Научная статья на тему 'Контрольные полномочия Росгвардии: перспективы осуществления в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности'

Контрольные полномочия Росгвардии: перспективы осуществления в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
780
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль / обязательные требования / профилактическая работа / подразделения Росгвардии. / state control / compulsory requests / preventive work / National Guards subunits.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антон Николаевич ЛинёВ

Контрольные полномочия новой структуры правоохранительной направленности рассматриваются через призму происходящих процессов реформирования законодательства о государственном контроле (надзоре). Предлагается авторское видение места и роли современных тенденций и новых форм надзорной деятельности в работе Росгвардии по осуществлению контроля за оборотом оружия, частной охранной деятельностью, деятельностью ведомственной охраны и иных юридических лиц с особыми уставными задачами, безопасным функционированием объектов топливно-энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антон Николаевич ЛинёВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL GUARD’S CONTROL AUTHORITIES: PERSPECTIVES OF OPERATION UNDER REFORMING CONTROL ACTIVITY

Control authorities of new protection department are describing through existing processes of reforming control legislation. Author offers his own view on the place and part contemporary towards and new forms of control activity in National Guards work in the control by operations with weapons, private security services and another subjects, safety operation fuel-energy complex.

Текст научной работы на тему «Контрольные полномочия Росгвардии: перспективы осуществления в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности»

УДК 35.078.3 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10157

ББК 67 © А.Н. Линёв, 2019

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОСГВАРДИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Антон Николаевич Линёв, кандидат юридических наук, начальник управления государственного контроля Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: anton-linev@mail.ru

Научный руководитель: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Н.Д. Эриашвили

Аннотация. Контрольные полномочия новой структуры правоохранительной направленности рассматриваются через призму происходящих процессов реформирования законодательства о государственном контроле (надзоре). Предлагается авторское видение места и роли современных тенденций и новых форм надзорной деятельности в работе Росгвардии по осуществлению контроля за оборотом оружия, частной охранной деятельностью, деятельностью ведомственной охраны и иных юридических лиц с особыми уставными задачами, безопасным функционированием объектов топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова: государственный контроль, обязательные требования, профилактическая работа, подразделения Росгвардии.

NATIONAL GUARD'S CONTROL AUTHORITIES: PERSPECTIVES OF OPERATION UNDER REFORMING CONTROL ACTIVITY

Anton Nikolaevich Linev, PhD in Law, Head of the State Control Department of the Federal Service of National Guard of the Russian Federation Judicial activities, prosecutorial activities, human rights and law enforcement Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Scientific chief: doctor of economic sciences, candidate of legal sciences, professor N.D. Eriashvili E-mail: anton-linev@mail.ru

Annotation. Control authorities of new protection department are describing through existing processes of reforming control legislation. Author offers his own view on the place and part contemporary towards and new forms of control activity in National Guards work in the control by operations with weapons, private security services and another subjects, safety operation fuel-energy complex.

Keywords: state control, compulsory requests, preventive work, National Guards subunits.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Линёв А.Н. Контрольные полномочия Росгвардии: перспективы осуществления в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):162-64.

Контроль следует рассматривать как один из элементов механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности, направленного на защиту прав и законных интересов граждан и организаций в получении товаров, работ и услуг надлежащего качества и отвечающих необходимым потребительским свойствам.

В данном ключе контроль одновременно является средством реализации правозащитной функции государства.

Базовым законодательным актом, определяющим правовые основы взаимодействия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с контрольно-надзорными органами, их взаимные права и обязанности, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований, установленных в той или иной области хозяйственной деятельности, является Федеральный

закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1.

В статье 2 названного федерального закона под государственным контролем понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения юридическими лицами и индивиду аль-ными предпринимателями обязательных требований законодательства Российской Федерации посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

Сфера общественных отношений, складывающихся в области государственного контроля, стремительно развивается. С одной стороны, образуются новые контролирующие органы, вводятся дополнительные стандарты ведения производственной и иной хозяйственной деятельности. С другой стороны, отдельные отрасли выводятся из сферы государственного контроля и переходят в режим саморегулирования предпринимательского сообщества, самостоятельно обеспечивающего выполнение его участниками принятых норм и правил2.

Ещё в 2012 году при определении основных направлений совершенствования системы государственного управления Президентом Российской Федерации В. Путиным была поставлена задача обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами, включая страхование ответственности3.

Реформированию контрольно-надзорных институтов год от года уделяется все большее внимание. Особый акцент делается сегодня на поиске новых форм проведения проверочных мероприятий, позволяющих максимально снизить вмешательство сотрудников контролирующих органов в повседневную деятельность предприятий, учреждений и иных организаций, применении таких форматов, которые вообще исключали бы взаимодействие проверяющих с подконтрольными юридическими лицами (например, рейдовые осмотры и обследования территории).

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности обозначено как ключевое действие, обеспечивающее достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года4.

Уже сегодня анонсировано, что в качестве основного инструмента данной работы будет использоваться механизм так называемой «регуляторной гильотины», заключающийся в проведении ревизии и последующем автоматическом признании утратившими силу положений устаревших нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования. По словам Премьер-министра Д. Медведева, это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований во многих отраслях экономики5.

В этой связи главной задачей федеральных органов исполнительной власти, являющихся регуляторами в соответствующих областях, на ближайшее время

станет оценка большого массива законодательных актов, нормативно-технической документации и других источников, устанавливающих правила ведения производственной деятельности, действующие в сфере обслуживания населения, торговли, рекламы, иных областях, на предмет актуальности, избыточности и исполнимости в современных условиях содержащихся в них требований.

Одной из основных задач, определенных Президентом Российской Федерации сразу на стадии создания нового органа государственной власти правоохранительной направленности — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, стала функция по осуществлению Росгвардией федерального государственного контроля в закрепляемых за ней сферах6.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» уточнил эту задачу в пункте 7 части 1 статьи 2, исчерпывающе обозначив зоны ответственности войск в их контрольно-надзорной деятельности.

Так, в соответствии с названной нормой закона на войска национальной гвардии возлагается осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Безусловно, войска национальной гвардии Российской Федерации всецело вовлечены в процессы реформирования контрольно-надзорной деятельности, активно участвуют в проводимых преобразованиях и проектах, реализуемых на сегодняшний день в рамках дальнейшего проведения административной реформы.

Между тем нельзя не учитывать, что названные подконтрольные Росгвардии области являются одними из наиболее потенциально опасных и угрозообра-зующих по масштабам возможных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью людей, нанесения экономического ущерба обществу и государству, повреждения объектов инфраструктуры Российской Федерации.

Произошедшие за последние годы резонансные происшествия7 с владельцами оружия, в деятельности частных охранных организаций, юридических лиц с особыми уставными задачами, а также возникающие угрозы безопасному функционированию предприятий топливно-энергетической сферы, представляющей собой основу российской экономики, уже неоднократно подтверждали острую необходимость повышения внимания со стороны контролирующих органов к факторам, обуславливающим существующие риски в той или иной области жизни граждан и хозяйственной деятельности юридических лиц, совершенствования работы сотрудников Росгвардии по своевременному выявлению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, установленных в

соответствующих сферах.

Нельзя не признать, что сегмент и функциональное предназначение контрольно-надзорной деятельности Росгвардии и ее территориальных органов достаточно широки, в поле внимания войск правопорядка подпадают более 4,5 млн российских граждан, имеющих личное огнестрельное оружие, 290 тыс. вооруженных работников, выполняющих трудовые функции в различных охранных организациях, почти 23 тыс. частных охранных организаций, около 7 тыс. производственных объектов энергетической, нефте-газодо-бывающей и перерабатывающей промышленности, функционирующих с особым режимом обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности.

Всестороннее рассмотрение даже одного элемента контрольно-надзорной деятельности Росгвардии с отдельным, как правило, присущим только ему, механизмом проведения проверочных мероприятий, особенностями документирования выявляемых нарушений, реагирования по фактам их допущения требует такой глубокой детализации, для раскрытия которой объема настоящей статьи явно недостаточно.

Безусловно, первостепенной задачей Росгвардии, как и любого другого органа государственного контроля, является адресное и своевременное выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, допускаемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

При этом в ряде областей своей контрольной деятельности войскам национальной гвардии Российской Федерации разрешается отступать от общих принципов и правил проведения проверочных мероприятий, в частности, от предоставляемого представителям малого и среднего бизнеса режима «надзорных каникул», когда относящиеся к таковым субъекты предпринимательства в силу прямого указания закона освобождаются от проведения проверок на определенный период времени8.

Конечно, соблюсти баланс интересов в правоохранительной области, сопряженной со значительными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций, а также другим охраняемым законом интересам физических и юридических лиц, найти грань между избыточным административным давлением на бизнес и достаточной и разумной интенсивностью проверок в потенциально опасных сферах производственной деятельности становится достаточно трудно.

Между тем, как представляется, своевременная оценка выполнения установленных требований защищенности опасных производственных объектов топливно-энергетической сферы, а также регулярный контроль за операторами охранной отрасли и владельцами оружия в большей степени позволяют гарантировать предупреждение возможных негативных последствий для жизни и здоровья граждан, а также ущерба другим охраняемым законом ценностям.

В то же время нельзя не дооценивать огромного значения проводимой с подконтрольными организациями профилактической работы, направленной

на доведение до предпринимательских кругов норм, правил и стандартов осуществления различных видов деятельности, разъяснение их содержания, разработку специальных руководств по их соблюдению, проведение различных конференций, семинаров, «круглых столов» с обсуждением причин и условий, способствующих допущению нарушений.

Такая работа позволяет получать обратную связь от объединений предпринимателей, отдельных представителей бизнес-сообществ, правозащитных организаций, своевременно обсуждать с ними необходимую корректировку законодательства Российской Федерации, направленную, в том числе на освобождение судебной системы от излишней нагрузки, связанной с рассмотрением административных заявлений хозяйствующих субъектов, обжалующих необоснованные и незаконные предписания и административные материалы, составляемые органами государственного контроля.

Следуя общепризнанной эффективной практике, подразделения Росгвардии на системной основе проводят необходимые профилактические мероприятия, обеспечивают обобщение наиболее распространенных нарушений, допускаемых юридическими и физическими лицами в подконтрольных областях, организуют пресс-конференции и различные координационные совещания с приглашением заинтересованных участников для их совместного обсуждения.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

2 Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник (3-е изд., перераб. и доп.) (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно). М.: «НОРМА», «ИНФРА-М», 2017. С. 256.

3 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2338.

4 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Утверждены 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13 // http://static.government.ru.

5 Материалы Х Гайдаровского форума 2019 (международная научно-практическая конференция России в области экономики) «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды». Москва, 15-17 января 2019 г. // Интернет-сайт: government.ru

6 Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15. Ст. 2072.

7 Нападение вооруженного ученика в средней общеобразовательной школе 5 сентября 2017 г. (г. Ивантеевка Московской области); пожар, произошедший 25 марта 2018 г. в ТРЦ «Зимняя вишня», охранявшемся частной охранной организацией «Центр защиты» (г. Кемерово); дорожный конфликт 16 мая 2017 г. с участием сотрудников ФГУП «Главный центр специальной связи», превысивших свои полномочия (г. Владивосток), массовое убийство в политехническом колледже 17 октября 2018 г. (г. Керчь).

8 Долгов С.Г. Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 3. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.