Особенностью данной группы нормативных документов является их сфера действия, которая распространяется на несколько государств.

Федеральную группу нормативно-правовых документов составляют нормы права, принятые законодательными органами власти Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное Собрание Российской Федерации, и исполнительными органами власти, к числу которых относятся Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. В нее входят: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Особенностью данной группы нормативно-правовых документов является их сфера действия на территории всей Российской Федерации.

К этой же группе мы отнесли нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере информации, которые по смыслу закона не должны противоречить федеральному законодательству, но их сфера действия ограничена территорией субъекта Российской Федерации.

К ведомственным нормативно-правовым актам

мы отнесли приказы, концепции и инструкции, разработанные и принятые министерствами рассматриваемых субъектов взаимодействия. Их особенностью является обязательный характер исполнения ограниченным кругом субъектов, в данном случае МВД России, внутренними войсками и МКМК.

К рекомендательным нормативно-правовым актам мы отнесли методические и тактические рекомендации, инструкции и конвенции, разработанные для более эффективной деятельности рассматриваемых субъектов взаимодействия.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

Данные нормативные акты не являются нормами поведения и их исполнение для рассматриваемых субъектов взаимодействия не обязательно, поэтому они и носят рекомендательный характер.

На сегодняшний день ведется большая работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования взаимодействия войск национальной гвардии России со средствами массовой информации.

Мы считаем, что при этом нужно учитывать и использовать большой опыт, накопившейся во внутренних войсках МВД России.

На основании вышеизложенного мы предлагаем:

На федеральном уровне:

1) дополнить п. 4 ст. 9 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» пунктом следующего содержания:

«...использовать в необходимых случаях средства массовой информации для информирования населения о преступлениях, розыске террористов, бежавших преступниках, нарушителях государственной границы и при обеспечении режима чрезвычайного положения и противодействии терроризму»;

2) изложить в следующей редакции п. 59 Указа Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 24.10.2018 г.) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации):

«...Главное командование национальной гвардии Российской Федерации информирует в установленном законом порядке органы государственной власти, общественные объединения, население, средства массовой информации о деятельности войск, координирует работу войсковых средств массовой информации, руководит военными учреждениями культуры, средствами телерадиовещания и типографиями Рос-гвардии, осуществляет издательскую деятельность, подготавливает теле- и радиопрограммы».

На региональном уровне

1) дополнить п. 11 Указа Президента РФ от 24 мая 2017 г. № 236 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федераций» следующим содержанием:

«Оперативно-территориальные объединения войск национальной гвардии Российской Федераций информируют в установленном законом

порядке органы государственной власти, общественные объединения, население, средства массовой информации о деятельности войск».

На местном уровне:

1) дополнить п. 38 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по субъекту Российской Федерации следующим содержанием:

«Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по субъекту Российской Федерации информируют в установленном законом порядке органы государственной власти, общественные объединения, население, средства массовой информации о деятельности войск»;

2) создать совместный приказ МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации, который бы регламентировал организацию взаимодействия со средствами массовой информации на федеральном, региональном и местном уровнях (также и для командиров подразделений и воинских частей).

Таким образом, мы считаем, что целями и задачами совершенствования взаимодействия Росгвардии со СМИ является создание новых, более совершенных форм и методов проведения информационно-пропагандистской работы, обеспечивающих эффективное решение органами внутренних дел и Росгвардии оперативно-служебных и служебно-боевых задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

В качестве основных задач, обеспечивающих достижение цели, являются:

1) развитие взаимодействия МВД России и Росгвардии со СМИ;

2) развитие взаимодействия органов внутренних дел и Росгвардии с общественными объединениями;

3) повышение эффективности деятельности ведомственных СМИ;

4) совершенствование организационного обеспечения взаимодействия со СМИ и общественными объединениями.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ (с изм, и доп.). Утратил силу // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

2. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Указ Президента РФ от 03.03.1999 г. № 281 «Об утверждении Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.) Утратил силу // СПС «Консультант Плюс»

4. Указ Президента РФ от 01.06.2005 г. № 627 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской

Федерации» (с изм. и доп.). Утратил силу // СПС «Консультант Плюс»

5. Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 157 (ред. от 15.05.2018 г.) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

6. Указ Президента РФ от 24.05.2017 г. № 236 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

7. Приказ МВД РФ от 10.04.2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе» // СПС «Консультант Плюс»

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология

служебной деятельности

Психология служебной деятельности.

2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Цветков В. Л. и др.

978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.