УДК 37.07 Перминева М.Д., Волосникова Л.М.
Перминева М.Д.
студент магистратуры кафедры общей и социальной педагогики,
Школа образования, Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
Волосникова Л.М.
канд. ист. наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: педагогические кадры являются одними из главных ресурсов в образовании. Именно они занимаются передачей знаний, умений и навыков следующему поколению применяя инновационные технологии в комплексе с традиционными методиками. Педагоги, являясь по своей сути, наставниками для школьников, должны также развиваться и идти в ногу со временем. Создание условий для профессионального развития педагогов, непосредственно на рабочем месте, является важным направлением в постоянной трансформации образования. Примером таких условий является материально-техническое оснащение, материальное и нематериальное поощрение, наличие в организации кадров высокого уровня профессионализма для возможности перенятия опыта.
В статье представлено теоретическое обоснование необходимости создания условий на рабочем месте для профессионального развития педагогов, как одного из основных компонентов общего образования. Также, сделан вывод о том, что созданная система условий профессионального развития педагогов позволит руководству общеобразовательной организации повысить эффективность и мобильность работы у педагогов и минимизирует затраты других ресурсов на подготовку.
Ключевые слова: условия, профессиональное развитие, педагог, методы обучения, управление профессиональным развитием.
С каждым годом в стране и в мире все больше говориться о необходимости самообразования, саморазвития и самоопределении как в профессиональном направлении, так и в личностном. Педагоги не стали исключением из данной тенденции. Они так же заинтересованы в личностно-профессиональном развитии для достижения больших успехов в работе с учениками и коллегами. Но заинтересованности педагога недостаточно для этого, важно чтобы администрация общеобразовательной организации так же создавала условия для развития педагогического коллектива, поскольку они выступают средообразующим компонентом.
В отечественной науке вопросом профессионального развития педагогов занимались Е.П. Белозерцева, В.В. Давыдова, З.З. Кирикова, Е.А. Крюкова, С.Д. Полякова, Б.Г. Ананьева, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.В. Брушлинский, А.В. Толстых. В зарубежной же литературе этот аспект рассматривали Д. Сьюпер, Е. Шеин, Д. Холланд, Р. Дэвис, И. Майерс - Бригс, Дж. Оттосон [4].
Если сравнивать системы профессионального развития педагогов зарубежом и в России, то можно сделать вывод о том, что в нашей стране она еще не до конца сложилась, а только развивается и набирает обороты. Но при этом, государство создает множество проектов и законодательных актов для создания условий профессионального роста и развития педагогов. Так, 2023 год стал годом педагога и наставника, в котором проходило множество мероприятий, посвященных развитию педагогической деятельности, обмену опытом, а также созданию новых идей и выявлению существующих проблем в образовании [4].
Такие мероприятия позволили наметить примерную схему взаимосвязей педагогического коллектива и их потребностей в профессиональном развитии. Данная взаимосвязь представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема взаимосвязи педагогических работников и их потребностей в профессиональном развитии.
С теоретической точки зрения, следует выделить основные подходы к созданию условий для профессионального развития педагогов. А именно: экономический, социолого - управленческий, психологический [8].
Экономический подход рассматривает создание системы условий профессионального развития педагога в образовательной организации с точки зрения сокращения затрат как финансовых, так и временных. Создание условий для развития педагогических кадров внутри рабочего процесса позволяет повысить экономическую конкурентоспособность организации, не прекращая основную профессиональную деятельность сотрудника и не отрывая его от работы. Так же, налаженная система профессионального развития позволяет сократить время освоения или проработки определенных навыков необходимых для работы [8].
Социолого-управленческий подход рассматривает данный вопрос со стороны мотивации сотрудника и развития его дальнейшей карьеры. Цель данного подхода — это разработка управленческих методов и подходов с целью повышения мотивации и интереса у педагогических работников профессионально развиваться в условиях собственной общеобразовательной
организации. Иными словами, помочь педагогу увидеть в месте работы площадку для получения новых, развития и совершенствования уже имеющихся навыков [8].
Психологический подход нужен для анализа, в первую очередь, личностных проблем педагогов, влияющих на его профессиональное развитие. Оценка психологического состояния сотрудника позволит скорректировать его маршрут развития, а также предотвратит такие явления как «профессиональное выгорание», «профессиональная деформация», «кризис профессионального становления», что непосредственно отражается на качестве работы. Важное свойство личности - это сохранение потенциала развития, который в свою очередь является резервом для продуктивности в профессиональной сфере [8].
По мнению исследователей, все эти подходы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Если мы говорим о становлении продуктивной системы профессионального развития педагогов внутри общеобразовательной организации, то не стоит пренебрегать ни одним из подходов, описанных выше. Важно придерживаться целостности и комплексности.
Краткое описание основных аспектов комплексного подхода к профессиональному развитию педагога с выводами представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Аспекты профессионального развития педагогов.
Применение комплексного подхода к профессиональному развитию педагога определяет основные задачи для развития данной системы в общеобразовательной организации.
Задачи развития системы - это конкретные действия и мероприятия со стороны управленческого состава организации, при реализации которых будет достигаться основная цель, а именно, развитие профессиональных компетенций у педагогов внутри общеобразовательной организации. Так как задачи носят прикладной характер, то и формулировать их нужно строго под конкретную организацию опираясь на ее специфические характеристики. При создании условий для профессионального развития учителей, важно помнить про пять основных направлений выделенных И.М. Кондаковой и А.В.Сухаревым [1, 2].
Первое - дифференциально-диагностическое. Данное направление придерживается принципа, что каждый человек имеет определенный набор профессиональных качеств, которые подходят к профессии, которые можно адаптировать к определенной профессии и те, которые абсолютно не подходят к
профессии. Все это помогает получить определенное представление об индивиде, как о работнике, что позволит подстраивать условия под него [1, 2].
Второе - психодинамическое направление. Здесь раскрывается суть мотивации к той или иной деятельности. У каждого желания или отсутствия к развитию есть своя природа и потребность. Зная ее, в процессе профессиональной деятельности можно прийти к определенной сублимации [1, 2].
Третье - теория решений. Согласно данному направлению, профессиональное развитие представляет собой постоянный процесс принятия решений, а так же постоянный анализ имеющихся альтернатив, сравнения их между собой. Это позволяет педагогу выбирать, какой метод и способ из сложившихся условий ему наиболее подходит для развития [1, 2].
Четвертое - теория развития. На этом этапе особую важность приобретает практико-ориентированный характер деятельности. Задачей руководства общеобразовательной организации является донесение до педагога, как реализовывать в работе и дальнейшем самообразовании уже полученные умения и навыки, а также создать условия для применения данных способностей. Без подкрепления полученных навыков они утрачиваются, а мотивация к дальнейшему профессиональному росту утрачивается [1, 2].
Пятое - типологическое направление. Профессиональное развитие понимается как процесс, состоящий из взаимосвязанных действий: сначала определяются собственные интересы и возможности, далее оценивается среда, может ли она дать нам необходимые ресурсы для удовлетворения возникшей потребности, и затем индивид соотносит собственный уровень развития интеллекта и самооценки с тем, что предлагает среда. Весь этот процесс помогает накопить нужный опыт в работе, совершенствовать его, а также дополнять новым [1, 2].
С целью эффективного управления следует постоянно анализировать данные направления для поддержания комплексного подхода в профессиональном развитии педагога [9, 11].
При поступательном и постоянном характере создаваемой системы будет возможным ее функционирование по необходимым параметрам отвечающим главным целям - профессиональное и личностное развитие педагога и создание ему для это необходимых условий [9, 11].
Большинство современных школ стараются создавать определенную развивающую среду для учеников, и лишь единицы создают ее для педагогов. Считается, что педагог сам должен пользоваться предложенными ресурсами и подстраивать их уже под существующую систему условий для развития. Но как показывает практика, это не совсем практично и действенно [9, 11].
Мы понимаем, что существует масса факторов связанных с профессиональным развитием педагогов и не все из них педагог в состоянии преодолеть сам. Многие или не понимают, как это сделать или в процессе опускают руки. Все это влияет на внутреннюю мотивацию к работе, к желанию участвовать в профессиональных конкурсах и форумах, и как следствие снижает конкурентоспособность школы в условиях глобальных трансформационных процессов в образовании [9, 10].
Исходя из этого, определение конкретных шагов по созданию оптимальных условий для развития профессиональных навыков педагогов в общеобразовательной организации поможет руководству достигать определенных показателей в обучении детей. Так как процесс профессионального развития педагогов тесно связан с результативным обучением учащихся. [9, 10, 11].
Но, как и у любой программы развития, перестройка существующих условий для профессионального развития педагогов, имеет свои преимущества и недостатки. Примеры приведены в рисунке 3.
Таким образом, оценивая все возможные преимущества и риски, управленческий состав образовательной организации может решить для себя насколько рентабельно создавать и применять у себя систему условий для профессионального развития педагогов [7, 9].
Безусловно, организация самостоятельно выбирает, какой из методов и подходов ей наиболее подходит для развития самого предприятия и работающих в ней педагогов.
Рисунок 3. Преимущества и недостатки создания условий для профессионального развития педагогов в организации.
Таким образом, создание и внедрение системы условий профессионального развития педагогов - это инициатива управленческих кадров для достижения взаимовыгодных результатов и решения сложившихся проблем. Может включать в себя как планы развития, так и другие меры, которые организация применяет для постоянного повышения уровня удовлетворенности собственных потребностей и потребностей педагогов [7, 9, 11].
Создание условий для профессионального развития педагогов является долгосрочным и перспективным направлением для большинства общеобразовательных организаций, что требует постоянного мониторинга для качественной оценки действенности системы [6, 7].
Подводя итог, управление профессиональным развитием педагога внутри организации - это сложный, неоднозначный процесс, который не всегда приводит к ожидаемым результатом, и который требует постоянных корректировок, как по объективным, так и по субъективным причинам. Но несомненным преимуществом является то, что создание определенных условий
для «роста» педагогов в организации, в первую очередь, развивает саму организацию.
Профессиональное развитие педагогов всегда подвижно, индивидуально, позволяет подходить нестандартно, а также получать четкую обратную связь от педагогического коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьева, Т.П. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - Москва : АПК и ПРО, 2004. - 104 с;
2. Гейнце, Л. А. Современные методы обучения педагогов на рабочем месте / Л. А. Гейнце // Современная наука, общество и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2022. - № 5. - С. 144-148;
3. Зеер, Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 122-127;
4. Ковалева, И. А. Управление человеческими ресурсами через призму глобальных трансформационных изменений / И. А. Ковалева, А. А. Канке, А. И. Мозговой // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2021. - № 1. -С. 71-86;
5. Кязимов, К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие / К. Г. Кязимов. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. - 148 с;
6. Мелехина, Е. А. Роль непрерывного образования в профессиональном развитии педагога / Е. А. Мелехина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 20-25;
7. Митина, Л. М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога / Л. М. Митина // Психологическая наука и образование. - 2008. - Т. 13, № 2. - С. 28-34;
8. Овсянникова, С. И. Концепция комплексного подхода к управлению профессиональным развитием педагога в организации / С. И. Овсянникова, Ю. Э. Кожухова, Е. Л. Тиханов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39 (1). - С. 235-242;
9. Панова, Н. В. Профессиональное развитие личности педагога / Н. В. Панова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (117). - С. 101-106;
10. Разина, Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н. А. Разина // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14;
11. Слободчиков, В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. - 2003. - № 5. - С. 5-11
Permineva M.D., Volosnikova L.M.
Permineva M.D.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
Volosnikova L.M.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
THEORETICAL JUSTIFICATION OF CREATE CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION
Abstract: teaching staff are one of the main resources in education. They are the ones who are engaged in transferring knowledge, skills and abilities to the next generation using innovative technologies in combination with traditional methods. Teachers, being essentially mentors for schoolchildren, must also develop and keep up with the times. Creating conditions for the professional development of teachers, directly at the workplace, is an important direction in the constant transformation of education. An example of such conditions is the material and technical equipment, material and non-material incentives, the presence of personnel in the organization of a high level ofprofessionalism for the possibility of learning from experience.
The article presents a theoretical justification of the need to create conditions in the workplace for the professional development of teachers as one of the main components of general education.
Keywords: conditions, professional development, teacher, teaching methods, management of professional development.