Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
международные почтовые отправления / таможенный контроль / таможенные органы / таможенная граница / товар / Всемирный почтовый союз / international mail / customs control / customs authorities / customs border / goods / World postal union

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукишева С.В.

В статье рассматривается сущность таможенного контроля в отношении международных почтовых отправлений, его правовая основа и перспективы. Автором проанализированы основные проблемы организации таможенного контроля за перемещением международных почтовых отправлений, предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF INTERNATIONAL MAIL: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article deals with the essence of the customs control over border crossing of international mail, as well as its legal basis and prospects. The analysis of the main problems of customs control over the movement of international mail and their solutions are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

2. Контрольно-счетная палата Республики Хакасия. Основные результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности [Текст]: Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия за 2017 год. -2018. С. 2.

УДК: 339.543

Кукишева С.В. студент

Научный руководитель: Таскаева С.В. к.п.н.

доцент

Забайкальский государственный университет ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: В статье рассматривается сущность таможенного контроля в отношении международных почтовых отправлений, его правовая основа и перспективы. Автором проанализированы основные проблемы организации таможенного контроля за перемещением международных почтовых отправлений, предложены пути их устранения.

Ключевые слова: международные почтовые отправления, таможенный контроль, таможенные органы, таможенная граница, товар, Всемирный почтовый союз.

Kukisheva Svetlana Student

Supervisor: Taskaeva S. V, PhD, Associate Professor

Transbaikal State University ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF INTERNATIONAL MAIL: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract: The article deals with the essence of the customs control over border crossing of international mail, as well as its legal basis and prospects. The analysis of the main problems of customs control over the movement of international mail and their solutions are presented.

Keywords: international mail, customs control, customs authorities, customs border, goods, World postal union.

Одним из довольно удобных и, как следствие, часто встречающихся способов перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров физическими и юридическими лицами является пересылка таких товаров в международных почтовых отправлениях (далее - МПО). Также широкое распространение МПО получили благодаря развитию международной интернет-торговли.

Правовую основу организации таможенного контроля за пересылкой товаров в МПО составляют международные договоры Российской Федерации, Таможенный кодекс ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС)[1], федеральный

закон от 3 марта 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 289) [3], нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС РФ), а также акты Всемирного почтового союза.

Так, ТК ЕАЭС раскрывает следующее понятие МПО [1]:

МПО

О»

посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории ЕАЭС из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию ЕАЭС в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС.

Схема 1. Понятие МПО

Вместе с тем, глава 40 ТК ЕАЭС закрепляет особенности перемещения МПО через таможенную границу Союза, в частности, закрепляет особенности пересылки товаров в МПО, особенности совершения таможенных операций в отношении МПО [1].

Кроме ТК ЕАЭС, особенности перемещения МПО через таможенную границу подробно регламентированы и ФЗ № 289 [3].

Вышеуказанными нормативно-правовыми актами закреплены случаи, когда пересылка в МПО не допускается в отношении таких товаров, как [1]:

1) товары, которые запрещены к пересылке на основании положений актов Всемирного почтового союза;

2) товары, которые не подлежат пересылке в МПО на основании перечня товаров, определенных Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК).

В перемещаемых почтовой связью, с помощью курьерской службы или транспортных компаний, МПО могут содержать:

1) письма, а также письма с объявленной ценностью;

2) почтовые карточки;

3) бандероли;

4) секограммы;

5) мелкие пакеты;

6) все категории посылок;

7) сгруппированные отправления «Консигнация»;

8) отправления международной ускоренной почты.

Движение МПО выглядит следующим образом [5]:

Отправитель

Получатель

Прием

Выдача

Сортировк а

Сортировка

Таможенное оформление и таможенный

Таможенное оформление и таможенный контроль

Импорт

Схема 2. Этапы движения МПО

Таким образом, перемещение товаров в МПО состоит не только из услуг почтовых операторов, а именно упаковки, принятия, доставки, временного хранения, выдачи, но и осуществление таможенных формальностей в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

В местах международного почтового обмена таможенный контроль проводится в отношении всех МПО, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС.

В соответствии с таможенным законодательством для посылок из-за рубежа определены установленные лимиты беспошлинной пересылки. С вступлением в силу ТК ЕАЭС на территории России действуют новые нормы ограничений МПО, предусмотрено поэтапное стоимостное снижение товаров, которые можно будет ввозить на территорию России без уплаты пошлин.

Так, на основании ТК ЕАЭС следующие лимиты МПО таможенными пошлинами не облагаются [7]:

1) с 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно - товары, по стоимости не превышающие 1000 евро и (или) по весу - 31 кг;

2) с 1.01.19 по 31.12.19 - товары, не превышающие по стоимости 500 и (или) не превышающие по весу 31 кг;

3) после 01.01.2020 года - товары, не превышающие по стоимости 200 евро и (или) не превышающие по весу 31 кг.

Если вышеназванные лимиты будут превышены, то таможенные платежи подлежат уплате по тарифной ставке 30 % от их общей стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Кроме того, согласно нормам законодательства, пересылку МПО должны сопровождать документы, которые предусмотрены актами Всемирного почтового союза. Так, акты Всемирного почтового союза предусматривают следующие документы, которые сопровождают МПО [4]:

1) таможенная декларация (формы CN 22, CN 23);

2) сопроводительный адрес CP 71;

3) бланк-пачка CP 72;

4) бланк E1 (при осуществлении таможенного декларирования МПО, которые содержат логотип EMS).

Таможенный контроль МПО осуществляется должностными лицами таможенных органов путем применения таких форм таможенного контроля, как таможенный осмотр или таможенный досмотр МПО с использованием технических средств таможенного контроля.

Если в ходе таможенного контроля будут обнаружены запрещенные или ограниченные к ввозу товары, то такие товары возвращаются отправителю МПО, либо в отношении данного лица, которое осуществляло попытку внедрения на территорию Российской Федерации таких товаров, возбуждаются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые закреплена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [2].

Объемы МПО с каждым годом увеличиваются, несмотря на то, что рост внешней торговли в целом в нашей стране невелик, поэтому возникает необходимость усовершенствовать действующее законодательство в области таможенного дела в отношении МПО, а также устранить проблемы осуществления таможенного контроля МПО.

Таким образом, возникает множество проблем, связанных с совершенствованием таможенного контроля МПО, что обуславливает актуальность изучения вопроса совершенствования таможенного контроля товаров, пересылаемых в МПО.

Первой проблемой организации таможенного контроля за проведением МПО является малоуспешная работа национального почтового оператора Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России») по ряду инфраструктурных оснований, что отражается на работе таможенных органов, и, в частности, на проведении таможенного контроля.

ФГУП «Почта России» в данное время фактически является единственным оператором, обеспечивающим доставку посылок как из-за рубежья, так и по территории России, и, несмотря на усовершенствование, его инфраструктура в период роста нагрузки зачастую не справляется с увеличением почтовых отправлений.

Для решения данной проблемы можно предложить следующие пути:

1) увеличение численности рабочих на производственных участках мест международного почтового обмена;

2) упрощение технологических процессов;

3) унификация и стандартизация документооборота и процесса обработки.

Другой проблемой является то, что в практике часто встречаются случаи, когда получатель МПО и иностранный отправитель товара в МПО договариваются о том, чтобы декларант заявил недостоверные сведения о товаре в целях занижения суммы уплаты получателем таможенных платежей за данный товар.

Поскольку товар, перемещаемый с помощью МПО, декларируется отправителем, можно сделать вывод, что он и выступает в качестве декларанта. Однако на данное лицо таможенное законодательство ЕАЭС не распространяется, поэтому у данного лица присутствует возможность уклонения от ответственности при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Данный вопрос не затронут таможенным законодательством ЕАЭС, поэтому необходимо выделить получателя данного товара как самостоятельного субъекта совершения таможенных операций. В данном случае стоит дополнить ст. 2 ТК ЕАЭС соответствующим термином «получатель товара».

Следующей проблемой является некорректное оформление сопроводительных, таможенных документов МПО.

Так, при отсутствии сведений о товарах, которые пересылаются в МПО, либо если была неправильно выбрана форма декларации, то время, затрачиваемое на совершение операций в отношении таких МПО, значительно увеличивается в связи с необходимостью проведения таможенного досмотра и документального оформления его результатов, что и влечет к скоплению МПО в местах международного почтового обмена и задержке их выдачи получателям.

Поэтому рекомендуется почтовым службам, по назначениям таможенных органов, в целях облегчения и ускорения проведения таможенного контроля, требовать от отправителей всегда применять декларацию формы СК 23, несмотря на стоимость товара, а также прикладывать к почтовым отправлениям счет-фактуру.

Также для улучшения совместной работы таможенной и почтовой служб в стране назначения необходимо, чтобы отправитель МПО заполнял таможенные документы в соответствии с положениями действующих актов Всемирного почтового союза, однако необходимо обращать внимание на необходимость строгого соблюдения инструкций, имеющихся на обратной стороне деклараций СК 22 или СК 23.

Таким образом, из-за некорректного или неправильного заполнения документов возникает другая проблема, связанная с задержкой поступления МПО и проведения таможенного контроля в отношении МПО.

В связи с частыми обращениями граждан в ФТС РФ о причинах задержек поступления МПО в адрес получателей на территории России необходимо отметить следующее.

Увеличение времени таможенного оформления и таможенного контроля МПО обусловлено причинами, в большей степени не зависящими от таможенных органов:

1) значительное количество МПО прибывают без сопроводительных документов из зарубежных государств;

2) широкое распространение приобрело нарушение порядка заполнения отправителями МПО почтовой таможенной декларации. Несмотря на то, что инструкция по заполнению таможенной декларации CN23 расположена на оборотной стороне данного документа, нередки случаи, когда встречаются нарушения правил заполнения таможенной декларации CN23 отправителями МПО.

Кроме того, еще одной проблемой является возможность отправления в МПО контрафактной продукции.

Значимым вопросом при оформлении МПО, пересылаемых в Россию, является таможенный досмотр товаров для определения соответствия указанных в отношении товаров в МПО информации.

Вскрытие МПО с товарами проводят работники почтовой службы в присутствии должностных лиц таможенных органов, причем все результаты досмотра должны быть зарегистрированы в электронной базе. Однако, товары, общая стоимость которых составляет менее 5000 рублей, направляются адресатам без проведения досмотра должностными лицами таможенными органами. Это обуславливает возможность отправления контрафактной продукции.

В качестве способа контроля ввоза в страну контрафактных товаров можно рассмотреть опыт ряда европейских государств.

Данные государства в целях сокращения пересылки контрафактной продукции в МПО вскрывают 5% посылок, которые поступают потребителям от иностранных интернет-магазинов (например, AliExpress, Taobao, eBay, Quelle, и т.д.)[6].

Данный способ был выдвинута ассоциацией компаний интернет-торговли (далее - АКИТ) в целях борьбы с контрафактной продукцией в узком сегменте рынка, который направлен на доставку товаров частным лицам, с целью выявления основных путей поступления в Россию контрафактной продукции и их пресечения.

ФТС РФ, руководствуясь европейским опытом, также предлагает вскрывать 5 % МПО, которые будут определены случайной выборкой. Затем необходимо выявленный товар отправлять фирме-изготовителю на экспертизу для того, чтобы они подтвердили или опровергли оригинальность происхождения проверяемого товара.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых в МПО в условиях формирования развития интернет-торговли, становится все более актуальным и вызывает поиск все более новых способов выведения таможенного контроля МПО на качественно новый, улучшенный и современный уровень развития.

Использованные источники:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [от 1 января 2018 г.] // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: с изм. и доп. на 11 октября 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2002. - 7 января. - № 1. - Ст. 1.

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон [от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - 6 августа. - № 32. - Ст. 5082.

4. Березнякова А.В. Актуальные проблемы борьбы с перемещением контрафактной продукции в международных почтовых отправлениях // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 11. - С. 348-352.

5. Гладких А.О. Международные почтовые отправления, современные реалии // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 455-458.

6. Дронова О.Б. Вскрытие международных почтовых отправлений как метод противодействия реализации контрафактной продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 15. - С. 426-430.

7. Новосельцова С.А. Таможенный контроль международных почтовых отправлений через таможенную границу ЕАЭС // Научно -практический электронный журнал Аллея Науки. - 2017. - № 16. - С. 273-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.