Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / досуг / студенты / толерантность / самореализация молодежи. / youth / leisure / students / tolerance and self-realization of young people.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Репяхов А.В., Кротов Д.В.

Актуальность: студенческие организации осуществляют непосредственную связь интересов молодежи на национальной, культурной, духовной основе, таким образом, выступая в качестве крепкого фундамента для формирования прогрессивной, современной, толерантной университетской среды, соответственно, объединяющей в себе разнообразие личных интересов учащихся с общественно важными ценностями. Работа студенческих организаций ориентирована на поддержку учащихся, чтобы сформировать профессиональные и личностные качества. Цели: проанализировать результаты социологических опросов молодых людей. Результаты: выявлены факторы и условия, влияющие на саморелализацию молодежи. Выводы: существенной проблемой является отсутствие у некоторых молодых людей творческих потребностей, как таковых в связи развитием технологий, поглощенностью социальными сетями и жизнью в виртуальной реальности в целом, а также распространением форм досуга, не имеющих духовной направленности, вместе с тем, модных и развлекательных. В то же время, отмечается, что творческая самореализация молодежи успешно и эффективно проходит в процессе социально-культурной деятельности в образовательных организациях высшего образования, чему, в большинстве своем, способствуют участие в различного рода мероприятиях, реализации проектов в ходе учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Репяхов А.В., Кротов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENT LEISURE AS A FACTOR IN CREATIVE SELF-REALIZATION OF YOUTH

Student organization provide direct communication interests of youth on a national, cultural, spiritual basis, such thus serving as a strong foundation for the formation progressive, modern, tolerant university environment, accordingly combining a variety of personal interests, students with socially important values. Student work organizations focused on supporting students to form professional and personal qualities. Results: the factors influencing the self-correlation of young people were revealed. Conclusions: a significant problem is the lack of creative needs in some young people, such as due to the development of technology, absorption in social networks and life in virtual reality in general, as well as the spread of forms of leisure that do not have a spiritual direction, but at the same time are fashionable and entertaining. At the same time, it is noted that the creative self-realization of young people successfully and effectively takes place in the process of socio-cultural activities in educational institutions of higher education, which is mostly facilitated by participation in various kinds of events, the implementation of projects in the course of educational activities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.94.29.034 УДК 316

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Репяхов А.В., Кротов Д.В.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. Актуальность: студенческие организации осуществляют непосредственную связь интересов молодежи на национальной, культурной, духовной основе, таким образом, выступая в качестве крепкого фундамента для формирования прогрессивной, современной, толерантной университетской среды, соответственно, объединяющей в себе разнообразие личных интересов учащихся с общественно важными ценностями. Работа студенческих организаций ориентирована на поддержку учащихся, чтобы сформировать профессиональные и личностные качества. Цели: проанализировать результаты социологических опросов молодых людей. Результаты: выявлены факторы и условия, влияющие на саморелализацию молодежи. Выводы: существенной проблемой является отсутствие у некоторых молодых людей творческих потребностей, как таковых в связи развитием технологий, поглощенностью социальными сетями и жизнью в виртуальной реальности в целом, а также - распространением форм досуга, не имеющих духовной направленности, вместе с тем, модных и развлекательных. В то же время, отмечается, что творческая самореализация молодежи успешно и эффективно проходит в процессе социально-культурной деятельности в образовательных организациях высшего образования, чему, в большинстве своем, способствуют участие в различного рода мероприятиях, реализации проектов в ходе учебной деятельности.

Ключевые слова: молодежь, досуг, студенты, толерантность, самореализация молодежи.

ORGANIZATION OF STUDENT LEISURE AS A FACTOR IN CREATIVE SELF-REALIZATION OF YOUTH

Artyom V. Repyahov, Dmitry V. Krotov

Rostov State University of Economics

Abstract. Student organization provide direct communication interests of youth on a national, cultural, spiritual basis, such thus serving as a strong foundation for the formation progressive, modern, tolerant university environment, accordingly combining a variety of personal interests, students with socially important values. Student work organizations focused on supporting students to form professional and personal qualities. Results: the factors influencing the self-correlation of young people were revealed. Conclusions: a significant problem is the lack of creative needs in some young people, such as due to the development of technology, absorption in social networks and life in virtual reality in general, as well as the spread of forms of leisure that do not have a spiritual direction, but at the same time are fashionable and entertaining. At the same time, it is noted that the creative self-realization of young people successfully and effectively takes place in the process of socio-cultural activities in educational institutions of higher education, which is mostly facilitated by participation in various kinds of events, the implementation of projects in the course of educational activities.

Keywords: youth; leisure; students, tolerance and self-realization of young people.

Введение. Создание условий для самореализации молодежи - основная цель государственной молодежной политики страны, которая закреплена как в федеральном законодательстве, так и в подавляющем большинстве нормативных актов в разных формах и под разными формулировками.

Самореализация, как отдельного молодого человека, так и соответствующего социального слоя, в целом, неразрывно связана с социально-экономическим положением в стране. Соответ-

ственно, проблемы, которые возникают в процессе самореализации молодежи, в первую очередь, базируются на проблемах государства; вместе с тем, от их решения зависит будущее, совершенствование социальной системы, рост производительности труда и материального благосостояния населения, нивелирование социальных конфликтов.

Самореализация молодежи неразрывно отражает качество жизни, уровень реализации потребностей, степень достижения целей в соотноше-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

нии с минимальными социальными стандартами и возможностями общества.

Реализация - для каждого своя, человек сам выбирает приоритетное направление проявления своих качеств, талантов, навыков, и степень их важности .

Самореализация - это совокупность всех сфер жизни, таких как творчество, хобби, семья, карьера, окружение.

Обсуждение. В последние годы происходит смещение приоритетов и возрастает потребность в «универсальных работниках», обладающих компетенциями на стыке профессий, не все-гдаа смежных, чаще всего, ориентированных на новые технологии и цифровизацию.

В 2022 году платформа «Россия - страна возможностей» провела два опроса учащихся российских образовательных организаций высшего образования. Исследование мнений студентов о предпринимательстве и будущей карьере проходило с 12 по 20 января 2022 года и охватило 3,3 тыс. человек. Исследование «Портрет студента - 2022» проходило с 07 июня по 07 августа 2022 года. В опросе приняло участие 1,4 тыс. студентов более чем из 200 ООВО России. Аналогичные опросы платформа проводила в 2021 году; в их результатах можно проследить динамику. Как показало первое исследование, 59 % студентов рассматривают возможность начать собственный бизнес после выпуска, а 5 % уже занимаются бизнесом; в 2021 году пропорции были аналогичными. Самыми перспективными отраслями для открытия своего бизнеса студенты видят сферу услуг (15 % в 2022 г., 19 % в 2021 г.), культуру и творчество (11 % в 2022 г., 10 % в 2021 г.), искусство и моду (8 % в 2022 г., 8 % в 2021 г.). В топ-10 популярных направлений также вошли торговля, маркетинг, МеСТесИ, социальная сфера, ЕСТесИ, РооСТесИ и киберспорт. Каждый четвертый студент еще не знает, в какой сфере хочет открыть свое дело.

Студентам задавался вопрос: Как они относятся к лидерам мнений из онлайн-пространства? 48 % опрошенных студентов не доверяют советам инфлюенсеров, 27 % заявили о своем доверии инфлюенсерам, еще четверть затруднилась с ответом на этот вопрос.

Тем, кто доверяет мнению инфлюенсеров, предлагалось уточнить: Какие темы вызывают наибольшее доверие? Результаты опроса показывают, что это образование/карьера (21 %), путешествия (14 %), творчество (14 %), финансы (12 %), здоровье и красота (11 %).

У студентов спрашивали: Каким образом, по их мнению, технологии влияют на нашу жизнь? Положительное влияние технологий на здоровье людей отмечают 65 % студентов, на производительность труда - 84 %, а на состояние окружающей среды - всего 27 %. Мнения студентов о совмещении работы с учебой разделились: 41 %

считают, что это скорее помогает студентам стать хорошими специалистами, а 32 % думают, что скорее мешает. Другое исследование платформы, «Портрет студента - 2022», показало, что половина учащихся ООВО уже совмещает работу и учебу. 84 % студентов проявляют ответственное поведение в части экологичного образа жизни. Самые популярные действия -использование многоразовых вещей вместо одноразовых (46 %), экономное потребление ресурсов (39 %), покупка товаров от местных производителей (37 %). Каждый четвертый студент отдает ненужные вещи нуждающимся и сортирует отходы.

Меняется восприятие образования как такового, снижается ценность классического образования, широкое распространение получают различные современные форматы, дистанционное и неформальное.

Результаты. Существенной проблемой является отсутствие у некоторых молодых людей творческих потребностей, как таковых, в связи с раз-в и т и ем технологий, поглощенностью социальными сетями и жизнью в виртуальной реальности, в целом, а также - распространением форм досуга, не имеющих духовной направленности, вместе с тем, модных и развлекательных. Практически отсутствует стремление к участию в традиционных формах культурной жизни - в коллективных походах в музеи, театры, филармонии и пр.

Молодые люди чувствительны к новому и имеют высокую планку по отношению к качеству получаемых услуг. Поэтому, проводимые в учреждениях молодежной политики мероприятия и оказываемые услуги, должны отвечать этим требованиям.

Досуг должен быть качественным и ярким, имеющим «вау-эффект», образовательные форматы -актуальными, получаемые знания, навыки и компетенции - востребованными. Само пространство должно быть визуально привлекательным, стильным и фотогеничным.

Еще одним фактором, влияющим на самореализацию молодежи, является отсутствие гарантий, определенного залога успешности, что сопровождается чувством страха и неуверенности в завтрашнем дне. Неудовлетворенность текущим уровнем жизни создает иллюзию «хорошей жизни» в больших городах и за рубежом и стремлением переехать из родного региона.

Самореализация - это выявление, развитие и реализация потенциала каждой личности средствами его творческой деятельности в социуме.

Таким образом, самореализация в молодежной среде, по нашему мнению, является именно социально осознанной необходимостью.

Нередко, эта деятельность становится важнейшим элементом образа жизни человека. Без-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

условно, творческая самореализация личности заключается в реализации ее потенциала. Это -довольно длительный процесс.

По А. Маслоу, в пирамиде человеческих потребностей самореализация находится в наивысшей точке. И для того, чтобы достичь этой ступени, нам нужно научиться справляться с более низменными потребностями, но последовательность иллюзорна и не является строго фиксированной.

Как отмечают многие специалисты в области психологии и педагогики, реализация самого себя является процессом воплощения собственного «Я».

Творческая деятельность - это любая деятельность, которая направлена на создание новых материальных и духовных ценностей или иных уникальных результатов.

Процесс творческой деятельности обязательно сопряжен с автором - его личностными качествами, логикой и возможностями. А вот, результат деятельности не всегда становится объективно значимым, часто происходит так, что ее процесс намного более ценен.

Стоит отметить, что творческая деятельность может не обеспечивать достижения неоспоримых и высоких результатов, так как, по сути своей, является любительским видом творчества, однако, она, безусловно, способна выступать в качестве катализатора для реализации одаренности каждой личности, которая проявляет себя в досуге.

Творчеством выступает, прежде всего, процесс определенной деятельности человека, в результате которого создаются совершенно новые качественные объекты или же какие-то духовные ценности [2]. Творчество реализуется человеком, основным образом, в процессе его социально-культурной деятельности.

Социокультурная среда в настоящее время становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную, духовную составляющую. В этой связи, формирование и развитие социокультурной среды становится важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит становление и определение жизненных планов.

Для успешного становления личности молодого гражданина государственная молодежная политика должна способствовать формированию нравственных, культурных ориентиров и уважительного отношения к окружающим.

Наполнение культурной жизни (литература, кино, изобразительное, музыкальное и театральное искусство, особенно современное) важно для всех категорий молодежи. Низкий общекультурный уровень ведет к проблемам социальной,

образовательной, профориентационной направ-ленностей. Культурно-нравственный потенциал молодежи является одним из базовых признаков, который активизирует интеллектуальный потенциал.

К мерам, принимаемым для создания современной социокультурной среды, способствующей саморазвитию молодежи, можно отнести:

- участие жителей в инициативном бюджетировании, в рамках которого создаются объекты спортивной, культурной и досуговой инфраструктуры;

- открытие муниципальных молодежных центров;

- проведение ремонтных работ сферы благоустройства с организацией молодежных пространств уличного формата;

- работа по созданию и наполнению работы клубных формирований;

- выравнивание инфраструктуры города или поселения в целом под запросы молодых людей.

Особого внимания в работе с молодежью требует вопрос создания и обеспечения работоспособности и доступности социокультурной инфраструктуры: ресурсных центров, лофтов, ковор-кинг-пространств.

Проблема доступности социокультурной среды проявляется в ограничениях временными рамками работы подведомственных учреждений. Например, часы работы коворкинг-центра, созданного на базе библиотеки, не совпадают с временным графиком молодого человека, свободное время, которого начинается после окончания работы или учебных занятий, включая дополнительное образование. Спортивные сооружения при образовательных учреждениях имеют также ограничения по посещению в случае отсутствия групповых занятий, что не способствует решению задачи социализации, связанной с самостоятельным формированием небольших молодежных сообществ, сгруппированных по увлечениям тем или иным видом спорта, или проведением стихийных соревнований.

К проблемной части можно отнести возрастной ориентир создания социокультурной среды, новые объекты зачастую ориентированы на детей и подростков, что обусловлено наличием соответствующих показателей в национальных проектах. Кроме этого, необходимо отметить большую разрозненность регионов и низкую плотность населения в сельских и отдаленных территориях, что ограничивает доступность социокультурной среды, созданной в городских агломерациях .

Возможность гармоничного включения молодежи в социальную деятельность, направленную на рост личных достижений, интеллектуальное раз© Репяхов А.В., Кротов Д.В.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

витие, комфорт в общении и совместной творческой работе обеспечивается учреждениями дополнительного образования. В настоящий момент времени, в большинстве регионов страны сложилась и успешно действует система выявления и государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Не менее важным в формировании современной социокультурной среды является ресурсная поддержка деятельности молодежных общественных организаций и некоммерческих организации, работающих с детьми и молодежью, предусматривающая в выделение помещений бесплатно или на льготных условиях, модернизацию имеющейся инфраструктуры, а также выделение соответствующих субсидий.

Плановое взаимодействие с НКО способствует развитию и поддержке молодежных движений с социально ориентированной деятельностью, имеющих во главе лидеров общественного мнения, а также обеспечивают широкий охват молодежи мероприятиями и ее занятость. Чаще всего, для решения данных проблем привлекаются внебюджетные средства, организуется участие НКО с творческими проектами в грантовых конкурсах, направленными на молодежную аудиторию, определяются опорные ВУЗы среди классических, с которыми выстраивается сотрудничество по введению профильных творческих программ.

Проблемой для многих регионов является неэффективность каналов информирования о возможностях молодежи; только до 15-20 % молодых людей удается доставить информацию, используя привычные методы информационной работы (социальные сети, интернет, СМИ).

Молодежь во все времена отличалась друг от друга, и содержание её деятельности может разниться как по жанру, исторической эпохе, так и по форме. Те молодые люди, которые интересуются современными формами и видами искусства, не всегда знают исторические аспекты развития того или иного искусства. Исходя из этого, мы можем обратить внимание на то, что не только творческие навыки молодых людей требуют развития, но и общие фоновые знания также не должны оставаться в стороне. Самореализация молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет должна быть единой и систематичной.

Творчески свободная личность обретает смелость в воплощении идей и стремлений, заложенных в ней самой, что способствует процессу самореализации, но и приобретенные фоновые знания играют важнейшую роль в понимании и определении собственных возможностей.

Именно присущая личности смелость мотивирует ее к созданию нового творческого продукта, которого раньше не существовало.

Вторым важным фактором для творческой самореализующейся личности является отсутствие

внешней субъективной оценки, а значит, психологическая безопасность. Личность, которая в своей свободе выбора имеет возможность безопасно осуществлять творческую деятельность, приближена к комфортным условиям самореализации.

Наполненность свободой, подвижность мысли, осознание личных смыслов в творчестве придает человеку уверенность в собственных силах, и когда он защищен в этом процессе от субъективизма и находится в безопасности, процесс протекает более эффективно. Следует отметить, что эти факторы относятся к внешним, влияющим на внутренние, например, пластичность мысли, разума, идей и т.д.

Соблюдение этих основополагающих условий в социально-культурной среде образовательных организаций высшего образования сможет обеспечить эффективный процесс самореализации молодых личностей. Напомним также, что особое внимание уделяется не столько конкретному результату творческой деятельности, сколько непосредственно самому проходящему процессу.

Конечно, важно не подменять понятия «самовыражение» и «самореализация».

Самовыражение - это использование собственного потенциала в достижении какого-либо краткосрочного результата с целью обратить на себя внимание.

Самореализация - это реализация непосредственно самого потенциала, «Я» в процессе деятельности, которая приносит удовольствие. Результат этой деятельности может не иметь никаких значимых проявлений в обществе, но процесс создания воздействует на личность.

Обращая особое внимание на термин «самореализация», многие понимают его как реализацию возможности личности, хотя, на данный момент времени не существует единого мнения о том, что такое самореализации.

Реализация самого себя - это не простая задача: для этого молодому человеку нужно самому себе перечислить и проанализировать все виды деятельности, которыми ему хотелось бы заниматься, затем сравнить их. И только тогда можно будет понять, какой род занятий подходит больше всего конкретному молодому человеку [4].

Если обратиться к проведенным исследованиям в 2021 году по этому поводу, то мы можем увидеть, что многие не умеют правильно определять свои способности, таланты, направления и жизненные приоритеты.

На данный момент времени, многие люди ошибочно думают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это - всеобщее заблуждение. Человеку необходимо абстрагироваться от навязанных

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

обществом взглядов и оценить себя всесторонне.

Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или занимаясь любимым хобби.

Главное, чтобы процесс вызывал положительные эмоции - это самый основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно. Также, стоит поставить вопрос: Для какого возраста актуальна работа молодого человека над собой, и спосбен ли молодой человек сам поставить себе цель для самореализации? Однозначный ответ на этот вопрос дать определенно нельзя, так как для каждого человека процесс развития индивидуальный и, возвращаясь к учению А. Маслоу, лишь небольшой процент людей может полностью реализовать свой творческий потенциал.

Определить критерии того, насколько полно и гармонично происходит творческая реализация, может только сам человек.

«Но можно отметить, что в процессе развития любой индивид проходит определенные этапы:

- Обучение: познает себя и мир, накапливает знания, умения и навыки о нем.

- Воспитание: взаимодействует с окружающей средой и определяет, какие его воздействия приносят пользу, а какие - вред.

- Осознание: определяет и принимает свои склонности, характер, талант, предназначение и цель жизни» [3].

Проходя этапы развития, человек способен приобрести опыт, развиваться, ставить личные цели, действовать и тратить имеющиеся ресурсы для их достижения. При этом самоактуализация может переходить на новый, более осознанный

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

уровень. Тогда человек способен скорректировать, уточнять формулировку своего таланта и предназначения, изменять поставленные цели, отказаться от них или ставить новые.

Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать изначально, куда следует двигаться, а направление каждый должен задавать себе самостоятельно. «Также, человеку необходимо расставить приоритеты и получить либо раскрыть определенные таланты, которые помогут в достижении поставленной цели. Самоопределение влияет на эффективность всей его дальнейшей жизни. Человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, становится счастливым» [1].

Итак, молодой человек, который стремится к творческой самореализации, к моменту ее достижения прорабатывает большую часть своих проблем, находит свои внутренние ресурсы к жизни и только тогда уже становится самодостаточным.

Заключение. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что самореализация молодежи успешно и эффективно проходит в процессе социально-культурной деятельности в образовательных организациях высшего образования, чему, в большинстве своем, способствуют участие в различного рода мероприятиях, реализации проектов в ходе учебной деятельности, а также - включение молодого поколения университетов в проектную деятельность за пределами стен образовательных организаций высшего образования (творческие конкурсы, тренинги и др.).

Таким образом, творческая самореализация является многогранной деятельностью, решающей множество проблем, связанных с человеком, в том числе проблему общей самореализации личности.

Conflict of Interest None declared

Review

All artides are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the neme and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Акунина Ю.А. Социально-культурная превенция протестных настроений среди молодежи в условиях современного российского общества. 2011. С. 78.

2. Беляев А.Ш. Культурно-досуговая деятельность как фактор саморазвития молодежи. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kak-faktor-samorazvtiya-studencheskoy-molodezhi-kyrgyzstana/viewer

3. Григорьева Е.И. Особенности творческой самореализации студенческой молодежи и в условиях досуга / Е.И. Григорьева // Культура и образование. 2013. № 2-4. С. 111-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пономарев А.В. Студенческие самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника. 2020. URL : https://akvobr.ru/studencheskoe_samoupravlenie_kak_faktor_konkurentosposobnosti.html

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

5. Старшов М.Е. Творческая самореализация молодежи в условиях проектной деятельности. 2017. URL : http ://theoryofcultu re. ru/issues/77/1014

1. Akunina Yu.A. Socio-cultural prevention of protests sentiments among young people in the conditions of modern Russian society. 2011. P. 7.

2. Belyaev A.Sh. Cultural and leisure activities as a factor self-development of youth. URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kak-faktor-samorazvtiya-studencheskoy-molodezhi-kyrgyzs tana/ viewer

3. Grigorieva E.I. Features of creative self-realization of student youth in leisure conditions / E.I. Grigorieva // Culture and Education. 2013. № 2-4. P. 111-114.

4. Ponomarev A.V. Student self-government as a factor in increasing graduate competitiveness. 2020. URL : https://akvobr.ru/studencheskoe_samoupravlenie_kak_faktor_konkurentosposobnost.html

5. Starshov M.E. Creative self-realization of youth in conditions project activities. 2017. URL : http://theory ofculture.ru/issues/77/1014

References:

Информация об авторах

Ростовский государственный экономический университет Dsm2000@mail.r

Репяхов Артем Викторович

магистрант по магистерской программе «Организация работы с молодежью»,

Artyom V. Repyahov

Master program

«Organization of work with youth», Rostov State University of Economics Dsm2000@mail.r

Кротов Дмитрий Валерьевич

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории

Ростовский государственный экономический университет dsm2000@mail.ru

Dmitry V. Krotov

Doctor of Social Sciences,

Professor of the Department of Economic Theory,

Rostov State University of Economics

dsm2000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.