начальной школы книги, в которых отношение автора к героям выражено ясно, а содержание художественного произведения соответствует представлениям школьников об окружающем мире.
Также необходимо учитывать разнообразие жанров. Сказки и рассказы развивают оценочные суждения школьников, рассказы привлекают учащихся знакомыми ситуациями, героями-сверстниками. Естественно, что большой интерес и желание высказаться, поделиться впечатлениями вызовут у детей веселые рассказы.
Сообщение темы и постановка учебной задачи могут быть объединены, например, когда тема задана в виде вопроса. Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, своеобразный толчок, побуждение к спору.
Интерес, на наш взгляд, представляют незаконченные формулировки тем. Незавершенность формулировки темы беседы дает возможность и учителю, и ученикам творчески разрешить обозначенную тему, найти ответ на вопрос: что такое обман? Широко применяются на уроках начального литературного образования вопросы, формирующие способность критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, спорить. Успех беседы зависит от того, сумел ли учитель поставить вопросы, правильные как по форме, так и по содержанию. Беседа начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание ученика на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, т. е. ученик в начале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы. Обобщение в учебном диалоге «учитель - класс» делает педагог, подводя итог высказываниям учащихся на уроке. Если проблема осталась до конца не решенной, то учитель предоставляет право выбора школьникам, предлагает подумать над трудными вопросами и вернуться к поиску ответа на них уже в другой форме.
Таким образом, учитель на уроке должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а поиск истины.
Литература
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Проблемы развития системы среднего профессионального образования в России Черкесова Д. Ш.
Черкесова Диана Шахмуратовна / Cherkesova Diana Shahmuratovna - магистрант, факультет экономики и управления, кафедра экономики и менеджмента, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация: статья посвящена анализу ключевых проблем развития системы среднего профессионального образования в России. Обоснована необходимость совершенствования системы СПО. Показано, какие меры принимаются на государственном уровне для решения проблем системы СПО.
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, кадры, качество образования, государственная политика.
Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.
Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности последних лет. В то же время новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.
На сегодняшний день система среднего профессионального образования претерпевает значительные изменения. Проблемы развития СПО являются одной из актуальных тем, которые исследуются и рассматриваются различными авторами.
Если обобщить оценки исследований, то можно выделить ряд общих проблем в развитии СПО.
Во-первых, это несоответствие системы среднего профессионального образования требованиям рынка труда при современном состоянии экономики.
Во-вторых, это низкое качество образовательных программ и результатов обучения [1, с. 5].
В последнее время вопросы развития системы НПО и СПО неоднократно становились предметом серьезного и всестороннего обсуждения с участием руководства страны, членов Государственного совета РФ, представителей органов законодательной власти, работодателей, образовательного сообщества. И действительно, дефицит высококвалифицированных рабочих и техников сегодня -один из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей в регионах и стране в целом. Крупные российские компании, лидеры чувствуют серьезность и остроту этой проблемы [2, с. 3].
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров всегда была одной из основных задач государственной политики, а в настоящее время она приобрела международный характер. В. В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» обратил особое внимание на то, что современная система профессионального образования плохо ориентирована на рынок труда, высококвалифицированных специалистов катастрофически не хватает. В современных социально-экономических условиях многие российские предприятия и организации, испытывая нарастающий дефицит квалифицированных рабочих и специалистов, уже сегодня платят огромные средства, десятками и сотнями привлекая работников из-за рубежа.
Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.
Литература
1. Кривошеев В. Ф. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fedu.rosup
33
rava.ru%2Ftezis%2F450.doc&name=450.doc&lang=ru&c=56e45df4í2ed./ (дата
обращения: 26.09.2016).
2. Ливанов Д. В. Новой экономике - новое профессиональное образование // СПО8, 2013. С. 1-3.
3. Романцев Г. М. Профессионально-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FS0/soderganie/Tom%206/IV/romancev.pdf./ (дата обращения: 27.09.2016).
4. Столярова Н. В. Состояние и перспективы профессионального образования в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/856649/pr oblemy-v--razvitii-sistemy-srednego-professional._nogo-o.../ (дата обращения: 26.09.2016).