Научная статья на тему 'Организация учебных занятий в специальных медицинских группах младших школьников с патологией дыхательной системы'

Организация учебных занятий в специальных медицинских группах младших школьников с патологией дыхательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ (СМГ) / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / SPECIAL MEDICAL GROUPS / YOUNGER STUDENTS / RESPIRATORY DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорина Елена Владимировна

В статье приводится план работы учителя со специальными медицинскими группами детей, имеющих патологии дыхательной системы; рассматриваются рекомендации по организации занятий детей с заболеваниями органов дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING SESSIONS IN SPECIAL MEDICAL GROUPS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH PATHOLOGY RESPIRATORY FLUSHING

The author gives a clear action plan for teachers working in special medical groups with children with respiratory pathology. Recommendations for working with children with respiratory diseases.

Текст научной работы на тему «Организация учебных занятий в специальных медицинских группах младших школьников с патологией дыхательной системы»

Е.В. Кокорина

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: специальные медицинские группы (СМГ), младшие школьники, заболевания органов дыхания. Аннотация: В статье приводится план работы учителя со специальными медицинскими группами детей, имеющих патологии дыхательной системы; рассматриваются рекомендации по организации занятий детей с заболеваниями органов дыхания.

Правительство РФ определило одними из приоритетных направлений модернизации российского образования заботу о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения [10]. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что именно в школьный период формируется здоровье человека на последующую жизнь; дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов, поэтому одной из задач преподавателей должна стать минимизация рисков для здоровья. Реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет способствовать улучшению их здоровья. Кроме того, необходим переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровых школьников [7].

Организация учебных занятий в специальных медицинских группах предваряется медицинским осмотром: если патология дыхательной системы у детей подтверждается, то приглашаются узкие специалисты - аллерголог и пульмонолог. Школьные врач и медицинская сестра заполняют медицинские карточки учащихся и параллельно - «Паспорт здоровья», в который вносятся данные физического развития (рост, вес, частота сердечных сокращений, артериальное давление, динамометрия и другое). Так как у нас дети имеют заболевания органов дыхания, дополнительно в «Паспорте здоровья» введены следующие показатели: жизненная емкость легких, пикфлометрия, окружность грудной клетки (на вдохе / выдохе), экскурсия грудной клетки; если есть возможность, следует проводить спирографию; функциональные пробы (Штанге, Генчи, проба со счетом на выдохе). Последние страницы «Паспорта здоровья» содержат рекомендации врача, которые включают диагноз, поставленный школьнику, показания и противопоказания к занятиям в специальной медицинской группе; врач указывает в «Паспорте здоровья» свою фамилию, подписывается и ставит печать. На основе данных углубленного медицинского осмотра, которые передаются директору, издается приказ «О комплектовании специальных медицинских групп школьников», посещение которых обязательно; ответственность за посещаемость возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Часто заместители директора по учебной работе затрудняются с включением в расписание СМГ, предлагается ставить их (занятия) последними уроками первой и второй смен либо между сменами.

Изучение предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях обязательно для всех учащихся; учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, на основании нормативного документа Министерства образования Российской

Федерации № 13-51-263/13 от 31.10.2003, аттестуются по предмету «Физическая культура». На уроках они должны освоить основные умения и навыки, предусмотренные программой по физической культуре для школьников, занимающихся в специальных медицинских группах, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

По Приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», годовое количество часов на физкультуру в рамках начального общего образования увеличено с 270 до 405 (соответствующее время изъято из регионального / национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения). Установлено, что третий час физкультуры нужно использовать для увеличения двигательной активности и физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания (ранее данный час рекомендовалось отводить из регионального / национальнорегионального компонента, в исключительных случаях - из компонента образовательного учреждения).

В начале и в конце учебного года (а также в течение, в случае необходимости) медицинские работники посещают СМГ для обследования; самочувствие школьников рекомендуется контролировать с помощью дневника самоконтроля. При использовании биокомпью-терных игр возможно применение методики А.А. Сметанкина, согласно которой, система дыхательной гимнастики - выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем приборов с биологической обратной связью - принципиально меняет взгляд на место дыхательной гимнастики [8]. Работа по методу биологической обратной связи решает следующие задачи: профилактика и снижение уровня заболеваемости; тренировка дыхательной мускулатуры; снижение дыхательной аритмии сердца (ДАС) с последующей стабилизацией; выработка умения максимально снижать величину частоты сердечных сокращений на вдохе и достижение стабильной индивидуальной ДАС; активизация резервов кардиореспираторной системы. Величина ДАС позволяет судить об общих регуляторных взаимодействиях в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обусловливающих гомеостаз внутренней среды организма: чем больше ДАС, тем лучше сократительная способность бронхов, так как ДАС - та количественная величина, которая, по мнению А.А. Сметанкина, определяет уровень здоровья.

Основными документами, используемыми в учебной работе, должны быть учебная программа для младших школьников с заболеваниями органов дыхания [2; 4; 5; 6]; годовой план-график; план-конспект урока; дневник самоконтроля; журнал учета занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, отражающей общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, количество посещений занятий).

Для младших школьников с патологией дыхательной системой рекомендуется программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе с заболеваниями органов дыхания [2; 4; 5; 6]. Программа имеет базовую и вариативную части в плане программного материала уроков. Она ориентирована на учителей физической культуры, прошедших специальную подготовку, которая дает право на проведение занятий в сМг, а также на медицинских работников, имеющих специализацию «Лечебная физическая культура» и прошедших практику в школе. Минимальная наполняемость групп на занятиях школьников СМГ - десять человек, что не противоречит Инструктивному письму Министерства просвещения СССР № 34-М от 27.05.1982 г.

Школьники СМГ освобождаются от выполнения учебных нормативов и участия в соревнованиях; тестирование же физической подготовленности осуществляется для отсле-

живания результатов развития школьников: проводятся контрольные упражнения и тесты, например, прыжок в длину с места с двух ног; метание мячей; тест на гибкость - наклон вперед; бег 30 м; челночный бег 3х10м с ведением и без ведения мяча. Игры, рекомендованные детям с заболеваниями органов дыхания, планируются с учетом диагнозов и возраста школьников в соответствии с рекомендациями В.Л. Старковской [9]. Учителю необходимо следить за появлением одного из признаков начинающегося утомления (изменение ритма дыхания или нарушение координации).

Результативность занятий оценивается по приросту показателей, индивидуальных для каждого школьника. Успеваемость по физической культуре учащихся 1-М классов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, оценивается как «зачтено» или «не зачтено»; итоговая оценка ставится за четверть и год. Критерием для правильной дозировки нагрузки на занятиях СМГ является пульс и показатель жизненной емкости легких; у большинства ребят после урока пульс и показатель жизненной емкости легких должны вернуться к исходным показателям.

Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся 1-М классов и создать предпосылки для перевода в подготовительную или основную группу. В то же время следует иметь в виду, что в специальной группе будут заниматься и ученики, состояние здоровья которых длительное время не позволяет форсировать их физическую подготовленность, поэтому таким ученикам целесообразно некоторое время предлагать более легкие упражнения. В программу входят такие разделы, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, элементы спортивных игр и плавание.

Для профилактики осложнений бронхита, частых острых респираторных заболеваниях, хронической пневмонии и перехода астматического бронхита в приступы бронхиальной астмы обязательным условием оздоровительной физической культуры является использование дыхательных упражнений специального назначения. В данной программе, в сравнении с учебной программой для основной группы, ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге и т. д. Дополнительно введен раздел дыхательных упражнений, способствующих тренировке дыхания и, особенно, удлиненному выдоху (используется систематически на протяжении всего курса обучения). Проводя занятия в специальной медицинской группе, необходимо помнить, что общеразвивающие упражнения чередуются с дыхательными упражнениями в пропорции 3:3; необходимо строго чередовать дыхательные упражнения - грудное, диафрагмальное, смешанное дыхание -в статических и динамических упражнениях.

В Приложении имеется «Паспорт здоровья» школьников, который составлен с учетом валеологических требований к специальной медицинской группе; с его помощью можно рассчитать экспресс-оценку соматического здоровья школьников по методу Г.Л. Апанасенко [1]. Для учителей СМГ приложения программы содержат дневник самоконтроля на каждое учебное занятие; протокол врачебного наблюдения за школьниками СМГ; бланк календарного тематического планирования; игры, рекомендованные при заболеваниях органов дыхания, а также другие материалы. Организация физического воспитания школьников СМГ должна дополняться правильным режимом учебного дня, включая физкультурно-оздоровительные мероприятия, например, гимнастику до занятий, физкультурные минутки на уроках, систему домашних заданий. Очень важна разъяснительная работа с учениками и родителями, раскрывающая значение занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья - родительские собрания, беседы позволят добиться высокой посещаемости учащимися занятий физической культурой, а следовательно, положительных сдвигов в состоянии здоровья каждого школьника.

1. Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология // Гиппократ. Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - С.118.

2. Гурулева, Т.Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно-оздоровительных группах [Текст] : метод. пособие / Т.Г. Гурулева, Е.В. Кокорина, Е.Г. Лунина. - Иркутск : Мегапринт, 2010. - 156с.

3. Кокорина, Е.В. Программа по физической культуре в общеобразовательных учреждениях для учащихся 14 классов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания

/ Е. В. Кокорина. - 1-е изд. - Иркутск : Репроцентр Л 1, 2009. - 52 с.

4. Кокорина, Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания [Текст] : моногр. / Е.В. Кокорина. - Иркутск : ИТФК, 2008. - 113 с.

5. Кокорина, Е.В. Программа по физической культуре в общеобразовательных учреждениях для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания // Физическое образование и спорт в Восточной Сибири : бюллетень. - Иркутск : ИТФК, 2005.- №1. - С. 11-55.

6. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] / Д.Л. Медведев // Вестн. образования. - 2010. - № 4. - С. 4-12.

7. Сметанкин, А.А. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях [Текст]. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 2003. - 23 с.

8. Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст]. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с.

9. Тимошина, И. Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях : дис. ... д-ра пед. н. - Ульяновск, 2007. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.