ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Организация учебного диалога с младшими школьниками на уроках начального литературного образования Куликова Ж. А.
Куликова Жанна Александровна / Kulikova Zhanna Aleksandrovna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Абакан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации учебного диалога с учащимися младшего школьного возраста. Поскольку именно в этом возрасте организовать учебный диалог как таковой очень сложно в силу несформированности общеучебных умений младших школьников.
Ключевые слова: проблемное обучение, эвристическая беседа, учебный диалог.
Каждый ребенок, пришедший в школу, - уже личность, обладающая ярким набором индивидуальных характеристик. Что делать педагогу с этим индивидуальным существом, чтобы помочь, с одной стороны, развить индивидуальные особенности, с другой - помочь адаптироваться в сложном мире детей и взрослых?
В. В. Давыдов считает, что «в младшем школьном возрасте становление личности детей во многом определяется развитием воображения в процессе учебной деятельности, направленной на усвоение содержания различных учебных предметов, особенно эстетического цикла» [1, с. 78]. Без литературы невозможно полноценное развитие личности ребенка, так как она не только развивает воображение, но и способствует нравственному и духовному становлению человека.
Курс начального литературного образования формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы - текста в его жанрово-видовой специфике.
Уже в 1-м классе ребенок выступает в роли исследователя произведения, учится высказывать гипотезы о том, какую мысль хотел донести до него как читателя автор. Начиная с 3-го класса, обозначается проблема: как, какими приемами, средствами речи эта мысль доносится до читателя. Эффективным средством, позволяющим научить ребенка высказывать гипотезы, определять замысел автора, является организация учебного диалога на уроках начального литературного образования.
Главным условием возникновения учебного диалога на уроке является наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С. Л. Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса» [2, с. 112].
В системе методов проблемного обучения эвристическая беседа занимает особое место. Эвристическая беседа - вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Наряду с эвристической в начальной школе целесообразно использовать беседу с элементами дискуссии. Она организуется обычно по пройденному материалу (тексту художественного произведения), носит выясняющий, уточняющий или обобщающий характер относительно проблематики текста, содержит обмен мнениями и некоторые элементы дискуссионного характера. Такая беседа развивает коммуникативно-речевые умения младших школьников.
Эффективность работы над развитием диалогической речи учащихся во многом определяется правильностью выбора текстов художественных произведений: доступность учебного материала по содержанию, объему, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Мы считаем доступными для учащихся
начальной школы книги, в которых отношение автора к героям выражено ясно, а содержание художественного произведения соответствует представлениям школьников об окружающем мире.
Также необходимо учитывать разнообразие жанров. Сказки и рассказы развивают оценочные суждения школьников, рассказы привлекают учащихся знакомыми ситуациями, героями-сверстниками. Естественно, что большой интерес и желание высказаться, поделиться впечатлениями вызовут у детей веселые рассказы.
Сообщение темы и постановка учебной задачи могут быть объединены, например, когда тема задана в виде вопроса. Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, своеобразный толчок, побуждение к спору.
Интерес, на наш взгляд, представляют незаконченные формулировки тем. Незавершенность формулировки темы беседы дает возможность и учителю, и ученикам творчески разрешить обозначенную тему, найти ответ на вопрос: что такое обман? Широко применяются на уроках начального литературного образования вопросы, формирующие способность критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, спорить. Успех беседы зависит от того, сумел ли учитель поставить вопросы, правильные как по форме, так и по содержанию. Беседа начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание ученика на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, т. е. ученик в начале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы. Обобщение в учебном диалоге «учитель - класс» делает педагог, подводя итог высказываниям учащихся на уроке. Если проблема осталась до конца не решенной, то учитель предоставляет право выбора школьникам, предлагает подумать над трудными вопросами и вернуться к поиску ответа на них уже в другой форме.
Таким образом, учитель на уроке должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а поиск истины.
Литература
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Проблемы развития системы среднего профессионального образования в России Черкесова Д. Ш.
Черкесова Диана Шахмуратовна / Cherkesova Diana Shahmuratovna - магистрант, факультет экономики и управления, кафедра экономики и менеджмента, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация: статья посвящена анализу ключевых проблем развития системы среднего профессионального образования в России. Обоснована необходимость совершенствования системы СПО. Показано, какие меры принимаются на государственном уровне для решения проблем системы СПО.
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, кадры, качество образования, государственная политика.