Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОРГМУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОРГМУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АПАРАТ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / SPECIAL MEDICAL GROUP / LIMITED HEALTH / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Маргарита Юрьевна, Мелихов Ярослав Петрович

Занятия по физкультуре проходят, в рамках учебного процесса, со студентами очных отделений 1-5 курсов всех факультетов ОрГМУ. Следует уделить особое внимание направлению деятельности кафедр физического воспитания и спорта, как оппозиция "физическая неактивность" среди студентов, относящихся по состоянию своего самочувствия к специальной медицинской группе (СМГ). Для таких студентов занятия физкультурой следует рассматривать, прежде всего, как оздоровительное средство, направленное на повышение их двигательной активности, это позволит оптимизировать процесс социализации личности в новой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротаева Маргарита Юрьевна, Мелихов Ярослав Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LESSONS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN ORGA FOR STUDENTS REFERRED TO SPECIAL MEDICAL GROUP HEALTH

Physical education classes are held, as part of the educational process, with full-time students of 1-5 courses of all faculties of OrSMU. Particular attention should be paid to the direction of the departments of physical education and sports, as the opposition is "physical inactivity" among students who, according to their state of health, belong to a special medical group (SMG). For such students, physical education should be considered, first of all, as a healing tool aimed at increasing their physical activity, this will optimize the process of personality socialization in the new educational environment.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОРГМУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогика

УДК:796-02:378.661(470.56)

старший преподаватель Коротаева Маргарита Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет"

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург);

старший преподаватель Мелихов Ярослав Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет"

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОРГМУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Занятия по физкультуре проходят, в рамках учебного процесса, со студентами очных отделений 1-5 курсов всех факультетов ОрГМУ. Следует уделить особое внимание направлению деятельности кафедр физического воспитания и спорта, как оппозиция "физическая неактивность" среди студентов, относящихся по состоянию своего самочувствия к специальной медицинской группе (СМГ). Для таких студентов занятия физкультурой следует рассматривать, прежде всего, как оздоровительное средство, направленное на повышение их двигательной активности, это позволит оптимизировать процесс социализации личности в новой образовательной среде.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, ограниченные возможности здоровья, опорно-двигательный апарат, коррекционно-развивающая учебная среда.

Annоtation. Physical education classes are held, as part of the educational process, with full-time students of 1-5 courses of all faculties of OrSMU. Particular attention should be paid to the direction of the departments of physical education and sports, as the opposition is "physical inactivity" among students who, according to their state of health, belong to a special medical group (SMG). For such students, physical education should be considered, first of all, as a healing tool aimed at increasing their physical activity, this will optimize the process of personality socialization in the new educational environment.

Keywords: special medical group, limited health, musculoskeletal system, correctional and educational environment.

Введение. Устойчивую потребность в постоянных и систематических занятиях физической культуры и распространение «моды на здоровый образ жизни» необходимо формировать, что является важными задачами дисциплин «Физическая культура», «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях России.

Занятия по физкультуре проходят, в рамках учебного процесса, со студентами очных отделений 1-5 курсов всех факультетов ОрГМУ. Следует уделить особое внимание направлению деятельности кафедр физического воспитания и спорта, как оппозиция "физическая неактивность" среди студентов, относящихся по состоянию своего самочувствия к специальной медицинской группе (СМГ).

Для таких студентов занятия физкультурой следует рассматривать, прежде всего, как оздоровительное средство, направленное на повышение их двигательной активности, это позволит оптимизировать процесс социализации личности в новой образовательной среде.

Поэтому важно методологически обосновать переход от традиционных форм практической подготовки физическому воспитанию к специальной программе, ориентированной на возможности студентов. Специфика занятий со студентами СМГ связана с сильным разнообразием этого контингента занимающихся по целому ряду признаков: пол; противопоказания некоторой двигательной активности; уровень физического развития и тому подобное.

Так, к выполнению занятий таких студентов определяется индивидуальный подход. Это оказывает положительное влияние на здоровье студента и снижает потенциальные риски. В связи с этим важно применять основные положения и методики, которые используются в «Адаптивной физической культуре», предусматривающие восстановление и адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в обычную социально-культурную среду.

Изложение основного материала статьи.

Основные принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди студентов ОрГМУ с ограниченными возможностями здоровья

1. Принцип индивидуализации и мотивации.

Первичным элементом в процессе взаимодействия адаптивной физической культуры и студентов с ограниченными возможностями здоровья должно стать стремление к творческой самореализации и саморазвитию, которая гармонирует с двигательной активностью.

В физкультуре следует учитывать индивидуальные особенности индивида, ограничения или психосоматические функции для обеспечения социокультурного единства, а также интеграцию взаимодействия адаптивной физической культуры, выполнение физических упражнений на спортивной основе.

Выбор целей, форм и методов организации, включая способы работ со студентами, должен быть индивидуальным. Методика работы с контингентом студентов специальной медицинской группы в адаптивной физической культуре и спорте должны строиться с учетом ценностных ориентаций, целевых установок, спортивных интересов, личностных потребностей и амбиций, в соответствии с нозологией, сложностью патологических отклонений, физического и психического развития, функциональные возможности организма студента, двигательные характеристики и потенциалы, способность к координации, психофизиологические свойства и иные личностные особенности учащихся с ограниченными возможностями.

Нужно предоставить возможности занимающимся адаптивной физической культурой принять активное участие в принятии и осуществлении управленческих решений в спортивных мероприятиях.

2. Принцип определения целей развития адаптивной физической подготовки и спорта.

Развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов подразумевает достижение поставленных целей систематически с регулярным анализом эффективности и достижением результатов при консолидации активных действий органов исполнительной и законодательной власти в России, направленных на разработку и реализацию комплексных программ по развитию адаптивной физической культуры и спорта.

Важный дифференцированный подход к организации мероприятий, направленных на развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов, с учетом особенностей занятого контингента и целевой установки для систематического развития массовой адаптивной физической культуры и адаптивных видов спорта, с максимальным количеством занимающихся спортом.

3. Принцип научно-обоснованных подходов и адекватности системы управления.

Комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов управления и организации адаптивной физической культуры и спорта должен соответствовать данным современных научных исследований в области управления, физкультурно-оздоровительной педагогики, биологии и медицины, социологии.

Использование научно обоснованных методов и стратегий для принятия адекватных управленческих решений на основе достоверной, полной и объективной информации с целью выявления детерминированных факторов, препятствующие развитию адаптивной физической культуры людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления деятельности по развитию массовой адаптивной физической культуры ОрГМУ:

1) обеспечить установление соответствующих целей и задач нормальной адаптации культуры сохранения и укрепления здоровья, развития способностей, необходимых для ведения здорового образа жизни;

2) повышение осведомленности и знаний во всех областях физкультуры, а также здорового образа жизни;

3) разработка программы физических упражнений, использование средств и методов адаптации культуры и спорта направлены на устранение или, возможно, полный комплекс компенсаций нарушенных функций организма человека, вызывающие проблемы со здоровьем;

6) усовершенствовать системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства профессиональных кадров в области адаптивной физической культуры;

8) выстроить эффективные системы совершения спортивно-массовых мероприятий для лиц, с ограниченными возможностям здоровья.

Задачи адаптивных программ вуза:

В настоящее время перед нашим вузом стоят три основные задачи по обеспечению доступности образования для людей с ограниченными возможностями.

Во-первых, необходимо повысить точность информации, размещаемой на сайтах вуза. Студент, с ограниченными возможностями должен знать, есть ли в учреждении специальные учебные планы, образовательные программы, соответствующая инфраструктура и многое другое. Специальные формы профессиональной ориентации для инвалидов также необходимы.

Во-вторых, сам процесс приема студентов, с ограниченными возможностями должен быть облегчен. Олимпиады, для таких студентов, на первом этапе должны проводиться через Интернет, а тем, кто успешно их прошел, следует помогать участвовать в следующих очных турах.

В-третьих, руководитель вуза должен инвестировать в бюджет, чтобы повысить доступность аудитории для студентов, с ограниченными возможностями здоровья, не только при строительстве новых зданий, но и при ремонте и реконструкции существующих. Здесь нужно подумать о встроенных микро-кампусах, специальных тренировочных корпусах. Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория студентов находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности.

Адаптация образовательной программы ОрГМУ по дисциплине «Физическая культура», для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В учебном процессе ОрГМУ применяются специальные методы, дидактические материалы, технические средства обучения для учащихся с ограниченными возможностями, которые учитывают возможности и образовательные потребности каждого учащегося.

Для студентов, нашего вуза, с серьезными нарушениями здоровья, разработан индивидуальный график посещений занятий в сочетании с дистанционным обучением.

Дополнительные возможности для получения информации о процессе обучения: проведение индивидуальных консультаций для студентов с ОВЗ (с преподавателями дисциплин, с руководителем кафедры, с научным руководителем по структурным компонентам курсовой и выпускной квалификационной работы, по подготовке отчетной документации на практике, по организации и проведению научных исследований, по подготовке отчетов для участия в студенческой научно-практической работе); общение с преподавателем по телефону, электронной почте, видео (скайп) с возможностью дистанционных занятий и видеоконференций); получение информации непосредственно при общении с сотрудниками кафедры.

Студентам с ОВЗ предлагаются в электронной версии: расписание занятий, задания, требования для оценки результатов освоения дисциплины, информация о проведении университетских мероприятий, конференций. Кроме того, студенты получают в электронном виде: учебники, учебные пособия, лекции, список рекомендуемой литературы, список заданий для самостоятельной работы, список тем для подготовки рефератов и сообщений для практических занятий, для дискуссий, круглых столов, деловых игр. Студенты имеют возможность задавать вопросы и получать ответы в ближайшее время.

Организация учебного процесса студентов ОрГМУ с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) предполагает адаптацию учебных материалов, которые включают в себя следующие условия: для учащихся с сколиозом предлагаются такие упражнения, как: прыжки, перевороты, «скручивание», подъем тяжестей; при наличии поражений нижних конечностей, физические упражнения (сначала пассивные, а затем активные), используются для формирования основных движений (ползание, перемещение в сидячее положение, вертикальное положение с помощь преподавателя).

Использование фитбол-гимнастики, упражнений профилактической направленности, спортивных и моторных игр (настольный теннис, Бочче), упражнений и заданий на преодоление препятствий, плавание.

Организация учебного процесса учащихся ОрГМУ с нарушением зрения предполагает адаптацию учебного материала и создание коррекционно-развивающей учебной среды для слепых студентов: звук, тактильные ориентации; для студентов, с остаточным зрением: цвета, звуковых ориентаций; дистанционное управление деятельностью слабовидящих студентов; использование озвученных мячей (например, для игры в футбол); для студентов, с нарушением зрения, учиться играть в настольный теннис с помощью цветного шара (оранжевый, зеленый, красный); видимость доступна не только для визуального, но и для тактильного восприятия; в процессе физической активности слепых студентов, преподаватель ориентируется на словесный метод обучения (произношение двигательных действий, комментирование, подсказки, указывающие направление движения); при регулировании физической активности, используются как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (меняющиеся в процессе занятий) виды нагрузок.

Такие виды спорта, как баскетбол, футбол, хоккей, езда на велосипеде, бокс, борьба, катание на лыжах, автоспорт, не рекомендуются для студентов, с нарушением зрения.

Следует помнить, что чрезмерная физическая активность может нарушать функции зрительного анализатора. В процессе физического воспитания студентов, используют метод контроля внешних признаков усталости. Обратите внимание, что умеренная усталость не является противопоказанием, но в результате иррациональных упражнений может появиться усталость, которая приведет к ухудшению здоровья.

В процессе физических упражнений преподаватель обеспечивает физическую помощь (при необходимости) и поддержку студентам. Профилактические меры принимаются для предотвращения травм.

Организация учебного процесса учащихся ОрГМУ, с нарушением слуха, предполагает создание адаптации учебного материала и коррекционно-развивающей учебной среды, которая включает в себя: весь теоретический материал для слабослышащих учащихся, представлен в виде презентаций, диаграмм, рисунков, видеоматериалов на основе визуального восприятия учебного материала; в спортзале используются различные типы ориентиров, основанные на зрительном восприятии: индикаторы направления движения, вид двигательной активности, цветные ориентиры; в процессе общения с глухим или слабослышащими студентами, преподаватель может использовать жестовый, тактильный или письменный язык.

Во время проведения спортивной игры, преподаватель кафедры физической культуры, должен выбрать удобное место, для наблюдения за студентами, которое позволяет постоянно следить за игроками и в любой момент прийти к ним на помощь; во время спортивных или подвижных игр, преподаватель дает только лаконичные команды или использует обычные знаки, сигналы (например, поднять красный флаг); целесообразно включать ротационные упражнения в учебный процесс, с постепенным увеличением амплитуды движений, упражнения с закрытыми глазами, задачи по стимулированию функции вестибулярного аппарата. Предусмотрены меры по предупреждению травматизма.

Статистика студентов по дисциплине «Физическая культура» в ОрГМУ, отнесенных к специальной медицинской группе здоровья

Курс Количество студентов

1 132

2 143

3 150

4 115

5 118

Выводы. Согласно полученным данным, количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе здоровья, составляет больше 7%, что является довольно высоким показателем ограниченности здоровья студентов. Именно поэтому необходимо вводить в учебный процесс как можно больше эффективных занятий и нагрузок для студентов спецгруппы. Это поможет адаптироваться и реабилитироваться студентам, с различными хроническими заболеваниями и закалить свой организм.

Создание «безбарьерной» среды нормативно-правового обеспечения образования студентов ОрГМУ, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), материально-техническое обеспечение образовательного пространства; специальный дидактический материал; психолого-педагогическое сопровождение во время практики; вовлечение студентов с ОВЗ в студенческое научное общество, в студенческую деятельность; толерантное взаимодействие преподавателей, студентов, условий в вузе, направленных на овладение студентами с профессиональными компетенциями ОВЗ, наряду с другими студентами, способствует их более успешной социализации, интеграции в общество, самореализации.

Литература:

1. Васильева В.Е. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 2011. 367 с.

2. Дьякова Е.Ю., Капилевич Л.В., Болтаева О.Х. Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10.С. 62-65.

3. Московченко О.Н. Модель адаптативно-развивающей среды для студенток специальных медицинских групп / О.Н. Московченко, Л.А. Захарова, Н.В. Люлина // Адаптивная физическая культура. - 2013. - №4 (56). - С. 45-48.

4. Ростомашвили Л.Н. Совершенствование подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в свете современных образовательных тенденций / Л.Н. Ростомашвили, Е.В. Михайлова. // Институт специальной педагогики и психологии. Сборник матер. междунар. научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры адаптивной физической культуры. 27 ноября 2009 г., Санкт-Петербург: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Л.В. Шапковой, Л.Н. Ростомашвили. СПб.; [б. и.], 2009. С. 6-12.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под ред. проф. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007.

Педагогика

УДК:378.2

магистрант Краснова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР, расширении имеющихся теоретических сведений о возможностях развития их коммуникативной компетентности в условиях ограниченного педагогического пространства, необходимости систематизированной совместной деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога по работе в данном направлении и анализу результатов логопсихологической коррекционно - развивающей работы по развитию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР, коррекции речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.

Ключевые слова: ОНР, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, развитие коммуникативной компетентности, психологический аспект деятельности логопеда, логопсихологическая работа.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing the communicative competence of senior preschoolers with ONR, expanding the available theoretical information about the possibilities of developing their communicative competence in a limited pedagogical space, the need for a systematic joint activity of a teacher -speech therapist and educator - psychologist in working in this direction and analyzing the results of a logopsychological correctional development work on the development of communicative competence in senior preschoolers with OHP , correction of speech means used by children in communication with peers.

Keywords: ONR, communicative competence, components of communicative competence, development of communicative competence, psychological aspect of speech therapist's activity, logopsychological work.

Введение. На сегодняшний день важное значение представляет изучение возможностей развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, как заключительной ступени дошкольного образования, перед переходом на школьную, более сложную и ответственную ступень, дающую им возможность дальнейшего развития и успешной социализации в современном мире.

Изложение основного материала статьи. ФГОС определяет высокие требования к современному дошкольному образованию. Приоритетной задачей современной дошкольной образовательной организации является создание условий для успешной социализации, индивидуализации и творческой самореализации каждого ребенка дошкольного возраста. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Стандартом учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В современной коррекционной педагогике вопрос социализации детей с общим недоразвитием речи среди нормально развивающихся сверстников активно обсуждается в научной среде. Хотя данный вопрос не считается достаточно изученным, большинство исследователей (Е.Е. Дмитриева, О.В. Дзюба и другие) сходятся во мнении, что успешная социализация невозможна без овладения ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточным уровнем коммуникативной компетентности.

Исследования Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других указывают на стойкие фонетико - фонематические, лексико - грамматические и семантические нарушения речи детей с ОНР. Вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у таких дошкольников либо невозможно вовсе, либо осуществляется весьма дисгармонично. Это усугубляется дефицитом средств общения, несформированностью форм коммуникации (диалогической и монологической речи), отсутствием полноценных условий для накопления речевого опыта. Самостоятельная речь несовершенна по своей структурно - семантической организации, у большинства из них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли, С.Н. Шаховская считает, что бедность словаря не обеспечивает детям возможности полноценного общения, а Л.Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений.

Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. [4].

Анализ проблемы развития коммуникативной компетентности детей с ОНР, основанный на данных психолого - педагогических источников показал, что исследований развития коммуникативных умений, коммуникативных навыков детей проводится достаточно, но нет целостного подхода к изучению возможностей развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР в условиях социально -ограниченной педагогической среды, которую может создать взаимосвязанная работа специалистов -учителя - логопеда и педагога - психолога. «Профессиональное взаимодействие этих специалистов в ходе коррекционной работы определяет ее результативность как в достижении конкретных целей логопедической коррекции, так и в решении основной коррекционной задачи - социальной адаптации человека, имеющего речевое расстройство» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.