Научная статья на тему 'Методическая система формирования аудиальной культуры младших школьников'

Методическая система формирования аудиальной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС / МЕТОДИКА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / AUDITORY CULTURE / METHODICAL SYSTEM / AN INTEGRATED COURSE / THE METHODOLOGY / PRINCIPLES / METHODS / AND FORMS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова С. В.

В статье представлена методическая система формирования аудиальной культуры учащихся младших классов. Дана авторская трактовка понятия «аудиальная культура». Рассмотрены уровни (макро-, мезо-, микро-), основные компоненты методики, этапы и условия ее реализации. Раскрыты принципы, методы и формы аудиального развития младших школьников. Обозначено содержание тематических блоков заданий, направленных на формирование основ аудиальной культуры учеников 1-4 классов в процессе освоения интегрированного учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical system for the primary school children auditory culture formation

The article represents the methodical system of the auditory culture for-mation of the elementary classes pupils. The author's interpretation of «auditory culture» is given in the article. The author considers levels (macro-, meso-, micro-), the main components of the methodology, the stages and conditions of its realization. The principles, methods and forms of auditory development of jun-ior schoolchildren are revealed in the article. It is determined the content of the-matic sides of the tasks aimed at the bases of the auditory culture formation for the pupils of 1-4th forms in the process of the integrated training course devel-opment.

Текст научной работы на тему «Методическая система формирования аудиальной культуры младших школьников»

С. В. Казакова, канд. пед. наук, доцент, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ценностные ориентиры содержания начального образования, определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы, включают в себя восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Реализоваться такой взгляд на мир может только в подлинной интеграции содержания образования и объединении усилий учителей разных предметов.

Одной из целей общего образования становится приобщение учащихся к культуре (этнической, региональной, мировой). У целостного поля культуры есть свои «измерения» — визуальное, пластическое, ау-диальное. Они отчасти совпадают с референтными системами человека (визуальной, аудиальной, кинестетической) и фиксируют доминанты восприятия окружающего мира (зрительную, слуховую, телесную).

В данной статье автор обращается к феномену «аудиальная культура», которая трактуется им как интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.

Формирование аудиальной культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях. Стихийное знакомство со звуковой средой обусловлено,

прежде всего, природным любопытством детей, их неиссякаемым стремлением узнать что-либо новое, т. е. исходит из внутренних потребностей самих учащихся. В специально организованных условиях аудиальное развитие учащихся, формирование у школьников ценностного отношения к звукам и их сочетаниям стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путем использования различных методов, приемов, средств и форм обучения.

В настоящее время в педагогической науке используется категория «методическая система», главная цель которой — обеспечить развитие участников образовательного процесса.

Понятие «единая методическая система» и ее типические свойства открыл для педагогической науки Л. В. Занков1. Он считал, что направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы. Однако уровень действенности дидактических принципов достаточно абстрактен, он отвлечен от реальной повседневной деятельности учителя. И только благодаря «методике обучения» цель системы и ее дидактические принципы реализуются в каждодневной деятельности учителя и учении школьников. Целостность реального учебного процесса обеспечивается не суммированием частных предметных методик, а благодаря тому, что обучение осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими методи-

ческими свойствами, охватывающими все учебные предметы.

В понимании и употреблении термина «методическая система» существуют определенные разночтения. Методическая система трактуется как концепция обучения (М. В. Рыжаков), образовательная модель (В. М. Жучков), сложное динамическое образование (Г. Г. Хамова), педагогическая технология (М. В. Рыжаков), система обучения какому-либо предмету (Н. Н. Лобанова).

Автор статьи придерживается трактовки С. И. Архангельского2, Н. В. Кузьминой3 и А. М. Пышкало4, которые считают, что методическая система представляет собой структуру, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения. Отличие методической системы от педагогической и дидактической состоит в том, что каждый из ее компонентов приобретает методическую функцию (Н. В. Кузьмина).

Итак, под методической системой понимается целостный комплекс, состав элементов, структура и функции которых подчинены решению конкретной педагогической задачи. Методическая система формируется в рамках определенной дидактической системы, отражая ее специфические дидактические аспекты.

Под методической системой формирования аудиальной культуры учащихся младших классов автор статьи понимает комплекс из организационного, содержательного, методического и аналитико-реф-лексивного блоков, взаимосвязанных между собой и направленных на освоение звуковой среды во всем ее многообразии. Данная система реализует метапредметный подход и представляет образовательный процесс и внеурочную деятельность учащихся начальной школы как единое целое.

Методическая система формирования аудиальной культуры учащихся младших классов представляет собой трехуровневую структуру:

1) макроуровень методической системы, который реализуется в образовательной концепции школы;

2) мезоуровень — представляет собой систему координационных связей отдель-

ных предметов художественно-эстетического цикла;

3) микроуровень — реализует принцип интеграции на содержательном уровне в специально разработанном учебном курсе.

Системообразующими компонентами любой методической системы являются цель и принципы обучения. Целью разработанной автором методической системы (макроуровень) является формирование ауди-альной культуры младших школьников как части их общей культуры.

В основе формирования аудиальной культуры как частного случая развития общей культуры личности лежат следующие педагогические подходы и принципы.

1. Личностно-ориентированный подход (В. В. Давыдов, А. Маслоу, К. Роджерс,

B.А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.), который руководствуется взглядом на личность как на цель образования, и в основе которого лежат следующие принципы: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, творчества и успеха, доверия и поддержки, опоры на предшествующий жизненный опыт учащихся. Методический арсенал данного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельност-но-творческий характер; направленность на поддержку развития индивидуальности; создание необходимого пространства для свободы и принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Отсюда преобладание методов: диалога, рефлексии, педагогической поддержки, создания ситуаций выбора и успеха.

2. Личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн), суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. К специфическим принципам данного подхода автор отнес: учет ведущих видов деятельности и законов их смены, учет сензитивных периодов развития (периодов наибольшей чувствительности организма ребенка к воздействию факторов среды), принцип доминанты и актуализации зоны ближайше-

го развития, высокой мотивированности любых видов деятельности, обязательной результативности каждого вида деятельности, обязательной рефлексивности всякой деятельности. Реализация деятельностного подхода осуществляется через такие методы как: убеждения и доверия, побуждения и поддержки инициативы, развития мотивации учебной деятельности и индивидуальной и коллективной перспективы, одобрения и поощрения, личного примера преподавателя и т. д.

3. Культурологический подход (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Е. Щуркова и др.), который связывает цель образования с формированием «человека культуры», личности, способной к адаптации в окружающем мире и к преобразованию его в соответствии с изменяющимися условиями. К основным принципам, которые реализуются в контексте данного подхода, отнесены: принцип культуросоо-бразности, принцип принятия индивидуальности человека, его непохожести, признание права выбора жизненной позиции, принцип сотрудничества детей и взрослых, принцип создания среды, способствующей освоению культурных норм и ценностей, развитию способностей, самостоятельности, креативности.

К системореализующим компонентам методической системы относятся организационный, содержательный, методический и аналитико-рефлексивный блоки.

Основными функциями организационного блока является координация деятельности учителей и педагогов дополнительного образования по формированию аудиаль-ной культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Содержательный блок включает урочные и внеурочные виды деятельности, обусловленные целью, принципами и содержанием методической системы.

Анализ содержания учебных программ начальной школы по- =

казал реальную и потенциальную возможности различных дисциплин аудиального развития школьников — «Русский язык», «Иностранный язык», «Окружаю щий мир» и др.

Важным компонентом звуковой среды, лежащей в основе аудиальной культуры личности, является музыка.

Так, важная роль в аудиальном развитии ребенка отводится языковой подготовке. Одной из основных целей (социокультурная) изучения русского и иностранного языков является формирование коммуникативных компетенций учащихся, развитие устной и письменной речи. Содержание курсов «Русский язык» и «Иностранный язык» включает такие важные для формирования аудиальной культуры разделы, как «Фонетика», «Фонетика и графика», «Развитие речи».

В основе программы «Окружающий мир» лежит представление о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка и о взаимоотношениях в системе «человек — человек», «природа — природа», «природа — человек». ФГОС рекомендует в рамках изучения данных курсов обязательное знакомство со звуковой средой обитания человека, которое позволило бы расширить кругозор учащихся и способствовало бы формированию у них аудиальной культуры. Однако в образовательной практике это реализуется не в полной мере.

Целью методической системы (мезоу-ровень) является формирование аудиаль-ной культуры младших школьников в цикле художественно-эстетических дисциплин общеобразовательной школы — «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, которое проявляется в таких видах деятельности, как аудирование (слушание); чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения, участие в коллективном обсуждении того или иного текста; говорение (культура речевого общения).

Важным компонентом звуковой среды, лежащей в основе аудиальной культуры личности, является музыка. Опыт эмоцио-= нально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивают введение учащихся в мир искусства

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

и понимание неразрывной взаимосвязи му зыки и жизни. Изучение музыки в началь ной школе направлено на достижение таких важных для становления аудиальной культуры целей как: формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Формированию разных компонентов аудиальной культуры способствует изобразительное искусство, которое, на первый взгляд, направлено на развитие визуальной культуры школьников. В процессе освоения изобразительного искусства учащиеся учатся: понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать и характеризовать художественные образы, видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; общаться с искусством, эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятель-

ности (обогащение ключевых компетенций — коммуникативных, деятельностных и др. художественно-эстетическим содержанием). Доминирующая направленность программ по изобразительному искусству на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, овладение основами художественно -го языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности способствует формированию аудиаль-ной культуры учащихся как части их общей и художественной культуры.

Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование отдельных компонентов аудиальной культуры, содержательный блок включает и внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков, в основе которых лежат различные виды искусства — хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т. п. Данные формы внеклассной деятельности позволяют развить культуру звукового восприятия, в основе которого лежат звуковые ассоциации, речевую культуру и музыкальную культуру.

Методический блок методической системы любого уровня предусматривает использование различных методов и форм обучения, способствующих достижению поставленной цели — формированию аудиальной культуры учащихся начальной школы. В силу того, что формирование ауди-альной культуры происходит как в учебной (через дисциплины общеобразовательного цикла), так и внеучебной деятельности (через предметы дополнительного образования), модель данной методической системы включает как общедидактические методы — методы групповой дискуссии, методы эвристических вопросов, педагогической поддержки, создания ситуаций выбора и успеха, так и специальные методы, характерные для отдельно взятой дисциплины или образовательной области.

Важной составляющей методического блока авторской методической системы являются формы обучения. При использо-

вании преимущественно групповых и коллективных форм обучения, главным в предложенной методической системе является дифференцированный подход к детям, обусловленный личностно - ориентированными и личностно-деятельностными принципами обучения. Кроме этого, данная методическая система включает как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения в рамках частных программ методик отдель-новзятой образовательной области (урок-концерт, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-состязание, урок-путешествие, урок-фантазия, ролевая игра, урок-конкурс, интегрированный урок).

Аналитико-рефлексивный блок методической системы направлен на выявление уровня аудиальной культуры учащихся, а также корректировку педагогической деятельности для достижения соответствующего целям результата. Данный блок предполагает наличие как общих методов диагностики, направленных на измерение уровня аудиальной культуры учащихся — тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, так и частных методов диагностики аудиального развития учащихся и формирования их ау-диальной культуры — методы диагностики уровня звукового, речевого и музыкального восприятия; методы диагностики развития речи и музыкальных способностей учащихся, методы диагностики художественного восприятия.

Формирование аудиальной культуры школьников невозможно реализовать без создания единой образовательной среды, в которой все учителя (или их большая часть) будут совместно работать над формированием аудиальной культуры школьника. Созданию единого образовательного пространства школы способствует система повышения компетентности педагогического коллектива в области аудиального развития учащихся и оказания помощи в процессе освоения ребенком звуковой среды, которая включает: самообразование, повышение квалификации, наставничество, семинары-тренинги, городские научно-практические конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Материально-техническая база, позволяющая реализовать разработанную

методическую систему формирования ау-диальной культуры учащихся начальной школы, включает в себя соответствующие требованиям СанПиН школьные кабинеты, оснащенные мультимедиа-оборудованием; рекреационные зоны, способствующие отдыху учащихся; библиотеку, обеспеченную учебно-методическими пособиями и специальной литературой по формированию ау-диальной культуры школьников; фонотеку, включающую разнообразный «звуковой материал».

Важным условием реализации методической системы (макро- и мезоуровней) по формированию аудиальной культуры учащихся младших классов является внедрение в учебно-воспитательный процесс специально разработанного учебного курса (микроуровень методической системы), который бы позволил синтезировать знания учащихся, полученные на разных дисциплинах в общеобразовательной школе, расширить и углубить их за счет включения ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, а также сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.

Целью авторского курса «В мире волшебных звуков» является формирование аудиальной культуры младших школьников посредством различных видов искусств (художественной информации).

В основу разработки авторского курса, направленного на формирование аудиаль-ной культуры младших школьников, легли три концептуальных идеи:

1) аудиальная культура позволит адаптироваться учащимся к окружающей звуковой среде;

2) аудиальная культура сформирует ценностное отношение к звукам и их сочетаниям, что позволит на более высоком уровне осуществлять деятельность по развитию звуковой, речевой и музыкальной культуры школьников;

3) формирование аудиальной культуры средствами различных видов искусств будет способствовать формированию целостной картины мира у учащихся начальной школы, развитию их художественного и эстетического вкуса.

Обозначенные позиции позволили автору статьи выделить и сконцентриро-

вать свое внимание на основополагающих принципах реализации курса: учет ведущей сенсорной системы — аудиальной, визуальной, кинестетической; принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей; принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей.

Данные принципы являются условием формирования аудиальной культуры учащихся.

Реализация авторского учебного курса осуществляется посредством специально разработанной методики, включающей три основных компонента: целевой компонент (цель, принципы, задачи, мотивы, которыми руководствуется преподаватель и учащиеся при формировании аудиальной культуры); содержательный компонент (совокупность методов, приемов, форм и средств обучения, обеспечивающих успешную реализацию содержательной части методики); аналитико-рефлексивный (методы диагностики, направленные на измерение уровня аудиальной культуры учащихся — тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся).

Разработанная методика включает четыре этапа. Каждый из этапов имеет свои специфические задачи, на разрешение которых направлен комплекс методов и приемов, а также выбор организационных форм.

В задачи первого — адаптационного — этапа, входит: 1) формирование мотивации к индивидуальной и совместной деятельности на уроках; 2) работа над развитием ценностного отношения к звукам окружающего мира; 3) формирование коммуникативных умений и музыкальных способностей младших школьников.

Содержательная часть формирования аудиальной культуры младших школьников на первоначальном этапе реализации методики включает знакомство детей с многообразным миром шумов и звуков — звуки живой и неживой природы, звуки слышимые и неслышимые, звуки позитивно и негативно влияющие на здоровье людей, звуки речевые и музыкальные, звуки, которые можно представить линией, цветом, пластикой и т. д.

Педагогический инструментарий формирования аудиальной культуры учащихся начальной школы на данном этапе состоит из таких универсальных методов и приемов работы, как методы организации коллективной творческой деятельности школьников, направленные на освоение звуковой среды; создание ситуаций совместного поиска, стимулирования творческих способностей через поощрение активности и инициативы; создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны и актуальности; анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в деятельности; организация дискуссии; диалог.

Задачами второго — развивающего — этапа методики являются: реализация авторской программы, содержание которой дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, а также использование специальных методов и приемов, которые позволяют аккумулировать знания и умения, полученные на разных дисциплинах общеобразовательного цикла, в творческой форме развить первоначально приобретенные слуховые, речевые, вокально-хоровые навыки.

К методам формирования аудиальной культуры учащихся младших классов на втором этапе реализации методики относятся: проблемный и частично--поисковый методы обучения; метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод музыкальной импровизации, метод сопереживания, методы аудиального развития — мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования. Успешную реализацию методики на данном этапе обеспечивает включение в занятия специально разработанных приемов обучения — прием «включения» учащихся в звуковую среду, прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды.

Третий этап методики — творческий — направлен на постижение учащимися звуковой среды посредством различных видов искусств — литературы, музыки, живописи. На данном этапе школьники знакомятся с произведениями музыки, литературы и живописи, в которых в художественной форме запечатлена звуковая среда, со средства-

ми художественной выразительности различных видов искусств (находят сходство и различия в средствах художественной выразительности при передаче одного и того же художественного образа), учатся свободно оперировать средствами различных видов искусств при создании художественного образа или продукта, отражающего те или иные компоненты звуковой среды.

В процессе проведения третьего этапа важными становятся следующие методы и приемы: проблемный метод обучения, метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, методы и приемы речевой и музыкальной импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод интерпретации художественных произведений.

Четвертый этап методики — аналитико-рефлексивный — направлен на выявление уровня аудиальной культуры учащихся, а также корректировку педагогической деятельности для достижения соответствующего цели результата. Он включает следующие методы диагностики — тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся.

Таким образом, приобщение учащихся к культуре — главная задача общего образования.

Важной составляющей культуры личности является аудиальная культура. Ауди-альная культура — интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.

Средством формирования аудиаль-ной культуры младших школьников в специально организованных условиях может являться методическая система, которая представляет собой комплекс из организационного, содержательного, методического и аналитико-рефлексивного блоков, взаимосвязанных между собой, направленных на освоение звуковой среды.

Методическая система, направленная на формирование аудиальной культуры учеников младших классов, может быть реали-

зована как ключевой компонент образовательной концепции школы (макроуровень методической системы), а может представлять собой систему координационных связей отдельных предметов художественно-эстетического цикла (мезоуровень методической системы), интеграция которых происходит на содержательном уровне в специально разработанном курсе (микроуровень), а затем раскрывается и углубляется в рамках избранных учебных дисциплин.

Эффективность формирования ауди-альной культуры в данной методической системе обеспечивается: интегративностью и автономностью входящих в нее дисциплин, предполагающих единую стратегию преподавания всех гуманитарных предметов, направленную на формирование ау-диальной культуры учащихся при сохранении специфики каждого предмета с его целями и задачами; комплексом методов — как традиционных, так и инновационных, ведущих к формированию аудиальной культуры младших школьников; метапред-метных технологий и методик аудиально-го развития учащихся начальной школы; наличием системообразующего учебного курса, направленного на формирование ау-диальной культуры младших школьников и авторской методики его реализации; организацией благоприятной образовательной среды, под которой понимается комплекс условий и средств, оказывающих влияние на формирование аудиальной культуры личности: отбор содержания образования, коллектив квалифицированных педагогов-единомышленников, комфортность образовательной среды, материально-техническая база. I'

1. Нечаева Н. В. Л. В. Занков о методической системе начального обучения // Нач. школа. 1995. № 11. С. 47-52.

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.

3. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

4. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук — М, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.