Научная статья на тему 'АБИЛИТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГОРНЫМИ ЛЫЖАМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

АБИЛИТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГОРНЫМИ ЛЫЖАМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИЛИТА́ЦИЯ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ГЛУХОНЕМЫЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / HABILITATION / ADAPTIVE SPORTS / PEOPLE WITH DISABILITIES / DEAF AND DUMB AND HARD OF HEARING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котляр Н., Иванова Е., Храмцова Л.

В статье рассматриваются вопросы развития адаптивного спорта и абилитации детей с нарушением слуха в процессе занятий горными лыжами. Дана характеристика нарушений двигательной сферы и методических требований, при планирование занятий и дозирование нагрузок проводимых на основе индивидуального подхода для лиц с ограниченными возможностями здоровья .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HABILITATION IN THE PROCESS OF SKIING FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

The article deals with the development of adaptive sports and the habilitation of children with hearing impairments when doing mountain skiing. The characteristic of violations of the motor sphere and methodological requirements, when planning classes and dosing loads carried out on the basis of an individual approach for persons with disabilities, is given.

Текст научной работы на тему «АБИЛИТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГОРНЫМИ ЛЫЖАМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

time, folk tales give us a "concentrate" of wisdom, and the author's tales supplement it with images, feelings, attitude, and interpretation. Within the framework of the modern educational system, one should use not only folk or author's tales, but also specially created fairy tales intended for use in the activities of a teacher. Didactic fairy tales "are created by teachers to" package "educational material. At the same time, abstract symbols are animated, a fabulous image of the world in which they live appears. Didactic tales can reveal the meaning and importance of certain knowledge. Educational assignments are presented in the form of didactic fairy tales ". So, in lower grades, when studying the alphabet, you can come up with short tales about each of the letters. For example, when studying the first letter of the alphabet "A", you can talk about the argali (mountain goat), which often came to the aul (Kazakh village), because he was very fond of drinking water from the irrigation ditch (ditch) or talk about the asyks (the national dice game) ... When studying the letter "B", tell about such a national product as bauyrsak (fried pieces of dough). What is the meaning of the word bauyrsak? The word "bauyrsak" means dear, close. You can think of a fairy tale about the travels of Bauyrsak, who loved to visit friends and relatives.

It is necessary to work with a fairy tale. This work is carried out in interaction: a child - an adult and begins with analysis and discussion. An adult works with a child on fabulous meanings, connects them with life situations, then it is possible to play with the plot, drawing, dramatization, that is, the process of theatricaliza-tion.

In a fairy tale, the hero overcomes difficulties, where he gets the opportunity to change, to move to a new level of his development. The hero grows up in the course of the storytelling, which reflects the initiation ritual. Overcoming obstacles as a necessary element of a fairy tale forms an active life position in the child.

Thus, the symbolic space of a fairy tale is a playing field for a child, in which he grows and develops, forming the necessary basic skills and abilities for interacting with the world. In Kazakh folk tales, the student is brought up in respect for older and wise family members, for communication in society. Through fairy tales, the child learns the world, gains experience for an independent adult life, builds his own model of the world and learns to live in it.

REFERENCES:

1. Loukia, N. (2006). Teaching Young Learners through Stories: the Development of a Handy Parallel syllabus, the Reading Matrix, 6(1), 25-40.

2. Jing Z. (2006). Feeling the Charm of Folk Stories [J] Early Childhood Teaching Research, February, 1

3. Xiaoying X. (2017). Service Growth: Folk Story into Kindergarten [J], April,1

4. Huiyu G.(2018). A Study on the Educational Strategy of Using Folktales in Kindergarten. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 264, pp 757-760. 5th International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2018)

HABILITATION IN THE PROCESS OF SKIING FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

Kotliar N.,

Associate Professor associate professor of medicine. Nosov Magnitogorsk State Technical University

Ivanova E.,

Assistant Professor Nosov Magnitogorsk State Technical University

Khramtsova L.,

student Instructor Nosov Magnitogorsk State Technical University

АБИЛИТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГОРНЫМИ ЛЫЖАМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА

Котляр Н.Н.,

кандидат медицинских наук, доцент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Иванова Е. А.,

кандидат педагогических наук. старший преподаватель. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Храмцова Л.В.

студентка. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Abstract

The article deals with the development of adaptive sports and the habilitation of children with hearing impairments when doing mountain skiing. The characteristic of violations of the motor sphere and methodological requirements, when planning classes and dosing loads carried out on the basis of an individual approach for persons with disabilities, is given.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития адаптивного спорта и абилитации детей с нарушением слуха в процессе занятий горными лыжами. Дана характеристика нарушений двигательной сферы и методических требований, при планирование занятий и дозирование нагрузок проводимых на основе индивидуального подхода для лиц с ограниченными возможностями здоровья .

Keywords: habilitation, adaptive sports. alpine skiing, people with disabilities, deaf and dumb and hard of hearing

Ключевые слова: абилигация, адаптивный спорт. горнолыжный спорт, лица с ограниченными возможностями здоровья, глухонемые и слабослышащие

В настоящее время в научной литературе все чаще встречается термин реабилитация инвалидов. который дословно переводится как полное или частичное возвращение утраченных функций после операции, лечения или болезни. Её программа — это сумма мероприятий по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. После прохождения курса которой они могут решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей и особенности заболевания Реабилитация - это способ восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от патологии, начиная с первых дней наступления инвалидизации, но для детей с ограниченными возможностями у которых патология часто бывает врожденной и только незначительный процент приобретенной. это определение не совсем корректно.

Абилитация (лат. аЫШайо\ от лат. ИаЫШ^' — удобный, приспособительный) - это программа по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление лиц с особыми возможностями здоровья к условиям жизни. В последнем случае утраченные функции не возвращаются, а вырабатываются но-вые.Таким образом, реабилитация - это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация — развитие потенциальных возможностей детей. Её главная цель - содействовать развитию или обретению не сформированных умений.

Спорт является одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития инвалидов с нарушениями слуха. Занятия физической культурой способствуют улучшению качества здоровья, развитие физических и функциональных возможностей, коррекции психосоматического развития, совершенствованию личностных качеств и более качественному освоению одного из основных жизненно важных навыков - координации в пространстве. У людей с недостатками слуха одни функции относительно сохранные (например, зрительное восприятие, вибрационная чувствительность), другие в разной степени задержанные (например, осязание, развитие движений). Адаптивный спорт для этих детей оказывает глубокое всестороннее воздействие на все стороны жизнедеятельности, развивая их духовно и физически и формирует ценности, нормы, традиции, идеалы и правилa спортивного поведения. Процесс «вовлечение» детей - инвалидов в спорт тесно связан с социализацией, так как при общении происходит

освоение и присвоение опыта данной общности людей, а физические упражнения и формирование устойчивого интереса к занятиям спортом обеспечивают активное восстановление равновесия между личностью и социальной средой. Спортивные соревнования инвалидов - это одна из форм их социальной активности, где познаются такие социальные ценности, как победa, престиж, зрелище, ^переживание и др. Спорт для инвалидoв - это активная творческая деятельность, где, имея в движениях эстетические погрешности, они все равно стремятся к победе, совершенствуя свои физические качествa, скоростно-силовые и координационные способности, создавaя свой индивидуальный стиль, неповторимый oблик. Это особый мир взаимоотношений и переживаний, который увлекает, позволяет сосредотачивать внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения и с другой стороны, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также позволяет максимально компенсировать дефект физического развития, сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в физическом совершенствовании, целостному развитию физических и психических качеств личности и подготовить к полноценной жизни в обществе.

Главной задачей адаптивного спорта остается вовлечение в интенсивные занятия физической культурой как можно большего числа инвалидов, в целях использования физкультуры и спорта, как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества. Работа с слабослышащими детьми из Муниципального Образовательного Учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3" города Магнитогорска показала, что эти занятия создают психологические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в общественной жизни. Занимаясь теми же видами спорта, выступая по тем же правилам, что и обычные спортсмены, при этом обладая ослабленным слухом, спортсмены добиваются таких же результатов, что и обычные, а зачастую выступают даже лучше их. Глухим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, в виде шаркающей походки, замедленная скорость обратной реакции;- относительная замедленность овладения двигательными

навыками, замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими, трудность сохранения статистического и динамического равновесия, относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве, низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости), в частности, по уровню развития сил, слабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в психическом и физическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года, в 8 лет величина отставания глухих от слышащих равна 6 - 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигает 52 -54%) [2]. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации, для расширения круга двигательных умений и навыков. Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Именно в детском возрасте происходит формирование двигательных навыков наиболее интенсивно, так как в этот период происходит становление опорно-двигательного аппарата, развитие физических качеств. Выполняя игровые и спортивные упражнения с элементами соревнований нормализуется реакции сердечной, сосудистой, двигательной и других систем организма, восстанавливается приспособленность к положительным и отрицательным эмоциональным ситуациям, к выполнению двигательных заданий в составе коллектива и в интересах этого коллектива. В этот же период закладываются основы здорового образа жизни.

Адаптивный спорт имеет два направления: ре-креационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется, например в школе как внеклассные занятия, в секциях по избранному виду спортa и формируется устойчивый интерес к занятиям спортом. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных школах, в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, где приобретается опыт выступления на официальных спортивных соревнованиях, общественных объединениях инвалидов и происходит положительная тенденция социализации. Параллельное проведение тренировочных занятий и совместный учебно-тренировочный процесс предусматривающий проведение занятий спортсменов с нарушением слуха с привлечением физически здоровых спортсменов способствует повышению уровня волевых качеств и стремлению детей с нарушением слуха соответствовать уровню различных видов подготовленности физически здоровых спортсменов

Абилитационная программа занятий горными лыжами детей с нарушением слуха на базе «Спортивного клуба «Металлург-Магнитогорск» начала работать с октября 2020 года. Сейчас в группе занимаются 12 человек. Работают ребята с сертифицированным инструктором по специально разработанной методике горнолыжного спорта, роллер-спорта, командных игр и прочих видов физической активности, где они успешно адаптируются к физическим нагрузкам, что на порядок позволит ускорить процесс их социализации в современном обществе . Жизнь этих детей не изобилует яркими впечатлениями и радостными событиями, поэтому участие в тренировочном процессе для них не только восстановление через спорт, но и целый фейерверк положительных эмоций, а тренировки на свежем воздухе повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям, и у них появляется уверенность в своих силах и повышается самооценка. Выполняя большое количество новых заданий на непривычной скорости, мозг и тело человека поставленного в нестандартные условия с поразительной быстротой перестраиваются. Уже через 2 дня тренировок ребенок начинает управлять траекторией движения, у него улучшается осанка и координация, сокращаются спастические симптомы [3]. Планирование занятий и дозирование нагрузок проводиться на основе индивидуального подхода, где необходимо соблюдать ряд методических требований: подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка, специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающимися и профилактическими, упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой, упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на индивидуальных особенностей статокине-тической устойчивости детей с обеспечением страховки, упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами, в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи [4].

Горнолыжный спорт очень популярен в городе, где имеется спортивная база с подъемником для занятий, а в окрестностях два горнолыжных курорта с 6 сертифицированными трассами, поэтому на занятия дети- инвалиды приходят с родителями, которые становятся помощниками тренера и сами становятся на лыжи и ролики.

Таким образом, занятия детей с нарушением слуха в группе по особой методике и с помощью специального оборудования ускоряют процесс адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и показывают первые положительные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / ред.: СП. Евсеев .— М. : Советский

спорт, 2014 .— 304 с. — ISBN 978-5-9718-0714-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/279258

2. Коржова, А. А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.- 218 с.

3. Котляр Н.Н. «Лыжи мечты» программа терапевтического спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. /В книге Актуальные проблемы современной науки, техники и образования

Тезисы докладов 78 -й международной научно-технической конференции//. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. - Магнитогорск, 2020. - С. 495

4. Ростомашвили, Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития / Ростомашвили Л.Н. — Москва: Спорт, 2020. — 164 с.

EXPERIMENTAL MODEL OF NATIONAL AND PATRIOTIC UPBRINGING OF PRESCHOOL AGE CHILDREN IN ART AND SPEECH ACTIVITY

Teslenko S.

Mykolaiv V.O. SukhomlynskyNational University

Abstract

The article presents the experimental model of national and patriotic upbringing of preschool age children. The components of the model (forms, methods, pedagogical conditions and stages) have been highlighted.

Keywords: national and patriotic upbringing, experimental model, preschool age children, forms, methods, pedagogical conditions, stages.

The relevance of the research issue problem is caused by modern transformations in the cultural, educational and socio-political life of Ukraine, the priority of which is the upbringing of a national-patriotic personality who deeply respects the national and cultural values of the Ukrainian people, knows and speaks their native language, is aware of their national identity. The Concept of national-patriotic education in the education system of Ukraine (July 29, 2019, No. 1038) says: "The integration processes taking place in Ukraine, Eurocen-tricity, the awakening of civil and public initiative, the emergence of various social movements, the spread of volunteer activities, which are superimposed on technological and communicative globalization, migration changes within society, identification and re-identification processes in the personal development of every Ukrainian, occur against the backdrop of a surge of interest and manifestation of patriotic feelings and new attitudes towards history, culture, religion, traditions and customs of the Ukrainian people. Therefore, nowadays, more than ever, new approaches and new ways are needed to educate patriotism as a feeling and as a basic quality of an individual" [2, p. 1]. It is known that the earlier the upbringing of the national-patriotic personality of the future citizen of Ukraine begins, the more effective it will be to form him as a person showing a high level of formation of national consciousness and patriotic feelings, actively participating in the socio-political life of the country. In this regard, the subject of the research was the experimental methodology and pedagogical conditions of the national-patriotic education of children of older preschool age in artistic and speech activity.

The conceptual foundations of various aspects of the national-patriotic education of the younger generation are highlighted in the works of classics (G. Vash-chenko, M. Grushevsky, M. Dragomanov, I. Ogienko, S. Rusova, M. Stelmakhovich, V. Sukhomlinsky, K. Ushinsky, etc.), as well as modern researchers (I. Bekh,

A. Bogush, N. Gavrish, A. Kolot, O. Sukhomlinskaya and others).

The methodological foundations of the research were the conceptual ideas of scientists on the activity approach to the organization of experimental learning (L. Vygotsky, I. Zimnyaya, A. Leontiev, S. Rubinstein, etc.) of the principle of the relationship between activity, consciousness and personality (A. Leontiev, B. Lo-mov, S. Rubinshtein, D. Uznadze and others) of an integrated approach to teaching and upbringing of the younger generation (I. Bekh, N. Gavrish, M. Ivanchuk, T. Pirozhenko, A. Savchenko, S. Yakimenko, etc.).

The theoretical aspects of the national-patriotic education of older preschoolers were based on the conceptual ideas of scientific researches of scientists, which highlight: the essence and structure of artistic and speech activity (A. Bogush, N. Gavrish, etc.), psychological characteristics of the upbringing of older preschool children (L. Vygotsky, D. Elkonin, A. Zapo-rozhets, G. Lyublinskaya, V. Mukhina, A. Petrovsky and others) psychological and pedagogical views on the creation of a national cultural environment (I. Bekh, E. Bondarevskaya, I. Vidt, I Kon, A. Kononko, V. Kudryavtsev, V. Sukhomlinsky and others), the development of the child's creative abilities (L. Vygotsky, V. Davydov, B. Teplov, P. Yakobson and others) the educational potential of Ukrainian traditions, customs, rituals, fiction (G. Volkov, G. Klovak M. Stelmakhovich, V. Sukhomlinsky, W. Summer, etc.) the concept of dialogue training and education (I. Bekh, A. Verbitsky, L. Graniuk, V. Lozova and etc.).

The concept of "model" was introduced into scientific circulation by the famous German philosopher and mathematician G. Leibniz. In the Big Explanatory Dictionary of the Modern Ukrainian Language, the category "model" (from lat. modulus - measure, sample) is interpreted in several meanings, some of them are the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.