Юбилей
127
institution. Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues. California: B&M Publishing San Francisco, USA, pp.107-111.
6. Karynbaeva O.V. (2013) [Improving the professional competence of teachers in the field of integrated education of children with disabilities]. Vektor nauki. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector science. Series: Pedagogy, Psychology] No. 1 (12), pp. 102-105. (In Russ.)
The paper was submitted 14.01.15.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
СЕРЁЖНИКОВА Раиса Кузьминична - д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается идея компетентностно-деятельностно-го подхода в профессиональной подготовке, предполагающего не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, ориентированного на выработку у студентов опыта креативной самоактуализации. Автор представляет данный подход в контексте нового научного направления - ноосферной педагогики, которую он понимает как возрождение духовной культуры через формирование нравственных ценностей профессионально зрелой и самоактуализированной личности. Особую значимость при этом приобретает выработка опыта самореализации личности, основой которой является эмоционально-ценностное отношение к деятельности. Автор, ориентируясь на область психолого-педагогического знания, представляет модель креативной самоактуализации в системе профессионально-педагогического образования в университете.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, креативная самоактуализация, профессионально-педагогическое образование, компетентностно-деятельност-ный подход
Реформирование профессионально-педагогического образования ориентировано не только на изменение системы подготовки профессиональных кадров, но и на активизацию личностного потенциала специалиста. В этой связи современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт [1]. Другими словами, реализация стандартов нового поколения, ориентированных на фор-
мирование педагогической компетентности, предполагает готовность будущего учителя не только к предметному преподаванию, но и к передаче своего опыта в процессе совместной деятельности. Акцентируем внимание на том, что из всех видов опыта, который учитель должен передать воспитаннику, важнейшим является опыт субъектности, опыт быть личностью, самостоятельно определяющей линию и смыслы своей жизни. Трактуя содержание профессионально-педагогического образования таким образом, мы ориентируемся на субъектоцентристскую парадигму обучения: знание не может быть усвоено, если оно не субъективировано, не понято осо-
128
Высшее образование в России • № 3, 2015
бым образом, не стало индивидуальным, собственным. Поэтому один из самых «объективных законов» становления мастерства педагога - это принцип субъективной интерпретации педагогических норм, методов и даже самого содержания культуры (содержания образования), какими бы высокими стандартами оно ни определялось. Профессионально-педагогическая деятельность регулируется не нормативами компетентности в буквальном смысле слова, а субъективным образом образовательной реальности, чувством профессиональной меры (такта), творческой позицией педагога. Создание педагогического события высокого качества (урока, лекции, семинара, учебного курса, мероприятия и т.п.) сродни не реализации некой технологии, а рождению произведения искусства через актуализацию творческого потенциала в процессе креативной самоактуализации.
Таким образом, в содержании профессионально-педагогического образования должны быть выделены ее сущностные характеристики относительно: а) системы ценностей, б) типа отношения к окружающему миру, в) психопортретных характеристик, г) уровней развития Я-концепции, д) доминирования модуса ментальности. В этом случае ведущие ценности образования - не усвоение норм поведения, формальных знаний и умений, а гуманность взаимоотношений, свобода самопроявления, культивирование индивидуальности, творческое самовыражение.
Легко заметить, что образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки, субъекты взаимодействия которого вступают в новый тип отношений, мы пытаемся анализировать с позиций ак-меологии и так называемой ноосферной педагогики [2-4]. С этих позиций акмеси-нергизм - это феномен, обозначающий деятельность субъектов вузовского образования по достижению ими вершин психофизиологического, профессионального, личностного, социального и духовного са-
мообразования [5], а «акме-личности » -носители не только здорового образа жиз-ни,интеллектуальности,креативности,но и интеллигентности,нравственности,духовности. Ноосферная педагогика нацелена на возрождение духовной культуры через нравственные ценности, побуждающие к истине и добру, формирующие нравственное сознание и нравственное чутье каждого индивида в процессе приобретения социального опыта. Ноосферная педагогика делает акцент не только на максимальном использовании личностных и социальных качеств студента, но и на креативном развитии. Тем самым реализуется гуманистический подход в образовательном процессе, способствующий совершенствованию культуры познавательной и созидательной деятельности, проявляющейся в субъектной самореализации учащегося через креативную самоактуализацию.
Б.С. Гершунский пишет: «Образование и только образование способно поддерживать на должном уровне ментальные ценности социума и гарантировать их обогащение и развитие. Образование и только образование, выступая своеобразным посредником, духовным коммивояжером между ментальным пространством, духовными ценностями социума и средой потребления этих ценностей, призвано способствовать тому, чтобы не только стихийно сложившийся в социуме спрос определял ментальное предложение, но и сами ментальные предложения активно формировали спрос» [6, с. 69-70]. В связи с этим встает задача создания духовного и ментального пространства, а само образование приобретает, по мнению Б.С. Гершунского, мен-талеобразующую и культурообразующую функции. Реализацию этих функций ученый видит в сфере образования, которая является в этом смысле наиболее эффективной из всех сфер социума; способом же влияния на менталитет он признает духовность.
Становление ноосферной школы станет
Юбилей
129
возможным в том случае, если будут созданы условия для реализации ее культурообразующей и менталеобразующей функций, т.к. именно они приведут к гармонизации деятельности и устремлений преподавателя и студента. В качестве условий этого выступает специфическая организация взаимодействия субъектов познавательного образовательного процесса -создание общей для обучающего и обучающихся сферы, которую мы называем пространством взаимодействия. Взаимодействие субъектов происходит в процессе приобщения студентов к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации и креативной самоактуализации.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе представляет собой управляемую систему, в рамках которой развитие человека как личности, как свободного и ответственного субъекта деятельности, способного взаимодействовать с другими людьми, является приоритетной ценностью профессионально-педагогической подготовки. Взаимодействие субъектов образовательного процесса рассматривается нами как система самоорганизующаяся, открытая, неравновесная, что позволяет описывать ее в терминах синергетики и рассматривать как объект моделирования и управления [3]. При этом построение модели креативной самоактуализации в системе профессионально-педагогической подготовки будущего педагога позволяет обеспечить качественно новый уровень педагогического образования, основанный на идее компетентностно-деятельностного подхода.
Обратим внимание, что педагогический процесс есть специально организованное взаимодействие, где переплетается несколько различных линий. «Реальное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) - живая ткань, человеческая основа, цель и результат педагогической системы» [7, с. 115]. К этому следует доба-
вить, что педагогическое взаимодействие рассматривается исследователями как особая связь объектов и субъектов образования, обусловленная педагогической ситуацией, которая приводит к количественным и качественным изменениям в организации педагогического процесса. Так, Е.В. Коро-таева выделяет следующие виды взаимодействия: деструктивное (разрушающее), рестриктивное (ограничивающее), реструк-тивное (поддерживающее), конструктивное (развивающее) [8]. Таким образом, выстраивается иерархия типов взаимодействия - от отрицательного полюса к положительному. Задача состоит в минимизации отрицательного эффекта и расширении диапазона положительного эффекта. Будучи субъектом своей жизнедеятельности, обучающийся становится внутренне мотивированным, что обеспечивает его успешность. Так происходит раскрытие внутренних, скрытых резервов педагогического взаимодействия. Следовательно, само взаимодействие приобретает черты реальной педагогической ценности.
130
Высшее образование в России • № 3, 2015
С позиции ноосферной педагогики личность обучающегося находится в рамках смысловой парадигмы, подразумевающей, что ее интеллектуальное развитие не ограничивается целями-задачами, сформулированными преподавателем, а продвигается согласно ее собственному ответственному выбору и решению, в соответствии с индивидуальной траекторией обучения. Субъект выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности, основой чего является смыслотворчество. И формализованные показа-
тели мировосприятия и мироотношения, и формулы субъективной свободы личности в социокультурных действиях отражают типовое разнообразие жизнедеятельности студента как творца, что представлено в модели креативной самоактуализации студента в системе профессионально-педагогического образования (см. рис. 1).
Представленная модель характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, вместо традиционной вертикальной модели воздействия преподавателя на студента выдвигается идея горизон-
Содер жание компетентностно-деятельностного образования
Знать Уметь Нормы Ценности
(Что это?) (Что именно?) (Как?) (Для чего?)
компетенции ОПК ПК ОК ПКПП
А-психолого-педагогическое (Какое влияние?) Личностные знания: Индивидуальные Персональные Нравственные
научно-гуманитарная умения: нормы: ценности: Грамотность
грамота практическая социально- нравственно-духовная
А 1 грамота А 2 психологическая грамота А 3 грамота А 4
Б-учебно-предметное (Каким материалом?) Научные знания: Учебные умения: Социальные нормы: Ценностные познания:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ теоретическая практическая проектная Мировоззренческая Подготовленность
подготовка Б 1 подготовка Б 2 подготовка Б 3 подготовка Б 4 О m н о м & Рч о m н о ч о ИЗ 2 о
В-методико-средовое (Какими средствами?) Знания как средство осознания научной деятельности: Проектные умения как средство научной Социальные нормы как средство поступка: Нравственные ценности: нравственно- Компетентность
интеллектуальная деятельности: социально- этическая
компетенция деятельностная нормотворческие компетенция
В 1 компетенция В 2 компетенции В 3 В 4
Г-управленческо-технологическое (Какой организацией?) Знания как средство организационной Умения как основа моделей поведения: Социальные нормы как средство Духовно-эстетические (экзистенциональные): Воспитанность
деятельности: проективная управленческой креативная
рефлексирующая деятельность деятельности: самоактуализация
деятельность Субъектная
Г 1 Г 2 деятельность Г 3 Г 4
Приобретение Обогащение Мастерство Творчество
Самопознание Самоуважение Самоутверждение Самореализация
Параметры научно-культурного развития и механизмы саморазвития личности
Рис. 1. Модель креативной самоактуализации студента в системе профессиональнопедагогического образования
Юбилей
131
тальной модели взаимодействия студента с преподавателем, что свидетельствует о выстраивании равноправных, партнерских отношений.
Во-вторых, взаимоотношения по принципу «субъект-объект», где преподаватель выступал в роли субъекта, а студент - в роли объекта, которому необходимо передать некоторую сумму знаний и информации, уступили место взаимоотношениям по принципу «субъект-субъект», где студент сам приобретает знания.
В-третьих, между студентом и преподавателем как субъектами образовательного пространства устанавливается креативно-развивающее взаимодействие.
В-четвертых, усилена позиция профессионально-педагогической подготовки, которую в традиционной системе образования можно условно назвать учебным материалом. В системе образовательного пространства этот компонент называется креативной средой. Именно она лежит в основе новой системы взаимодействия.
Представленная выше концепция стала основанием для определения содержания профессионально-педагогическо-го образования в подготовке бакалавров (профиль: начальное образование и дошкольное образование), магистров (профили: духовно-нравственное воспитание, менеджмент в образовании и педагогическая инноватика). Для них были разработаны следующие курсы: «Акмеология», «Акмеоло-гический подход в педагогике», «Акмесинергетические основания педагогической деятельности», «Акмеология творчества», «Акмеология в развитии профессионального творчества», «Акмесинергетические основы профессионального педагогического образования»,
«Педагогическое проектирование», «Проектирование образовательной среды в школе ». Содержание программного материала дисциплин представляется в виде творческого задания, способствующего выходу за пределы определенности - внешней (социокультурная ситуация) и внутренней (рефлексия). В зоне свободной самодетерминации студент должен осознанно культивировать ценности и цели профессионально-педагогического бытия, наращивая адекватный педагогический потенциал: от репродуктивного исполнителя до мастера, творца.
Разумеется, рассмотренная модель нуждается в доработке и дополнительной апробации. Однако при реализации компе-тентностно-деятельностного подхода к формированию профессионально-педагогической компетентности она может служить действенным индикатором успешности профессионально-педагогического образования. Организаторы учебного процесса получают при этом ориентиры субъект-
132
Высшее образование в России • № 3, 2015
ного становления студента в процессе его креативной самоактуализации и критерии фонда оценочных средств формирования профессиональной компетентности.
Литература
1. Селиванова Н.Л. О современных подходах
к воспитанию // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2004. С. 127-130.
2. Лысенко В.С. Ноосферная педагогика. Очерки телеологии и аксиологии ноо-сферного образования. М.: MAGERIC, 2012. Ч. 1. 190 с.
3. Серёжникова Р.К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Выс-
шее образование в России. 2012. №3. С. 77-81.
4. Серёжникова Р.К. Синергетический подход
к сущности личности студента как субъекта саморазвития // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 83-88.
5. Молодиченко Т. А. Акмеологическая ори-
ентация вузовского образования (социологический аспект). Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 2005. 280 с.
6. Гершунский Б.С. Образование как религия
третьего тысячелетия. М., 2001. 198 с.
7. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение
общению (подход и модель). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 260 с.
8. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодей-
ствий: проблемы и поиск решений // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С. 45-50.
Статья поступила в редакцию 14.01.15.
COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH TO PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
SEREZHNIKOVA Raisa K. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of the Department of pedagogy, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the idea of implementing a competence- activity approach to teachers’ training that involves changes in the content, forms and methods of educational activity of students as well as a radical transformation of teachers’ activities aimed at developing students’ experience in creative self-actualization. The author presents this approach in the context of a new scientific area - noosphere pedagogy, which she understands as a revival of spiritual culture through moral values of a self-actualized personality. Particular significance in this context acquires personal experience of self-realization, self-identity, which is based on emotional attitude to the work. Focusing on psycho-pedagogical knowledge the paper presents a model of creative self-actualization in the system of vocational teacher education at the University.
Keywords: noospheric pedagogy, akmeologizm, professional competence, creative selfactualization, professional pedagogical education
References
1. Selivanova N.L., Zimnyaya I.A. (ed.) (2004) [About modern approaches to education]. Strategiya vospitaniya v obrazovatel’noy sisteme Rossii: podkhody i problemy [The strategy for education in the educational system of Russia: approaches and challenges]. Moscow: Izdatel’skiy servis Publ., pp. 127-130. (In Russ.)
2. Lysenko V.S. (2012) Noosfernayapedagogika. Ocherki teleologii i aksiologii noosfernogo obrazovaniya [Noospheric education. Essays on teleology and axiology of noospheric education]. Moscow: MAGERIC Publ., part 1, 190 p. (In Russ.)
Юбилей
133
3. Serezhnikova R.K. (2012) [Value and synergetic approach to the organization of the pedagogical process in higher education]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 77-81. (In Russ., abstract in Eng.).
4. Serezhnikova R.K. (2013) [Value-synergetic approach to the essence of the individual student
as the subject of self-development]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. [Pedagogical education and science]. No. 3, pp. 83-88. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Molodichenko T.A. (2005) Akmeologicheskaya orientatsiya vuzovskogo obrazovaniya (sotsiologicheskiy aspekt) [Acmeological orientation of higher education (sociological aspect)]. Saratov: Saratov Univ. Publ., 280 p. (In Russ.)
6. Gershunskiy B.S. (2001) Obrazovanie kak religiya tret’ego tysyacheletiya [Education as the religion of the third Millennium]. Moscow, 198 p. (In Russ.)
7. Geykhman L.K. (2002) Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu (podkhod i model’) [Online training on communication (approach and model)]. Perm: Perm Univ. Publ., 260 p. (In Russ.)
8. Korotaeva E.V. (2014) [Pedagogy interactions: problems and solutions]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. No. 1, pp. 45-50. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 14.01.15.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
РОДИОНОВА Галина Сергеевна - канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: [email protected]
ШАПОВАЛОВА Ольга Евгеньевна - д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обобщается опыт исследования, посвященного организации творческой деятельности студентов, осваивающих программу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование ». Проблема рассматривается в трех аспектах: мотивационном (личностном), процессуальном (практическом) и содержательном (информационном). Ее решение способствует повышению качества подготовки дефектологов.
Ключевые слова: творческая деятельность, подготовка дефектологов, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, сопровождение развития детей
Обновление концептуальных основ отечественного образования происходит в направлении его переориентации на новую модель, при которой каждый ребенок рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как уникальная личность и самостоятельный субъект образовательной деятельности. Такого рода изменения предъявляют высокие требования к подготовке психолого-педагогических кадров
для массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Сегодня именно образовательная среда в наибольшей степени определяет социальную ситуацию развития детей. Переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жесткий норматив) к «широкому» (вариативность норм и поведенческих практик) подчеркивает необходимость творческого подхода к решению задач, связанных