Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ В МИНСКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ В МИНСКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ В МИНСКЕ»

удк 614.3/4:65.014(476-25)

^ Н. В. Шестопалов

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ В МИНСКЕ

Минская городская санэпидстанция

За последнее десятилетие в Минске проведен ряд мероприятий по совершенствованию эпидемиологической службы, что положительно сказалось на качестве и эффективности надзора.

Поиск более оптимальных форм организации работы был обусловлен интенсивным технико-экономическим развитием и бурным ростом населения Минска, значительным расширением задач санитарио-эпидемиологической службы в области охраны здоровья населения.

Возникло несоответствие новых требований и .задач с имевшейся слабой материально-техниче-екой базой санэпидстанций (СЭС), ограниченными финансовыми возможностями, недостаточным уровнем лабораторного контроля и раздробленной структурой санитарио-эпидемиологической службы.

Основным мероприятием по усовершенствованию штатно-организационной структуры явилась проведенная в 1974 г. централизация управления и финансирования санитарно-эпидемиологической службы города. Была создана централизованная бухгалтерия. Главный государственный санитарный врач стал распорядителем кредитов СЭС, ему как заместителю заведующего отделом здравоохранения были предоставлены права подписи приказов отдела здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам.

Главному государственному санитарному врачу были полностью переданы вопросы комплектования, подбора и расстановки кадров СЭС, распределения автотранспорта. Таким образом, ч5ыла создана единая санитарно-эпидемиологическая служба города. Городская СЭС наряду с организационно-методическими функциями приняла на себя и руководство деятельностью СЭС. Организационный отдел городской СЭС стал органом управления службой.

Необходимость широкого исследования факторов внешней среды, новых технологических процессов и химических веществ в быту и на производстве потребовали повышения уровня лабораторных исследований. Имевшиеся маломощные санитарно-гигиенические лаборатории не соответствовали возросшим требованиям. В связи с этим была проведена централизация и специализация всех санитарно-гигиенических исследований в городе. Организовано 7 специализированных лабораторных отделений, в том числе виброакустическое, физико-химических методов исследований, токсикологическое, электромагнитных

полей, группа централизованного приготовления *

реактивов и др. Однако дальнейшее развитие лабораторной службы сдерживалось отсутствием материальной базы. Выход был найден за счет привлечения средств промышленных предприятий для строительства восьмиэтажного лабораторного корпуса. По окончании строительства нового корпуса стало возможным централизовать и бактериологические исследования. Вместо 10 бактериологических лабораторий городской и районных СЭС была создана городская централизованная бактериологическая лаборатория, которая разместилась на 2 базах: в лабораторном корпусе и 2 типовых зданиях районных СЭС. При этом организовано 5 специализированных лабораторных отделений, в том числе отделение стерилизации и приготовления сред.

Централизация и специализация санитарно-гигиенических и бактериологических исследований, оснащение лабораторий новейшим оборудованием и приборами, механизация отдельных трудоемких процессов обеспечили значительный рост производительности труда, что позволило высвободить должности специалистов и использовать их для усиления отдельных подразделений районных СЭС (коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков) и организации вирусологической лаборатории.

Интенсивное развитие в Минске многоотраслевой промышленности, создание новых органов управления — производственных объединений потребовало перестройки промышленно-санитар-ной службы с переходом от организации надзора по территориальному признаку к преимущественно отраслевому. На базе городской СЭС был организован централизованный отдел гигиены труда с 6 отделениями соответственно основным отраслям промышленности. Это позволило распределить врачей по отделениям' с учетом сложностей вопросов надзора, при необходимости временно усиливать надзор за отдельными отраслями промышленности, наладить тесное взаимодействие с центральными контролирующими органами и отраслевыми профсоюзами. Одновременно была создана система курирования районов города, включающая постоянную оперативную связь с партийными и советскими органами районов и районными СЭС и подготовку для них необходимой информации о санитарно-гигиеническом состоянии промышленных объектов.

Создание такой организационной структуры Минской городской СЭС было разрешено в ин-

дивидуальном порядке в 1979 г. Минздравом СССР.

В связи с установившимся в Минске порядком отвода земель под строительство только Миигорисполкомом и обязательного согласования проекта решений с представителями городской СЭС в ней было создано специальное отделение планировки и застройки. В дальнейшем на это отделение были возложены осуществление не только I этапа предупредительного санитарного надзора, но и частично II этапа (выборочный контроль за проектированием), а также контроль и методическое руководство деятельностью районных СЭС и отделов городской СЭС по этому вопросу. За районными СЭС оставлен контроль на стадии проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов.

Проведенное усовершенствование организации предупредительного надзора позволило выработать единую тактику при согласовании отводов земельных участков под все виды строительства в городе и установить деловые отношения с проектными организациями.

Для организации информационного обеспечения специалистов оперативных отделов СЭС о санитарно-эпидемиологической ситуации в городе на базе организационного отдела городской СЭС была создана лаборатория санитарно-эпидемиологического анализа. Организация такой лаборатории позволила осуществлять ежедневное наблюдение за санитарно-эпидемиологической ситуацией в городе, своевременно выявлять эпидемиологические осложнения, оперативно и целенаправленно проводить мероприятия по их купированию, проводить научно-обоснованное планирование деятельности службы. Отделение планировки и застройки, а также лаборатория санитарно-эпидемиологического анализа организованы за счет внутренних резервов и штатных должностей городской СЭС.

В настоящее время санитарно-эпидемиологическая служба города состоит из городской и 9 районных СЭС, имеет мощную лабораторную базу, централизованный промышленно-санитарный надзор, методический центр по организации предупредительного надзора, осуществляющий также I этап и частично II этап надзора, единый бюджет и централизованную автоколонну (в составе автобазы горздравотдела).

Органом управления службой является орга-

низационный отдел, который осуществляет прием и распределение потоков информации, конт-~ роль за исполнением директивных документов вышестоящих органов, приказов и поручений главного государственного санитарного врача города, выполнением квартальных и годовых планов работы, в том числе планов лабораторных исследований, представляет в установленные сроки информацию о санитарно-эпидемиологической ситуации, качестве и эффективности проводимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, об исполнении документов, стоящих на контроле, организует учебу медицинских работников на различных уровнях.

Еженедельно на планерках и ежемесячно на совещаниях руководящего состава санитарно-эпидемиологической службы обсуждаются итоги работы за соответствующие периоды и проводятся анализ санитарно-эпидемиологической ситуации и оценка качества и эффективности проведенных мероприятий по конечным результатам определяются задачи на последующие периоды^

Главные государственные санитарные врачи районов являются депутатами соответствующих районных Советов народных депутатов, а главный государственный санитарный врач города Минска — депутатом городского Совета. Они регулярно информируют партийные и советские органы о санитарно-гигиеническом состоянии подконтрольных объектов, отклонениях в санитарно-эпидемиологической ситуации и проводимых научно обоснованных мероприятиях по их устранению.

Ежегодно по представлениям санитарно-эпидемиологической службы городским и районными комитетами партии гор- и райисполкомами принимается ряд постановлений и решений, направленных на оздоровление внешней среды, улучшение условий труда и быта трудящихся, проведение комплексных мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями. ^

Это положительно сказывается на результат тивности работы службы. За последние годы в городе достигнуто существенное снижение инфекционной заболеваемости по ряду нозологических форм и профессиональной заболеваемости. Улучшились качество пищевой продукции и воды, условия труда рабочих промышленных предприятий.

Поступила 25.06.85

УДК 613:92 Кротков

В. Я. Голиков (Москва)

ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ КРОТКОВ

(К 90-летию со дня рождения)

28 февраля 1986 г. исполняется 90 лет со дня рождения ведущего советского гигиениста, академика АМН СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, генерал-майора медицинской службы, члена

КПСС с 1919 г. Федора Григорьевича Кроткова.

Жизнь Федора Григорьевича — яркий пример неограниченных возможностей реализации талантов в условиях социалистического государства. Сын крестьянина, Федор Кротков с 13 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.