Научная статья на тему 'Организация управления качеством зерна и пути ее совершенствования'

Организация управления качеством зерна и пути ее совершенствования Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
288
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управления качеством зерна и пути ее совершенствования»

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗЕРНА И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Б.В. Бубликов

Проблема качества сельскохозяйственных продуктов выдвигается сегодня на первое место. От ее решения в конечном счете зависит полное удовлетворение потребностей общества. Качество - самый объективный и обобщающий показатель научно-технического прогресса., уровня организации производства, дисциплины труда и важнейший источник экономики продовольственных ресурсов.

Учеными и практическими работниками установлено, что чем выше качество зерна, тем эффективнее его производство, с меньшими затратами оно хранится, тем больше из него можно получить доброкачественных продуктов разнообразного ассортимента.

Экономический механизм управления -качеством зерна - это совокупность инструментов, форм и методов управления зернопроизводством, используемых для достижения высоких качественных результатов. - А,- .

Нами исследованы элементы, требующие, на наш взгляд, первостепенного совершенствования в целях увеличения ресурсов зерна и повышения его качества.

В системе управления качеством зерна важная роль принадлежит стандартизации.

Стандарт Российской Федерации - это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, предъявляемых к объекту стандартизации, и утвержденный Госстандартом Российской Федерации.

После ликвидации Госстандарта СССР Госстандарт Российской Федерации на базе Всероссийского научно-исследователь-ского института зерна и продуктов его переработки создал технический комитет № 2 из специалистов, являющихся полномочными представителями 23-х заинтересованных организаций, учреждений и предприятий, в том числе Госстандарта России, Минсельхоза России, Госхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации, Российской Академии сельскохозяйствен-

ных наук и ряда других ведомств и научно-исследовательских учреждений.

ВНИЗу поручены разработка основных направлений развития отраслей стандартизации и унификации, подготовка предложений по ее своевременному пересмотру. Он осуществляет научно-техническое и организационно-методическое руководство по стандартизации в области хранения и переработки зерна, а также непосредственно выполняет наиболее важные работы по стандартизации зерна, муки, крупы и методов определения их качества.

От правильности определения качества закупаемой у сельских товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции зависит очень многое. Во-первых, это правильный денежный расчет с хозяйствами за принятую от них продукцию, поскольку цена зависит от качества; во-вторых, правильное размещение ее в хранилищах в зависимости от качества; в-третьих, качество сырья оказывает прямое влияние на выполнение норм выхода и качество вырабатываемой готовой продукции.

Даже в советское время, когда запуски сельхозпродукции в ресурсы государства производились от имени государства, почти все заготовители сельхозпродуктов допускали многочисленные примеры обсчета колхозов и совхозов. Конечно, здесь сказывался недостаток должной квалификации работников лабораторий, которые допускали неправильное определение качества. Однако если учесть, что недоплаты колхозам и совхозам в четыре раза превышали переплаты, это указывает на то, что элементы субъективного отношения к этому важному делу имели место.

С 1992 г. по Указу Президента Российской Федерации закупки сельхозпродуктов в государственные ресурсы, и в том числе зерна, были отменены.

В ряде вопросов мы ориентируемся на опыт США, Канады и других капиталистических стран. Так, в этих странах зерноторговые фирмы, закупающие зерно у фермеров, не имеют право определять его

качество. Для определения качества при закупках у фермеров и продаже зерноторговыми компаниями зерна перерабатывающим предприятиям своей страны или на экспорт качество зерна определяется Федеральной зерновой инспекцией или кооперативными инспекциями штатов, работающих по лицензиям Федеральной зерновой инспекции Министерства сельского хозяйства США.

В Положении о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации предусмотрен контроль Госхлебинспекцией за правильностью определения качества зерна лабораториями хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий. Результаты этих проверок за период 1995-2002 гг. характеризуются следующими данными (табл.).

Таблица

.СІ

Результаты проверок Госхлебинспекцией хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий

Годы Проверенно качество по хранящимся среднесуточным пробам, представляющим, тыс. т Проверены расчеты по копиям приемных квитанций, тыс. т Было недозачтено из-за неправильного определения качества, тыс. т В результате проверок выявлено недоплат сельским товаропроизводителям, тыс. руб.

1996 1332,6 3538,7 1,9 3377

1997 2133,4 3699.6 1,4 2564

1998 3621,1 6207,0 11,7 6572

1999 2040,1 2987,7 4,0 2478

2000 2804,9 3739,8 7,1 10098

2001 3368.9 4311.3 13,9 34126

2002 3790,5 4161,4 12,4 20393

По всем фактам выявленных недоплат сельским товаропроизводителям из-за неправильного определения качества закупленного зерна, неправильных расчетов за него по предписаниям госхлебинспекторов со сдатчиками были произведены перерасчеты, то есть суммы выявленных недоплат хозяйством были полностью перечислены. Следует отметить, что лаборатории предприятий в условиях капитализма часто умышленно идут на обсчет товаропроизводителей, поскольку предприятия находятся в руках частных владельцев.

В перспективе положение с обсчетом сельских товаропроизводителей еще больше осложнится. Дело в том, что представители малого и среднего бизнеса (можно предположить, что "нечистые на руку”), чтобы создать себе благоприятные условия для обсчетов своих партнеров, а также выработки нестандартной продукции, засыпали Президента В.В. Путина жалобами, что их часто проверяют, и при мощном лобби в Государственной Думе в кратчайший срок пробили принятие федерального Закона иО защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима-

телей при проведении государственного контроля (надзора)". Дума закон приняла 14 июля 2001 г., а 8 августа 2001 г. Закон за № 134 - ФЗ был подписан Президентом. Для сравнения следует сказать, что проект Закона о продовольственной безопасности находится на рассмотрении Думы с 1995 г., и несмотря на его важность, он до сих пор окончательно не рассмотрен и Думой не принят, хотя он имеет жизненно важное значение для страны.

Учитывая, что подавляющее число хозяйств не имеют собственных лабораторий и качество продаваемых сельхозпродуктов не определяют, они постоянно будут обмануты нечестными заготовителями.

Необходимо ужесточить наказание за неправильное определение качества зерна или неудовлетворительную его сохранность.

Все большее число сельских товаропроизводителей пользуются услугами принципиально новой структуры в агропромышленном комплексе Российской Федерации - информационно-консультационной службы (ИКС).

Основными пользователями службы являются сельскохозяйственные предприятия (58%), фермерские (крестьянские) хозяйства (18%), личные подсобные хозяйства населения (14%), органы управления АПК (6%). Услугами информационноконсультационной службы на селе пользуются практически все без исключения сельские товаропроизводители независимо от формы собственности.

В России имеется более 36 тыс. акционерных обществ, товариществ, кооперативов, 270 тыс. фермерских (крестьянских) хозяйств, которые стали абсолютно самостоятельными субъектами рынка. Все они в полной мере ощутили на себе влияние нестабильных финансовых, экономических и -политических факторов. Положение усугубилось разрушением СССР и кризисным положением в агропромышленном комплексе России. Поставленные на грань выживания сельхозпроизводители, как никто другой, были заинтересованы в скорейшем создании специализированной информационно-консультационной службы, где они могли бы получать рекомендации специалистов по интересующим вопросам. В ее успешной работе заинтересованы не только сельскохозяйственные производители, но и органы управления АПК, поскольку через эту службу они реализуют аграрную политику и обеспечивают научно-технический прогресс в отрасли.

В неменьшей степени заинтересованы в ней научные и образовательные организации. Именно через ИКС завершенные научно-технические разработки доходят непосредственно до сельхозпроизводителей.

Наибольший удельный вес составляют запросы по таким отраслям, как растениеводство и животноводство - 21 и 15% соответственно, 47% - запросы, связанные с экономическими проблемами, маркетинговыми услугами, законодательной базой, правоведением и приватизацией.

Специалисты Министерства сельского хозяйства предполагают, что по мере стабилизации экономической обстановки и завершения формирования рынка отечественных сельхозпроизводителей все в большей степени будут интересовать тех-

нологические вопросы и инновационные разработки.

В настоящее время зарегистрировано 60 региональных служб, практическую деятельность развернули более 40 из них. Следует отметить, что 27 служб создано через проект Всемирного банка реконструкции и развития (проект АРИС), остальные - за счет региональных бюджетов.

Организационно-правовые формы вновь созданных региональных информационноконсультационных служб различны. Это диктуется местными условиями, материально-техническими возможностями, разными источниками финансирования, а главное - пониманием этих задач со стороны руководителей органов управления АПК субъектов Российской Федерации. Наиболее многочисленными являются службы, созданные в структуре или при органах управления АПК. Они функционируют в 37 субъектах Российской Федерации. Вторые по численности - информационно-консультационные службы как самостоятельные юридические лица, такие созданы в 23 регионах. Они в наибольшей степени соответствуют форме организации консультационных центров за рубежом (Канада, США).

Третий тип - службы, функционирующие в системе профессионального дополнительного образования, их пятнадцать. Остальные службы созданы на базе научных учреждений и учебных заведений.

Центры ИКС постоянно взаимодействуют с сельхозпроизводителями и наукой. Хорошо зная их нужды и запросы, они могут обеспечивать эффективную обратную связь производства с научной сферой, формировать для органов управления АПК профиль заказов для отраслевой науки на разработку информационных проблем, действительно необходимых рыночному производству. С другой стороны, служба обязана оказывать содействие сельхозпроизводителям в освоении этих самых разработок. Проще говоря, это переводчик с языка науки на язык практического совета.

Коллегия Министерства сельского хозяйства неоднократно рассматривала на своих заседаниях вопросы, связанные с деятельностью ИКС. Завершена разработ- .

ка проектов концепции и Федеральной целевой программы по развитию ИКС, внесены соответствующие дополнения в соглашения, заключаемые Минсельхозом с субъектами Российской Федерации о продаже деятельности ИКС.

В большинстве регионов местные службы переподчинены персонально руководителям органов управления АПК. Подготовлены предложения об открытии в аграрных вузах кафедр информационно-консультационных технологий, введении

учебных программ по основам организации и функционирования ИКС и другие.

Библиографический список

1. Баутин В.М. Больше знаешь - лучше работаешь // Сельская жизнь. 2001. № 49.

2. Павлова Т. Судьба деревни - судьба страны // Сельская жизнь, 2002. № 48.

3. Плотников В.Н. Имя существительное //. Сельская жизнь. 2002. № 4.

4. Подкопаев В.Н. Повышение качества и сокращение потерь зерна. М.: Хлеблродин-форм, 2002. 192 с.

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА И ПАРИТЕТА ЦЕН И.Н. Поспелова, И.Ю. Зеленко

Сельское хозяйство является важной отраслью экономики государства. Дореволюционная Россия по праву считалась житницей Европы. Она занимала первое место в мире по производству зерна. По своим природно-климатическим условиям Россия была великой зерновой державой. В 1909-1913 гг. производство зерна в России превышало его производство в Аргентине, Канаде и США, вместе взятых. В 1913 г. в стране было собрано 80 млн т зерна. Сельскохозяйственная продукция занимала 81% в структуре экспорта, и почти половина сельскохозяйственного экспорта приходилась на зерно. Среднегодовые объемы экспорта зерна в 1903-1913 гг. составляли в среднем 11 млн т, а в 1910 г. экспорт достигал 15,5 млн т. Благодаря деятельности сельскохозяйственных бирж, созданных в начале двадцатого века, стали исчезать мелкие перекупщики, зерновой рынок становился прозрачным и устойчивым. К 60-м гг. наша страна утратила свое значимость в качестве экспортера на мировом зерновом рынке. В начале 60-х гг. начал осуществляться массированный импорт зерна.

Реформы 90-х гг. не отличались последовательностью и системностью, в том числе в зерновом секторе. В 1990 г. еще сохранялся порядок закупок зерна на основе контрактации. В 1991 году действовал продналог, а в 1992 г. были введены

даже обязательные поставки. С 1993 г. обязательные государственные закупки были отменены. Если в 1990 г. в госресур-сы было закуплено 34 млн т зерна, то в 1993 г. в федеральный фонд зерна было закуплено около 9 млн т, в 1994 г. - 2,3 млн т и в 1995 г. - только 0.9 млн т.

Создать институционную основу зернового рынка в этот период не удалось. Это привело к существенному уменьшению доходности зернопроизводителей, деградации основных фондов сельскохозяйственных предприятий и в конечном счете -к уменьшению производства зерна. В последние годы оно устойчиво вышло на предельно низкий объем, равный 60-65 млн т, который соответствует примерно уровню 1956-1960 гг.

За годы реформ в России было выведено из сельскохозяйственного оборота около 27 млн га пашни. Разрушено крупное специализированное производство, преимущество которого доказано и неоспоримо во всем мире. Россия утратила продовольственную безопасность, что считается недопустимым в мировой практике с политической и экономической точек зрения.

Состояние продовольственной безопасности определяют по объему переходящих до следующего урожая запасов зерна. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60 дням потребления зерна, или 17% всего потреб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.