УДК 371.124:78 ББК Ч-421.421
ГСНТИ 14.25.01; 02.61.45
Код ВАК 13.00.02; 17.00.02
С. В. Казакова
Екатеринбург
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аудиальная культура; педагогическая система; дидактическая система; методическая система; интегрированный курс; методика; младшие школьники.
АННОТАЦИЯ. Дана авторская трактовка понятия «аудиальная культура». Рассмотрено соотношение понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «методическая система». Представлена трехуровневая модель методической системы формирования аудиальной культуры младших школьников, обоснованы условия реализации данной модели.
S. V. Kazakova
Ekaterinburg
REALIZATION OF THE SYSTEM APPROACH TO THE FORMING OF AUDITORY CULTURE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
KEY WORDS: auditory culture; educational system; teachingsystem; guidance system; an integrated course; methodology; younger students.
ABSTRACT. The paper presents the author's interpretation of the term “auditory culture.” We consider the relationship between the concepts “teaching system”, “didactic system”, “methodical system.” Presented a three-tier model of formation of the auditory system of the methodical culture of younger students, grounded conditions for the implementation of this model.
П
оставленные в концепции «Наша новая школа» задачи по формированию у школьников целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии предполагают изменения в содержании образования. Ценностные ориентиры содержания начального образования, определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы, включают в себя восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Реализоваться такой взгляд на мир может только в подлинной интеграции содержания образования и объединении усилий учителей разных предметов.
Одной из целей общего образования становится приобщение учащихся к культуре (этнической, региональной, мировой). Путь приобщения к культуре — через освоение ее отдельных сфер, артефактов, образов. Задача образования — показать многона-правленность человеческих самопроявле-ний, обозначить возможности для самораскрытия в различных областях человеческой деятельности.
Сложность решения задачи приобщения к культуре состоит не только в ее многообразии, но и в том, что ребенку необходимо сначала представить мир как единство, и только, становясь старше, открывать его отдельные стороны. В то же время можно констатировать, что у целостного поля культуры есть свои «измерения» — визуальное, пла-
стическое, аудиальное. Они отчасти совпадают с референтными системами человека (визуальной, аудиальной, кинестетической) и фиксируют доминанты восприятия окружающего мира (зрительную, слуховую, телесную).
В нашем исследовании мы обращается к одному из «полей» культуры - аудиальной культуре, которую мы понимаем как интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Формирование аудиальной культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях. В специально организованных условиях аудиальное развитие учащихся, формирование у школьников ценностного отношения к звукам и их сочетаниям стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путем использования различных методов, приемов, средств и форм обучения.
В настоящее время в педагогической науке используется категория «методическая система», главная цель которой обеспечить развитие участников образовательного процесса. В понимании и употреблении данного понятия существуют определенные разночтения. Методическая система трактуется как концепция обучения (М.В. Рыжа-ков), образовательная модель (В.М. Жучков), совокупность взаимосвязанных компо-
нентов (С. И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, А.М. Пышкало), сложное динамическое образование (Г.Г. Хамова), педагогическая технология (М.В. Рыжаков), система обучения какому-либо предмету (Н.Н. Лобанова).
Родственными понятиями «методической системы» являются «педагогическая система» и «дидактическая система».
Педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения, и направленных на формирование личности. Б.С. Гершунский отмечает, что педагогическая система, в основе которой лежит учебно-воспитательная, научно-педагогическая (исследовательская) и управленческая деятельность, является метасистемой по отношению к другим педагогическим подсистемам — дидактической и методической [2]. Данной позиции придерживаются В.П. Беспалько и Н.В. Кузьмина [i], [3]. Они считают, что педагогическая система, являясь элементом более широкой социальной системы и отражая особенности общественно-исторических систем, представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. В трактовке
Н.В. Кузьминой, например, педагогическая система включает пять структурных компонентов — цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги и пять функциональных компонентов - гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский.
Важной составляющей педагогической системы является система обучения, или дидактическая система — упорядоченная система целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Дидактическая система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся. В традиционном образовании преподаватель реализует дидактическую систему в процессе обучения, при этом он выступает и в роли носителя информации, и в роли организатора деятельности учащегося. В основе современной дидактической системы лежит проблемно-развивающее обучение, обеспечивающее целостность педагогического процесса обучения. Педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Исходным пунктом создания любой дидактической системы являют-
ся требования к ее конечному продукту -выпускнику учебного заведения. Эти требования (социальный заказ) отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и других нормативных документах.
Понятие «единая методическая система» и ее типические свойства открыл для педагогической науки Л.В. Занков [4. С.47— 52], который считал, что направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы. Но уровень действенности дидактических принципов достаточно абстрактен, он отвлечен от реальной повседневной деятельности учителя. И только благодаря методике обучения цель системы и ее дидактические принципы реализуются в каждодневной деятельности учителя и учении школьников. Целостность реального учебного процесса обеспечивается не суммированием частных предметных методик, а благодаря тому, что обучение осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими методическими свойствами, охватывающими все учебные предметы.
Методическая система являет собой структуру, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения (С. И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, А.М. Пышкало). Функционирование методической системы подчинено закономерностям, связанным с внутренним строением самой системы, когда изменение одной или нескольких ее компонентов влечет изменение всей системы, и закономерностям, связанным с внешними связями системы (социальным и культурным фоном). Отличие методической системы от педагогической и дидактической состоит в том, что каждый из ее компонентов приобретает методическую функцию (Н.В. Кузьмина).
Итак, под методической системой понимается целостный комплекс, состав элементов, структура и функции которых подчинены решению конкретной педагогической задачи. Методическая система формируется в рамках определенной дидактической системы, отражая ее специфические дидактические аспекты.
Под методической системой формирования аудиальной культуры учащихся младших классов мы понимаем комплекс из организационного, содержательного, методического и аналитико-рефлексивного блоков, взаимосвязанных между собой и направленных на освоение звуковой среды, во всем ее многообразии. Данная система реализует метапредметный подход и представляет образовательный процесс и внеурочную
деятельность учащихся начальной школы как единое целое.
Методическая система формирования аудиальной культуры учащихся младших классов представляет собой трехуровневую структуру: макроуровень методической системы, который реализуется в образовательной концепции школы, мезоуровень - представляет собой систему координационных связей отдельных предметов художественноэстетического цикла, микроуровень - реализует принцип интеграции на содержательном уровне в специально разработанном учебном курсе.
Системообразующими компонентами любой методической системы является цель и принципы обучения. Целью разработанной методической системы (макроуровень) является формирование аудиальной культуры младших школьников, как части их общей культуры.
В основе формирования аудиальной культуры, как частного случая развития общей культуры личности лежат следующие педагогические подходы и принципы.
1. Личностно-ориентированный подход (В.В. Давыдов, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Су-хомлинский, И.С. Якиманская и др.), который руководствуется взглядом на личность, как на цель образования, и в основе которого лежат следующие принципы: самоактуализации; индивидуальности; субъектности; творчества и успеха; доверия и поддержки; опоры на предшествующий жизненный опыт учащихся. Методический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку развития индивидуальности; создание необходимого пространства для свободы и принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Отсюда преобладание методов: диалога, рефлексии, педагогической поддержки, создания ситуаций выбора и успеха.
2. Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. К специфическим принципам деятельностного подхода мы отнесли: учет ведущих видов деятельности и законов их смены, учет сензитивных периодов развития, принцип доминанты и актуализации зоны ближайшего развития, высокой мотивированности любых видов деятельности, обязательной результативности
каждого вида деятельности, обязательной рефлексивности всякой деятельности. Реализация деятельностного подхода осуществляется через такие методы как: убеждения и доверия, побуждения и поддержки инициативы, развития мотивации учебной деятельности и индивидуальной и коллективной перспективы, методы полисубъектного диалога и поручения, связанного с ответственной деятельностью, одобрения и поощрения, личного примера преподавателя и т.д.
3. Культурологический подход (Е.В. Бон-даревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н. Е. Щуркова и др.), который связывает цель образования с формированием «человека культуры», личности, способной к адаптации в окружающем мире и к преобразованию его в соответствии с изменяющимися условиями. К основным принципам, которые реализуются в контексте культурологического подхода, мы отнесли: принцип культуросообразности, принцип принятия индивидуальности человека, его непохожести, признание права выбора жизненной позиции, принцип сотрудничества детей и взрослых, принцип создания среды, способствующей освоению культурных норм и ценностей, развитию способностей, самостоятельности, креативности.
К системореализующим компонентам методической системы мы отнесли организационный, содержательный, методический и аналитико-рефлексивный блоки.
Основными функциями организационного блока является координация деятельности учителей и педагогов дополнительного образования по формированию аудиаль-ной культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Содержательный блок включает урочные и внеурочные виды деятельности, обусловленные целью, принципами и содержанием методической системы.
Анализ содержания учебных программ начальной школы показал реальную и потенциальную возможности различных дисциплин аудиального развития школьников.
Так, важную роль в аудиальном развитии ребенка отводится языковой подготовке. Одной из основных целей (социокультурная) изучения русского и иностранного языков является формирование коммуникативных компетенций учащихся, развитие устной и письменной речи. Содержание курсов «Русский язык» и «Иностранный язык» включает такие важные для формирования ауди-альной культуры разделы как «Фонетика», «Фонетика и графика», «Развитие речи».
В основе программы «Окружающий мир» лежит представление о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка и о взаимоотношениях в системе
«человек - человек», «природа - природа», «природа - человек». Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует в рамках изучения данных курсов обязательное знакомство со звуковой средой обитания человека, которое позволило бы расширить кругозор учащихся и способствовало бы формированию у них аудиальной культуры. Однако в образовательной практике это реализуется не в полной мере.
Целью методической системы (мезоуро-вень) является формирование аудиальной культуры младших школьников в цикле художественно-эстетических дисциплин общеобразовательной школы - литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, которое проявляется в таких видах деятельности, как аудирование (слушание); чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения, участие в коллективном обсуждении того или иного текста; говорение (культура речевого общения).
Важным компонентом звуковой среды, лежащей в основе аудиальной культуры личности, является музыка. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивают введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение таких важных для становления аудиальной культуры целей как: формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Формированию разных компонентов ау-диальной культуры способствует изобразительное искусство, которое, на первый взгляд, направлено на развитие визуальной культуры школьников. В процессе освоения изобразительного искусства учащиеся учат-
ся: понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать и характеризовать художественные образы, видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; общаться с искусством, эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности (обогащение ключевых компетенций - коммуникативных, деятельностных и др. художественно-эстетическим содержанием). Доминирующая направленность программ по изобразительному искусству на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности способствует формированию аудиальной культуры учащихся, как части их общей и художественной культуры.
Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование отдельных компонентов аудиальной культуры, содержательный блок включает и внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков, в основе которых лежат различные виды искусства - хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т.п. Данные формы внеклассной деятельности позволяют развить культуру звукового восприятия, в основе которого лежат звуковые ассоциации, речевую культуру и музыкальную культуру
Методический блок методической системы предусматривает использование различных методов и форм обучения, способствующих, достижению поставленной цели -формированию аудиальной культуры учащихся начальной школы. В силу того, что формирование аудиальной культуры происходит как в учебной (через дисциплины общеобразовательного цикла), так и внеучеб-ной деятельности (через предметы дополнительного образования), модель данной методической системы включает как общедидактические методы - методы групповой
дискуссии, методы эвристических вопросов, педагогической поддержки, создания ситуаций выбора и успеха, так и специальные методы, характерные для отдельно взятой дисциплины или образовательной области.
Важной составляющей методического блока методической системы являются формы обучения. При использовании преимущественно групповых и коллективных формах обучения, важным в нашей методической системе является дифференцированный подход к детям, обусловленный личностно-ориентированными и личностно-деятельностными принципами обучения. Кроме этого, данная методическая система включает как традиционные, так и инновационные формы обучения в рамках частных программ методик отдельно-взятой образовательной области (урок-концерт, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-состязание, урок-путешествие, урок-фантазия, ролевая игра, урок-конкурс, интегрированный урок)
Аналитико-рефлексивный блок методической системы направлен на выявление уровня аудиальной культуры учащихся, а также корректировку педагогической деятельности для достижения соответствующего целям результата. Данный блок предполагает наличие как общих методов диагностики, направленных на измерение уровня ауди-альной культуры учащихся - тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, так и частных методов диагностики аудиального развития учащихся и формирования их аудиальной культуры - методы диагностики уровня звукового, речевого и музыкального восприятия; методы диагностики развития речи и музыкальных способностей учащихся, методы диагностики художественного восприятия.
Формирование аудиальной культуры школьников невозможно реализовать без создания единой образовательной среды, в которой все учителя (или их большая часть) будет совместно работать над формированием аудиальной культуры школьника. Созданию единого образовательного пространства школы способствует система повышения компетентности педагогического коллектива в области аудиального развития учащихся и оказания помощи в процессе освоения ребенком звуковой среды, которая включает: самообразование, повышение квалификации, наставничество, семинары-тренинги, городские научно-практические конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Материально-техническая база, позволяющая реализовать разработанную методическую систему формирования аудиаль-ной культуры учащихся начальной школы, включает в себя школьные кабинеты, осна-
щенные с учетом САНПиНы и мультимедиаоборудованием; реакреационные зоны, способствующие отдыху учащихся; библиотеку, обеспеченную учебно-методическими пособиями и специальной литературой по формированию аудиальной культуры школьников; фонотеку, включающую разнообразный «звуковой материал».
Важным условием реализации методической системы (макро- и мезо- уровней) по формированию аудиальной культуры учащихся младших классов является внедрение в учебно-воспитательный процесс специально разработанного учебного курса (микроуровень методической системы), который бы позволил синтезировать знания учащихся, полученных на разных дисциплинах в общеобразовательной школе, расширить и углубить их за счет включение ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, а также сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.
Целью авторского курса «В мире волшебных звуков» является формирование аудиальной культуры младших школьников посредством различных видов искусств (художественной информации).
В основу разработки учебного курса, направленного на формирование аудиальной культуры младших школьников, легли три концептуальных идеи: 1) аудиальная культура позволит адаптироваться учащимся к окружающей звуковой среде; 2) аудиальная культура сформирует ценностное отношение к звукам и их сочетаниям, что позволит на более высоком уровне осуществлять деятельность по развитию звуковой, речевой и музыкальной культуры школьников; 3) формирование аудиальной культуры средствами различных видов искусств будет способствовать формированию целостной картины мира у учащихся начальной школы, развитию их художественного и эстетического вкуса.
Обозначенные позиции позволили выделить и сконцентрировать свое внимание на основополагающих принципах реализации курса: учет ведущей сенсорной системы — аудиальной, визуальной, кинестетической; принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей; принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей.
Рассмотренные выше принципы являются условием формирования аудиальной культуры учащихся.
Реализация авторского учебного курса осуществляется посредством специально разработанной методики, включающей три основных компонента: целевой компонент
(цель, принципы, задачи, мотивы, которыми руководствуется преподаватель и учащиеся при формировании аудиальной культуры); содержательный компонент (совокупность методов, приемов, форм и средств обучения, обеспечивающих успешную реализацию содержательной части методики), аналитикорефлексивный (методы диагностики, направленные на измерение уровня аудиаль-ной культуры учащихся - тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся).
Разработанная нами методика включает четыре этапа. Каждый из этапов имеет свои специфически задачи, на разрешение которых направлен комплекс методов и приемов, а также выбор организационных форм.
В задачи первого - адаптационного -этапа, входит: 1) формирование мотивации к индивидуальной и совместной деятельности на уроках; 2) работа над развитием ценностного отношения к звукам окружающего мира; 3) формирование коммуникативных умений и музыкальных способностей младших школьников.
Содержательная часть формирования аудиальной культуры младших школьников на первоначальном этапе реализации методики включает знакомство детей с многообразным миром шумов и звуков - звуки живой и неживой природы, звуки слышимые и неслышимые, звуки позитивно и негативно влияющие на здоровье людей, звуки речевые и музыкальные, звуки, которые можно представить линией, цветом, пластикой и т. д.
Педагогический инструментарий формирования аудиальной культуры учащихся начальной школы на данном этапе состоит из таких универсальных методов и приемов работы как методы организации коллективной творческой деятельности школьников, направленные на освоение звуковой среды; создание ситуаций совместного поиска, стимулирования творческих способностей через поощрение активности и инициативы; создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны и актуальности; анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в деятельности; организация дискуссии; диалог.
Задачами второго - развивающего -этапа методики являются: реализация авторской программы, содержание которой дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, а также использование специальных методов и приемов, которые позволяют аккумулировать знания и умения, полученные на разных дисциплинах общеобразовательного цикла, в творческой форме развить первоначально приобретенные слуховые, речевые, вокально-хоровые навыки.
К методам формирования аудиальной культуры учащихся младших классов на втором этапе реализации методики мы отнесли: проблемный и частично-поисковый методы обучения; метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод музыкальной импровизации, метод сопереживания, методы аудиального развития -мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования. Успешную реализацию методики на данном этапе обеспечивает включение в занятия специально разработанных приемов обучения - прием «включения» учащихся в звуковую среду, прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды.
Третий этап методики - творческий -направлен на постижение учащимися звуковой среды посредством различных видов искусств - литературы, музыки, живописи. На данном этапе школьники знакомятся с произведениями музыки, литературы и живописи в которых в художественной форме запечатлена звуковая среда, со средствами художественной выразительности различных видов искусств (находят сходство и различия в средствах художественной выразительности при передачи одного и того же художественного образа), учатся свободно оперировать средствами различных видов искусств при создании художественного образа или продукта, отражающего те или иные компоненты звуковой среды.
В процессе проведения третьего этапа важными становятся следующие методы и приемы: проблемный метод обучения, метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, методы и приемы речевой и музыкальной импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод интерпретации художественных произведений.
Четвертый этап методики - аналитикорефлексивный - направлен на выявление уровня аудиальной культуры учащихся, а также корректировку педагогической деятельности для достижения соответствующего цели результата. Он включает следующие методы диагностики - тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся.
Таким образом, формирование аудиальной культуры - интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Формирование аудиальной культуры учащихся в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях.
Средством формирования аудиальной культуры младших школьников в специально организованных условиях может являться методическая система.
Методическая система формирования аудиальной культуры учащихся начальной школы представляет собой комплекс из организационного, содержательного, методического и аналитико-рефлексивного блоков, взаимосвязанных между собой, направленных на освоение звуковой среды.
Методическая система, направленная на формирование аудиальной культуры учеников младших классов, может быть реализована как ключевой компонент образовательной концепции школы (макроуровень методической системы), а может представлять собой систему координационных связей отдельных предметов художественно-эстетического цикла (мезоуровень методической системы), интеграция которых происходит на содержательном уровне в специально разработанном курсе (микроуровень), а затем раскрывается и углубляется в рамках
избранных учебных дисциплин.
Эффективность формирования ауди-альной культуры в данной методической системе обеспечивается:і) интегративностью и автономностью входящих в нее дисциплин, предполагающих единую стратегию преподавания всех гуманитарных предметов, направленную на формирование ауди-альной культуры учащихся при сохранении специфики каждого предмета с его целями и задачами; 2) комплексом методов как традиционных, так и инновационных, ведущих к формированию аудиальной культуры младших школьников; метапредметных технологий и авторских методик аудиального развития учащихся начальной школы; З) наличием системообразующего учебного курса, направленного на формирование ау-диальной культуры младших школьников и методики его реализации; 4) организацией благоприятной образовательной среды, под которой понимаемается комплекс условий и средств, оказывающих влияние на формирование аудиальной культуры личности: отбор содержания образования, коллектив квалифицированных педагогов-единомыш-ленников, комфортность образовательной среды, материально-техническая база.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕСПАЛЬКО В. П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагоги-ческого обеспечения технических обучающих систем. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.
2. ГЕРШУНСКИЙ Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Интер-Диалект+, 1997.
3. КУЗЬМИНА Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: методы системного педагогического исследования. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
4. НЕЧАЕВА Н. В. Л. В. Занков о методической системе начального обучения / / Нач. школа. 1995. №11.
Статью рекомендует д-р культурологии, проф. И. Я. Мурзина