Научная статья на тему 'Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне'

Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
293
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК / MACHINE AND TRACTOR PARK / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / TECHNICAL SERVICE / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / REGIONAL LEVEL / ОПОРНЫЙ ПУНКТ / REFERENCE POINT / СЕРВИСНАЯ СЛУЖБА / CUSTOMER SERVICE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна, Вялых Дмитрий Геннадьевич

В статье рассмотрена организация работы сервисной службы по ремонту машинно-тракторного парка через сеть опорных пунктов. Этот способ организации работы максимально соответствует основной цели технического сервиса обеспечение качественного технического ремонта и обслуживания машин и оборудования в кратчайшие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of technical service of the machine and tractor park at the regional level

The article deals with the organization of the service of repair of the machine and tractor park through a network of strong points. This way of organizing the work corresponds to the main goal of the technical service providing high-quality technical repairs and maintenance of machinery and equipment in the shortest possible time.

Текст научной работы на тему «Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне»

УДК 631.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, Малыха Екатерина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент, Вялых Дмитрий Геннадьевич, аспирант, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,

Москва, РФ

В статье рассмотрена организация работы сервисной службы по ремонту машинно-тракторного парка через сеть опорных пунктов. Этот способ организации работы максимально соответствует основной цели технического сервиса - обеспечение качественного технического ремонта и обслуживания машин и оборудования в кратчайшие сроки.

Ключевые слова: машинно-тракторный парк; технический сервис; региональный уровень; опорный пункт; сервисная служба.

ORGANIZATION OF TECHNICAL SERVICE OF THE MACHINE AND TRACTOR PARK AT THE REGIONAL LEVEL

Katayev Yuriy Vladimirovich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Malykha Ekaterina Fedorovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Vyalykh Dmitrii Gennad'evich, postgraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

The article deals with the organization of the service of repair of the machine and tractor park through a network of strong points. This way of organizing the work corresponds to the main goal of the technical service - providing high-quality technical repairs and maintenance of machinery and equipment in the shortest possible time.

Keywords: machine and tractor park; technical service; the regional level; reference point; customer service.

Для цитирования: Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 60-64.

На сегодняшний день непрерывный процесс воспроизводства материально-технической базы агропромышленного комплекса осуществляется с учетом инновационных разработок научно-технического прогресса. В современных условиях широкое использование новых технологий и успешная работа машинно-тракторного парка (МТП) выступают как одно из важных средств обеспечения эффективного функционирования сельскохозяйственного производства. В связи с этим,

организациям необходимо использовать возможности выбора техники, меры и системы технической поддержки и другие сервисные услуги, определяя тем самым рациональную структуру и эффективный воспроизводственный процесс. Это в свою очередь предусматривает необходимость разработки своей технической политики с учётом применения национальных и региональных программ технического развития [1].

В России имеется большое количество

сельскохозяйственного земельного фонда, который различается по почвенно-кли-матическим, экономико-географическим, социально-экономическим и прочим условиям хозяйствования, что выражается в зональной специализации того или иного субъекта. Поэтому специфику производственной деятельности определяет характер использования машинно-тракторного парка и, как следствие, организацию его технического сервиса. Исходя из этого, в нашей стране особое значение приобретает региональный уровень организации машинно-технического обеспечения сельскохозяйственного производства.

Анализ состояния технического сервиса МТП показывает, что его организация в некоторых аспектах не вполне соответствует тем требованиям, которые предъявляются сельхозтоваропроизводителями. В большей степени это относится к одноуровневой схеме организации сервисной службы, когда обслуживание заданной зоны осуществляется только региональным дилерским центром. При этом расстояния сервисной зоны могут превышать 300 км, а расположение самого дилерского центра не всегда соответствует наиболее интенсивному размещению производительных сил сельскохозяйственного про-

изводства [2, 3].

Значительное удаление потребителей от регионального дилерского центра приводит к возрастанию времени устранения неисправностей, что особенно негативно сказывается в условиях сжатых сроков проведения полевых работ. Например, увеличение периода уборки зерновых ведёт к снижению валового сбора зерна из-за потерь.

В условиях, когда у субъектов большая географическая удалённость отдельных районов единственным выходом из ситуации можно назвать создание двухуровневой системы организации технического сервиса. Помимо непосредственно самого регионального дилерского центра (1-ый уровень) данная система предполагает наличие сети опорных пунктов (2-ой уровень), которые расположены в районах с наиболее плотным размещением сельскохозяйственных предприятий (рис. 1).

Опорные пункты, которые и образуют второй уровень организации сервисной службы, - это ремонтные базы со складскими помещениями, используемые сервисными службами при обнаружении различного рода неисправностей МТП хозяйств обслуживаемой ими зоны. В зависимости от того, сколько обслуживается

Рис. 1. Двухуровневая система организации регионального технического сервиса сельскохозяйственной техники

техники, в каждом опорном пункте существует сервисные бригады, осуществляющие проведение ТО и ремонта [4].

Данная система в максимальной степени соответствует основной цели технического сервиса, которая заключается в обеспечении качественным техническим ремонтом и обслуживанием машин и оборудования в сжатые сроки. Располагающиеся в непосредственной близости от сельскохозтоваропроизводителей опорные пункты позволяют в определенные сроки выявлять и устранять различные неисправности и отказы техники, а также своевременно производить техническое обслуживание [5, 6].

т-ч V-» V-»

В соответствии с внедряемой системой организации технического сервиса на региональном уровне неисправности сельскохозяйственной техники будут подразделяться на три группы:

1) Выход из строя отдельных деталей, не предусматривающей полной разборки агрегата и применения специализированного оборудования. Неисправности этой группы устраняются непосредственно в полевых условиях силами бригад сервисной службы в минимальные сроки, путем замены сборочных единиц и агрегатов, проведением операций внеочередного технического обслуживания, а сложные неисправности, которые требуют разборки узла и агрегата, устраняются в ремонтных мастерских опорных пунктов.

2) В случае, когда невозможно проведение ремонта силами бригад сервисной службы или нет необходимых комплектующих, ремонт осуществляется в региональном дилерском центре. Сервисная служба регионального дилерского центра имеет более высокий уровень подготовки специалистов, а также специализированное оборудование для устранения конкретной неисправности. В случае если нельзя провести ремонт на месте, неисправный узел транспортируется в ремонтную ма-

стерскую регионального дилерского центра.

3) При сложных неисправностях, когда их устранение региональным дилерским центром невозможно, вышедший из строя узел направляется заводу-изготовителю для полной замены или восстановления.

Таким образом, так называемая группировка неисправностей позволяет чётко разделить ответственность каждого уровня организации технического сервиса, а самое главное - избежать неоправданных расходов.

Двухуровневая система организации регионального технического сервиса в плане взаимодействия с клиентами является более гибкой, потому что опорные пункты дилерских служб располагаются в данном случае в непосредственной близости от сельскохозяйственных предприятий. Главным недостатком этой системы являются большие затраты регионального дилера, которые необходимы для создания сети опорных пунктов, неоправданно высокие в условиях российской экономики и делающие убыточной работу сервисной службы. В качестве одного из решений этой проблемы предлагается создать единые опорные пункты для всех дилерских центров по обслуживанию МТП, работающих в конкретном регионе. Создание таких образований может осуществляться по следующим направлениям:

• Интеграционное взаимодействие дилерских служб, работающих на территории субъекта;

• За счёт средств федерального и регионального бюджетов, которые выделяются на развитие сельскохозяйственного производства;

• За счёт средств частных инвесторов.

Дилер завода-изготовителя в данной

схеме арендует производственные помещения опорного пункта, сокращая тем самым собственные издержки на организацию сервисной службы. Арендная плата

Рис. 2. Роль единых опорных пунктов сервисной службы в развитии технического сервиса сельскохозяйственной техники

за использование площадей опорного пункта должна будет покрывать затраты на его содержание, а также способствовать возмещению капиталовложений для частного инвестора или государства.

Концентрация региональных дилеров сельскохозяйственной техники в условиях единого опорного пункта, который обслуживает определенную сервисную зону, даст импульс для организации на его базе кооперативных машинно-технических станций, что будет являться как дальнейшее развитие организационных форм технического сервиса и созданию единой системы сервисных служб по ремонту МТП,

построенной на принципах частно-государственного партнерства (рис. 2) [7, 8].

Единые опорные пункты в большей степени по сравнению с другими организационными формами технического сервиса соответствуют всем требованиям Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции», поскольку создают одинаковые условия для работоспособности дилерской фирмы. Таким образом, создаются все условия для естественной конкурентной борьбы, что согласно правилу маркетинга приведет к повышению качества сервисных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корнеев В. М., Кравченко И. Н., Корнеева Е. Н. Логистика технического сервиса. М. : РГА-У-МСХА, 2016. 142 с.

2. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.

3. Черноиванов В. И., Горячев С. А., Щеглов С. А. и др. Формирование инфраструктуры инженерно-технологических услуг сельским товаропроизводителям. М. : ФГНУ «Росинфор-магротех», 2010. 191 с.

4. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.

5. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Тенденции развития инженерно-технической системы агро-

промышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 21-25.

6. Абдразаков Э. Ф. Совершенствование организации технического сервиса машинно-тракторного парка (на примере Саратовской области): дис. ... канд. техн. наук : 05.20.03 / Абдразаков Эльдар Фяридович. Саратов, 2012. 207 с.

7. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России «Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище : ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666-676.

8. Коротких Ю. С., Чутчева Ю. В. Современное состояние машинно-тракторного парка Российской Федерации: основные тенденции и перспективы развития // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 6. С. 25-29.

REFERENCES

1. Korneev V. M., Kravchenko I. N., Korneeva E. N. Logistika tekhnicheskogo servisa [Logistics technical services]. Moscow, Russian Timiryazev State Agrarian University, 2016, 142 p.

2. Didmanidze O. N., Korneev V. M. Tekhnicheskii servis v APK [Technical service in agriculture]. Moscow, Triada, 2015, 110 p.

3. Chernoivanov V. I., Goriachev S. A., Shcheglov S. A. et al. Formirovanie infrastruktury inzhenerno-tekhnologicheskikh uslug sel'skim tovaroproizvoditeliam [The infrastructure engineering service to the rural producers]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2010, 191 p.

4. Dorokhov A. S., Korneev V. M., Kataev Yu. V. Tekhnicheskii servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniia APK [Means of technological equipment in the system of technical service in agriculture]. Sel'skii mekhanizator, 2016, no. 8. pp. 2-5.

5. Malykha E. F., Kataev Yu. V. Tendentsii razvitiia inzhenerno-tekhnicheskoi sistemy agropromyshlennogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii [Development trends of engineering system of agro-industrial complex of the Russian Federation]. Nauka bez granic, 2017, no. 7 (12), pp. 21-25.

6. Abdrazakov E. F. Sovershenstvovanie organizatsii tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka (na primere Saratovskoi oblasti) [Improving the organization of technical service of machine-tractor Park (on the example of Saratov region)]. Ph. D. thesis. Saratov, 2012, 207 p.

7. Kataev Yu. V., Malyha E. F. K voprosu tehnicheskoj osnashhennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel'skohozjajstvennoj tehnikoj [To the question of technical equipment of agro-industrial complex of the Russian Federation of agricultural machinery]. Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija v sovremennyh jekologicheskih uslovijah, Solenoe Zajmishhe, Prikaspijskij nauchno-issledovatel'skij institut aridnogo zemledelija, 2017, pp. 666676.

8. Korotkikh Yu. S., Chutcheva Yu. V. Sovremennoe sostoianie mashinno-traktornogo parka Rossiiskoi Federatsii: osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiia [The modern state of machine and tractor fleet of the Russian Federation: main trends and development prospects]. Mezhdunarodnyi tekhniko-ekonomicheskii zhurnal, 2016, no 6. pp. 25-29.

Материал поступил в редакцию 04.11.2017 © Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.