Научная статья на тему 'Организация творческой деятельности студентов в образовательном процессе'

Организация творческой деятельности студентов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / SPECIAL(REMEDIAL) EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / SUPPORT OF CHILDREN’S DEVELOPMENT / THERAPEUTIC PEDAGOGY TRAINING / DEFECTOLOGY STUDENTS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Галина Сергеевна, Шаповалова Ольга Евгеньевна

В статье обобщается опыт исследования, посвященного организации творческой деятельности студентов, осваивающих программу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Проблема рассматривается в трех аспектах: мотивационном (личностном), процессуальном (практическом) и содержательном (информационном). Ее решение способствует повышению качества подготовки дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY IN EDUCATIONAL PROCESS

The paper is devoted to research which summarizes the five(year experience of the Department of remedial pedagogy, psychology and speech therapy aimed at improvement the quality of training of bachelors and master students of specialty “Defectology education (therapeutic pedagogy)” with a deep attention to the organization of students’ creative activity in educational process. The problem is considered in three aspects: motivational (personal), procedural (practical) and substantial (informational). Development of motivational aspect of this problem relies on results of interviewing and questioning of students, and reflects their subjective relation to future profession. The procedural aspect of the organization of students’ creative activity covers all innovative practices of teachers of the department of remedial pedagogics, psychology and speech therapy promoting development of creative potential of future bachelors and master students. The substantial aspect of a problem is directly connected with a professional activity of a therapeutic pedagogue and gives students the chance to showtheir pedagogical creativity. Our experience confirms that organization of creative work and educational process for students of remedial pedagogy specialty is one of necessary conditions for formation of special skills and personal virtues of bachelors and masters.

Текст научной работы на тему «Организация творческой деятельности студентов в образовательном процессе»

Юбилей

133

3. Serezhnikova R.K. (2012) [Value and synergetic approach to the organization of the pedagogical process in higher education]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 77-81. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Serezhnikova R.K. (2013) [Value-synergetic approach to the essence of the individual student

as the subject of self-development]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. [Pedagogical education and science]. No. 3, pp. 83-88. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Molodichenko T.A. (2005) Akmeologicheskaya orientatsiya vuzovskogo obrazovaniya (sotsiologicheskiy aspekt) [Acmeological orientation of higher education (sociological aspect)]. Saratov: Saratov Univ. Publ., 280 p. (In Russ.)

6. Gershunskiy B.S. (2001) Obrazovanie kak religiya tret’ego tysyacheletiya [Education as the religion of the third Millennium]. Moscow, 198 p. (In Russ.)

7. Geykhman L.K. (2002) Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu (podkhod i model’) [Online training on communication (approach and model)]. Perm: Perm Univ. Publ., 260 p. (In Russ.)

8. Korotaeva E.V. (2014) [Pedagogy interactions: problems and solutions]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. No. 1, pp. 45-50. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 14.01.15.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РОДИОНОВА Галина Сергеевна - канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: galina-r17@mail.ru

ШАПОВАЛОВА Ольга Евгеньевна - д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: kaf_kppl@prgusa.ru

Аннотация. В статье обобщается опыт исследования, посвященного организации творческой деятельности студентов, осваивающих программу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование ». Проблема рассматривается в трех аспектах: мотивационном (личностном), процессуальном (практическом) и содержательном (информационном). Ее решение способствует повышению качества подготовки дефектологов.

Ключевые слова: творческая деятельность, подготовка дефектологов, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, сопровождение развития детей

Обновление концептуальных основ отечественного образования происходит в направлении его переориентации на новую модель, при которой каждый ребенок рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как уникальная личность и самостоятельный субъект образовательной деятельности. Такого рода изменения предъявляют высокие требования к подготовке психолого-педагогических кадров

для массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Сегодня именно образовательная среда в наибольшей степени определяет социальную ситуацию развития детей. Переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жесткий норматив) к «широкому» (вариативность норм и поведенческих практик) подчеркивает необходимость творческого подхода к решению задач, связанных

134

Высшее образование в России • № 3, 2015

с организацией в этой среде условий, оптимально способствующих гармоничному развитию личности. При этом ответственность за обеспечение эффективного сопровождения учащихся в образовательном процессе лежит прежде всего на педагоге, который целенаправленно передает молодому поколению наработанный человечеством опыт.

В исследованиях В.Н. Введенского, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Е.И. Рогова, Р.М. Султановой и др. профессионализм педагога рассматривается как особая структура сознания и поведения, которая позволяет гибко учитывать меняющиеся запросы общества к педагогической профессии, совершенствовать собственную личность в ходе профессиональной деятельности и проявляется в стремлении обогатить ее творчеством. Под педагогическим творчеством понимается оригинальное и эффективное осуществление образовательного процесса, поиск наиболее адекватных способов решения проблемных ситуаций, прогнозирование ближайших и отдаленных по времени результатов психолого-педагогического воздействия (В.И. Загвязинский, И.Б. Котова, Т.С. Панина, Я.А. Пономарев,

Е.Л. Севастьянова и др.). Только творческий педагог может по праву именоваться профессионалом, ведь только он одобряет вариативные решения, поощряет инициативу и самостоятельность, не злоупотребляет личным примером, и лишь такая установка способна оказать позитивное влияние на будущее как конкретного ребенка, таки сообщества.

Педагогу, работающему с учащимися, для которых характерно наличие особых образовательных потребностей (трудности в обучении, проблемы интеллектуального, речевого, физического или личностного развития, снижение работоспособности и темпа психической деятельности), приходится решать профессиональные задачи в условиях повышенной сложности. Бесконфликтная интеграция таких детей в обра-

зовательную среду и повседневную жизнь требует не просто мастерства, но подлинного педагогического творчества. Поэтому в исследованиях, посвященных подготовке психолого-педагогических кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, творческая сущность профессии дефектолога подчеркивается постоянно, а новаторство, инициатива и креативность отмечаются в числе важнейших профессионально значимых качеств его личности (Р.О. Агавелян, А.А. Дмитриев, Н.М. Назарова, И.А. Филатова, И.М. Яковлева и др.). Между тем, как показывает практика, навыки, опыт и основные компоненты творческой деятельности не формируются у будущих педагогов спонтанно. Самопроизвольно и «натурально» не развиваются и качества личности, необходимые для осуществления такой деятельности. Необходима специальная организация образовательного процесса, особое научнометодическое обеспечение и глубокая методологическая проработка возникающих при этом проблем.

Проведенное нами исследование основано на пятилетнем опыте профессорскопреподавательского состава кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии по организации творческой деятельности студентов, осваивающих программы подготовки бакалавра и магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». В опытно-экспериментальной работе принимали участие все преподаватели кафедры и 63 студента очной формы обучения (десять из них за время выполнения исследования успешно закончили магистратуру, а восемь получили дипломы бакалавров).

В действующих ФГОС ВО в характеристике профессиональной деятельности бакалавра и магистра специального (дефектологического) образования особо акцентируется ее творческая составляющая. Она органично включается практически во все профессиональные задачи, к решению ко-

Юбилей

135

торых должен быть готов выпускник университета. Освоение наиболее важных профессиональных компетенций также предполагает реализацию творческого потенциала студента, поскольку каждая из них подразумевает не только познание, но и преобразование педагогической действительности. Значит, подготовка компетентного бакалавра, и тем более магистра, проявившего готовность посвятить свою жизнь психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, будет эффективной лишь при условии глубокого и целенаправленного внимания вуза к организации творческой деятельности будущих дефектологов.

В ходе исследования мы учитывали проверенное временем и педагогической практикой положение, в соответствии с которым эпизодическая, бессистемная работа с использованием ситуационно обусловленных, разрозненных средств не дает возможности получить ожидаемый целостный результат. Добиться успеха при организации творческой деятельности будущих профессионалов можно лишь в том случае, если эта работа постоянно сопутствует реализации программ подготовки бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования. Кроме того, она должна осуществляться в системе, охватывающей и мотивационный, и процессуальный, и содержательный аспекты педагогического творчества. Разработка мотивационного (личностного) аспекта проблемы предполагает выявление у студента предрасположенности к педагогическому творчеству. Процессуальный (практический)аспект объединяет инновации, способствующие разви-

тию творческого потенциала студента и облегчающие процесс овладения им творческой деятельностью. Содержательный (информационный) аспект отражает виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра и магистра специального (дефектологического) образования, то есть открывает возможность проявить наработанные навыки творческой деятельности.

Рассматривая мотивационную составляющую проблемы организации творческой деятельности студентов, мы проводили с ними индивидуальное и групповое анкетирование, а также собеседование по вопросам, так или иначе касающимся субъективного отношения к избранной профессии. Человек, вынужденный выполнять нелюбимую работу, никогда не обеспечит оптимальных условий для полноценного развития личности, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Он может вполне добросовестно использовать имеющиеся в его распоряжении знания, но творческий подход к решению профессиональных задач требует самоотдачи и вдохновения. Именно поэтому сегодня столь заинтересованно обсуждаются вопросы, связанные с социальным престижем педагогической профессии, а мотивационно-личностным аспектам под-

136

Высшее образование в России • № 3, 2015

готовки уделяется не меньше внимания, чем содержанию профессиональных образовательных программ.

Мы считаем, что творческий потенциал нашихреспондентов в значительной степени определяется мотивами выбора коррекционно-педагогической профессии, отношением к учебе, личностной готовностью приступить к выполнению профессиональных обязанностей после окончания университета. Как выяснилось, не все студенты серьезно и основательно подошли к выбору профессии. Разумеется, это не относится к магистрантам, которые уже прошли первые этапы самоопределения и продолжают обучение с целью повышения своей профессиональной компетентности. Так, из 43 будущих бакалавров специального (дефектологического) образования только 19 (44%) поступили на соответствующий факультет университета осознанно. Они имели представление о профессиональной деятельности дефектолога, посещали дни открытых дверей в университете и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, общались с выпускниками. Свой интерес к избранной профессии они связывают с желанием учить детей, помогать им в познании окружающего мира. Одни респонденты отмечали, что хотели бы пойти по стопам родителей либо последовать примеру кого-то из близких и значимых для них людей. Другие выражали уверенность в том, что именно в этой сфере их способности принесут максимальную пользу обществу. Третьи подчеркивали, что любят детей вне зависимости от типа их развития, и профессия дефектолога им просто нравится. Остальных студентов (56%), видимо, привлекла возможность относительно легко получить высшее образование. В момент поступления в университет они практически не задумывались ни об особенностях избранной наугад профессии, ни о возможностях обогатить ее личным творчеством.

Отношение к учебе, понимание ее роли

в развитии профессиональной компетентности и творческого потенциала, ответственность за успешное освоение образовательной программы - все это также оказывает влияние на процесс и результат работы по организации творческой деятельности студентов. Наше исследование показало, что все магистранты рассматривают свое образование как один из основных путей самоутверждения в профессии, повышения личного статуса и уровня педагогического мастерства. Они высоко ценят возможность свободного научно-практического взаимодействия с профессурой, восприимчивы к инновациям и без особых усилий вовлекаются в творческую деятельность. У студентов бакалавриата преобладающими мотивами учебной деятельности оказались:

- достаточно широкий круг общения и участие в студенческой жизни (28%);

- стремление занять достойное положение и быть полезным обществу (28%);

- желание показать себя хорошим студентом, добиться восхищения окружающих, заработать повышенную стипендию, получить красный диплом (23%);

- стремление не отстать от другихине обмануть ожиданий родителей (21%).

В принципе, любой из этих мотивов вполне может служить фундаментальной основой творческой деятельности студентов в образовательном процессе, если использовать гибкие, вариативные техники и адекватный алгоритм работы. Но в нашем исследовании организация творческой деятельности студентов - это не самоцель, а одно из условий качественной подготовки компетентных и высококвалифицированных психолого-педагогических кадров для специальных (коррекционных) школ и дошкольных учреждений. В этом плане благоприятная учебная мотивация отмечается лишь у 12 студентов, проявивших стремление к целенаправленномуовладению избранной профессией и осознающих ее высокую социальную значимость. Над опти-

Юбилей

137

мизацией учебной мотивации остальных участников исследования мы активно работали по ходу реализации образовательной программы.

О своей готовности работать в системе специального (дефектологического) образования после окончания университета наши респонденты говорили мало и неохотно, в том числе и те магистранты, кто уже приобщился к профессиональной деятельности. Одни говорили, что загадывать на будущее - плохая примета, и поэтому они не хотели бы раньше времени раскрывать свои планы. Другие отделывались кратким «не знаю», «не думала». Третьи углублялись в философские рассуждения: «как сложится жизнь», «думаешь одно, а бывает по-всякому», «как получится, так и будет» и т.д. Даже студенты, наиболее предрасположенные к работе дефектолога, не исключали возможности внезапного пробуждения у них интереса к другим профессиям. (Если, например, в нужный момент в том или ином образовательном учреждении не окажется вакантных мест). Радует, что никто из наших студентов не проявил однозначно негативного отношения кперспек-тиве в недалеком будущем приступить к выполнению профессиональных обязанностей.

Итак, все наши будущие магистры и бакалавры специального (дефектологического) образования оказались обладателями определенного творческого потенциала. Процессуальный, практический аспект организации творческой деятельности студентов нашел отражение в учебнометодических и научных работах преподавателей [1-5] . Важнейшие компетенции, не-

обходимые будущим педагогам-дефекто-логам для успешного осуществления профессиональной деятельности, базируются на знаниях, конструируются через опыт, реализуются и уточняются на основе целенаправленной активности. Поэтому мы развиваем творческий потенциал студентов в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, при прохождении педагогических практик, в ходе выполнения научно-исследовательской работы, по мере их включения в деятельность студенческого клуба и с помощью ряда других мероприятий, которые делают студенческую жизнь яркой и запоминающейся.

В соответствии с требованиями образовательных стандартов, не менее 20% аудиторных занятий по программе подготовки бакалавра и не менее 40% по программе подготовки магистра специального (дефектологического) образования проводятся в активной форме (деловая игра, проектирование, создание презентаций, виртуальные экскурсии, дискуссии, включение студентов в реальную педагогическую деятельность и др.). Но обычные лекции, семинары и практические занятия преподавателей нашей кафедры тоже не лишены элементов творчества (обсуждение, разработка и

138

Высшее образование в России • № 3, 2015

решение психолого-педагогических задач, подбор аргументов, формулировка выводов и др.). Практикуется «вертикальная педагогика »: студенты старших курсов охотно принимают участие в разработке творческих заданий и мероприятий для начинающих, а творческий потенциал магистрантов активно развивается в процессе эффективного взаимодействия с будущими бакалаврами.

Руководство научно-исследовательской работой студентов и психолого-педагогические практики позволяют развивать творческий потенциал учащихся в условиях реального образовательного пространства. Экспериментально-практическая база кафедры охватывает все коррекционные школы и детские сады Биробиджана и основные учреждения системы специального образования Еврейской автономной области. Выдвигая и проверяя научные гипотезы, проявляя интуицию, анализируя результаты своего педагогического творчества, студенты могут заново оценить достоинства избранной профессии, убедиться в том, что она является не только интересной, но и престижной, так как востребована, стимулирует к саморазвитию и новаторству. Немаловажную роль в разработке процессуального аспекта организации творческой деятельности студентов играют открытые заседания студенческого клуба «Мы вместе» и другие мероприятия, не связанные с учебной деятельностью, но необходимые для качественной подготовки дефектолога.

Причем здесь студенты проявляют еще больше самостоятельности, будучи не просто активными участниками творческого процесса, но его инициаторами.

Содержательный ас-

пект нашего исследования представлен одним из приоритетных направлений образовательной политики государства, непосредственно связанным с подготовкой будущих бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования. Объектом приложения профессиональноориентированного творчества студентов является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, подкоторым понимается создание условий, способствующих успешной реализации их особых образовательных и социальных потребностей и гармоничному развитию личности.

Успехи нашей кафедры в области формирования в образовательном пространстве города культуры сопровождения детей с проблемами в развитии не были бы столь серьезными без участия студентов. В ходе психолого-педагогических практик они экспериментально апробируют инновационные наработки кафедры, дополняя их собственным творчеством. Тематика выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций определяется заявками специальных школ и дошкольных учреждений, отражающими реальные потребности те-

Юбилей

139

ории и практики психолого-педагогического сопровождения детей в коррекционно-образовательном процессе. Наиболее преуспевшие в творческой деятельности студенты приняли участие в реализации проекта, выполняемого кафедрой в течение 2009-2011 гг. в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Материалы и результаты творческой деятельности студентов вызывают живой интерес педагогической общественности во время региональных, всероссийских и международных научнопрактических мероприятий, проводимых на базе университета.

Таким образом, опыт нашей работы подтверждает необходимость глубокого внимания к проблеме организации творческой деятельности студентов в процессе подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального (дефектологического) образования. Полученные результаты вполне удовлетворительны, но педагогический поиск продолжается.

Литература

1. Емельянова И.А. Профессиональная само-

идентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Специальное образование. 2013. № 4(32). С. 87-91.

2. Родионова Г.С. Формирование у будущих

педагогов компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2013. №4(32). С. 56-65.

3. Серёжникова Р.К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-81.

4. Шаповалова О.Е. Психологическая куль-

тура будущих педагогов // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 97-103.

5. Шкляр Н.В. Совершенствование практи-

ческой подготовки будущих дефектологов // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 86-91.

Статья поступила в редакцию 14.01.15.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY IN EDUCATIONAL PROCESS

RODIONOVA Galina S. - Cand. Sci. (Psychology), senior teacher of Department of remedial pedagogy, psychology and speech therapy, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: galina-r17@mail.ru

SHAPOVALOVA Olga E. - Dr. Sci. (Psychology), Prof., Head of Department of remedial pedagogу, psychology and speech therapy, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: kaf_kppl@prgusa.ru

Abstract. The paper is devoted to research which summarizes the five-year experience of the Department of remedial pedagogy, psychology and speech therapy aimed at improvement the quality of training of bachelors and master students of specialty “Defectology education (therapeutic pedagogy)” with a deep attention to the organization of students’ creative activity in educational process. The problem is considered in three aspects: motivational (personal), procedural (practical) and substantial (informational). Development of motivational aspect of this problem relies on results of interviewing and questioning of students, and reflects their subjective relation to future profession. The procedural aspect of the organization of students’ creative activity covers all innovative practices of teachers of the department of remedial pedagogics, psychology and speech therapy promoting development of creative potential of future bachelors and master students. The substantial aspect of a problem is directly connected with a professional activity of a therapeutic pedagogue and gives students the chance to show

140

Высшее образование в России • № 3, 2015

their pedagogical creativity. Our experience confirms that organization of creative work and educational process for students of remedial pedagogy specialty is one of necessary conditions for formation of special skills and personal virtues of bachelors and masters.

Keywords: therapeutic pedagogy training, defectology students, creative activity, special (remedial) educational establishment, support of children’s development

References

1. Emelyanova I.A. (2013) [Professional self-identification of remedial pedagogy students in the framework of competence approach in higher education]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. No. 4 (32), pp. 87-91. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Rodionova G.S. (2013) [Formation of the competences of future teachers necessary for development of creative potential of children with disabilities]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. No. 4 (32), pp. 56-65. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Serezhnikova R.K. (2012) [Evaluative synergetic approach to the organization of the pedagogical process in higher education]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 77-81. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Shapovalova O.E. (2012) [Psychological culture of future special education teachers]. Vysshee

obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 97-103. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Shklyar N.V. (2012) [Improvement of the practical training of a future remedial teacher]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 86-91. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 14.01.15.

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В МАГИСТРАТУРЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ВОРОТИЛКИНА Ирина Михайловна - д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса, рекламы и социальной работы, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: btb-irina@rambler.ru

Аннотация: В статье представлен опыт работы магистратуры кафедры сервиса, рекламы и социальной работы Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Раскрыта актуальность проблемы обучения взрослых в магистратуре, показаны трудности, с которыми сталкиваются взрослые студенты. Наблюдения за взрослыми магистрантами показывают, что чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу внутренних противоречий, которые складывались годами. Наиболее распространенные из них: психофизиологические, социально-психологические, социальные, психолого-педагогические. Опыт работы показывает, что взрослые магистранты достаточно мотивированы, самостоятельны, ответственны, проявляют усердие, старательность, они постоянно занимаются самообразованием, самовоспитанием, саморазвитием, они независимы и целеустремленны, заинтересованы в получении значимой для них информации, на практике применяют и используют полученные знания. Повышение качества обучения магистрантов достигается за счет развития их творческих способностей в ходе выполнения максимально индивидуализированных заданий для самостоятельной работы. Выпускники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.