Научная статья на тему 'Потенциальные возможности зернового рынка России'

Потенциальные возможности зернового рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНА / ЭКСПОРТ ЗЕРНА / АГРОПОЛИТИКА / РИСКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА / БИРЖА ЗЕРНА / GRAIN MARKET / GRAIN EXPORT / AGRICULTURAL POLICY / RISKS OF AGRICULTURAL SECTOR / GRAIN STOCK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Варвара Вадимовна, Михалев Сергей Викторович

Российский рынок зерна имеет большие перспективы для дальнейшего развития, однако для этого необходимо решение ряда проблем. Важнейшими проблемами являются создание эффективных биржевых и внебиржевых торговых, а также страховых инструментов и их популяризация среди участников рынка для формирования реальных рыночных цен на продукцию, увеличения возможностей сбыта произведенной продукции для сельхозпроизводителей. В статье рассмотрены потенциальные возможности российского зернового рынка, а также пути решения существующих проблем в области торговли и страхования рисков в зерновой индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential Opportunities of the Grain Market of Russia

Russian grain market has enough perspectives for future development, but some problems will have been decided yet. One of the most important problems is to organize effective stock and non-stock exchange trading, to create insurance instruments, for using by traders in the future. As a result real market prices and opportunities for sale agricultural production will be achieved. Article is devoted to determine potential opportunities of grain market and solutions of current problems in trading, insurance grain risks.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности зернового рынка России»

B. В. Назарова

C. В. Михалев

V. V. Nazarova S. V. Mikhalev

Потенциальные возможности зернового рынка России

Potential Opportunities of the Grain Market of Russia

о <

Назарова Варвара Вадимовна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента

Кандидат экономических наук [email protected]

Михалев Сергей Викторович

ООО «ТРАНСАГРО» (Санкт-Петербург) Директор по комплексному развитию [email protected]

Nazarova Varvara Vadimovna

National Research University "Higher School

of Economy" (Saint-Petersburg)

Associate Professor of the Chair of Financial Markets

and Financial Management

PhD in Economics

[email protected]

Mikhalev Sergey Viktorovich

OOO "TRANSAGRO" (Saint-Petersburg) Director on Complex Development [email protected]

РЕФЕРАТ

Российский рынок зерна имеет большие перспективы для дальнейшего развития, однако для этого необходимо решение ряда проблем. Важнейшими проблемами являются создание эффективных биржевых и внебиржевых торговых, а также страховых инструментов и их популяризация среди участников рынка для формирования реальных рыночных цен на продукцию, увеличения возможностей сбыта произведенной продукции для сельхозпроизводителей. В статье рассмотрены потенциальные возможности российского зернового рынка, а также пути решения существующих проблем в области торговли и страхования рисков в зерновой индустрии.

ABSTRACT

Russian grain market has enough perspectives for future development, but some problems will have been decided yet. One of the most important problems is to organize effective stock and non-stock exchange trading, to create insurance instruments, for using by traders in the future. As a result real market prices and opportunities for sale agricultural production will be achieved. Article is devoted to determine potential opportunities of grain market and solutions of current problems in trading, insurance grain risks.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

рынок зерна, экспорт зерна, агрополитика, риски агропромышленного сектора, биржа зерна

KEY WORDS

grain market, grain export, agricultural policy, risks of agricultural sector, grain stock

Базовым сектором как российского, так и мирового агропродовольственного рынка является рынок зерна. Состояние зернового рынка характеризует эффективность общеэкономической политики, в частности агропродовольственной политики. Развитие зернового рынка отображает общий ход реформ в сельском

хозяйстве и текущее состояние агропродовольственного комплекса.

Развитие аграрного направления, одними из важнейших элементов которого являются производство зерна и его переработка, позволит стране занять более стабильное экономическое и политическое положение на мировой аре-

2 не, поскольку зерновая индустрия в на-^ стоящее время оказывает значительное о влияние на пищевой сектор экономики, о а в перспективе и на энергетический со сектор.

х Следует отметить, что российский н- зерновой рынок недостаточно сформи-< рован и по ключевым показателям от-т стает от зернового рынка развитых европейских стран. К основным проблемам недостаточного развития рынка можно отнести и нестабильное предложение основных зерновых культур по регионам, и нерегулируемость поставок зерна из зернопроизводящих регионов, и асимметрию информации по объемам предложения основных зерновых культур. Важной проблемой является также слабое развитие транспортной логистики на региональном рынке, что приводит к недостатку поставок в одни и переизбытку поставок в другие регионы. На оптовом зерновом рынке первого уровня (под ним мы понимаем рынок, на котором основными продавцами пшеницы выступают сельхозтоваропроизводители) уровень концентрации очень низок, что приводит к неоправданной и малоперспективной конкуренции между товаропроизводителями и оптово-по-средническими структурами, в результате которой мелкие товаропроизводители вынуждены либо уходить с рынка, либо резко понижать цены на реализуемую продукцию.

Географические границы таких рынков, как правило, совпадают с административными границами региона. Оптовый рынок первого уровня низко концентрированный, доли его субъектов сбалансированы. Оптовый рынок второго уровня (рынок оптовых посредников) охватывает территорию Российской Федерации, покупателями на рынке являются перерабатывающие предприятия и иные оптовые потребители, а продавцами — опто-во-посреднические структуры. Рынок умеренно концентрированный, доли его субъектов сбалансированы.

К основным показателям состояния зернового хозяйства следует относить валовый сбор зерна, ключевые про-

изводимые культуры и размер посевных площадей. Российская Федерация обладает 115 млн га пахотных и 78 млн га посевных площадей1. Все зерновые культуры, производимые в России, разделяются по назначению на фуражные культуры и продовольственные. В фуражные включают овес, кукурузу на зерно, ячмень, зернобобовые культуры. В составе продовольственных культур выделяют хлебные (рожь и пшеница) и крупяные (гречиха, рис, просо).

Изучая структуру посевных площадей, заметим, что в них преобладают посевы пшеницы озимой и яровой — это примерно половина всех посевных площадей. За последние 12 лет площади под пшеницей возросли примерно на 12%2, что обусловлено высокими питательными свойствами данной культуры и широким использованием в производстве. Среди фуражных культур лидерами являются посевы ячменя и овса. Доля кукурузы на зерно незначительна — всего 2% от всех зерновых культур.

Валовые, или совокупные, сборы зерна находятся в прямой зависимости от климатических условий и общей инфраструктуры возделывания почв (недостатки в обеспечения хозяйств различными ресурсами, в частности минеральными удобрениями). Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в среднем за 1991-1995 гг. составлял 87,9 млн т, а в 1996-2000 гг. снизился до 65,2 млн т, в 2001-2010 гг. средний сбор составил 82,17 млн т. Самые низкие объемы производства зерна были отмечены в 2010 г., что связано прежде всего с засушливым летом, а наиболее богатым на урожай был 2008 г. В 2011 г. урожай составил порядка 93,5 млн т.3.

Снижение валового сбора зерновых культур за последнее время и, как следствие, дефицит основных продуктов питания привели к негативным послед-

1 Сайт журнала «Аграрное обозрение»: [Электронный ресурс]. URL: http://www. agroobzor.ru.

2 Сайт компании «ПроЗерно»: [Электронный ресурс]. URL: http://prozerno.ru.

3 Там же.

ствиям, прежде всего к росту импорта зерновых культур и фуражного зерна.

В настоящее время Российскую Федерацию по праву можно назвать зерновой державой, однако, несмотря на постепенное восстановление рынка, осталось большое количество нерешенных проблем, осложняющих, а подчас и препятствующих дальнейшему развитию зернового рынка.

В условиях развития конкуренции в агропромышленном комплексе появились новые каналы реализации и сбыта зерна. Основным каналом сбыта является рынок зерна, пришедший на смену жесткому административному распределению. К новым инструментам рынка относятся товарные кредиты, бартерный обмен, биржевые и аукционные торги.

Можно сказать, что наиболее сложные годы перехода от плановой экономики к рыночной зерновой сектор Российской Федерации уже прошел. В настоящее время произошло восстановление зернового рынка страны, что позволило свести импорт зерновых культур к минимуму и наладить устойчивый экспорт. Российское зерно пользуется на международной арене большим успехом, особенно велик спрос на него в арабских странах. Наибольший прогресс в экспорте зерна произошел в сезоне 2011/12 гг., именно тогда наметилось устойчивое стремление страны к лидерству в зерновых поставках на мировые рынки, изменив расстановку сил среди стран — экспортеров зерна. Общий обьем экспорта российского зерна в сезон 2011/12 гг. стал рекордным и составил порядка 26,5 млн т, в том числе 21,5 млн т пшеницы и 4,7 млн т ячменя1.

Общий интерес агропроизводителей и инвестиционных фондов к зерновому сектору в мире очень велик. Это обусловлено перспективами роста цен на продовольствие вследствие роста населения и напряженным балансом потребления/производства сельхозпро-

1 Официальный сайт Портала о зерновом рынке: [Электронный ресурс]. URL: http:// www. g rai n board. ru.

дуктов. На конференции в Нью-Йорке 2 по агроинвестициям в мае 2011 г. миро- | вые аналитики и представители фондов о говорили о том, что 25-30 млрд долл.2 о ежегодно будут поступать в агро-сектор т мировой экономики от пенсионных, ме- х дицинских и частных фондов. Если толь- н ко он будет готов принять эти инвести- < ции. Для фондов такие вложения рас- т сматриваются как распределение рисков в инвестиционном портфеле — по географии, культурам, доходности и т. д.

Перспективными для вложений сегодня считаются Южная Америка, Африка, Австралия. Россия тоже очень заманчива, особенно земельные ресурсы и возможности технологического прорыва, но при этом слишком непрозрачна и непредсказуема. У России имеются серьезные предпосылки занять лидирующие позиции на мировом зерновом рынке, но для этого необходимо решение серьезных внутренних проблем. Рассмотрим их.

1. Земельный вопрос

В Российской Федерации аграрии постоянно сталкиваются с проблемами, касающимися управления землями сельхозназначения. Прежде всего, собственник не уверен, что его права на землю надежно защищены. К сожалению, вторичный рынок земель сельскохозяйственного назначения у нас так и не сложился до настоящего времени. Менее 10% земель сельхозназначения имеют свидетельства о собственности. Большая часть земель не разделена и не зарегистрирована в кадастре. Процессы первичного оформления земель проходят в условиях нечеткого законодательства, с использованием схем, которые зачастую могут быть оспорены. Сроки оформления растягиваются на годы.

Широкое распространение получил термин «земля под контролем» — это земли, обрабатываемые сельхозпроизводителем, на использование которых у него имеются договоренности с мест-

2 Сайт «АПК-Информ»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.apk-inform.com.

2 ными властями, но юридически произ-^ водители не имеют ни права собственен ности на эту землю, ни договора аренды. о Практически все сельхозпроизводители со имеют такие земли, а у некоторых агра-х риев юридически закрепленные земли и н- вовсе отсутствуют. «Земля под контро-< лем» несет большие риски для произвола дителя, ввиду того что может быть в любой момент изъята. Также «земля под контролем» не может являться залогом под кредит в банке.

Во вступивших 1 июля 2011 г. законодательных изменениях в правила оборота земель сельскохозяйственного назначения некоторые проблемы оборота земель были решены, но в целом закон оставляет много вопросов для трактовки чиновниками различных уровней, роль которых даже усилена. А значит, остается место для коррупции, рейдерства, сомнения инвесторов, и все это не способствует росту привлекательности отрасли в целом. Также нужно понимать, что сельхозпроизводители неохотно вкладываются в качественную подготовку земель, сводя процессы удобрения к минимуму, тем самым земля истощается, что ведет к уменьшению объемов урожая.

Необходимо в сжатые сроки разработать поправки в законодательные акты касаемо оборота земель с целью упрощения процедур оформления земель и жесткой регуляции данного процесса, сведения к минимуму роли чиновников в данном процессе.

2. Проблема сбыта зерна и страхования рисков

Одним из основных камней преткновения российских сельхозпроизводителей является спрос на продукцию. В зерновой отрасли производители ежегодно осенью сталкиваются с сезонным превышением предложения над спросом. Активный сбор зерна приходится на 1 июля — начало зернового года. Наибольшее количество зерна реализуется с середины сентября до середины октября, именно в этот период цены на зерно становятся минимальными. Затем

цены стабильно повышаются вплоть до начала следующего «зернового года».

Хозяйства, имеющие зернохранилища и не обремененные долгами, способны противостоять этому и осуществлять продажу зерна по мере стабилизации спроса и предложения (зима — весна). Хозяйства, не имеющие хранилищ или обремененные кредитными обязательствами, вынуждены продавать зерно по низкой цене, что подчас приводит к банкротству.

Крупные компании имеют своих контрагентов и покупателей, достаточно часто сами экспортируют собранное зерно и сбывают свою продукцию через принадлежащие им мельницы и хлебозаводы. Это приводит к возможности завышения стоимости реализуемого зерна. Мелкие компании, не обладая такой рыночной силой, наоборот, вынуждены реализовы-вать зерно через перекупочные компании, и порой цена сбыта оказывается ниже себестоимости.

Последнее десятилетие важную роль, особенно для небольших сельхозпроизводителей, в закупках зерна играло государство. Государственные интервенции на зерновом рынке способствовали поддержке сельхозпроизводителей и формированию «справедливой» цены на зерно. При зерновых интервенциях частные зерновые компании формировали свои закупочные цены, ориентируясь на закупочную цену, установленную государством, и устанавливали ее несколько выше. В этой связи в случае увеличения государственной закупочной цены неизбежно следовало увеличение рыночных цен. Государство же с помощью интервенций решало задачи обновления государственных ресурсов продовольственного зерна для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Однако данный инструмент регулирования рынка довольно ограничен и имеет ряд негативных сторон. Так, в высокоурожайные годы государственные зернохранилища работали на пределе своих возможностей, с колоссальными затратами на их содержание и неопределенностью с назначением использования закупленного зерна. Также стоит

учитывать то, что стоимость муки растет на фоне повышения закупочных цен на зерно, затрат на энергоносители, что приводит к резкому подорожанию хлебных и кондитерских изделий, т. е. негативно отразится на потребителе. В данном случае актуально выработать инструментарий, позволяющий обосновать изменение цен на сырье и продукцию, с тем чтобы, с одной стороны, обеспечить прибыль производителя, а с другой стороны, ограничить потери потребителя. Важную роль в этом процессе может сыграть создание эффективно работающей зерновой биржи и аукционных площадок, средствами которых будет организован сбыт продукции как крупных, так и небольших производителей, а также появится возможность для участников рынка страховать риски и препятствовать монополизму в зерновой отрасли.

3. Проблемы экспорта зерна

Еще одним сдерживающим фактором роста зернового рынка Российской Федерации является недостаточный уровень развития инфраструктуры экспорта зерна, что приводит к возникновению монополизма на экспортном зерновом рынке Российской Федерации. Расширение зернового экспорта — одно из условий устойчивого развития аграрного сектора страны. Ведь в последние годы Россия проявляет себя как один из значимых игроков на мировом рынке зерна, расширяет объемы и географию поставок. Благодаря оказанной бюджетной поддержке проведена модернизация ряда новых экспортных зерновых терминалов, компании-экспортеры активно участвуют в подготовке экспорта.

Для динамичного наращивания экспорта необходимо устранить некоторые барьеры, что обеспечит поддержку внутренних цен и доходов сельхозпроизводителей и, соответственно, создаст мотивацию к расширению производства зерна без масштабных бюджетных расходов. К мерам, которые помогут наладить экспорт, можно отнести:

• лимитирование политических рисков — 2 однозначность и прозрачность прини- | маемых решений будет способствовать о повышению эффективности агропро- о мышленной политики. Важно четко раз- т граничить объем зерна непосредствен- х но для потребления и направляемого н на экспорт. При этом важно понимать, < каков предельный объем экспортируе- т мого зерна и как он рассчитывается. Требуется также упростить регулирующие процедуры в части собираемых документов и обоснований. Например, излишне собранное в регионе зерно может вывозиться в иные регионы или даже экспортироваться без прохождения ранее обязательных административных процедур;

• повышение информационной прозрачности позиции государства в вопросах сбора, потребления зерна и регулирования зернового рынка. Отсутствие информации создает предпосылки для ложных и непроверенных слухов, не позволяет производителям и экспортерам принимать рациональные решения;

• упрощение технических барьеров в части сертификации деятельности, получения всех необходимых разрешений (при отправке каждой товарной партии приходится объезжать не менее восьми инстанций, подведомственных Министерству сельского хозяйства России).

Для решения проблемы возможна организация центров оформления экспорта, работающих по принципу одного окна. Деятельность таких центров должна осуществляться по единому межведомственному документу — Регламенту оформления документов при экспорте зерна, в котором следует четко определить права и обязанности инспектирующих органов, установить исчерпывающий перечень запрашиваемых документов и стоимость услуг. На первом этапе следует решить эти вопросы применительно к службам и организациям, находящимся в ведении Минсельхоза России. Также необходимо обеспечить развитие конкурентной

g среды, отказавшись от монопольного положения ряда государственных ор-о ганизаций в части предоставления доен кументов о качестве продукции, вы-cj полнении работ по фумигации, обез-х зараживанию и др.; н- • качество зерна и оформление докумен-< тов, его подтверждающих. Здесь важ-m но найти пути и способы соответствия российских стандартов мировым. В настоящее время по российскому законодательству продукция должна соответствовать российским ГОСТам, а не стандартам ISO. Действовавший ранее сертификат, выданный Государственной хлебной инспекцией, так же как и заменивший его сертификат Рос-сельхознадзора, не являются международными документами и при экспорте не признаются. В то же время сертификаты, выдаваемые международными сюрвейерами и предусмотренные мировыми контрактами, не признаются российскими таможенными органами. Это обуславливает дополнительные проверки вывозимого зерна, приводит к затягиванию поставок и удорожанию сырья. В результате получение экспортного сертификата выступает в качестве дополнительной пошлины или даже налога. Уплачиваемые 12-18 рублей на тонну выступают как обязательная плата для производителей зерна и негативно отражаются на общей торговой политике; • реформирование политики в отношении железнодорожных перевозок зерна, включая:

а) установление льготных тарифов на железнодорожные перевозки зерна из отдаленных зерноизбыточных регионов, в первую очередь из районов Сибири, и применение системы скидок на перевозки в зависимости от конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке;

б) увеличение пропускной способности станции Новороссийск и других припортовых железных дорог;

в) расширение ввода в строй зерновозов для ликвидации сезонного дефицита;

г) упрощение процедуры и платы за аренду вагонов-зерновозов на сроки от 1 до 6 месяцев для компаний — экспортеров зерна;

д) уменьшение срока рассмотрения экспортных заявок на подачу вагонов с 15 до 5 суток, согласование заявок в прямом сообщении в течение 3 дней, отмена платы за погрузку вагонов ранее сроков, исчисление сроков пользования вагонами должно начинаться с 8.00 в случае, если вагон был подан ранее (элеваторы и инспекции работают с 8.00 до 17.00), и др.;

е)переход на прием заявок (ГУ-12) в электронном виде, исключив требование указывать наименование теплохода и страны назначения;

• развитие портовой инфраструктуры и снижение затрат на оплату услуг по перевалке зерна в портах. В настоящее время российская портовая инфраструктура представляет собой группу разобщенных субъектов, не соответствующих современным стандартам и требованиям. Это приводит к дополнительным расходам для экспортеров, неоправданному расходованию средств. По экспертным оценкам, совокупные расходы экспортеров составляют не менее 30 млн долл. (штрафы, недогрузы, недополученная прибыль).

В целях повышения конкурентоспособности российского экспорта за счет развития портовой инфраструктуры предлагается осуществить следующее:

1. Реконструкцию шлюзового хозяйства на реке Дон, что позволит увеличить грузооборот не менее чем на 25%, обеспечит конкуренцию в отношении железнодорожного транспорта, создаст возможность прямых поставок на экспорт из внутренних районов России судами класса «река—море». Ожидаемый экономический эффект от реконструкции составит не менее 5 млн долл. в год.

2. Строительство глубоководного портового терминала в порту Владивосток с емкостью единовременного хранения 60-100 тыс. т (ориентировочная стои-

мость проекта — 30 млн долл., срок окупаемости — 15 лет).

3. Строительство глубоководного портового терминала на Черном море. Это целесообразно, если невозможно радикальное расширение перевалочных мощностей в Новороссийске. Текущая потребность российских экспортеров в дополнительных мощностях по перевалке зерна на глубоководные суда в Черном море составляет не менее 2 млн т в год. Стоимость постройки элеватора единовременной мощностью хранения 100 000 т составляет 25 млн долл. Срок окупаемости проекта составит 10 лет.

4. Строительство глубоководного портового терминала в Усть-Луге. Наличие собственного зернового глубоководного терминала на Балтийском море позволит российским экспортерам решать задачи, связанные как с экспортом, так и с импортом зерновых. Особый интерес представляет возможность использования схемы замещения, при которой в зависимости от международной конъюнктуры и количества доступного на экспорт объема зерна возможно осуществлять экспорт товара через восточный порт (Владивосток), импорт через западный (Усть-Луга) или в обратной последовательности.

5. Решенние проблемы затрат на оплату услуг по перевалке зерна в портах, которые в России почти в 2 раза выше, чем в Украине. С этой целью можно ввести бюджетные выплаты, компенсирующие часть затрат на перевалку, однако при этом необходимо одновременно решить проблему недискриминационного доступа к перевалочным мощностям для всех компаний-экспортеров.

6. Обеспечение безусловного выполнения норм законодательства и переход на заявительный порядок возмещения экспортного НДС. В частности, учитывая практику работы налоговых органов, необходимо принять ряд технических мер — автоматическое исполнение исполнительных листов по вступившим в законную силу судебным решениям;

планирование возврата НДС отдельной 2 строкой в планах сборов налогов на- | лотовыми органами. о

7. Совершенствование системы тамо- о женного контроля. Товар должен быть т отправлен сразу после подписания коно- х саментов, без потери времени на обыч- н ном таможенном оформлении. Тарифная < система таможенных сборов должна быть т аргументирована и учитывать интересы прежде всего экспортеров. В настоящее время таможенные пошлины прогрессивные. Они должны учитывать как эффект масштаба, так и срок действия выдаваемых соглашений и интересы крупных экспортеров, не быть разорительными

и для небольших компаний. В вопросах таможенного администрирования необходимо перейти к схеме периодического временного декларирования по системе единого окна. Также следует регламентировать продолжительность (например, одни сутки с подачи документов) таможенного оформления экспортного груза, направляемого через границу.

8. Субсидирование экспорта зерна. В станах — членах ВТО выплата субсидий является важной государственной мерой и направлена на повышение интереса к экспорту зерна, масштабов его сбыта. В российской практике эти мероприятия также будут актуальны. Например, можно установить предельный объем субсидирования на уровне 1520 долл. за 1 т. Субсидирование может принимать различные формы: от компенсационных выплат части затрат, понесенных экспортером, и предоставления государственной гарантийной и страховой поддержки до предоставления кредитов с льготной ставкой при внесении авансовых платежей при закупке зерна у производителей и перерабатывающих компаний.

4. качество зерна

Большое внимание необходимо уделить качеству зерна, что связано с ростом мировых стандартов. Зерно должно быть экологически чистое и высококачественное, чтобы стать ликвидным

2 и конкурентоспособным мировым то-| варом.

о Проблема качества российского зерен на сейчас стоит довольно остро, это го связано во многом с отсутствием кон-х троля со стороны государства. В связи н- с принятием в июле 2011 г. ряда феде-< ральных законов (№ 248-ФЗ и № 242т ФЗ) в России была ликвидирована правовая основа системы государственного надзора и контроля в сфере оборота зерна и продуктов его переработки, утрачен единый порядок учета зерна на ключевых для зерновой отрасли инфраструктурных объектах — элеваторах и зерновых складах, отменен государственный сертификат качества.

Российская Федерация на сегодняшний день стала единственной страной из числа крупнейших производителей зерна, которая фактически отказалась от государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки. Это создает серьезные риски для развития отечественного агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, сохранения статуса нашей страны как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок.

Замысел отмены контроля качества зерна был таков, что с помощью административной реформы хотели убрать большое количество контролирующих организаций, которым участникам рынка приходится платить деньги и тратить лишнее время. Но такие намерения могут привести к негативным последствиям. В настоящий момент отсутствие государственного контроля повышает вероятность поставки недобросовестными экспортерами за рубеж некачественного и опасного зерна. Это может стать причиной устранения России с мирового зернового рынка.

Для сохранения качества зерновой продукции, а также его повышения в России необходимо в первую очередь восстановить государственный контроль качества зерна, а также применение новых технологий на всех стадиях произ-

водства и введение сертификации по международным стандартам ISO.

5. Проблемы вступления Российской федерации в вто

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ближайшее время российские сельхозпроизводители могут столкнуться с новыми трудностями, связанными с вступлением Российской Федерации в ВТО. Вступление России в ВТО повысит конкуренцию на российском продовольственном рынке и, как следствие, может спровоцировать сокращение спроса на отечественную продукцию, которая и так недостаточно конкурентоспособна. В целом российские производители продовольствия имеют все шансы конкурировать с зарубежными компаниями на равных, но отсутствие возможности спрогнозировать условия на рынке через 3-5 лет повышает инвестиционную неопределенность и не позволяет участникам рынка четко планировать свою деятельность.

По расчетам Россельхозакадемии, присоединение к ВТО при существующей ситуации на рынке может спровоцировать снижение доли России в мировом экспорте с 1,3 до 1% и вызовет рост импорта с 1,9 до 2,3%1. Суммарный риск снижения конкурентоспособности аграрного сектора РФ после присоединения к ВТО составит 4 млрд долл. К инструментам, препятствующим сокращению общеэкономических показателей, можно отнести максимальную защиту агропро-довольственного рынка, четкое ограничение экспортных и импортных операций; внедрение государственных протекционистских инструментов регулирования и поддержки; использование общемировых инструментов поддержания внутреннего продовольственного рынка.

Как видно, у российского рынка зерна существует довольно много проблем, однако нет нерешаемых задач. При на-

1 Сайт Института конъюнктуры аграрного рынка («ИКАР»): [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.ikar.ru.

Пятерка крупнейших стран-экспортеров с их прогнозируемым объемом

экспортных поставок зерна на 2012/13 гг. сельхозсезон* о

Страна-экспортер Объем, млн т

США 74

Россия 26,5

Австралия 20,4

Аргентина 19,5

ЕС 16

Таблица 2

Пятерка крупнейших стран-экспортеров с их объемом экспортных поставок зерна на 2010/11 гг. сельхозсезон*

Страна-экспортер Объем, млн т

США 83,6

ЕС 27,2

Аргентина 25,4

Австралия 20,4

Канада 20

* Табл. 1 и 2 составлены по материалам сайтов «АПК-Информ» (URL: http://www.apk-inform. com), Зерновой портал Центрального Черноземья (URL: http//www.zerno.avs.ru) и сайта портала о зерновом рынке (URL: http://www. grainboard.ru).

личии, в первую очередь, политической воли многие из этих проблем решаемы в среднесрочной перспективе. Одной из первоочередных задач должно стать решение проблемы сбыта и страхования рисков участников отечественного зернового рынка. Эта проблема носит первоочередный характер ввиду того, что именно проблемы сбыта и проблемы со страхованием рисков несут особо острый характер для сельхозпроизводителей страны.

После определения ключевых проблем рынка зерна перейдем к оценке его потенциальных возможностей.

Россия, со времен СССР осуществлявшая импорт зерна, за последние годы вырвалась из стран-импортеров в страны-экспортеры и заняла в сезоне

2011/12 гг. второе место по объемам экспорта зерна, уступая лишь США. И даже засуха в сельхозсезоне 2010-2011 гг., которая вынудила правительство Российской Федерации ввести запрет на экспорт зерна, не помешала России через год не только восстановить свои экспортные позиции на международном зерновом рынке, но и достичь новых высот1.

Пятерка крупнейших стран-экспортеров с их прогнозируемым объемом экспортных поставок зерна на сельхоз-сезон 2012/13 гг. приведена в табл. 1. Пятерка крупнейших стран-экспортеров с их объемом экспортных поставок зерна на сельхозсезон 2010/11 гг. приведена в табл. 2. Пятерка крупнейших

1 Там же.

g стран экспортеров с их объемом экс-| портных поставок зерна на сельхозсезон о 2009/10 гг. приведена в табл. 3. о Экспортные обороты зернового рын-m ка Российской Федерации сейчас мож-х но сопоставить с экспортными оборон- тами российского леса и вооружения. < По итогам сельхозсезона 2009/10 гг. m (сезон, предшествующий засушливому 2010/11 гг., когда экспорт зерна был закрыт) за вывезенные 21,2 млн т зерна российские экспортеры выручили около 5 млрд долл. Экспорт леса и пиломатериалов составил 7,3 млрд долл., вооружений — 8 млрд долл. По результатам сельхозсезона 2012/13 гг. планируется увеличение выручки за экспортированное зерно на 15-20%1.

В стране существует довольно развитая инфраструктура для выращивания, транспортировки и хранения зерна, которая продолжает развиваться и способствует увеличению производства зерновых культур. Так, по состоянию на начало 2012 г. суммарные мощности по хранению зерна в стране превышают 118 млн т, при урожае в 2011 г. 93,5 млн т (из которых предполагается экспортировать 26,5 млн т и 67 млн т зерна предполагается использовать для внутренних потребностей)2.

Несколько сложнее обстоит дело с портовой инфраструктурой. Действующие мощности — ограничитель наращивания экспортного потенциала. Но и здесь наблюдается положительная динамика. В 2010 г. введен в эксплуатацию крупный терминал по перевалке зерна в порту Туапсе, в 2011 г. — порты в Тамани и Астраханской области, рассматривается вопрос по созданию портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Правительство РФ принимает меры по снятию инфраструктурных ограничений в области перевозок. Например, в

1 Сайты портала о зерновом рынке (URL: http://www.grainboard.ru), компании «ПроЗерно» (URL: http: //prozerno.ru), торговой площадки IDK.RU (URL: http://www.IDK.ru).

2 Сайт портала о зерновом рынке (URL:

http://www.grainboard.ru).

2011 г. на половину снижены тарифы на перевозку зерновых из Сибирского федерального округа и Курганской области во внутригосударственном сообщении и на экспорт. Аналогичная льгота введена в отношении перевозок сои с Дальнего Востока в центральные регионы страны. Это позволит сельхозпроизводителям сэкономить до 2 млрд руб.

Агропродовольственный рынок России имеет значительный потенциал для роста, поскольку по уровню потребления на душу населения основных продуктов питания (за исключением хлеба) Россия отстает от экономически развитых стран, а также стабильный рост доходов населения создает предпосылки для дальнейшего расширения внутреннего российского агропродовольственного рынка. Внешний зерновой рынок также очень перспективен ввиду роста цен на продовольствие вследствие роста населения и напряженного баланса потребления/производства сельхозпродуктов.

У России огромный потенциал развития производства зерна и по земельным ресурсам, и по технологиям повышения урожайности. И 120, и 150 млн т производства зерна — это вполне реальные задачи, а это порядка 5080 млн т зерна на экспорт. Только надо, чтобы производителям зерна это было выгодно, цены на зерно должны окупать затраты, риски и развитие технологий.

Учитывая наличие готовой инфраструктуры, можно сказать, что в кратчайшие сроки возможно увеличение производства зерновых культур в Российской Федерации не менее чем на 25% (до 120135 млн т зерна в год), что позволит нарастить экспорт зерна (при сохранении существующих объемов внутреннего потребления) до 50-65 млн т зерна в год (увеличив его тем самым в 202,5 раза)3. Однако нужно учитывать, что наличие инфраструктуры не дает в полной мере гарантий к развитию зернового рынка, ос-

3 Сайты компании «ПроЗерно» (URL: http:// prozerno.ru), торговой площадки IDK.RU (URL: http://www.IDK.ru).

Пятерка крупнейших стран-экспортеров с их объемом экспортных поставок зерна на 2009/10 гг. сельхозсезон*

Страна-экспортер Объем, млн т

США 81

ЕС 24

Россия, Украина 21,2

Аргентина 19,4

Австралия 18,9

* По материалам сайтов портала о зерновом рынке (URL: http://www.grainboard.ru и компании «ПроЗерно» (URL: http://prozerno.ru).

новные проблемы кроются в отсутствии у большинства производителей выхода к рынкам сбыта, что подчас делает производство зерна нерентабельным. В связи с этим необходимо развивать рыночные торговые инструменты на зерно (как биржевые, так и внебиржевые), которые в настоящее время остаются практически незадействованными.

Чтобы товарные биржи были способны формировать рыночные цены, нужно расширить продажу зерна его производителями через биржи до таких масштабов, чтобы постоянными покупателями на них стали предприятия зерно-перерабатывающей промышленности, заготовительные и торговые организации. Только тогда биржевая торговля зерном начнет реально участвовать в формировании рыночных цен на него, а средние цены станут ориентирами при заключении контрактов.

Торговля зерном на бирже — объективная потребность нынешнего рынка. Так, если на протяжении последних 10 лет сельхозпредприятие является стабильно крупнейшим производителем и экспортером в регионе, оно должно иметь возможность влиять на цену, по которой оно экспортирует тот или иной вид зерновой продукции, а также предоставлять своим партнерам более точный ценовой индикатор для осуществления планирования своей хозяйственной деятельности, и прежде всего планирования издержек своего производства.

Основной из проблем прихода участников российского зернового рынка на биржу является низкая популяризация данного рыночного инструмента, а также отсутствие гарантий расчетов (платежа по заключенным сделкам) и гарантий поставки физического зерна, если такая потребность возникает. Если биржа не предоставляет гарантию поставки физического товара по открытым позициям, то оператору зернового рынка нет абсолютно никакого смысла приходить на такую биржу. Это факт — на сегодняшний день ни одна биржа в России не дает жесткой гарантии такого рода поставки. Также отсутствие гарантий поставок со стороны сельхозпроизводителей по сути свело на нет форвардные сделки. В связи с этим необходимо четко отрегулировать механизмы исполнения обязательств по сделкам.

Серьезной проблемой является и качество торгуемой как на биржевых, так и на внебиржевых площадках продукции, покупатель должен быть уверен в качестве приобретаемого зерна. Касаемо этой проблемы один из выходов был предложен торговой площадкой IDK.RU совместно с ФГУ «Центр оценки качества зерна и продуктов переработки». Так, ФГУ «Центр оценки качества зерна и продуктов переработки» провел интеграцию с порталом IDK.ru и уже сегодня участники рынка имеют возможность подтверждать качество выставляемых лотов при помощи соответствующих

2 сертификатов1. Такого плана интегри-| рованные в торговые площадки серти-о фикаты качества должны стать повсе-о местными, что позволит гарантировать го покупателю качество приобретаемой х продукции.

Решение существующих проблем бир-< жевых и внебиржевых торговых площа-т док вместе с их популяризацией среди участников зернового рынка позволит в масштабе государства во многом решить проблему ценообразования на зерно, проблему сбыта продукции для производителей, а также даст возможность участникам зернового рынка страховать свои риски.

заключение

Потенциал производства зерна огромный, но для притока инвестиций в развитие технологий, расширение площадей и рекультивацию земель нужна уве-

1 Сайт торговой площадки IDK.RU: [Электронный ресурс]. URL: http://www.IDK.ru.

ренность в конечной рентабельной реализации зерна. Нужна обоснованная и интенсивная государственная поддержка.

В этой связи актуальна многопрофильная государственная политика, учитывающая экономические, организационные, инновационные, правовые факторы, создание и реализация эффективных и понятных инструментов поддержки и регулирования агропродовольственного рынка.

В сфере развития зернового рынка важно развивать и расширять спектр биржевых и внебиржевых инструментов: государственная финансовая поддержка модернизации системы технического регулирования зернового производства; обеспечение эффективной поддержки экспортеров; упрощение процедур оформления экспортных операций, например, путем использования принципа единого окна; создание и модернизация законодательной, внедрение международной системы сертификации зерна; решение земельного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.