Научная статья на тему 'Анализ осуществления административного контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и Актуальные способы повышения их защиты'

Анализ осуществления административного контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и Актуальные способы повышения их защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ / ADMINISTRATIVE CONTROL / SECURITY OF THE FUEL-POWER COMPLEX FACILITIES / PREVENTION OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пакляченко Марина Юрьевна

В статье рассматривается административный контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, осуществляемый сотрудниками, имеющими специальные звания полиции и проходящими службу в подразделениях Росгвардии России. Приводится перечень профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности указанных объектов, и способов взаимодействия контролирующих органов и подконтрольных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reporting the administrative emergency security control of the fuel-power complex facilities implementation and current ways to improve their protection

In article the administrative control of safety of objects of fuel and energy complex exercised by the employees having special ranks of police and serving in divisions of the National Guard of the Russian Federation of Russia is considered. The list of the preventive actions directed to increase in safety of the specified objects interaction of supervisory authorities and controlled objects is provided.

Текст научной работы на тему «Анализ осуществления административного контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и Актуальные способы повышения их защиты»

Пакляченко Марина Юрьевна

Анализ осуществления административного контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и актуальные способы повышения их защиты

В статье рассматривается административный контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, осуществляемый сотрудниками, имеющими специальные звания полиции и проходящими службу в подразделениях Росгвардии России. Приводится перечень профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности указанных объектов, и способов взаимодействия контролирующих органов и подконтрольных объектов.

Ключевые слова: административный контроль, безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, профилактика административных нарушений.

Reporting the administrative emergency security control of the fuel-power complex facilities implementation and current ways to improve their protection

In article the administrative control of safety of objects of fuel and energy complex exercised by the employees having special ranks of police and serving in divisions of the National Guard of the Russian Federation of Russia is considered. The list of the preventive actions directed to increase in safety of the specified objects interaction of supervisory authorities and controlled objects is provided.

Key words: administrative control, security of the fuel-power complex facilities, prevention of administrative violations.

В теории административного права и процесса существуют принципиальные отличия терминов «государственный контроль» и «административный надзор», несмотря на то что общая концепция о соотношении этих понятий на сегодняшний день не разработана [1]. Безусловно, отождествлять указанные виды деятельности некорректно [2], однако с учетом их общей субъективной принадлежности и с определенной долей условности в рамках научной статьи будем использовать указанные термины как родственные.

Государственный контроль и надзор (далее - ГКиН) - это деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами по наблюдению за функционированием подконтрольного субъекта и направлена на предупреждение, выявление и пресечение различного рода нарушений законодательства им.

Государственный административный контроль представляет собой функцию государственной власти, которая имеет важное

значение, поскольку ее основной целью является недопущение отклонений от установленных законодательством норм и правил. ГКиН осуществляются специальными органами исполнительной власти в форме проверок организаций, структурно не подчиненных им, и отдельных должностных лиц, что необходимо для стабильной и эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в разнообразных сферах деятельности общества и государства: финансовой, сфере обеспечения безопасности (далее - ОБ) и др.

Значение ГКиН в области ОБ объектов топливно-энергетического комплекса (далее -ОТЭК) трудно переоценить, поскольку для указанной сферы характерны связь со всеми отраслями народного хозяйства, наличие развитой производственной инфраструктуры, значительное влияние на экономику государства.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» [3] осуществление

64

ГКиН за ОБ ОТЭК возложено на данную структуру, т. е. сотрудников, проходящих службу в подразделениях Росгвардии и имеющих специальные звания полиции. Кроме компетенции в части реализации ГКиН за ОБ ОТЭК, они также наделены полномочиями по организации охраны важных государственных и иных объектов, разработке требований к инженерно-техническим средствам охраны (далее - ИТСО), участию в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка и др.

Анализ деятельности сотрудников, уполномоченных на проведение ГКиН за ОБ ОТЭК и имеющих специальные звания полиции, за 2018 г. показал, что в ходе проверок на 77% ОТЭК выявлено свыше 13 тысяч нарушений обязательных требований по ОБ и составлено соответствующее число протоколов об административных правонарушениях. Установлено более 12 тысяч фактов несоответствия систем физической защиты ОТЭК предъявляемым требованиям или отсутствия на них следующих ИТСО:

инженерно-технических средств защиты - 6082; систем охранной сигнализации - 1633; систем сбора и обработки информации -282;

систем контроля и управления доступом -724;

специальных технических средств досмотра - 363;

охранных телевизионных систем - 1239; систем оперативной связи - 159; охранного освещения - 1044; систем оповещения - 354; электропитания - 200.

Кроме того, обнаружено 460 иных нарушений обязательных требований.

Отметим, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. количество ОТЭК (86%), состояние безопасности которых не соответствовало установленным требованиям, сократилось на 9%, что свидетельствует о результативности принимаемых территориальными контролирующими органами Росгвардии России мер административного характера в отношении субъектов ТЭК.

Одним из принципиально значимых направлений в указанной сфере является предупреждение угроз и нарушений норм и правил безопасности ОТЭК, что определяет актуальность обеспечения единого подхода к формированию профилактических действий по недопущению нарушений в области ОБ ОТЭК.

Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемых территориальными органами ГКиН программ профилактики нарушений обязательных требований [4]. Содержание таких программ, как правило, предусматривает следующее:

1. Размещение на официальном сайте территориального органа, осуществляющего ГКиН, в сети Интернет списков нормативных и нормативно-технических документов, содержащих обязательные требования, оценка выполнения которых составляет предмет административного контроля.

2. Информирование подконтрольных организаций по вопросам исполнения обязательных требований доступными способами и средствами, а именно:

разработка по решению руководителя органа, осуществляющего государственный административный контроль, брошюр или схем, иных инфографических материалов и методических рекомендаций по исполнению обязательных законодательных и нормативно-технических требований субъектами ТЭК.

В случае внесения изменений в правовые и нормативно-технические акты, касающиеся обязательных требований, подразделения ГКиН должны подготовить соответсвующие разъяснения, кроме того, должны быть даны комментарии новелл, внесенных в действующую законодательную базу, регламентирующую вопросы ОБ ОТЭК, а также необходимых управленческих и организационно-технических процедур по внедрению и обеспечению соблюдения обязательных требований ОБ подконтрольными объектами.

Данное мероприятие является особо значимым при рассмотрении вопросов реализации требований и норм законодательства в области ОБ ОТЭК с позиции их технического оснащения. Приведенная выше статистика нарушений доказывает, что у большинства субъектов ТЭК отсутствует должное понимание приоритетности реализации защитных мероприятий с использованием технических устройств и систем физической защиты объектов;

регулярное проведение с подконтрольными организациями деловых бесед и персонифицированных консультаций по вопросам толкования обязательных требований по ОБ ОТЭК и способов их практической и оптимальной реализации, выгодной с экономической точки зрения для субъектов ТЭК.

Такой способ взаимодействия подконтрольных объектов и должностных лиц органов, осу-

65

ществляющих ГКиН, является результативным, поскольку обеспечивает:

оперативное и актуализированное информирование об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие правоотношения в сфере ОБ ОТЭК;

совместную формулировку целей, сроков и объема проведения проверочных мероприятий с возможностью их корректировки;

доведение информации об итогах проводимых контрольных и надзорных мероприятий, состоянии соблюдения законодательства в соответствующей сфере, в том числе и о случаях его нарушения;

подготовку предложений по совершенствованию законодательства [5] и разработку государственных программ.

Ежегодно органы контроля участвуют в подготовке докладов об осуществлении ГКиН, в том числе в электронной форме, и представляют их в Правительство РФ, тем самым осуществляя информационное обеспечение указанного вида деятельности. Очевидно, что доклады, отражающие результаты взаимодействия государственных органов, осуществляющих административный надзор, и подконтрольных организаций, будут вносить весомый вклад в совершенствование законодательства в сфере ТЭК.

Крайне важно, на наш взгляд, наладить взаимодействие на всех уровнях, что обеспечит более эффективную комплексную защиту ОТЭК. С целью выработки единого подхода и оказания методической помощи субъектам ТЭК необходимо проводить совещания и заседания антитеррористических комиссий с участием представителей Росгвардии и сотрудников специализированных предприятий, совместные учения и тренировки по отработке действий персонала ОТЭК при угрозе совершения теракта, а также готовить рекомендации по устранению выявленных недостатков.

3. Обобщение и систематизация итогов практического осуществления соответствующей деятельности ГКиН в форме статистической отчетности и информационно-справочных аналитических материалов, освещение типовых и частных случаев нарушения требований, разработка порядка действий, которые должны быть предприняты субъектами ТЭК во избежание подобных нарушений.

По результатам обобщения административной практики территориальный орган на регулярной основе размещает на своем офи-

циальном сайте в сети Интернет следующую информацию: статистические данные о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий; список типичных нарушений законодательства; сведения о субъектах ТЭК, привлеченных к административной ответственности, с указанием основных видов правонарушений.

4. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

При наличии у контролирующего органа информации о готовящихся правонарушениях или их признаках, в том числе содержащейся в обращениях и заявлениях граждан (за исключением анонимных), органов государственной власти и местного самоуправления или поступившей из средств массовой информации, территориальный орган направляет предостережение субъекту и предлагает ему принять меры по обеспечению реализации законных требований, после чего в установленный срок уведомить его об устранении нарушений.

Подготовку и направление указанного документа следует производить оперативно -не позднее 30 дней со дня получения уполномоченным лицом органа ГКиН соответствующих сведений. В предостережении должны указываться соответствующие требования, а также сведения о том, какие конкретно мероприятия подконтрольные субъекты ТЭК должны или могут произвести во избежание нарушений.

Срок направления субъектами ТЭК в подразделение ГКиН территориального органа информации об исполнении предостережения рационально ограничить двумя месяцами (со дня направления предостережения). Кроме того, субъекты могут направлять в территориальный орган ГКиН возражения по существу полученного предостережения.

В заключение отметим, что приведенный перечень видов и форм профилактических мероприятий не является исчерпывающим. При разработке программы мероприятий предупреждающего характера в области нарушения ОБ ОТЭК органы ГКиН вправе включать в нее меры, эффективность которых доказана практически или их виды и содержание определены решением руководителей.

Приведенный выше комплекс мероприятий, на наш взгляд, может быть нормативно закреплен в отраслевом правовом акте, например, в приказе Росгвардии России, утверждающем Административный регламент исполнения Феде-

66

ральной службой войск национальной гвардии РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, в частности, в разделах первом, ха-

1. Лапина М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения // Финансы: теория и практика. 2016. № 20(4).

2. Зырянов С.М. Административный надзор полиции: учебное пособие. М., 2012.

3. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 сент. 2016 г. № 510 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 41. Ст. 5802.

4. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса на 2018 г. URL: http://rosgvard.ru/ru/page/ index/kontrol-za-obespecheniem-bezopasnosti-obektov-toplivnoenergeticheskogo-kompleksa (дата обращения: 10.02.2019).

5. Пакляченко М.Ю. Административное правоприменение в области контроля обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-3(4).

рактеризующем правовой статус должностных лиц контролирующего органа и контролируемых субъектов ТЭК, а также третьем, определяющем состав и сроки выполнения административных процедур.

1. Lapina M.A. The essence of the state control (supervision) and the genesis of its legisl ative definition // Finance: theory and practice. 2016. № 20(4).

2. Zyryanov S.M. Administrative supervision of the police: tutorial. Moscow, 2012.

3. About Federal service of the National Guard Troops of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation from Sept. 30, 2016 № 510 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 41. Art. 5802.

4. The program for the prevention of violations of mandatory requirements, compliance with which is assessed by the Federal Service of Forces of the National Guard of the Russian Federation in the implementation of federal control (supervision) over ensuring the security of fuel and energy complex facilities for 2018 year. URL: http://rosgvard. ru/ru/page/index/kontrol-za-obespecheniem-bezopasnosti-obektov-toplivnoenergeticheskogo-kompleksa (date of access: 10.02.2019).

5. Paklyachenko M. Yu. Administrative enforcement in the control flow the security of the fuel and power complex objects // Public safety, law and order in the III millennium. 2018. № 4-3(4).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Пакляченко Марина Юрьевна, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга Воронежского института МВД России; e-mail: marina_lion@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.Yu. Paklyachenko, Candidate of Technical Sciences, Senior lecturer of a Chair of Radio Engineering Systems and Security Monitoring Systems of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: marina_lion@mail.ru

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.