Научная статья на тему 'Здоровьеформирующая программа для младших школьников специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания'

Здоровьеформирующая программа для младших школьников специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / MEDICAL GROUPS / RESPIRATORY DISEASES / JUNIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорина Елена Владимировна

В статье рассказывается о разработанной автором здоровьеформирующей программе для младших школьников с заболеваниями органов дыхания в условиях общеобразовательных учреждений; даны рекомендации по работе с детьми с заболеваниями органов дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH IS SHAPED BY THE PROGRAM FOR YOUNGER PUPILS SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH RESPIRATORY DISEASES

The article describes the program developed by the author of health-for primary school children with respiratory diseases in terms of educational institutions. Recommendations are given for work with children with respiratory diseases.

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирующая программа для младших школьников специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания»

Е.В. Кокорина

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Ключевые слова: медицинские группы, заболевания органов дыхания, младшие школьники.

Аннотация: В статье рассказывается о разработанной автором здоровьеформирующей программе для младших школьников с заболеваниями органов дыхания в условиях общеобразовательных учреждений; даны рекомендации по работе с детьми с заболеваниями органов дыхания.

Современный объем знаний, умений и навыков при обучении в школах неуклонно растет, повышение нагрузок негативно сказывается на здоровье школьников, как на физическое, так и на психическое. «В РФ 53 % детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания», - сообщил Е. Очкасов (2011), добавив, что лишь 10 % выпускников школ можно назвать здоровыми. По его словам, за последние пять лет общая заболеваемость детей в возрасте до четырнадцати лет выросла на 16 % [8]. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что именно в школьный период формируется здоровье человека. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. По его словам, одной из задач преподавателей должна стать минимизация рисков для здоровья. Реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет способствовать улучшению их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровых школьников [5].

В связи с изложенным, нами была разработана «Здоровьеформирующая программа для младших школьников специальных медицинских групп с заболеваниями органов дыхания», которая апробирована на практике и показала положительные результаты [2; 3]. Информация о программе докладывалась на курсах повышения квалификации в Иркутске, Ангарске и Улан-Удэ.

В пояснительной записке к программе говорится, что программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости к различным неблагоприятным факторам, осуществление полноценной деятельности детей.

Основное содержание здоровьеформирующей программы. Программа включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

- базовые знания - основы знаний, двигательные умения и навыки (гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, плавание);

- вариативная часть - связана с патологией школьников и направлена на устранение остаточных явлений заболеваний и их профилактику.

В рамках государственного стандарта общеобразовательных учреждений учитель имеет право самостоятельно отбирать из каждого раздела наиболее приемлемые для конкретного случая приемы (с учетом заболеваемости детей), включать дополнительный материал, не нарушая при этом логику изучения программы; изменять количество часов, отведенных на освоение определенных разделов, в соответствии с материальной базой

учебного заведения. Данное здоровьеформирующие направление позволяет решать задачи физического воспитания ослабленных школьников с различными заболеваниями. Рекомендуется оценивать результаты по приросту физической подготовленности и доведению функциональных проб до физиологической нормы; занятия проводить последними уроками или между сменами (если они не стоят в общей сетке расписаний). Контроль за состоянием здоровья школьников осуществляет медицинский персонал школы. В начале учебного года

- медицинский осмотр в присутствии узких специалистов: они определят показания и противопоказания для школьников; укажут на необходимые медикаменты в аптечке. Совместно со школьным врачом заполняется «Паспорт здоровья» школьника. После медицинского осмотра врачом или медицинской сестрой школы заполняется листок здоровья в конце учебных журналов.

Оригинальность программы заключается в том, что в ней содержатся не только рекомендуемые функциональные пробы и примерные комплексы упражнений для различных диагнозов, но и подробно расписаны игры для детей с патологией дыхательной системы с учетом диагноза и возраста [7]; учебный материал расписан по четвертям.

Из всех разновидностей дыхательных методик нами выбрано физиологичное дыхание, так как его рекомендуют ведущие врачи Главного управления здравоохранения Иркутской области в пособии для врачей ОГУ «Иркутского Областного центра профилактики» [1].

Планирование уроков осуществляется с учетом диагнозов болезней детей. Это выражается в соотношении использованных средств физического воспитания: общеразвивающие упражнения чередуются с дыхательными упражнениями. При подборе общеразвивающих упражнений нужно чередовать тренировку различных мышечных групп, вовлекаемых в выполнение физических упражнений: например, если предыдущее упражнение было для мышц верхнего плечевого пояса и рук, то последующее должно быть для мышц нижних конечностей [4].

Дыхательные упражнения строго чередуются: грудное, диафрагмальное, смешанное дыхание в статических и динамических упражнениях. С оздоровительной целью мы применяли звуковую гимнастику: например, кто дольше протянет гласные звуки а, е, и, о, у, далее

- согласные и т.д.

На дыхательные упражнения уходило 50 % времени (с одинаковым его количеством на различные типы дыхания), а остальные 50 % - на общеразвивающие упражнения.

С учетом дыхательных пологий разработаны: паспорт здоровья; дневник самоконтроля для младших классов; протокол врачебного наблюдения за школьниками специальной медицинской группы.

В последнее время наметилась тенденция к использованию в образовательном процессе начальной школы оздоровительных методик с коррекционной направленностью учебных занятий [2; 3]. Оздоровительные занятия могут включать дыхательную гимнастику с использованием метода биологической обратной связи (БОС) (рекомендуется в конце основной или в заключительной части урока). Данный подход представляет собой современную компьютерную технологию, оснащенную биокомпьютерными играми, в процессе которых фиксируются физиологические параметры ребенка и предъявляются в виде визуального и звукового сигнала обратной связи. Система дыхательной гимнастики - выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем приборов биологически обратной связи (по методике А.А. Сметанкина) - принципиально меняет взгляд на место дыхательной гимнастики в нашей жизни [6].

Работа по методу БОС решает следующие задачи: профилактика и снижение заболеваемости; тренировка дыхательной мускулатуры; увеличение и стабилизация дыхательной аритмии сердца (ДАС); выработка умения максимально снижать величину частоты сердечных сокращений на вдохе и достижение максимально стабильной индивидуальной ДАС; активизация резервов кардиореспираторной системы. Величина ДАС позволяет говорить об общих регуляторных взаимодействиях в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые в конечном итоге обусловливают гомеостаз внутренней среды организма.

Чем больше ДАС, тем лучше сократительная способность бронхов. ДАС - это та количественная величина, которая, по мнению А.А. Сметанкина [6] определяет уровень здоровья. В конце занятий как метод расслабления и в профилактических целях, рекомендуем приемы классического массажа (воротниковой зоны): на практике замечено, что дети с большим удовольствием встают в круг и массируют впереди стоящего школьника.

Результаты длительной апробации программы свидетельствуют, что использование здоровьеформирующей программы приводит к существенному снижению заболеваемости детей, положительно влияет на посещаемость школы - все это свидетельствует о целесообразности использования данных технологий для улучшения показателей состояния здоровья школьников, их физических и функциональных возможностей.

1. Агапитов, А.Е. Гипервентиляционный синдром и хроническая гипокапния : пособ. для врачей [Текст] / А.Е. Агапитов. - Иркутск : ASP rint, 2005. - 29 с.

2. Кокорина, Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2006. -24 с.

3. Кокорина, Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания [Текст] : моногр. / Е.В. Кокорина. - Иркутск : ИТФК, 2008. - 113 с.

4. Кокосов, А.Н. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких [Текст] / А.Н. Кокосов, Э.В. Стрельцова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л. : Медицина, 1987. - 144 с.

5. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Д.А. Медведев // Вестн. Образования. - 2010. - № 4. - С. 4-12.

6. Сметанкин, А.А. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях [Текст] / А.А. Сметанкин и др. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 2003. -23 с.

7. Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с.

8. http://www.rg.ru/2011/02/25/zdorovie-anons.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.