Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
условия профессионального развития / педагоги / педагогический коллектив / общеобразовательная организация / conditions of professional development / teachers / teaching staff / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перминева М.Д., Волосникова Л.М.

В современную эпоху развития образования все страны стали делать большой упор на человеческий капитал. Ключевой фигурой стали педагоги, которым просто необходимо постоянно повышать свой профессионализм, чтобы оставаться конкурентно-способными в быстро изменяющейся среде и выводить учреждения на более высокий уровень предоставления образовательного продукта. Образовательным организациям стало выгоднее создавать условия для развития своих сотрудников внутри предприятия, нежели постоянно отправлять учиться в стороннюю организацию. Такое решение позволяет экономить и денежный, и временной и, конечно, кадровый ресурс, а также повышать уровень внутренних ценностей внутри коллектива важных для организации и оптимизации ее работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перминева М.Д., Волосникова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

In the modern era of education development, all countries have begun to place great emphasis on human capital. Teachers have become a key figure, who simply need to constantly improve their professionalism in order to remain competitive in a rapidly changing environment and bring institutions to a higher level of providing an educational product. It has become more profitable for educational organizations to create conditions for the development of their employees within the enterprise, rather than constantly sending them to study in a third-party organization. This solution allows you to save money, time and, of course, human resources, as well as increase the level of internal values within the team that are important for the organization and optimize its work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37.07 Перминева М.Д., Волосникова Л.М.

Перминева М.Д.

студент магистратуры кафедры общей и социальной педагогики,

Школа образования, Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

Волосникова Л.М.

канд. ист. наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в современную эпоху развития образования все страны стали делать большой упор на человеческий капитал. Ключевой фигурой стали педагоги, которым просто необходимо постоянно повышать свой профессионализм, чтобы оставаться конкурентноспособными в быстро изменяющейся среде и выводить учреждения на более высокий уровень предоставления образовательного продукта. Образовательным организациям стало выгоднее создавать условия для развития своих сотрудников внутри предприятия, нежели постоянно отправлять учиться в стороннюю организацию. Такое решение позволяет экономить и денежный, и временной и, конечно, кадровый ресурс, а также повышать уровень внутренних ценностей внутри коллектива важных для организации и оптимизации ее работы.

Ключевые слова: условия профессионального развития, педагоги, педагогический коллектив, общеобразовательная организация.

Большинство общеобразовательных организаций привыкли к системе, в которой для того, чтобы обучить педагога или повысить его квалификацию, необходимо отправить на курсы, семинары, методические советы в другую

организацию. И только недавно школы пришли к такому выводу, что для решения проблемы обновления и развития образовательной организации и образовательного процесса через формирование профессионализма педагога нужно создавать условия на базе своей организации. А именно, развивать методический, технический, информационный, ценностный и образовательный компонент.

Системные изменения в профессионально - педагогической деятельности требуют новых подходов к управлению профессиональным развитием и создания условий для непрерывного профессионального роста педагогов.

Проанализировав деятельность методической работы в одной из тюменских школ, мы выявили, что не все педагоги в полной мере готовы к саморазвитию и самовоспитанию. Связанно это с определенными противоречиями, дискомфортом и нехваткой новых знаний. Большинство сталкивается в ходе работы с ситуацией «как должно быть» в работе и «как получается», это еще больше запутывает педагогов.

На момент начала исследования в общеобразовательной организации г. Тюмень был сформирован ряд условий для профессионального развития педагогов в общеобразовательной организации. Рассмотрим каждую из групп условий отдельно.

Во-первых, это материально-технические условия или материальное обеспечение образовательной организации, уровень сформированности которого мы оцениваем как относительно высокий. В школе присутствуют все условия для организации обучения, в том числе для внутришкольного повышения квалификации педагогов. Все учебные кабинеты в школе обеспечены требующимся по законодательству оборудованием. Помимо этого, в школе есть отдельно кабинет домоводства, компьютерный класс, учебная мастерская и спортивные залы в каждом из корпусов.

В условиях цифровизации образования особую роль играет обеспечение школы компьютерами и другой современной техникой. Образовательная организация обладает следующими технически исправными средствами,

использующимися в профессиональном развитии - ноутбуки и персональные компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, принтеры, сканеры, МФУ. Данные технические средства могут использоваться педагогами как для самообучения, так и для организованного процесса обучения внутри школы. Например, принтеры необходимы учителям для печати дополнительных методических материалов.

Во-вторых, это нормативно-правовые условия или нормативно-правовое обеспечение, уровень сформированности которого мы оцениваем как средний.

Деятельность образовательного учреждения ведется в соответствии с нормативными-правовыми документами федерального уровня. На официальном сайте образовательной организации г. Тюмень указано, что деятельность образовательного учреждения ведется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, в которых зафиксированы принципы непрерывности саморазвития и профессионального развития педагогов.

Однако, в школе отсутствуют локальные нормативно-правовые документы, которые регламентировали бы профессиональное развитие педагогов. Локальные документы школы касаются организации обучения, методических вопросов преподавания, внешнего вида учащихся и педагогов, оказания платных услуг и т.д., но не организации обучения педагогов.

В-третьих, это мотивационные условия или мотивационное обеспечение, уровень сформированности которого мы оцениваем как низкий. В школе не действовала система дополнительной мотивации педагогов за исключением общепринятой системы денежной мотивации и поощрения участия педагогов во внешкольных мероприятиях научного и методического характера.

Мы оценили уровень мотивации педагогов общеобразовательной организации на момент начала 2023-2024 учебного года при помощи методики К. Замфира и А. Реана. Результат представлен на рисунке 1. Результаты диагностики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» авторства

К. Замфира в модификации А. Реана, пилотажное исследование 2023, п = 30 человек.

Диагностика показала, что педагоги школы имеют как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию к профессиональной деятельности и профессиональному развитию. Вместе с тем, у большинства педагогов уровень мотивации является невысоким, так как педагоги предпочитали такие ответы как «в очень незначительной мере» и «в небольшой, но и в немаленькой мере». Низкий уровень у таких критериев мотивации как достижение удовлетворенности от своей профессиональной деятельности и стремление к продвижению по карьерной лестнице.

Диагностика показывает необходимость улучшения мотивационных условий для педагогов в рамках школы.

В-четвертых, это методические условия или методическое обеспечение, уровень сформированности которого мы оцениваем как средний. В школе есть своя база методических разработок, свободный доступ к которой есть у всех педагогов. Помимо этого, методические материалы доступны педагогам школы в электронном виде. На официальном сайте школы есть ссылки на такие полезные для педагогов ресурсы как Культура.рф, Тюменский образовательный канал, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и многие другие.

К условиям методического обеспечения педагогов мы также относим работу библиотеки, которая на 100% обеспечена учебно-методической литературой для педагогов. Библиотека имеется в каждом из корпусов школы. Образовательная организация имеет постоянную подписку на периодические издания методического характера - журнал «Вестник образования».

В школе методическая поддержка педагогов также осуществляется сторонними специалистами - в частности сотрудниками МАОУ «Информационно-методический центр».

К регулярно проводимым в школе методическим мероприятиям относится анализ результативности образовательной деятельности. В школе также организовано оказание методической помощи для педагогов.

В-пятых, это организационные условия профессионального развития, уровень которых мы оцениваем как низкий. Организованное внутришкольное повышение квалификации в образовательной организации отсутствует, так как акцент сделан на принципы саморазвития и самообучения педагогов.

Возможность самореализации в деятельности

Удовлетворение от самого процесса работы

Потребность в достижении социального престижа

Стремление избежать возможных наказаний

Стремление избежать критики Стремление к продвижению по работе

Денежный заработок

0 2 4 6 8 10 12 14 16

■ в очень большой мере в достаточно большой мере в небольшой, но и в немаленькой мере в достаточно незначительной мере в очень незначительной мере

Рис 1. Мотивация профессиональной деятельности педагогов ОО г. Тюмени.

Только определив профессиональные дефициты педагога (затруднения и потребности) нужно подбирать пути их решения. И среди разнообразных форм методической работы стоит обратить внимание на создание условий для развития профессионального и творческого потенциала учителей. И данные условия определяются не количеством проведенных мероприятий, а количеством оказанной целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным достижением цели.

Для внедрения условий профессионального развития педагогов в общеобразовательной организации необходимо решить ряд задач:

Необходимо охватить учебную, исследовательскую и творческую деятельность педагогов и их учеников,

Учесть муниципальные требования к реализации и адаптации образовательных услуг,

Создать условия для профессионального, творческого и духовного развития личности педагога,

Помочь адаптироваться педагогу к различным видам профессиональной деятельности,

Формировать у педагога методологическую грамотность необходимую для развития профессионализма,

Формировать предпосылки для саморазвития и самовоспитания у педагогов.

При решении вышеизложенных задач важно учитывать потребности педагогов, а также накопленность ресурсов организации. При создании условий для развития профессионализма педагогов необходимо сохранять системную направленность. А именно, четко выстроенная педагогическая система по развитию педагога встроенная в образовательный процесс будет отвечать всем требованиям и запросам.

Общеобразовательной организации при создании условий необходимо определить иерархию ценностных и нравственных потребностей своих сотрудников, чтобы правильно выстраивать индивидуальную работу с каждым из педагогов. Так же важно учесть педагогический потенциал педагога и определить его собственные цели и пути достижения профессиональных высот. Далее следует интегрировать полученную информацию в применяемую инновацию в работе по развитию педагога и образовательного пространства. И на последних этапах рассматривается процесс реализации личностных технологий обучения и их интеграция в учебную, научно-исследовательскую и практическую деятельность.

Задача внедрения подобной инновации, как развитие педагогического профессионализма на базе общеобразовательной организации, состоит в том,

чтобы наделить школы возможностью выбора собственной образовательной стратегии, а также создании собственной программы развития педагогического коллектива в соответствии с региональным, социальным, экономическим и культурным запросами. Для этого необходимо обновлять содержание образования, а также обеспечить полифункциональности в деятельности педагога, при необходимости организовать консультирование педагогов.

При условии реализации личностно-ориентированных технологий для профессионального развития педагога можно будет достичь максимального результата в минимальные сроки. Такая среда стимулирует потребность к собственному самообразованию и самовоспитанию. Удовлетворение собственных потребностей предполагает развитие высокого уровня подготовки учащихся и соответственно повышение престижа учреждения.

В качестве примера мы приводим следующие меры, которые могут выступать управленческим решением в вопросе создания условий для профессионального развития педагогов:

Развитие «горизонтального обучения», менторства и наставничества, Вовлечение педагогов в экспертную деятельность,

Проведение внутренних конкурсов профессионального мастерства педагогических работников,

Развитие цифровой образовательной среды дополнительно к профессиональному образованию педагогов.

Конечно, внедряя подобные меры и проводя мероприятия, мы сталкиваемся с определенными рисками. Это может быть инертность и низкий уровень заинтересованности педагога в собственном развитии, отсутствие мотивации в преобразовании собственной профессиональной деятельности, высокая загруженность педагога, а также несвоевременность проводимого администрацией школы мероприятием. Все эти риски возможно минимизировать, если не забывать про одну из задач, которая направлена на личностный подход и индивидуальную маршрутизацию педагогов.

В таблице 1 представлены мероприятия, которые помогут решить поставленные задачи.

Таблица 1. План внутришкольных коллективных мероприятий

по профессиональному развитию педагогов в ОО г. Тюмень

Тип и тема Цель/цели мероприятия Участники Даты

мероприятия мероприятия мероприятия

Проведение Обмен педагогическим Все педагоги Сентябрь 2023 г.

педсоветов по опытом, школы - Май 2024 г.

актуальным Повышение теоретической

проблемам готовности педагогов к практической деятельности

Осенний фестиваль Обмен педагогическим Все педагоги Октябрь 2023 г.

педагогических идей: опытом, школы

Педагогические Формирование

инновации в условиях положительной мотивации

цифровизации профессиональной

образования деятельности

Организация работы Определение барьеров Группы по 5 Октябрь 2023 г.

групп рефлексии профессионального развития, педагогов - Май 2024 г.

педагогов Обмен педагогическим опытом, Создание положительной атмосферы в педагогическом коллективе (желательно предметников)

Организация работы Обмен педагогическим Группы по 3-5 Октябрь 2023 г.

творческих групп опытом, педагогов, - Май 2024 г.

педагогов Формирование положительной мотивации к педагогической деятельности, Внедрение в педагогическую деятельность инновационных технологий преподающих один предмет

Круглый стол на Повышение теоретической 15-20 педагогов Март 2024 г.

тему: Цифровые готовности педагогов к школы

образовательные практической деятельности,

ресурсы для Обмен педагогическим

педагогов опытом

Конкурс Обмен педагогическим Все педагоги Апрель 2024 г.

педагогического опытом, школы

мастерства: Возможность

Использование профессиональной

инновационных реализации педагогов

технологий в учебной

и воспитательной

работе

Подводя итог, для успешного развития и внедрения условий для профессионального развития педагогов, необходимо наличие педагогических кадров, которые способны и желают развиваться, обучаться и передавать свой опыт. Также, создание определенного микроклимата в организации, направленного на обмен опытом и сотрудничество между коллективом. Важно организовать постоянное обновление и развитие образовательно-воспитательного процесса, наличие общих и индивидуальных целей педагогов. Не избегать инновационную деятельность и условия для творческой самореализации педагогических работников. Постараться выстроить эффективное стимулирование и поддержку необходимые для реализации условий внутри общеобразовательной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонов, Н.В. Особенности построения индивидуальной траектории профессионального развития педагогов / Н.В. Антонов, О.А. Иванова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2018. - № 1. - С. 205-210;

2. Антонов, Н.В. Специфика этапов социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов в постоянно изменяющихся условиях системы общего образования / Н.В. Антонов // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12. - С. 58-63;

3. Катышева Н.М. Организационно-педагогические условия управления инновационным развитием педагогического колледжа: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.01 / Н.М. Катышева, Нижний Новгород: 2014. - 29 с;

4. Мельникова Н.И. Роль методических семинаров в формировании и развитии профессионализма педагогов гимназии / Н.И. Мельникова, О.Ю. Котенкова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2011. - № 4. - С. 39-48;

5. Патутина Н.А. Построение социально-педагогического пространства как одно из направлений формирования организационной культуры компании / Н.А. Патутина // Управление корпоративной культурой. - 2010. - № 3(07). - С. 204224.

Permineva M.D., Volosnikova L.M.

Permineva M.D.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volosnikova L.M.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

ORGANIZATION OF CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Abstract: in the modern era of education development, all countries have begun to place great emphasis on human capital. Teachers have become a key figure, who simply need to constantly improve their professionalism in order to remain competitive in a rapidly changing environment and bring institutions to a higher level ofproviding an educational product. It has become more profitable for educational organizations to create conditions for the development of their employees within the enterprise, rather than constantly sending them to study in a third-party organization. This solution allows you to save money, time and, of course, human resources, as well as increase the level of internal values within the team that are important for the organization and optimize its work.

Keywords: conditions of professional development, teachers, teaching staff, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.